Занятие «Оренбургский пуховый платок»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских платков; их передаче в вырезании узоров и аппликации. Способствовать расширению кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_tablitse_platok_8_gr.docx | 188.17 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №102»
Занятие «Оренбургский пуховый платок»
в группе общеразвивающей направленности с 6-7 лет №8
с использованием современных образовательных технологий: проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии, исследовательская деятельность.
Воспитатель: Ваваева С.Б.
г. Оренбург 2018 г.
Занятие «Оренбургский пуховый платок»»
в группе общеразвивающей направленности с 6-7 лет №8
Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских платков; их передаче в вырезании узоров и аппликации. Способствовать расширению кругозора.
Задачи:
Образовательная: Учить отвечать на вопросы полным ответом. Учить решать заданную проблему. Совершенствовать умения вырезать узоры из бумаги квадратной формы, прямоугольной формы (палантин). Создавать условия для формирования у детей замысла: проявления любознательности, интереса к содержанию изо деятельности.
Развивающая: Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря. Развивать художественно-образные основы изо деятельности. Развивать творческое воображение.
Воспитательная: Воспитывать интерес к деятельности , аккуратность в работе; уважение и любовь к «малой» Родине , культуре своего народа.; уважение и интерес к народным промыслам.
Обогащение словаря: Оренбургский пуховый платок, ажурная паутинка, палантин, веретено, пух, пуховницы, спиц , клубок, гребень, середина, кайма, вязать.
Предпосылки учебной деятельности: формирование умения самостоятельно находить способы выполнения практических и познавательных задач; формирование устойчивого познавательного интереса.
Оборудование: компьютер; песня «Оренбургский пуховый платок»; стихи Оренбургских поэтов на тему: «Оренбургским пуховницам», «Мое Оренбуржье»; выставка паутинок печь, лавки, короб с пухом, веретено, гребни, чески, спицы, клубки; презентация «Степное кружево».
Оборудование для детей:
салфетки, ножницы, клей, заготовки из голубого картона для основы.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Методы, формы, приёмы, виды деятельности |
1.Психологический настрой | ||
Видеоклип с песней «Оренбургский пуховый платок» в исполнении девочки Таисии Подгорной. | Приветствие | Музыкальное сопровождение. Беседа |
2.Вводно-организационная часть(мотивация) | ||
Просмотр видеоклипа Воспитатель: Послушайте, какая красивая песня. О чем эта песня? Как называется область, в которой мы живем? Чем она славится? Наши Оренбургские поэты написали красивые стихи о нашей природе и об Оренбургских пуховых платках. Кто почитает нам стихи о нашем крае? 1 ребенок Люблю бескрайние просторы, Край необъятный странный наш, Платков изящные узоры, Степей и гор простой пейзаж. 2 ребенок Люблю зимы трескучий холод И лета томную жару, На окнах - роспись и узоры, Росу на листьях поутру. 3 ребенок Урала жгучую прохладу, Степей бескрайний наш простор, В лесу из зелени преграду – Сосновый стройный частокол. Молодцы! От всего сердца и с душой прочитали стихи о родном крае.
| Дети осознают и принимают поставленную задачу, участвуют в диалоге, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы. Двигательная деятельность | Создание проблемной ситуации. Побудить детей к исследовательской деятельности. |
3.Основная часть( актуализа- ция, восприятие и усвоение нового, расширение имеющих представлений) | ||
Ребята, а сейчас я приглашаю вас пройти к печке. Садитесь к печке на лавочки, грейтесь. Вы знаете какой сейчас месяц?.(Ответы детей) Правильно, наступил март. А в народе говорят: «Пришел марток – надевай семь порток»;» В марте сверху печет, снизу студит.» А когда у нас женщинам холодно, что они накидывают на плечи, чтобы согреться? (Пуховый платок). А у кого дома есть такой платок? Да действительно очень богат наш родной край, а гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья ,чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке. (Воспитатель берет паутинку) .От чего каждый раз светлеет и радуется душа, отчего охватывает трепет нежности удивления, когда берешь в руки Оренбургский ажурный пуховый платок. Каким народным промыслом мастерицы - рукодельницы наших сел и города занимаются издавна? (вяжут пуховые платки) Платок имеет важное символическое значение для оренбургских женщин. Он является оберегом для них. Платок значит «Плата»: женщина получает защиту, находясь под ним. Острые зубчики –кайма – отметает все плохое, а центральная часть оси символизирует солнце. Существует много легенд о пуховом платке. Послушайте одну из них. Согласно ей первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыцких и казахских всадников, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки и поддёвки, связанные из козьего пуха. Платки были без каких-либо узоров и