Проект по духовно - нравственному воспитанию в подготовительной группе "Рождественское чудо"
проект (подготовительная группа)

Ковалева Татьяна Владимировна

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rozhdestvenskoe_chudo.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

по духовно - нравственному воспитанию

 «РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ЧУДО».

Подготовительная группа №2

Воспитатели: Ковалева Т.В.

                                                                                                                 Агапова Е.А.

                                                                             Учитель – логопед: Степаненко Е.А.

Вид проекта: информационно-творческий.

Тип проекта: познавательно-речевой.

Сроки реализации: краткосрочный (20 – 24 декабря 2021 г.).

Участники проекта: воспитатели, учитель - логопед, дети подготовительной группы, родители.

Проблема:

-отсутствие знаний об истории возникновения праздника «Рождество Христово»;

-недостаточный уровень знаний о православных праздниках.

Актуальность: В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования». Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается - также в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Духовно - нравственное воспитание детей в детском саду - основа возрождения к истокам российской культуры. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления духовно - нравственной культуры личности. Чем больше мы будем знать о русских культурных традициях своей страны, тем больше будем воспитывать в детях ценности культуры в традициях.

Рождество – не только великий христианский праздник, но и один из самых добрых, теплых и душевных семейных праздников в нашей стране. Но дети мало знают о традициях русского празднования Рождества Христова и Святок, прерывается связь времен и поколений и в наших силах сформировать у них эти знания и представления. Также как и встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси православных праздников, радоваться им, знать их истоки, понимать смысл празднования.

Необходимо с детства обращать внимание на душевный и духовный мир детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины.

Участие детей в проекте «Рождественское чудо» позволит максимально обогатить знания и представления детей о народной культурной традиции.

Гипотеза проекта: У детей появится стремление к нравственности, душевности.

Цель проекта: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

1. Сформировать представление о рождестверождественских святках, колядках. Развивать эмоциональную сферу ребёнка. Развивать творческие способности детей.

2.Активизировать речь через устное народное творчество: колядки, стихи, загадки. Расширять словарь детей за счёт словРождество Христоворождественская история, вертеп, колядки; текстов колядок, стихов, рассказов и сказок по теме проекта.

3. Воспитывать любовь к русской народной культуре, обычаям.

Интеграция по областям:

познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально – коммуникативное развитие.

Основные формы, средства и методы реализации проекта:

Формы: СПОД; развлечение; совместная деятельность педагога и детей в ходе режимных моментов; совместная деятельность детей и родителей.

Средства: игровая деятельность (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, игры); продуктивная деятельность; трудовая деятельность.

Методы:

наглядные: наблюдение; рассматривание иллюстраций, книг; слушание литературных и музыкальных произведение в записи;

словесные: беседы, решение проблемных игровых ситуаций; рассказ педагога; чтение художественной литературы; заучивание стихов; отгадывание загадок;

практические: исполнение стихов; выполнение творческих заданий; анализ и проигрывание проблемных ситуаций.

Материально-техническое обеспечение:

ТСО, иллюстрации, слайды; настольно-печатные игры; дидактические игры; иллюстрации  «Рождество»; художественная литература, канцелярские принадлежности.

Работа с родителями:

1. Помощь в подборе информации

2. Беседы с детьми «Расскажите ребенку о Рождестве»

3. Рассматривание иллюстраций с детьми.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети:

1. Проявление интереса к православной вере и православным праздникам; любви к русскому народу, его Святыням, фольклору, традициям; воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, умение различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивым и внимательным к сверстникам и старшим.

2. Формирование устойчивых знаний и интереса к истории праздника Рождества Христова. Повышение познавательного интереса к празднику Рождество Христово, расширение представлений о традициях его проведения.

3. Педагоги расширяют образовательное пространство, придают ему новые формы, способствуют эффективному развитию творческого и познавательного мышление дошкольника.

4. Положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повышение уровня использования специализированных терминов по теме проекта в речи: без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнение словарного запаса детей.

5. Установление партнёрских взаимоотношений между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.

6.  Главный результат, на который хотелось бы надеяться — это усвоение ребёнком высших ценностей: милосердия, правдолюбия, неприятия зла и усвоение добра. Это достигается в результате систематической работы по духовно-нравственному воспитанию.

Родители:  Улучшение работы по взаимодействию с родителями по духовно - нравственному воспитанию детей, активизация родителей как участников педагогического процесса

Педагоги:  Выставка совместных работ детей и показ спектакля.

Продукт проекта:

1. Выставка детского творчества

2. Мини - спектакль «Ангел, который любил печенье с корицей»

Этапы проекта:

  1. этап подготовительный:

-обоснование актуальности темы;

-постановка цели и задач;

-подбор детской художественной литературы для чтения, для заучивания стихотворений наизусть;

-подбор материалов для презентации и её изготовление;

-подбор наглядного материала по теме;

-разработка конспектов занятий 

2 этап основной:

-рассказ воспитателей об истории возникновения праздника;

-беседы с детьми;

-чтение художественной литературы;

-заучивание стихотворений;

-проведение дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр;

-рисование рисунков;

-изготовление поделок;

-рассматривание картин, иллюстраций, составление рассказов по ним;

-взаимодействие родителей и детей в подготовке фото выставки.

3 этап заключительный:

- Мини - спектакль «Ангел, который любил печенье с корицей»

- Выставка детских работ

ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ:

1 день

  • Беседа «Что такое Рождество?»
  • Подвижная игра «Два Мороза»
  • Рисование «Рождественский венок»
  • Сюжетно – ролевая игра «Семья справляет Рождество» 

2 день

  • Лепка «Вифлеемская звезда»
  • Чтение произведений Т. Даули «Рождественская ночь», «Рождественская звезда», П. Бажов «Серебряное копытце» 
  • Заучивание стихотворений: «Светлый праздник Рождества», «Чудо из чудес»
  • Поговорки, пословицы, загадки 

3 день

  • Развлечение «Колядки» 
  • Изготовление куклы - оберега «Ангел»
  • Прослушивание народных колядок

4 день

  • Чтение рассказов, стихотворений о рождественской елке. Подборка рассказов, стихотворений; А. Плещеев «Елка в школе»;
  • Конструирование «Рождественская елка»
  • Сюжетно – ролевая игра «Мы наряжаем Рождественскую елку» 

5 день

  • Чтение сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик»
  • Дидактическая  игра «Добро и зло»
  • Мини - спектакль «Ангел, который любил печенье с корицей»

Список использованной литературы:

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под.ред. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.  - М.: «Мозаика –Синтез», 2015.

2. Л. А. Александрова. Народный календарь. Издательство “Белый город”, Москва 2003.

3. Н. П. Степанов Народные праздники на Святой Руси. – М. : Российский Раритет 1991. – 80с.

4. Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2016 г.

5.Зацепина М. Б., Антонова Т. В. «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.

6.  Воспитатель ДОУ, 2010, №4.

7.  Воспитатель ДОУ, 2011, №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему: «Путешествуй и играй, познай любимый край»

Именно в дошкольном возрасте важно прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм,  закладываются и создаютс...

Ролево-игровой проект по духовно-нравственному воспитанию "Чудо Рождества"

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАСредней продолжительностиТИП ПРОЕКТАГрупповойТворческийСРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 3 месяца (ноябрь-декабрь-январь)УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной к школе группы, их  родители,...

Краткосрочный проект по духовно - нравственному воспитанию в подготовительной группе "О чем говорят нам улицы нашего города"

laquo;Улица, как зеркало, отражает всю жизнь человека и в будни, и в праздники».Названия улиц несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь была связана с городом, районом. В их назван...

Практико-значимый проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе “Если добрый ты....”

Практико-значимый проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе “Если добрый ты....&rdquo...