Экскурсия по экологической тропе для дошкольников (5-7лет)
учебно-методический материал (старшая группа)

Lena77

Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию по экологической тропе. Но чтобы мы не сбились с пути, мы будем пользоваться картой. Давайте ее рассмотрим (рассматриваем карту и отправляемся в путь).

Первая остановка - Муравейник.

Загадка: "Много мастеров срубили избу без углов".

Трудолюбивый народ муравьи строят свои дома в различных местах: в пнях, над землей из веточек, хвойных иголочек, листочков и др. материалов. А наш муравейник находится под землей. Муравьи построили себе множество комнат, коридоров. В муравейнике живут сотни муравьев. Они все очень дружны, трудолюбивы. Питаются муравьи гусеницами вредных насекомых. За день небольшой муравейник уничтожает 20.000 гусениц. И по защите леса от вредителей муравьи не имеют себе равных. Поэтому муравьев следует охранять, не разорять муравейники. Дети, а как узнать, что приближается гроза (муравьи закупоривают свои входы). Дети с воспитателем отправляются по маршруту карты дальше.

Остановка - Парк лиственниц. Заходим в лес. Навстречу выходит Лесовик.

- Здравствуйте. Ребята! Ну, как, нравится вам мой лес?

Здесь в зарослях лесных,  где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

- Дети, вы узнали, кто я? Да, я старик - Лесовик.  Живу в лесу, да радуюсь, когда Вас вижу. В лес с добрым сердцем ходить надо, да не вредить ему, тогда он свои богатства и откроет. Лес - это богатство страны. Это жизнь.   А какие в лесу богатства? (Дети отвечают). - Да, это строительный материал, топливо, из древесины делают бумагу для книг и тетрадей, карандаши. Ну и конечно, лес - это фабрика кислорода. А кислород нам нужен для жизни. Мы с вами живем в тайге. Какие деревья растут в тайге? Все деревья растут беспорядочно и в глубине тайги всегда темно. А скажите, ребята, что за деревья - великаны растут вокруг нас? (Лиственница). Лиственница - хвойное дерево, оно - богатство тайги. А что вы знаете об этом дереве? (вырастает высокое, имеет мягкую хвою, которая опадает на зиму, а весной отрастает вновь - поэтому и назвали ее лиственница). А что делают из древесины лиственницы? (Строят мосты, колодцы, столбы для проводов, а так же лекарства и краски для ткани). Дети все вместе отправляются дальше.

Остановка Пернатые Друзья. Лесовик загадывает загадку о птицах. - Дети, каких птиц вы знаете? Почему птиц называют друзьями деревьев? (Они насекомоядные, истребляют насекомых, избавляя лес от вредителей). Отгадайте загадку: Черный жакет, красный берет. Нос как топор, хвост как упор. Дети замечают на стволе дерева дятла и рассматривают его. - Для чего дятел долбит кору деревьев? Дети, а вы знаете, какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? А что страшнее для птиц - голод или холод?

 

 

И потом все вместе отправляемся дальше по тропе. Остановка: Аллея красоты.

Предлагаю посмотреть по сторонам, как здесь красиво и эту красоту создал человек. Он посадил эту аллею, чтобы все люди радовались красоте. А вы знаете, как садят деревья? (саженцами и семенами). А если мы посадили деревья, то, что нужно делать, чтобы они росли? (не ломать веток, не обдирать кору). А представьте себе, что вокруг нас будет мусор, банки разбитые бутылки, останется эта красота? Что нужно делать?

Все мы живем среди леса и знаем, как часто он горит оттого, что кто-то бросил зажженную спичку, не потушенную сигарету, оставил горящие костры. Когда мы с вами ходили в поход, что мы сделали с костром. Правильно, мы его потушили. Ведь в огне может погибнуть все живое - животные, птицы, насекомые, растения. Вот, например, чтобы выросла такая большая сосна, нужно чтобы прошло 35 лет. (Лесовик находит под сосной шишки).

- Смотрите, дети, какие-то шишки! (шишки ели, сосны, лиственницы, кедра). Дети рассматривают шишки вместе с Лесовиком.

Затем проводится или "Узнай на ощупь", и "Чья это шишка". Продолжаем свой путь по тропе с песней "Падают листья".

Следующая остановка - Бурелом. Обращаем внимание на то, как человек губит природу. Вроде и полезное дело сделано, проведены провода для электроэнергии и в то же время погублено множество молодых тополей. Затем напоминаем правила поведения в лесу и лесовик вручает детям листовки "Что такое хорошо и что такое плохо". Дети читают стихи.

