Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Оренбургский пуховый платок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 19 «Улыбка»
Южноуральского городского округа
457045, Россия, Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Советской Армии 18 В, 4-86-57
Совместная деятельность с детьми
«Оренбургский пуховый платок»
Старшая группа
Составитель:
ПогребнякО.Б.
Южноуральск
2017 г
Цель: Формировать представление о своей малой родине и ее людях; знакомить с историей казаков Южного Урала, их мастерами и ремеслами. Развивать индивидуальность каждого ребенка, его интерес к разнообразию узоров Оренбургских платков; их передаче в рисунке путем использования традиционной и нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Способствовать расширению кругозора.
Задачи: Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с мастерами казаков Южного Урала . Закрепить знания детей о некоторых видах ремесел, обобщить представление о народных промыслах. Учить отвечать на вопросы полным ответом. решать заданную проблему. Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря Оренбургский пуховый платок, ажурная паутинка, , пух, пуховницы, середина, кайма, вязать. Развивать художественно-образные основы изо деятельности детей посредством изображения узоров Оренбургских платков с помощью изобразительной деятельности. Совершенствовать технику рисования кистью и ватной палочкой. умения рисовать узоры на бумаге квадратной формы Воспитывать уважение и интерес к мастерицам и народным промыслам
Использование технологий икт слайд-презентация и здоровьесберегающие технологии.
Методы и приемы. наглядный, беседа, познавательно – исследовательский, игровой, показ со словесным сопровождением, рассматривание, прослушивание песни. Группа оформлена элементами интерьера избы.
Предварительная работа: показ презентации, Где берут пух для вязания платков и палантинов. Беседы, организация выставки: «оренбургские козы и горные козы».
Материал и оборудование:
Техническое обеспечение: компьютер.
Музыкальный ряд: песня «Оренбургский пуховый платок .стихи Оренбургских поэтов на тему: «Оренбургским пуховницам»,
Зрительный ряд: выставка паутинок
Элементы оформления: интерьер избы. печь, лавки, короб с пухом, веретено, спицы, клубки.
Оборудование для рисования: шаблоны пуховых платков, ватные палочки, кисточки .гуашь, салфетки, стаканчики с водой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 19 «Улыбка»
Южноуральского городского округа
457045, Россия, Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Советской Армии 18 В, 4-86-57
Совместная деятельность с детьми
«Оренбургский пуховый платок»
Старшая группа
Составитель:
ПогребнякО.Б.
Южноуральск
2017 г
Совместная деятельность «Оренбургский пуховый платок»
Конспект проведения образовательной деятельности в старшей группе по художественно эстетическому развитию (рисование) Тема: «Оренбургский пуховый платок»
Цель: Формировать представление о своей малой родине и ее людях; знакомить с историей казаков Южного Урала, их мастерами и ремеслами. Развивать индивидуальность каждого ребенка, его интерес к разнообразию узоров Оренбургских платков; их передаче в рисунке путем использования традиционной и нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Способствовать расширению кругозора.
Задачи: Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с мастерами казаков Южного Урала . Закрепить знания детей о некоторых видах ремесел, обобщить представление о народных промыслах. Учить отвечать на вопросы полным ответом. решать заданную проблему. Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря Оренбургский пуховый платок, ажурная паутинка, , пух, пуховницы, середина, кайма, вязать. Развивать художественно-образные основы изо деятельности детей посредством изображения узоров Оренбургских платков с помощью изобразительной деятельности. Совершенствовать технику рисования кистью и ватной палочкой. умения рисовать узоры на бумаге квадратной формы Воспитывать уважение и интерес к мастерицам и народным промыслам
Использование технологий икт слайд-презентация и здоровьесберегающие технологии.
Методы и приемы. наглядный, беседа, познавательно – исследовательский, игровой, показ со словесным сопровождением, рассматривание, прослушивание песни. Группа оформлена элементами интерьера избы.
Предварительная работа: показ презентации, Где берут пух для вязания платков и палантинов. Беседы, организация выставки: «оренбургские козы и горные козы».
Материал и оборудование:
Техническое обеспечение: компьютер.
Музыкальный ряд: песня «Оренбургский пуховый платок .стихи Оренбургских поэтов на тему: «Оренбургским пуховницам»,
Зрительный ряд: выставка паутинок
Элементы оформления: интерьер избы. печь, лавки, короб с пухом, веретено, спицы, клубки.
Оборудование для рисования: шаблоны пуховых платков, ватные палочки, кисточки .гуашь, салфетки, стаканчики с водой.
Ход НОД
Дети . под музыку проходят в зал Воспитатель. Предлагает детям поздороваться друг с другом, как люди здоровались в старину
Дети Здороваются
Воспитатель. Ребята вы бы хотели отправиться в прошлое, где нет автомобилей, компьютерной техники, и много другого, что есть у нас в настоящем времени и познакомиться с новым ремеслом которым люди занимались в старину.
Дети Да
Воспитатель Отлично. Закрываем глаза, поворачиваемся три раза во круг себя и поговариваем раз, два , три настоящие в прошлое нас отвези.
Дети Отправляются знакомиться с новым ремеслом.
Воспитатель. Ой ребята посмотрите, мыс вами оказались в выставочном зале, наверное настоящее время решило нас познакомить с новым ремеслом именно здесь .А вы ребята согласны познакомиться с ремеслом в выставочном зале?
Дети Согласны, разные ответы.
Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с новым ремеслом уральских казаков. Казаки всегда славились своими мастерами, одаренными людьми.
давайте пройдем на выставку и внимательно все рассмотрим .проходя к выставке воспитатель спрашивает каких мастеров Урала они знают
Дети Играют в дидактическую игру «Подбери орудие труда к к ремеслу».
