Проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему: «Путешествуй и играй, познай любимый край»
проект (подготовительная группа) по теме

Васильева Наталья Васильевна

Именно в дошкольном возрасте важно прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм,  закладываются и создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания. Живя в современном обществе, мы не должны забывать об истории родного народа, его истоках, богатых традициях, обычаях. Поэтому важно, чтобы ребенок почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskiy.docx537.57 КБ

Предварительный просмотр:

ЯНАО г. Салехард

МАДОУ ЦРР – Детский сад № 5 «Рябинка»

Заочный педагогический марафон-конкурс

Методических разработок в области

Духовно-нравственного воспитания

Детей и молодежи «от признания – к признанию»

Номинация «Лучшая методическая разработка»

Автор: воспитатель: Васильева Наталья Васильевна

Проект

 по духовно-нравственному воспитанию

 в подготовительной группе    

 на тему: «Путешествуй и играй, познай

 любимый край»

Аннотация. 

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, планшеты,  с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

В настоящее время материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Именно в дошкольном возрасте важно прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм,  закладываются и создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания. Живя в современном обществе, мы не должны забывать об истории родного народа, его истоках, богатых традициях, обычаях. Поэтому важно, чтобы ребенок почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Вопрос изучения дошкольниками основ культуры народов Ямала относится к числу наиболее актуальных, поскольку затрагивает важнейшую проблему гармонии Человека и Природы, потому как без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам.

Наша Родина – Ямал. Главное богатство Ямала – его уникальнейшая и красивейшая природа. В гармонии с ней веками живут коренные жители полуострова, которые довольны своей жизнью и, несмотря на суровый климат, не променяют ее на другую. Основные народности – ханты и ненцы - хранят из поколения в поколение свои национальные традиции. Каждый человек должен с уважением относиться к их обычаям и традициям.

Работа по ознакомлению с родным краем включает обязательное участие родителей. Родители помогают провести экскурсии и целевые прогулки, организовать встречи с интересными людьми, обогатить предметно-развивающую среду.

Данный проект способствует формированию:

  • эколого-краеведческих знаний, доступных пониманию дошкольника;
  • первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения;
  • гуманного отношения к окружающему миру, к культуре, традициям, быту родного края в процессе патриотического воспитания.

Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Наша задача – расширить и углубить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Люблю и знаю.

Знаю и люблю,

И тем сильнее люблю

Чем больше знаю.

Ю. Ефремов

Тип проекта: краткосрочный.

Место реализации: И.С. Шемановского.

Участники проекта: дети – родители - педагоги.

Актуальность.

Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Воспитание духовно-нравственного, эстетического, патриотического чувства необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям.

При ознакомлении детей с природой родного края открываются возможности для духовно-нравственного, эстетического, патриотического, воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных качеств. Важное значение в эффективности  воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, формы работы с дошкольниками. Один из методов – метод проектной деятельности.

В данной методической разработке представлен проект по формированию у дошкольников интереса много нового о своем Северном крае, о коренных народов Севера, об их особенностях, растительном и животном  мире, к историческому наследию. Проведение собственных  наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать  грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Цель:

Формирование  духовно-нравственного   воспитания дошкольников к родному краю. Воспитывать любовь и  бережное  отношение  к ней.

Задачи:

  • обогащать и систематизировать  представления детей о (флоре и фауне родного края)родного края (ЯНАО);
  • прививать любовь и бережное отношение  к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, познакомить детей с правилами поведения  в природе, уточнить экологические запреты;
  • знакомить с культурой и традициями, расширить представления о народах ненцы;
  • знакомить с национальными костюмами народов ненцы (ягушка, малица);
  • знакомить с орнаментами народов ненцы (оленьи рога, заячьи ушки, морошка), с техникой выкладывания орнамента на одежду; развивать логическое мышление в процессе создания костюмов;
  • развивать познавательную активность в процессе поиска информации о нашем крае;
  • учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения;
  •  развивать умение связно и последовательно составлять  сказку, обогащать словарный запас;
  • формировать экологическую культуру у детей и родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
  • формировать навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности;
  • учить работать в команде.

