Конспект НОД «Россия – Родина моя» (нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе ДОУ)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Цель: формировать представление о Родине, о родной стране, систематизировать знания детей о символике нашего государства.

Задачи:

Образовательные

Закрепить знания детей о нашей стране, продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сел, систематизировать знания детей о символике российского государства.

Воспитательные

Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства, гордость за свою Родину, страну, желание сделать ее лучше, воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, писателей, композиторов, воспитывать душевную отзывчивость, желание прийти на помощь.

Развивающие

Развивать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, привязанности к своей Родине, развивать воображение, связную речь, мышление, расширить и обогатить словарный запас детей, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать беседу, отвечая на вопросы педагога.

Предварительная работа: создание уголка по патриотическому воспитанию, проведение познавательных занятий, посвященных флагу, гербу России, беседы о дружбе, заучивание пословиц, стихотворений, рассматривание иллюстраций о родной стране, рассматривание глобуса, карты мира, атласа, открыток, книг, флага, герба России, прослушивание музыкальных произведений патриотического характера, посещение мини-музея, разучивание стихотворений Н.Нищевой, С. Есенина, разучивание гимна России.

Интегрируемые области: развитие речи, познание, художественно-эстетическое развитие и социально-коммуникативное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodina_-_rossiya.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Конспект НОД

«Россия – Родина моя»

(нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе ДОУ)

http://shkola7.meximas.com/images/0909.jpg

Лямбирь 2015 г.

Цель: формировать представление о Родине, о родной стране, систематизировать знания детей о символике нашего государства.

Задачи:

Образовательные

Закрепить знания детей о нашей стране, продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сел, систематизировать знания детей о символике российского государства.

Воспитательные

Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства, гордость за свою Родину, страну, желание сделать ее лучше, воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, писателей, композиторов, воспитывать душевную отзывчивость, желание прийти на помощь.

Развивающие

Развивать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, привязанности к своей Родине, развивать воображение, связную речь, мышление, расширить и обогатить словарный запас детей, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать беседу, отвечая на вопросы педагога.

Предварительная работа: создание уголка по патриотическому воспитанию, проведение познавательных занятий, посвященных флагу, гербу России, беседы о дружбе, заучивание пословиц, стихотворений, рассматривание иллюстраций о родной стране, рассматривание глобуса, карты мира, атласа, открыток, книг, флага, герба России, прослушивание музыкальных произведений патриотического характера, посещение мини-музея, разучивание стихотворений Н.Нищевой, С. Есенина, разучивание гимна России.

Интегрируемые области: развитие речи, познание, художественно-эстетическое развитие и социально-коммуникативное развитие.

Оборудование: слайды (карта мира, портреты С.Есенина, В.В.Путина, слайд с изображением герба, флага России, слайды на тему Россия, фонограмма гимна России, макет березы, ленты, фланелеграф, звери и птицы, схема для разучивания пословицы, клубок, сердечко, ширма, кукла Незнайка, флажки)

 (Дети заходят, приветствуют гостей) (Ширма, за ширмой слышится плач)

Воспитатель.  Ребята, мне кажется, кто-то плачет. (Подхожу к ширме)

Ребята, это Незнайка! Здравствуй, Незнайка! Незнайка, что случилось?

Незнайка. Мне очень скучно. У меня не осталось друзей. Я очень обидел Знайку. Взял его корабль и полетел на Луну.

Воспитатель.     Да, Незнайка, ты поступил очень плохо. Ребята, разве так можно поступать?  Как нужно было поступить?

Дети. - Незнайка, тебе надо было спросить разрешения у Знайки.

   - Тебе нужно научиться думать и заботиться о других.

   - С друзьями так не поступают.

Воспитатель.    Надо дорожить дружбой. Хорошо, что мы тебя встретили. Сегодня у нас с детьми  очень важный разговор. Останься с насми, и ты многому научишься.

Незнайка.  С удовольствием!

Воспитатель.    Дети нашей группы очень дружные. Ребята, вставайте в хоровод. Покажите свои ладошки,  потрите их друг об друга. Что вы чувствуете?

Дети. Тепло.

Воспитатель.  Это тепло теплых рук и теплых сердец. У нас есть клубочек и сейчас мы с ним поиграем.

  Игра "Назови ласково" (дети, держась за кроя нитки, передают друг другу клубочек и называют друг друга ласковым именем).