Дети Проходят и подходят к Экрану
слайд 1
Воспитатель. Я вам расскажу об одной из гордости нашего уральского края, оренбургском пуховом платке
слайд 2
Промерзшая степь начала жаловаться, что умирает от холода. Ее услышала «каменная баба» (так называют в народе огромные валуны, и пожалела – сплела из облаков пушистый и теплый платок, и укрыла им степь.
слайд 3
Воспитатель. Ребята как вы думаете, из чего каменная баба могла сплести пушистый теплый платок, чем она укрыла степь?
Дети ответы Снег ,снежинки и т.д.
Воспитатель. Это чудо так понравилось людям, что они начали повторять узоры и вязать платки из нежного козьего пуха.
Слайд4
Первые узоры на платках вывязали оренбургские казачки. Красивый пуховый платок стал частью женского народного костюма казачек. О мастерстве оренбургских казачек сложена легенда: «Давным-давно связала одна местная казачка платок такой неведомой красоты, что ей посоветовали послать его в подарок царице. Царица подарком осталась довольна, а казачку ту велела наградить деньгами – да так, чтобы на всю жизнь безбедную хватило. Но вместе с тем приказала и ослепить пуховницу, чтобы никто не носил таких платков, как у самой царицы. А все ж таки оплошала государыня. Была у казачки дочка, тоже вязала знатно. Вот и пошли из того семейства по всему уральскому краю платки».
который давно стал сувениром Урала .
красоту оренбургского платка воспевали поэты
Дети
1Мне платок подарили пуховый
Оренбургский пуховый платок.
Он согреет, как тёплое слово,
Даст мне силы, как влаги глоток.
2.Этот пух оренбургские козы
Нарастили в степях среди гор,
Где гуляют ветра и морозы,
Чтоб сплела мастерица узор.
3.Чтоб тончайшую нить отбелила,
Расчесала искусной рукой,
Людям сердце своё подарила,
И тепло, и уют, и покой.
4.Я изящным движением накину
Паутинки ажурный наряд,
Распрямлю свои плечи и спину,
И окрашу лукавостью взгляд.
Воспитатель мастерицы - рукодельницы длинными зимними вечерами вязали платки и ажурные паутинки. (Показываю детям Оренбургский платок) Создавали эту красоту из мягкого и шелковистого козьего пуха. (Показываю детям козий пух)
Дети Рассматривают паутинку ,обратите внимание на ажурные паутинки у каждой из них свой неповторимый рисунок и у каждой паутинки есть кайма. Ее вяжут как кружева. В которых вплетены просторы нашего уральского края, его красивые цветы, травинки, ручейки и речки, рощицы и долинки. У нас зимой очень много снега и животные и птицы оставляют следы на снегу. Вот мастера пуховых изделий очень часто переносят на свои работы эти следы. И делают это на столько, искусно, что они получаются сказочно красивыми.
Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке. Давайте поиграем с вами в игру:
Воспитатель:У меня на столе разложены картинки животных и птиц которые водятся в нашем родном краю, а на другом столе карточки с изображенными на них следами этих животных.
Ваша задача определить какому зверю или птице принадлежат эти следы..
Дети проводится дидактическая игра. «Чьи следы»
Воспитатель: Ребята давайте еще раз рассмотрим узоры платка на картинах и разберем, на какие следы похожи узоры .
Слайд 5
Дети разглядывают узоры на платке.
Воспитатель Вы бы хотели создать свой узор для оренбургского
платка.
Дети Ответы
Воспитатель Я вам предлагаю создать свой узор и отправить его мастерицам пуховницам, чтобы они смогли связать паутинку с вашим узорам, и вы будите знать, что где то пуховый платок именно с вашим узором ,согревает, чьи то плечи своим теплом.
Дети Ответы
Воспитатель. Проходите пожалуйста в мастерскую и занимайте рабочие места
Перед работой предлагаю вам превратиться в художников для стихотворения и нарисовать его своими руками
Дети
Люблю бескрайние просторы,
Край необъятный странный наш,
Платков изящные узоры,
Степей и гор простой пейзаж.
Воспитатель Показ и объяснение приемов техники рисования.
Дети Саша какие названия узоров ты запомнил, и т. д.
Помним, что узор у паутинки должен быть ритмичным, повторяющимся, ровным. Если вы продумали свой узор, то можно приступать к работе. А рисовать узор мы будем под народную мелодию .
Воспитатель и дети Вот и готовы наши макеты платков. Понравилось вам работать художниками? Давайте покажем свои работы друг другу .
С каким ремеслом вы сегодня познакомились? Что вы можете предложить создать сегодня, своим родителям ? (как вяжут платки).
А кому вы расскажите ,какие названия узоров запомнили? Каким ремеслом мастерицы - рукодельницы занимаются издавна? (вяжут пуховые платки)
Из чего вяжут платки? (из козьего пуха) и т д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Из опыта работы Епифановой Татьяны Сергеевны, воспитателя МДОУ детский сад №36 г. Кунгура...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"
Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре «Отгадай и сделай»
Конспект совместной деятельности по физической культуре с детьми старшей группы «Отгадай и сделай»...
План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Развиваем выносливость в беговых заданиях и ловкость в упражнениях с мячами»
План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»
Данный материал направлен на ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учит детей замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Что такое радость?"
Досуговая деятельность с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы и корректировки эмоционального фона детей....
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Цветик - семицветик" по теме "Весна" с приоритетным видом деятельности по ФЭМП.
Материал включает в себя задания по ФЭМП детей старшей группы для закрепления следующих знаний:временные понятия; количественный и порядковый счет в пределах 10; умение ориентироваться относительно се...