Работа по реализации проекта проходила в три этапа:

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Подбор и изучение  методической литературы по теме проекта.

Создание развивающей среды, условий для реализации проекта; сбор бросового материала для шитья национальных костюмов. Сбор и систематизация информации об особенностях народов ненцы, об орнаментах и их обозначениях. Подготовка модели костюмов.

Выработка плана совместных действий в реализации намеченных мероприятий.

Заинтересовать  и привлечь  родителей к совместной творческой деятельности. Ознакомление родителей с содержанием работы с детьми по данному проекту (сообщение темы, цели, сроков, плана работы, о том, какая помощь потребуется).

2 этап – практический.

Реализация проекта. Изготовление костюмов из материалов, загрязняющих окружающую среду.

Содержание работы с детьми по проекту заключалось в обсуждении плана последовательности действий:

  • выбрать материалы для шитья национальных костюмов;
  • выбор костюмов (мужской, женский, летний, зимний);
  • распределить обязанности между детьми (при изготовлении костюмов);
  • определить последовательность действий в изготовлении костюмов, орнаментов;
  • сочинить совместно с педагогами сказку и обыграть ее по ролям.

3 этап – итоговый.

Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.

Защита экологического проекта «Путешествуй и играй, познай любимый край» на уровне города в музее им. С.И. Шемановского.

Награждение участников проекта.

Ожидаемый конечный результат реализации проекта:  

у детей:

1.  появится интерес к изучению культуры родного края.

2. возникнет активность и самостоятельность  в поиске информационного материала.

3.сформируется необходимый объём знаний, чувство гордости и национального достоинства.

4. расширятся знания о своем Северном крае, коренных народов Севера, об их особенностях, растительном и животном  мире.

5. возникнет желание у детей изучать природу, традиции и быт народов Крайнего Севера и интерес самим сочинять сказки, инсценировать ее по ролям.

7.приобретут навыки социального общения со взрослыми.

у родителей:

1.появятся общие интересы, станут более активными, у них возникнут желания  принимать участие в совместных мероприятиях.

2. начнут проявлять больше интереса к воспитательно - образовательному процессу.

3. увеличиться заинтересованность к изучению культуры коренных жителей Крайнего Севера.

у педагогов:

1. будут разработаны методические рекомендации для воспитателей.

2. будет обобщён опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» на уровне МАДОУ и  города.

4. появиться  желание продолжить проектную деятельность.

5.возникнет желание к тесному взаимосотрудничеству между родителями, детьмии педагогами в процессе участия в разнообразных творческих мероприятиях.

Содержание проекта.

Мероприятия

Срок реализации

Ответственный

Экологический проект «Путешествуй и играй, познай любимый край»

месяц

Педагоги

Дети

родители

1этап

Подготовительно – проектировочный:

Подбор и изучение  методической литературы по теме проекта.

Создание условий для реализации проекта;

- сбор бросового материала для шитья национальных костюмов.

- сбор и систематизация информации об особенностях народов ненцы, об орнаментах и их обозначениях.

- выработка плана совместных действий в реализации намеченных мероприятий.

- привлечение родителей к совместной творческой деятельности.

- составление плана работы над проектом.

Февраль - март

Педагоги МАДОУ

2этап

Практический – реализация проекта.

  1. Блок занятий:

 - познакомить и вызвать интерес к фольклору народов Севера (загадки, пословицы, поговорки, сказки);

- игры-драматизации: по сказкам «Кукушка», «Мышонок и олененок», «Снегирь и мышонок», «Три сына», «Айога».

