Проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему: «Путешествуй и играй, познай любимый край»
проект (подготовительная группа) по теме
Именно в дошкольном возрасте важно прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, закладываются и создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания. Живя в современном обществе, мы не должны забывать об истории родного народа, его истоках, богатых традициях, обычаях. Поэтому важно, чтобы ребенок почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskiy.docx | 537.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯНАО г. Салехард
МАДОУ ЦРР – Детский сад № 5 «Рябинка»
Заочный педагогический марафон-конкурс
Методических разработок в области
Духовно-нравственного воспитания
Детей и молодежи «от признания – к признанию»
Номинация «Лучшая методическая разработка»
Автор: воспитатель: Васильева Наталья Васильевна
Проект
по духовно-нравственному воспитанию
в подготовительной группе
на тему: «Путешествуй и играй, познай
любимый край»
Аннотация.
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, планшеты, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
В настоящее время материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Именно в дошкольном возрасте важно прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, закладываются и создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания. Живя в современном обществе, мы не должны забывать об истории родного народа, его истоках, богатых традициях, обычаях. Поэтому важно, чтобы ребенок почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Вопрос изучения дошкольниками основ культуры народов Ямала относится к числу наиболее актуальных, поскольку затрагивает важнейшую проблему гармонии Человека и Природы, потому как без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам.
Наша Родина – Ямал. Главное богатство Ямала – его уникальнейшая и красивейшая природа. В гармонии с ней веками живут коренные жители полуострова, которые довольны своей жизнью и, несмотря на суровый климат, не променяют ее на другую. Основные народности – ханты и ненцы - хранят из поколения в поколение свои национальные традиции. Каждый человек должен с уважением относиться к их обычаям и традициям.
Работа по ознакомлению с родным краем включает обязательное участие родителей. Родители помогают провести экскурсии и целевые прогулки, организовать встречи с интересными людьми, обогатить предметно-развивающую среду.
Данный проект способствует формированию:
- эколого-краеведческих знаний, доступных пониманию дошкольника;
- первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения;
- гуманного отношения к окружающему миру, к культуре, традициям, быту родного края в процессе патриотического воспитания.
Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Наша задача – расширить и углубить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Люблю и знаю.
Знаю и люблю,
И тем сильнее люблю
Чем больше знаю.
Ю. Ефремов
Тип проекта: краткосрочный.
Место реализации: И.С. Шемановского.
Участники проекта: дети – родители - педагоги.
Актуальность.
Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Воспитание духовно-нравственного, эстетического, патриотического чувства необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям.
При ознакомлении детей с природой родного края открываются возможности для духовно-нравственного, эстетического, патриотического, воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных качеств. Важное значение в эффективности воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, формы работы с дошкольниками. Один из методов – метод проектной деятельности.
В данной методической разработке представлен проект по формированию у дошкольников интереса много нового о своем Северном крае, о коренных народов Севера, об их особенностях, растительном и животном мире, к историческому наследию. Проведение собственных наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Цель:
Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников к родному краю. Воспитывать любовь и бережное отношение к ней.
Задачи:
- обогащать и систематизировать представления детей о (флоре и фауне родного края)родного края (ЯНАО);
- прививать любовь и бережное отношение к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, познакомить детей с правилами поведения в природе, уточнить экологические запреты;
- знакомить с культурой и традициями, расширить представления о народах ненцы;
- знакомить с национальными костюмами народов ненцы (ягушка, малица);
- знакомить с орнаментами народов ненцы (оленьи рога, заячьи ушки, морошка), с техникой выкладывания орнамента на одежду; развивать логическое мышление в процессе создания костюмов;
- развивать познавательную активность в процессе поиска информации о нашем крае;
- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения;
- развивать умение связно и последовательно составлять сказку, обогащать словарный запас;
- формировать экологическую культуру у детей и родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
- формировать навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности;
- учить работать в команде.
Работа по реализации проекта проходила в три этапа:
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
Создание развивающей среды, условий для реализации проекта; сбор бросового материала для шитья национальных костюмов. Сбор и систематизация информации об особенностях народов ненцы, об орнаментах и их обозначениях. Подготовка модели костюмов.
Выработка плана совместных действий в реализации намеченных мероприятий.
Заинтересовать и привлечь родителей к совместной творческой деятельности. Ознакомление родителей с содержанием работы с детьми по данному проекту (сообщение темы, цели, сроков, плана работы, о том, какая помощь потребуется).
2 этап – практический.
Реализация проекта. Изготовление костюмов из материалов, загрязняющих окружающую среду.
Содержание работы с детьми по проекту заключалось в обсуждении плана последовательности действий:
- выбрать материалы для шитья национальных костюмов;
- выбор костюмов (мужской, женский, летний, зимний);
- распределить обязанности между детьми (при изготовлении костюмов);
- определить последовательность действий в изготовлении костюмов, орнаментов;
- сочинить совместно с педагогами сказку и обыграть ее по ролям.