Следующая остановка - Речка.  Герпетолог рассказывает детям об обитателях реки, об амфибиях.  Отправляемся дальше.

Остановка - Ельник.  Обращаем внимание детей, что ели посажены вместе с березами. Зачем посадили ель и березу вместе? (Береза нужна ели. Ель на голом месте замерзнет, она выживает только под пологом березы. Березу называют доброй няней ели).

Следующая остановка - Детский сад.  Дети приглашают Лесовика в гости.  Проводится викторина "Немного о природе".

1. Как называется наш заповедник? 2. Назовите животных, которые живут в нашем заповеднике? 3. Что такое красная книга и что в ней написано? 4. У каких бабочек есть хвостики? 5. Какой самый усатый жук? 6. Какая дикая кошка самая большая? 7. Кто носом кедр садит? 8. Какого зверя называют чистюлей? 9. Какая самая большая беда в лесу? 10. Как называются лягушачьи дети? 11. Зачем дятел долбит кору дерева?

12. Как человек охраняет природу? 13. Как нужно вести себя в лесу? 14. Где и как зимую насекомые? 15. Какие вы знаете лесные цветы? 16. Назовите змей, которые живут в нашем заповеднике? 17. Где зимуют лягушки? 18. Какие лекарственные растения в нашем лесу вы знаете?

Затем проводятся игры: "Пищевая цепочка", "Воздух, земля, вода", "Лес, сад, огород", "3 стихии", "Слепая гусеница". Лесовик хвалит детей за интересные игры. Дети поют песню "Самая счастливая". Лесовик вспоминает, что приготовил для детей подарки, но где оставил мешок - забыл. Просит детей помочь найти мешок. Ребята находят мешок под березой. Лесовик раздает подарки. Уход гостей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_po_ekologicheskoy_trope_dlya_doshkolnikov.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (5-7 ЛЕТ)

Столетова Л.И., Касатова Т.Д., Бисикалова В.Н., Уссурийский заповедник

Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию по экологической тропе. Но чтобы мы не сбились с пути, мы будем пользоваться картой. Давайте ее рассмотрим (рассматриваем карту и отправляемся в путь).

Первая остановка - Муравейник.

Загадка: "Много мастеров срубили избу без углов".

Трудолюбивый народ муравьи строят свои дома в различных местах: в пнях, над землей из веточек, хвойных иголочек, листочков и др. материалов. А наш муравейник находится под землей. Муравьи построили себе множество комнат, коридоров. В муравейнике живут сотни муравьев. Они все очень дружны, трудолюбивы. Питаются муравьи гусеницами вредных насекомых. За день небольшой муравейник уничтожает 20.000 гусениц. И по защите леса от вредителей муравьи не имеют себе равных. Поэтому муравьев следует охранять, не разорять муравейники. Дети, а как узнать, что приближается гроза (муравьи закупоривают свои входы). Дети с воспитателем отправляются по маршруту карты дальше.

Остановка - Парк лиственниц. Заходим в лес. Навстречу выходит Лесовик.

- Здравствуйте. Ребята! Ну, как, нравится вам мой лес?

Здесь в зарослях лесных,  где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

- Дети, вы узнали, кто я? Да, я старик - Лесовик.  Живу в лесу, да радуюсь, когда Вас вижу. В лес с добрым сердцем ходить надо, да не вредить ему, тогда он свои богатства и откроет. Лес - это богатство страны. Это жизнь.   А какие в лесу богатства? (Дети отвечают). - Да, это строительный материал, топливо, из древесины делают бумагу для книг и тетрадей, карандаши. Ну и конечно, лес - это фабрика кислорода. А кислород нам нужен для жизни. Мы с вами живем в тайге. Какие деревья растут в тайге? Все деревья растут беспорядочно и в глубине тайги всегда темно. А скажите, ребята, что за деревья - великаны растут вокруг нас? (Лиственница). Лиственница - хвойное дерево, оно - богатство тайги. А что вы знаете об этом дереве? (вырастает высокое, имеет мягкую хвою, которая опадает на зиму, а весной отрастает вновь - поэтому и назвали ее лиственница). А что делают из древесины лиственницы? (Строят мосты, колодцы, столбы для проводов, а так же лекарства и краски для ткани). Дети все вместе отправляются дальше.

Остановка Пернатые Друзья. Лесовик загадывает загадку о птицах. - Дети, каких птиц вы знаете? Почему птиц называют друзьями деревьев? (Они насекомоядные, истребляют насекомых, избавляя лес от вредителей). Отгадайте загадку: Черный жакет, красный берет. Нос как топор, хвост как упор. Дети замечают на стволе дерева дятла и рассматривают его. - Для чего дятел долбит кору деревьев? Дети, а вы знаете, какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? А что страшнее для птиц - голод или холод?