 - составление рассказов  на тему «Где мы живем?»;

- рассматривание иллюстрации, фотографий на тему «Орнаменты народов ненцы»;

- просмотр презентаций «Костюмы коренных народов Севера»; «Ямал мой край родной»;

- слушание песен ненецкого композитора С. Няруй;

- оформление альбомов: растительный мир, птиц и животных Ямала;

- фотовыставки: «Сохрани природу Ямала», «Отдыхаем всей семьей»;

- конкурс рисунков: «Край, в котором я живу», «Тундра глазами детей», «Каким я хочу видеть свой край»;

 - дидактические игры: «Что растет в лесу?», « Какого дерева ветка?», «Рыбалка», «Где чей дом», «Богатство родного края», «Жители Севера», «Подбери орнамент», «Угадай, чья одежда?»; пазлы – «Чум», «Стойбище».

 - подвижная игра «Важенка и оленята»; «Ловля оленей», «Волк и олени», «Возвращение солнца»;

- принятие с детьми игровой проблемной ситуации (в тундре стало очень грязно, поэтому ягод, грибов, корма для оленей стало меньше.)

- обсуждение с детьми путей разрешения проблемной ситуации «Как мы можем помочь?»;

- определения содержания предстоящей деятельности: что надо сделать, что изготовить, какую информацию собрать?

В итоге пришли к выводу о том, что нужно сочинить сказку, сшить костюмы из загрязняющих природу материалов и продемонстрировать ее зрителям.

- сочинение своей сказки «Илне и Едейко» и инсценировка ее по ролям;

  1. Блок мероприятий:

- экскурсия в тундру к  Ямал Ири, в Горнокнязевск; музей им. Шемановского;

- уроки фольклора в ГАУК ЯНАО Окружной Центр национальных культур» Центр развития и сохранения народной культуры - «Живые мотивы северной земли»

  1. Блок реализации:

-  взаимодействие с социальными структурами города;

- защита проекта «Путешествуй и играй, познай любимый край» в музее им. С.И. Шемановского.

Педагоги МАДОУ,

Родители,

ГАУК ЯНАО ОЦНК,

Музей им. С.И. Шимановского.

3этап

Итоговый– подведение результатов.

- выставка семейных альбомов,

- публикация опыта работы на сайтах,  в журналах ДО (может быть использован как опыт работы для других детских садов города и школы)

- выпуск буклетов, газет об экологическом проекте

- награждение активных участников проекта грамотами, дипломами.

март

Педагоги МАДОУ

        В процессе реализации проекта все поставленные задачи и предполагаемые результаты – достигнуты.

Полученные результаты анализировали с детьми: что удалось, где были трудности, чему научились, что узнали, а самое главное, удалось ли нам довести до зрителей экологическую проблему. Для нас педагогов было важно, чтобы воспитанники осмыслили значимость своих усилий.

         В процессе реализации проекта дети узнали много нового о своем Северном крае, коренных народов Севера, об их особенностях, растительном и животном  мире. Они проявляли активность и самостоятельность  в поиске информационного материала. В то же время взаимодействовали друг с другом, оказывали помощь, болели за общий успех. В ходе изготовления костюмов дети приобрели умение работать с ножницами, самоклеющейся бумагой. В ходе инсценировки сказки приобрели умение держать себя на сцене, говорить по ролям.  А самое главное дети осознавали, что данный проект принесет пользу нашему любимому Северному краю.

В рамках городской экологической недели прошёл конкурс детских экологических проектов «Эко-подиум. Народы Арктики». Группа «Ромашка» детского сада № 5 «Рябинка» г. Салехарда. Приняла активное участие в подиуме, где  представили два национальных костюма коренных малочисленных народов Севера - ненцы.  Изыскано и эстетично были представлены костюмы из материалов, которые засоряют окружающую среду. Один из костюмов, отображающий быт и культуру народа ненцы, занял второе место.