Воспитатель.  У нас получился крепкий круг. Мы с вами одна большая, крепкая и дружная семья.   Ходим в одну группу, занимаемся вместе, вместе играем, отмечаем вместе общие праздники, живем на одной планете. Тебе,  Незнайка, надо научиться дружить. Я знаю, ты на Луне, очень   сильно заболел и я даже ребята знаю почему. А вы хотите узнать почему?

Дети. Да!

Воспитатель.  Потому что Незнайка очень сильно скучал по своей Родине. Это так Незнайка?

Незнайка.  Я не знаю.

Воспитатель.    Видите, ребята, он опять не знает. Давайте постараемся это ему объяснить, давайте  объясним Незнайке, что такое Родина.

Дети. Родина - это место, в котором мы родились и живем.

  - Родина -это место где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, сестра, братик,  дедушка и бабушка.

  - Это место где стоит наш детский сад, мой дом, мои качели.

  - Родина - это земля, где жили наши предки.

Воспитатель.    Незнайка, люди сложили много пословиц о Родине. Вот какие пословицы знают дети.

Дети.- Жить - Родине служить.

  - Родина любимая - что мать родимая.

  - На родной стороне и камешек знаком.

  - Кто за Родину горой - тот истинный герой.

  - Человек без Родины - что соловей без песни.

  - Родина - мать, умей за нее постоять.

  - Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

  - Всякому мила своя сторона.

  - Нет в мире краше Родины нашей.

Воспитатель.    Сегодня, ребята, я хочу познакомить вас с новой пословицей. Родная сторона - мать, чужая- мачеха.    Ребята, с кем сравнивается в этой пословице родная сторона?

Дети.  С мамой!

Воспитатель.    Правильно! Это удивительное слово! И на разных языках оно звучит по-разному:  на русском – мама;    на татарском – эни;    на мордовском – авай.    Это самый близкий и дорогой нам человек. Я знаю, что вы все очень сильно любите своих мам. Ребята, а кто такая мачеха?

Дети.  Это не родная мама.

Воспитатель.    Они встречаются во многих сказках. Какие они в сказках?

Дети.  Злые, ленивые, сварливые, грубые.

Воспитатель.    Поэтому чужая сторона сравнивается в этой пословице с мачехой.    Поэтому, Незнайка, на Луне тебе было плохо. Ты скучал по родным местам.    А вернувшись на Родину, ты сразу выздоровел. Повторите эту пословицу.

Дети.  Родная сторона мать, чужая – мачеха.

   Выучить эту пословицу поможет схема. (Заучивание пословицы с помощью схемы).                                                        

Воспитатель.    Незнайка, ты теперь понял что такое Родина?

Незнайка.  Да.

Воспитатель.  Расскажи нам пословицу.

Незнайка. Родная сторона мать, чужая – мачеха.

Воспитатель.    Незнайка, Родина слово большое-большое.

      Пусть не бывает на свете чудес!

      Если сказать это слово с душою,

      Глубже морей оно, выше небес!

Воспитатель.  Незнайка, ты знаешь, как называется наша Родина?

Незнайка.  Наша страна называется Россия.    

     (1 слайд. Карта мира)

Воспитатель.    Правильно. Ты молодец! Посмотрите на карту. Это наша страна.

    На коврик похожа на разноцветный

    Или на фантик пестрый  конфетный

    Или, быть может, на покрывало.

    Красок на карте мы   видим немало. 

Воспитатель.  Ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое   имя - Россия! Посмотрите, какую огромную территорию занимает она. Чем богата наша земля?

Дети.   Лесами, полями, горами, равнинами, глубокими озерами, красивой     природой и т.д.

    Незнайка, ты летал на Луну. Как ты думаешь, за сколько часов ты мог  бы облететь территорию нашей страны с запада на восток?

Незнайка.   Не знаю.

Воспитатель.  А ребята знают!

Дети.- Если лететь на самолете - это будут целые сутки!

  - На быстром поезде – неделя!

Воспитатель.    Это сколько дней?

Дети.  Семь

Воспитатель.    Много поэтов, писателей, художников написали замечательные    произведения о нашей стране. Послушайте, как написал о России, о ее необъятных просторах русский поэт Сергей Александрович  Есенин.

  2 слайд. Портрет С.А.Есенина

    Гой ты, Русь моя родная

    Хаты - в ризах образа...

    Не видать конца и края

    Только синь сосет глаза.

Воспитатель.  Каким словом называет поэт Россию?

Дети.  С.А.Есенин назвал ее Русью.

Воспитатель.    Правильно! Так называли Россию в старину. Трудный путь прошла   Россия прежде чем стать такой, как сейчас. Россией правили князья, император,   цари. Кто руководит нашей страной сейчас?