служили лишь для сохранения тепла своему хозяину. Платки получаются настолько тонкими, что их можно пропустить через обручальное кольцо. (Показ) Из чего вяжут платки? (из козьего пуха) Какое животное дает пух для платков? (коза) А еще какую пользу приносит это животное? (дает молоко, мясо) Козий пух является уникальным. До сих пор нигде в мире не удалось получить изделия, которые бы смогли по своим свойствам сравниться с теми платками и шалями, которые вяжут в Оренбурге. Был случай, когда французы решили развести оренбургских коз у себя. Для этого они закупили крупную партию животных. Но попав в теплый климат они со временем превратились в обычных и пух потерял свои свойства. Показ презентации «Степное кружево» Просмотр презентации с обсуждением этапов производства платка. Быстрым движением правой руки вращаю веретено так, чтобы на него наматывалась нить. А когда мастерицы работали они напевали песни. С песней и дело спорится. Физминутка. поиграем в «Ручеек» После игры дети садятся Ребята давайте теперь рассмотрим паутинку, и разберем на какие следы похожи узоры с платка. | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, делают выводы.. в слове. Дети пробуют получить нить из пуха, соединить ее с шелковой нитью. Знакомятся с инструментами и разновидностями изделий (платок, палантин, паутинка). Дети играют в сопровождении музыки. | Беседа, ситуативный разговор, п/и, презентация, рисование, опытническая деятельность. |
4.Опытно-экспериментальная часть (практическая работа) | ||
Ребята, вы знаете, что в нашем городе работает много лет фабрика пуховых платков. Наши мастерицы столько за свою жизнь связали платков, что уже не знают какой еще узор придумать. Они обратились к нам с просьбой придумать и вырезать узор для ажурной паутинки. Поможем нашим мастерицам, пусть по нашим узорам свяжут платок? Давайте повторим, какие части у платка : середина, кайма с зубцами. И узор у каждой части свой. А, чтобы изготовить ажурные платки для наших мам поиграем с пальчиками. Пальчиковая игра: Мы платочки постираем, Крепко, крепко их потрем, А потом повыжимаем, Мы платочки отожмем. А теперь мы все платочки Так встряхнем, так встряхнем. А теперь платки погладим Мы погладим утюгом. А теперь платочки сложим И в шкаф положим. А прежде чем мы свами пройдем на свои рабочие места давайте вспомним правила работы с ножницами. Дети под музыку из салфеток вырезают узоры и наклеивают их на голубой картон. | Дети наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, в эксперименте отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, делают выводы Дети выполняют практическую работу, взаимодействуют с другими детьми и педагогом. | Групповая форма организации деятельности. |
5.Заключительная часть. Выставка работ Вот и готовы наши макеты платков. Понравилось вам работать художниками? Давайте покажем свои работы. Что интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Запомнилось? Века идут, а Оренбургский пуховый платок и сегодня нужен всем., поту, что несет людям тепло, здоровье бережет, красотой веселит. Он как хлеб – никогда не надоест. Воспитатель: Наше путешествие в прошлое платка закончилось, а для вас домашнее задание. Вместе с родителями в выходные дни посетите Музей изобразительных искусств. Побывайте в галерее пухового платка. и расскажите нам что еще нового вы узнали. А наш с вами групповой музей «Народные промыслы» я предлагаю пополнять экспонатами пуховязального промысла. | Дети высказываются по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния. | Беседа, обсуждение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оренбургский пуховый платок.
история создания пухового платка...
Конспект занятия «Народные промыслы, оренбургский пуховый платок» (2023г)
Знакомство с народными промыслами Оренбуржья....
Конспект занятия "Оренбургский пуховый платок"
представление о своей малой родине и ее людях; знакомить с историей Южного Урала, их мастерами и ремеслами. Развивать индивидуальность каждого ребенка, его интерес к разнообразию узор...
Конспект интегрированного занятия "Оренбургский пуховый платок" для детей старшего дошкольного возраста
Материал занятия направлен на ознакомление старших дошкольников с одним из богатств края - Оренбургским пуховым платком....
конспект занятия по художественно - эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему "Оренбургский пуховый платок"
Накинь на плечи пуховый платок,И словно из печи тепла глоток.Мягкий пушистый обнимет, любя,И искрой лучистой согреет тебя.Нежность и ласку подарит тебе,Жизнь будто сказку, откроет в тепле.Он сбе...
Конспект интегрированного занятия с элементами ниткографии «Оренбургский пуховый платок» в подготовительной группе.
Конспект интегрированного занятия с элементами ниткографии "Оренбургский пуховый платок"...
Конспект занятия "Оренбургский пуховый платок"
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание любви к близким, детскому саду, родному городу, родной стран...