Благодаря таким конкурсам мы, надеемся, что Ямальская земля, будет развиваться и оживать. Новое поколение выбирает чистую, обновленную Землю Ямала!

http://tmndetsady.ru/upload/news/2014/04/orig_12269a5919aa9696dacb602121220927.jpghttp://tmndetsady.ru/upload/news/2014/04/orig_d3cb21dd29611a54aa721ad2f55cf24c.jpg

C:\Users\Aleksandr\Desktop\Дипломы, фото\фото\эксперименты\эко - подиум\P3070108.JPGC:\Users\Aleksandr\Desktop\Дипломы, фото\фото\эксперименты\эксперименты\эко - подиум\P3070105.JPG

D:\Документы\сканер\Scanned Documents\грам13.jpeg

ЯНАО г. Салехард

МАДОУ ЦРР – Детский сад № 5 «Рябинка»

Заочный педагогический марафон-конкурс

Методических разработок в области

Духовно-нравственного воспитания

детей и молодежи «от признания – к признанию»

Номинация: «Лучшая методическая разработка»

Автор: дети и педагог

Ненецкая национальная сказка «Илне и Едейко».

Под музыку читается стих:

Седой Ямал…

Край одинокий и печальный,

Голубизной снегов хрустальных

Ты души тысяч покорял.

Здесь солнце, как далекий диск,

Холодным светом ослепляет,

А ночью море звезд сияет,

На небе низком – сотни искр.

        Жила в северных краях женщина.  Были у нее дети дочка Илне и сын Едейко. Мать рыбу ловила, пищу варила, хворост носила, как все матери на земле. А дети были помощниками для матери. Едейко с оленями управлялся, а Илне любила гулять по тундре, собирать ягоды и рассматривать их. Шила себе наряды, сумочки, на которых изображала северную природу.

        Вот она, Северная Земля, благоухающая своей красотой! Расписной ковер  - это тундра, где так талантливо природа распределила свои краски.

        А это, его величество Олень! Гордый, величаво вышагивающий по просторам тундры, демонстрируя красоту загадочно сплетенных рогов.

        А вот и солнышко проснулось, коснувшись своими теплыми лучами все, что наполняет землю Ямала.

        Идут Илне и Едейко  и любуются, как на солнце переливаются бисеринки, да это же  ягода морошка, которая так богата витаминами, радует глаз своим окрасом и украшает ягушку Илне.

        «Смотри, Едейко!»  – крикнула Илне.  Присев, рассмотрев поближе ягоду, дети вдруг заметили, что ветки куста дрожат, затаились, присмотрелись и увидели,  как на них смотрят два озорных глаза. «Я узнал, это заяц. У него длинные уши и сильные лапы» -сказал Едейко.

        Дети торопились домой рассказать маме о своих наблюдениях за природой в тундре. По дороге они встретили маленьких оленят, с которыми любили играть и резвиться. (Танец с оленятами).

        Пусть, Ямальская Земля цветет всеми красками, зеленеет ягель и лишайник, ручейки и озера будут чистыми, ягоды растут! Пусть все развивается и оживает!

Ведь ИЛНЕ означает – ЖИЗНЬ, ЕДЕЙКО – НОВЫЙ!

Новое поколение выбирает чистую,  обновленную Землю Ямала!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Природа родного города»

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для  духовно-нравственного, эстетического, патриотического,  воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способ...

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»

Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.  Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...

Краткосрочный проект по духовно - нравственному воспитанию в подготовительной группе "О чем говорят нам улицы нашего города"

laquo;Улица, как зеркало, отражает всю жизнь человека и в будни, и в праздники».Названия улиц несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь была связана с городом, районом. В их назван...

Проект по духовно-нравственному просвещению в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Русская изба»

Проблема:  В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работ...

План - конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей старшей группы «А». Тема: «Путешествие Дорогою Добра»

Цель. Сформировать у детей представление о духовно - нравственных нормах, отношениях с окружающими.Образовательные задачи:-систематизировать представления детей о полярных понятиях «до...

Практико-значимый проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе “Если добрый ты....”

Практико-значимый проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе “Если добрый ты....&rdquo...