Дети.  Руководит страной президент.

3 слайд. Портрет В.В.Путина.

Воспитатель.  Как зовут нашего президента?

Дети.  Владимир Владимирович Путин.

Воспитатель.    Послушайте стихотворение Н. Нищевой «Родина! Россия!»

Слайды на тему Россия.

     Родина! Россия! Русь!                                  

     Горы самые высокие

     Реки самые глубокие

     Как тобою я горжусь!                                

     Степи самые раздольные,

     Люди гордые и вольные

     Все бойцы самоотверженны

     Все твои враги повержены

     Ты стремись вперед, как птица!

     Будем все тобой гордиться!

Воспитатель.  Ребята, давайте выразим свою любовь к Родине при помощи сердечка. Мы будем передавать друг другу сердечко и давать определение нашей Родине.

 Дети: Красивая, сильная, большая, замечательная, удивительная, богатая, сплоченная.

Воспитатель.  Незнайка, а ты что думаешь?

Незнайка. Я хочу ещё добавить: родная, удивительная!

Воспитатель. Молодцы! Молодец, Незнайка!

Ребята, если мы живем в России, значит кто мы?

Дети: Россияне!

Воспитатель. Мы сплоченный, сильный, волевой народ. Это отражают государственные символы нашей страны. Они объединяют всех граждан страны, нас  с вами. Незнайка, ты можешь назвать символы нашего государства?

Незнайка: Не уверен, что я их знаю.

Воспитатель. Ребята, подскажите Незнайке, назовите символы нашей страны.

Дети: Это флаг, герб, гимн.

5 слайд.  Флаг России.

Воспитатель. Незнайка, ребята сейчас тебе расскажут, что означают 3 цвета (белый, красный, синий) на флаге нашего государства.

Выходят 3 ребенка:

Первый ребенок  (в желтом наряде) символизирует солнце.

 Второй ребенок  (в белом наряде) символизирует снег.

Третий ребенок  (в голубом наряде) символизирует небо.

Воспитатель. (комментирует). Это произошло в ясный, солнечный зимний день. Необъятные просторы нашей Родины были покрыты сверкающим снегом.

Снег: " Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет"- сказал

снег. И на флаге появилась белоснежная полоска. Это цвет мира, добра, счастья, чистоты, совести.

Воспитатель. Небо посмотрело на все с высоты и сказало:

Небо: " Посмотрите, сколько на необъятной территории нашей страны синего цвета, похожего на мой цвет. Сколько рек, озер, морей. И мы хотим дать нашему российскому флагу свой глубокий синий цвет.

Воспитатель. Так на флаге появилась синяя полоса. Это цвет веры, правды и верности.

Воспитатель. По  утрам над нашей величавой страной встает яркое Солнце.

Солнце: " Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет."

Воспитатель. И третья полоса на флаге стала красной . Это цвет силы.

Все три цвета символизируют единство нашего мира, земли и неба.

Дети: Наш российский флаг по-другому можно назвать стягом, триколором, трехцветным полотнищем.

Воспитатель.  Флаг России! Он трехцветный,

                  Гордый, яркий и заметный.

                  Выше флаг держи, Россия!

                  Ты должна быть самой сильной!

Воспитатель. Ребята, что такое гимн?

Дети. Это главная песня страны.

Воспитатель. Давайте5 послушаем отрывок из гимна России.

(Прослушивание гимна России стоя)

6 слайд.  Герб России

(Сказка о том, как звери выбирали, кто займет место на гербе России. Показ на фланелеграфе).

Воспитатель: Российский герб - орел двуглавый,

                    Прекрасен гордой птицы вид,

                    Он бережет России славу,

                    Её границы сторожит.

Слайд 7. Береза весной, осенью и зимой.

Воспитатель. Незнайка, как называется это дерево?

Незнайка: Это дерево называется береза.

Воспитатель. Правильно! Русская береза - это краса, гордость, символ России. О березе написано много стихов. Послушаем стихотворение                    С. А.Есенина.

(Ребенок читает стихотворение С.А.Есенина «Береза»)

   Воспитатель. Давайте подойдем к березке и полюбуемся её красотой.

   (Воспитатель с детьми водит хоровод вокруг березки)

Посреди двора березка ненаглядная стоит,

И зелёными глазами очень ласково глядит,

Мы вокруг нее гуляем, тихо ветки шелестят,

Ветерочек их качает, приглашает к ней ребят.

Подойдем к березе ближе и тихонько отойдем,

Мы любуемся березкой и поклон ей низкий шлем.

Воспитатель. