Методическая разработка "Весенняя экологическая тропа. Приглашение синички".
методическая разработка (средняя группа)

Марина Геннадьевна Мосина

Данный терренкур рассчитан на детей в возрасте 4-5 лет. Он объединяет в себе различные виды деятельности. А именно: наблюдение, составление рассказов, подвижные игры, трудовую деятельность. Все это, безусловно, способствует гармоничному развитию ребенка. Учит его любить родную природу, без чего невозможна любовь к Родине.Данный терренкур рассчитан на детей в возрасте 4-5 лет. Он объединяет в себе различные виды деятельности. А именно: наблюдение, составление рассказов, подвижные игры, трудовую деятельность. Все это, безусловно, способствует гармоничному развитию ребенка. Учит его любить родную природу, без чего невозможна любовь к Родине.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №3

Детский сад «Елочка»

Проведению терренкура в средней группе

 «Весенняя экологическая тропа. Приглашение синички»

Методическая разработка

                             

Авторы: воспитатели

 средней группы « Колокольчик»

Мосина М.Г. и Файзуллина А.И.

г. Малоярославец

2024

  1. Аннотация к методической разработке

Данный терренкур рассчитан на детей в возрасте 4-5 лет. Он объединяет в себе различные виды деятельности. А именно: наблюдение, составление рассказов, подвижные игры, трудовую деятельность. Все это, безусловно, способствует гармоничному развитию ребенка. Учит его любить родную природу, без чего невозможна любовь к Родине.

  1. Введение

В современном обществе дошкольники стали воспринимать природу иначе, их отношение к ней в корне изменилось: сейчас они прекрасно осведомлены о природных опасностях, которые угрожают окружающей среде, однако их физический контакт, их непосредственная близость к природе постепенно ослабевает. Несмотря на это растет число исследований, подтверждающих, что умственное, физическое, духовное состояние человека непосредственно связано с природой и близость с ней оказывает самое благотворное влияние.  Природа нужна ребенку для естественного развития чувств, она учит его созидать.

Одним из способов экологического воспитания дошкольников является организация образовательных терренкуров.

Маршрут данного терренкура разрабатан с учетом времени года, возраста детей, их физических возможностей. При его проведении запланированы различные виды деятельности (наблюдения, беседы, игры, конструирование,  трудовая деятельность и т.д. ). 

 Принципы, используемые при планировании деятельности с детьми на станциях терренкура: безопасность работы; достаточное количество оборудования и материалов для организации деятельности; распределение эмоциональной и физической нагрузки; распределение обязанностей и временных интервалов работы на станциях; возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности; учет индивидуальных особенностей.

Ожидаемый результат: проявление детьми интереса к объектам природы, условиям жизни растений, животных; стремление дошкольников выполнять экологические правила поведения в окружающей среде. Выработка потребности в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение.  Выявление дошкольников, склонных к исследовательской деятельности в области экологии для организации их активной природоохранной деятельности.

 

  1. Пояснительная записка

  1. Актуальность

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. Мы стали меньше двигаться, меньше заниматься спортом, меньше общаться. Известно также, что если для ребёнка общение с природой сведено к нулю, то в будущем он может столкнуться с множеством психологических проблем.

С помощью нашего терренкура мы не только закаляем детей, укрепляем их здоровье, но и организуем познавательно-исследовательскую деятельность, повышаем интерес детей к общению с природой, развивают творческие способности. Все э

То формирует привычку к необходимости получения новых знаний, общению, прогулкам. У детей улучшается здоровье. Они становятся более любознательными, внимательными, учатся свободно общаться с ровесниками и педагогами.

  1. Цель

Расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе.  

                3.3 Задачи

Обучающие: показать объекты экологической тропы весной, дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы, формировать умение детей самим наблюдать за природой, замечать явления природы.

Развивающие: развивать экологическую сознательность, любознательность, воображение, мышление, внимание, речь.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе. Воспитывать эстетические чувства, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах.

            3.4. Предварительная работа

 Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдения за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Беседы о насекомых. Изучение правил поведения в природе. Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Березка». Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». Посадка цветов на рассаду.

Время прохождения терренкура: 35-40 минут

              4. Материал и оборудование

 стульчик или пенек, сундучок старичка- лесовичка, картинки с поведением детей в природе (8 штук),мольберт, магнитики, картинка соцветий сирени, семена петунии, 3 обруча, модули или крупный лего по количеству детей, мольберт, картинки цветов, фото синички, угощение по количеству детей.

  1. План - конспект экологического терренкура

«Весенняя экологическая тропа. Приглашение синички»

для детей 4-5 лет

Ход занятия

Ребята собираются перед входом на площадку гр. Колокольчик

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В улей пчела

Мёд принесла.

Кто скажет,

Кто знает,

Когда это бывает (весной).

Воспитатель: Правильно. Ребята, посмотрите. Мне кажется у нашей елочки кто- то сидит. Давайте подойдем, посмотрим.

Ребята с воспитателем подходят к елке и видят возле нее, на пенечке, старичка- лесовичка.

Воспитатель: Здравствуйте! Мне кажется, мы с Вами встречались. Вы –Старичок- лесовичок. Но как Вы сюда попали? Это же детский сад, а Вы живете в лесу!!!

Лесовичок: Да, я живу в лесу. И птичка- синичка, которая прилетала к вам в гости, рассказала мне, как вы заботились о птицах зимой, кормили их. Она попросила меня пригласить теперь вас в наш чудесный лес. Вот я и пришел для этого. Но сначала, должен убедиться, что вы любите растения, птиц, зверей и насекомых. И никого не обидите.  

Воспитатель: Ой, мы очень хотим прийти в гости в ваш лес! Правда ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: и мы очень постараемся показать тебе свои знания и умения.

  1. Станция У Елочки.

Лесовичок: Посмотрите, у меня есть вот такой красивый сундучок. Здесь у нас карточки с правилами поведения в природе. Давайте посмотрим, все ли на них нарисовано правильно? Только карточки с правильным поведением  детей мы будем крепить на мольберт, а с неправильным- складывать в мусорную корзину.

«Правила поведения в лесу»

1. На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать?

3. Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка! Верно?

4. Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой?

5. Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали,

Кустик не сломали! Правильно?

6. Насекомых не давите,

Если встретите в лесу,

Насекомые природе

Много пользы принесут! Правильно?

7. Муравьиный дом в глуши –

Ты его не тормоши,

Муравьишкам помоги,

Домик их огороди! Верно?

8. В лесу всем птицам помогай.

И птичьих гнезд не разоряй.

Растут на радость всем птенцы,

Природы звонкие певцы! Правильно?

Лесовичок:  Правильно, молодцы! Справились с заданием. Теперь я приглашаю вас небольшое путешествие по весенней тропинке. А я пойду с вами, посмотрю, что вы знаете, что умеете?

  1.  Станция «Береза»

Лесовичок:

Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки. (Берёза)

Ответы детей

Лесовичок: я предлагаю вам рассмотреть березу, и на его примере понаблюдать за тем как просыпается природа весной. Ребята, обратите внимание на ствол берёзы, потрогайте его. Какой ствол у берёзы?

 Ответы детей (белый, гладкий, тонкий).

Лесовичок: У неё гладкий белый ствол с тёмными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти чёрточки берёза дышит, а называются они «чечевички»!

Воспитатель: Дети, вы запомнили, как называются чёрные чёрточки на берёзе? Повторите: чечевички.

Лесовичок: Давайте рассмотрим листики и веточки. Расскажите мне какие они?

Ответы детей  (веточки тонкие, гибкие, листики зелёные, блестят, похожи на сердечки).

Лесовичок: А что еще вы видите на веточках берёзы?

Дети: серёжки.

Лесовичок: Правильно, серёжки. Молодцы! Хвалю вас. Дети, а давайте поиграем.

Хороводная игра «Берёзка»

(Дети, взявшись за руки, ходят по кругу вокруг водящего, который изображает берёзу, и говорят:)

Всех мы за руки возьмем

И к берёзке подойдем,

Ты, берёзка, подскажи,

Что нам делать – покажи.

Водящий показывает различные движения например: шелест листьев, раскачивание ветвей от ветра, рост растений, полет насекомых и т. д. и приговаривает: «Делай этак и вот так!» Дети повторяют эти движения.

Лесовичок: давайте попрощаемся с березкой и подойдем к еще одному растению, которое растет на вашем участке.

  1. Станция  «Сирень»

Лесовичок:

Загадка:

Куста чудесней нет,

Он славит день весенний,

Пахуч и нежен цвет

Красавицы. (Сирень)

Потрогайте ее. У нее совсем другой ствол- шершавый, коричневый. Сирень – это кустарник. В отличие от деревьев у кустарников не один, а много стволов. И очень скоро на сирени распустятся вот  такие красивые, большие, ароматные цветы. Сирень украшает нашу площадку.

Воспитатель: Ну а нам пора двигаться дальше.

4. Станция «Терем-теремок» (пенек)

Лесовичок: кто знает, что это такое?

 Ответы детей.

Лесовичок: что такое пень? Ответы детей. Посмотрите ка, когда- то здесь было дерево, затем его спилили, а на его месте остался пень. А как вы думаете, на пне кто- нибудь живет? Ответы детей. В этом пне тоже идет жизнь. В нем прячутся маленькие букашки и жучки. Посмотрите, вот и они ( достает игрушечных насекомых) Скажите, каких насекомых вы знаете? Ответы детей. Верно. Жучки забираются в пень и прячутся там всю холодную зиму. А еще из пня может вырасти травка, цветок, или даже дерево!!!

Воспитатель: Старичок- лесовичок, а наши дети уже умеют сажать растения. Давайте вспомним, что необходимо для роста растений ( ответы детей). Посмотрите, у меня есть семечко цветка петунии. Давайте посадим его в пенек и будем наблюдать, как оно будет расти. А сейчас, давайте превратимся в семена цветов. Покружились- покружились, в зернышко мы превратились.

Подрастает зернышко

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет

Ветерок его качает

К земле низко наклоняет.

Вот как весело играет.

Пожелаем нашему цветочку расти красивым и здоровым и идем дальше!

5. Станция «Скворечник»

Воспитатель:

Загадка:

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка (скворечник)

Воспитатель: Недавно мы отмечали праздник «День птиц» - праздник, одной из традиций которого является развешивание скворечников . Ребята, а как вы думаете, зачем нужны скворечники? Ответы детей

Только ли скворцы могут жить в скворечниках? Ответы детей

 В скворечниках птицы откладывают яйца и выводят птенцов. Зачем нужны нам птицы? Ответы детей

 Воспитатель: Я предлагаю немного поиграть. А игра называется «Птички и птенчики».

Лесовичок: Идем дальше. У меня для вас есть кое что интересное…

6. станция «Живой  уголок»

Лесовичок:

Загадка:

На полянке среди елок,

Дом построен из иголок,

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион (Муравейник)

 Воспитатель:

У нас мурашки муравьи, живут своим трудом,

У них обычаи свои и муравейник дом

Миролюбивые жильцы без дела не сидят,

С утра на пост бегут бойцы, а няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит в траве и под листвой.

Лесовичок: Муравьи очень дружные насекомые, они старательно помогают друг другу носить тяжёлые стебли и травинки, а иногда, бывает встретятся два муравья обнимут друг друга и шевелят усиками. Это они делятся пищей друг с другом. Вот как дружно они живут. А вы умеете дружить? Давайте проверим. Построим вот из этих кубиков- модулей дом!!!

Лесовичок: Молодцы ребятки! Дружные, как муравьишки. А  наше путешествие продолжается. Следующая остановка у клумбы с цветами.

7. Станция «Весенний цветник»

Воспитатель: Весной еще не все растения высажены на клумбу, потому что ночью бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов. Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе?

 Ответы детей (что бы земля была мягкой, рыхлой).

Лесовичок:  Конечно, ребята, чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, тогда к корням будет поступать воздух и вода. Посмотрите на нашу клумбу и скажите мне, какие цветы уже появились у нас?

Дети: нарциссы, ландыши, тюльпаны

Воспитатель: Опишите листочки и бутоны – какие они?

(Дети описывают внешний вид цветов.)

Старичок- лесовичок: А теперь я хочу проверить, как хорошо вы знаете цветы. Отгадывайте загадку и находите картинку!

Загадки.

Рос шар - белый, ветер дунул - разлетелся.

(Одуванчик).

Белые горошки на зелёной ножке.

(Ландыши)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(Колокольчики)

Из луковки вырос, но в пищу негож.

На яркий стаканчик цветок тот похож (Тюльпан)

Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок!

(подснежник)

Старичок –лесовичок: Вот и закончилось наше маленькое путешествие. Скажите, вам понравилось путешествовать? Где мы с вами были? Что понравилось больше всего? Теперь я точно знаю, что вы- настоящие друзья природы и никогда не будете ей вредить. И я с удовольствием буду ждать вас к себе в гости на Ивановский луг! Придете?  А можно и я буду к вам приходить, мне у вас очень понравилось. Ой, почти забыл. Птичка- синичка, которую вы кормили зимой, передала вам большой привет, гостинцы, и свою фотографию. А еще, она очень просила вас всех сфотографироваться ей на память.

Общая фотография.

Лесовичок: Ох, что-то устал я, пойду отдыхать, и обещаю –обязательно приду к вам еще!:)

  1. Используемые источники

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  2. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).
  3. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
  4. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

Интернет- ресурсы:

  1. Маам.ru для педагогов, воспитателей, родителей
  2. infourok.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"

Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...

Методические разработки "Экологические тропинки"

Методические разработки для воспитателей...

Методическое обеспечение экологической тропы

Экологическая тропа. Точка "ОЗЕРО". Средняя, старшая, подготовительная к школе группа....

Методическая разработка «Экологическая тропа»

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...

Методическая разработка экологической тропы с элементами квест-игры для средней группы детского сада.

Методическая разработка экологической тропы с элементами квест- игры. Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как ус...

Методическая разработка: Экологическая тропа. Экологический паспорт (приложение)

Методическая разработка: «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Представлен материал из опыта работы МБДОУ детский сад "Рябинушка"...

Методическое пособие "Экологическая тропинка"

Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно – правильных отношений к природным...