3 этап – итоговый.
Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.
Защита экологического проекта «Путешествуй и играй, познай любимый край» на уровне города в музее им. С.И. Шемановского.
Награждение участников проекта.
Ожидаемый конечный результат реализации проекта:
у детей:
1. появится интерес к изучению культуры родного края.
2. возникнет активность и самостоятельность в поиске информационного материала.
3.сформируется необходимый объём знаний, чувство гордости и национального достоинства.
4. расширятся знания о своем Северном крае, коренных народов Севера, об их особенностях, растительном и животном мире.
5. возникнет желание у детей изучать природу, традиции и быт народов Крайнего Севера и интерес самим сочинять сказки, инсценировать ее по ролям.
7.приобретут навыки социального общения со взрослыми.
у родителей:
1.появятся общие интересы, станут более активными, у них возникнут желания принимать участие в совместных мероприятиях.
2. начнут проявлять больше интереса к воспитательно - образовательному процессу.
3. увеличиться заинтересованность к изучению культуры коренных жителей Крайнего Севера.
у педагогов:
1. будут разработаны методические рекомендации для воспитателей.
2. будет обобщён опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» на уровне МАДОУ и города.
4. появиться желание продолжить проектную деятельность.
5.возникнет желание к тесному взаимосотрудничеству между родителями, детьмии педагогами в процессе участия в разнообразных творческих мероприятиях.
Содержание проекта.
Мероприятия | Срок реализации | Ответственный | |
Экологический проект «Путешествуй и играй, познай любимый край» | месяц | Педагоги Дети родители | |
1этап | Подготовительно – проектировочный: Подбор и изучение методической литературы по теме проекта. Создание условий для реализации проекта; - сбор бросового материала для шитья национальных костюмов. - сбор и систематизация информации об особенностях народов ненцы, об орнаментах и их обозначениях. - выработка плана совместных действий в реализации намеченных мероприятий. - привлечение родителей к совместной творческой деятельности. - составление плана работы над проектом. | Февраль - март | Педагоги МАДОУ |
2этап | Практический – реализация проекта.
- познакомить и вызвать интерес к фольклору народов Севера (загадки, пословицы, поговорки, сказки); - игры-драматизации: по сказкам «Кукушка», «Мышонок и олененок», «Снегирь и мышонок», «Три сына», «Айога». - составление рассказов на тему «Где мы живем?»; - рассматривание иллюстрации, фотографий на тему «Орнаменты народов ненцы»; - просмотр презентаций «Костюмы коренных народов Севера»; «Ямал мой край родной»; - слушание песен ненецкого композитора С. Няруй; - оформление альбомов: растительный мир, птиц и животных Ямала; - фотовыставки: «Сохрани природу Ямала», «Отдыхаем всей семьей»; - конкурс рисунков: «Край, в котором я живу», «Тундра глазами детей», «Каким я хочу видеть свой край»; - дидактические игры: «Что растет в лесу?», « Какого дерева ветка?», «Рыбалка», «Где чей дом», «Богатство родного края», «Жители Севера», «Подбери орнамент», «Угадай, чья одежда?»; пазлы – «Чум», «Стойбище». - подвижная игра «Важенка и оленята»; «Ловля оленей», «Волк и олени», «Возвращение солнца»; - принятие с детьми игровой проблемной ситуации (в тундре стало очень грязно, поэтому ягод, грибов, корма для оленей стало меньше.) - обсуждение с детьми путей разрешения проблемной ситуации «Как мы можем помочь?»; - определения содержания предстоящей деятельности: что надо сделать, что изготовить, какую информацию собрать? В итоге пришли к выводу о том, что нужно сочинить сказку, сшить костюмы из загрязняющих природу материалов и продемонстрировать ее зрителям. - сочинение своей сказки «Илне и Едейко» и инсценировка ее по ролям;
- экскурсия в тундру к Ямал Ири, в Горнокнязевск; музей им. Шемановского; - уроки фольклора в ГАУК ЯНАО Окружной Центр национальных культур» Центр развития и сохранения народной культуры - «Живые мотивы северной земли»
- взаимодействие с социальными структурами города; - защита проекта «Путешествуй и играй, познай любимый край» в музее им. С.И. Шемановского. | Педагоги МАДОУ, Родители, ГАУК ЯНАО ОЦНК, Музей им. С.И. Шимановского. | |
3этап | Итоговый– подведение результатов. - выставка семейных альбомов, - публикация опыта работы на сайтах, в журналах ДО (может быть использован как опыт работы для других детских садов города и школы) - выпуск буклетов, газет об экологическом проекте - награждение активных участников проекта грамотами, дипломами. | март | Педагоги МАДОУ |
В процессе реализации проекта все поставленные задачи и предполагаемые результаты – достигнуты.