И потом все вместе отправляемся дальше по тропе. Остановка: Аллея красоты.

Предлагаю посмотреть по сторонам, как здесь красиво и эту красоту создал человек. Он посадил эту аллею, чтобы все люди радовались красоте. А вы знаете, как садят деревья? (саженцами и семенами). А если мы посадили деревья, то, что нужно делать, чтобы они росли? (не ломать веток, не обдирать кору). А представьте себе, что вокруг нас будет мусор, банки разбитые бутылки, останется эта красота? Что нужно делать?

Все мы живем среди леса и знаем, как часто он горит оттого, что кто-то бросил зажженную спичку, не потушенную сигарету, оставил горящие костры. Когда мы с вами ходили в поход, что мы сделали с костром. Правильно, мы его потушили. Ведь в огне может погибнуть все живое - животные, птицы, насекомые, растения. Вот, например, чтобы выросла такая большая сосна, нужно чтобы прошло 35 лет. (Лесовик находит под сосной шишки).

- Смотрите, дети, какие-то шишки! (шишки ели, сосны, лиственницы, кедра). Дети рассматривают шишки вместе с Лесовиком.

Затем проводится или "Узнай на ощупь", и "Чья это шишка". Продолжаем свой путь по тропе с песней "Падают листья".

Следующая остановка - Бурелом. Обращаем внимание на то, как человек губит природу. Вроде и полезное дело сделано, проведены провода для электроэнергии и в то же время погублено множество молодых тополей. Затем напоминаем правила поведения в лесу и лесовик вручает детям листовки "Что такое хорошо и что такое плохо". Дети читают стихи.

Следующая остановка - Речка.  Герпетолог рассказывает детям об обитателях реки, об амфибиях.  Отправляемся дальше.

Остановка - Ельник.  Обращаем внимание детей, что ели посажены вместе с березами. Зачем посадили ель и березу вместе? (Береза нужна ели. Ель на голом месте замерзнет, она выживает только под пологом березы. Березу называют доброй няней ели).

Следующая остановка - Детский сад.  Дети приглашают Лесовика в гости.  Проводится викторина "Немного о природе".

1. Как называется наш заповедник? 2. Назовите животных, которые живут в нашем заповеднике? 3. Что такое красная книга и что в ней написано? 4. У каких бабочек есть хвостики? 5. Какой самый усатый жук? 6. Какая дикая кошка самая большая? 7. Кто носом кедр садит? 8. Какого зверя называют чистюлей? 9. Какая самая большая беда в лесу? 10. Как называются лягушачьи дети? 11. Зачем дятел долбит кору дерева?

12. Как человек охраняет природу? 13. Как нужно вести себя в лесу? 14. Где и как зимую насекомые? 15. Какие вы знаете лесные цветы? 16. Назовите змей, которые живут в нашем заповеднике? 17. Где зимуют лягушки? 18. Какие лекарственные растения в нашем лесу вы знаете?

Затем проводятся игры: "Пищевая цепочка", "Воздух, земля, вода", "Лес, сад, огород", "3 стихии", "Слепая гусеница". Лесовик хвалит детей за интересные игры. Дети поют песню "Самая счастливая". Лесовик вспоминает, что приготовил для детей подарки, но где оставил мешок - забыл. Просит детей помочь найти мешок. Ребята находят мешок под березой. Лесовик раздает подарки. Уход гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по экологической тропе детского сада

Экскурсия по экологической тропе детского сада Цель: Воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе,...

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»

Знакомство детей с экологической тропой детского сада...

Методическая разработка "Экскурсия по экологической тропе с дошкольниками"

Данная методическая разработка является опорным конспектом к НОД по экологическому воспитанию дошкольников. Содержит информацию о растениях, игры, наблюдения....

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе» ( младшая группа)

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»( младшая группа)...

Методика проведения учебных экологических экскурсий на экологической тропе.

Экологическая экскурсия состоит из нескольких этапов: подготовки к экскурсии; проведения экскурсии; подведения итогов; дальнейшей  проработки материала экскурсии и использования результатовэкскур...

Конспект виртуальной экскурсии по экологической тропе для дошкольников

Конспект виртуальной экскурсии по экологической тропе для дошкольников...

статья «Ознакомление старших дошкольников с сезонными изменениями в природе в процессе экскурсий на экологической тропе»

Бурное развитие экологического образования дошкольников наблюдается в 90-е годы: появляется ряд парциальных авторских программ, вопросы экологии включаются в содержание отдельных разделов компле...