Полученные результаты анализировали с детьми: что удалось, где были трудности, чему научились, что узнали, а самое главное, удалось ли нам довести до зрителей экологическую проблему. Для нас педагогов было важно, чтобы воспитанники осмыслили значимость своих усилий.
В процессе реализации проекта дети узнали много нового о своем Северном крае, коренных народов Севера, об их особенностях, растительном и животном мире. Они проявляли активность и самостоятельность в поиске информационного материала. В то же время взаимодействовали друг с другом, оказывали помощь, болели за общий успех. В ходе изготовления костюмов дети приобрели умение работать с ножницами, самоклеющейся бумагой. В ходе инсценировки сказки приобрели умение держать себя на сцене, говорить по ролям. А самое главное дети осознавали, что данный проект принесет пользу нашему любимому Северному краю.
В рамках городской экологической недели прошёл конкурс детских экологических проектов «Эко-подиум. Народы Арктики». Группа «Ромашка» детского сада № 5 «Рябинка» г. Салехарда. Приняла активное участие в подиуме, где представили два национальных костюма коренных малочисленных народов Севера - ненцы. Изыскано и эстетично были представлены костюмы из материалов, которые засоряют окружающую среду. Один из костюмов, отображающий быт и культуру народа ненцы, занял второе место.
Благодаря таким конкурсам мы, надеемся, что Ямальская земля, будет развиваться и оживать. Новое поколение выбирает чистую, обновленную Землю Ямала!
ЯНАО г. Салехард
МАДОУ ЦРР – Детский сад № 5 «Рябинка»
Заочный педагогический марафон-конкурс
Методических разработок в области
Духовно-нравственного воспитания
детей и молодежи «от признания – к признанию»
Номинация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: дети и педагог
Ненецкая национальная сказка «Илне и Едейко».
Под музыку читается стих:
Седой Ямал…
Край одинокий и печальный,
Голубизной снегов хрустальных
Ты души тысяч покорял.
Здесь солнце, как далекий диск,
Холодным светом ослепляет,
А ночью море звезд сияет,
На небе низком – сотни искр.
Жила в северных краях женщина. Были у нее дети дочка Илне и сын Едейко. Мать рыбу ловила, пищу варила, хворост носила, как все матери на земле. А дети были помощниками для матери. Едейко с оленями управлялся, а Илне любила гулять по тундре, собирать ягоды и рассматривать их. Шила себе наряды, сумочки, на которых изображала северную природу.
Вот она, Северная Земля, благоухающая своей красотой! Расписной ковер - это тундра, где так талантливо природа распределила свои краски.
А это, его величество Олень! Гордый, величаво вышагивающий по просторам тундры, демонстрируя красоту загадочно сплетенных рогов.
А вот и солнышко проснулось, коснувшись своими теплыми лучами все, что наполняет землю Ямала.
Идут Илне и Едейко и любуются, как на солнце переливаются бисеринки, да это же ягода морошка, которая так богата витаминами, радует глаз своим окрасом и украшает ягушку Илне.
«Смотри, Едейко!» – крикнула Илне. Присев, рассмотрев поближе ягоду, дети вдруг заметили, что ветки куста дрожат, затаились, присмотрелись и увидели, как на них смотрят два озорных глаза. «Я узнал, это заяц. У него длинные уши и сильные лапы» -сказал Едейко.
Дети торопились домой рассказать маме о своих наблюдениях за природой в тундре. По дороге они встретили маленьких оленят, с которыми любили играть и резвиться. (Танец с оленятами).
Пусть, Ямальская Земля цветет всеми красками, зеленеет ягель и лишайник, ручейки и озера будут чистыми, ягоды растут! Пусть все развивается и оживает!
Ведь ИЛНЕ означает – ЖИЗНЬ, ЕДЕЙКО – НОВЫЙ!
Новое поколение выбирает чистую, обновленную Землю Ямала!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Природа родного города»
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для духовно-нравственного, эстетического, патриотического, воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способ...
Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»
Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба. Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...
Проект по духовно - нравственному воспитанию в подготовительной группе "Рождественское чудо"
Приобщение детей к истокам русской народной культуры....
Краткосрочный проект по духовно - нравственному воспитанию в подготовительной группе "О чем говорят нам улицы нашего города"
laquo;Улица, как зеркало, отражает всю жизнь человека и в будни, и в праздники».Названия улиц несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь была связана с городом, районом. В их назван...
Проект по духовно-нравственному просвещению в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Русская изба»
Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работ...
План - конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей старшей группы «А». Тема: «Путешествие Дорогою Добра»
Цель. Сформировать у детей представление о духовно - нравственных нормах, отношениях с окружающими.Образовательные задачи:-систематизировать представления детей о полярных понятиях «до...
Практико-значимый проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе “Если добрый ты....”
Практико-значимый проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе “Если добрый ты....&rdquo...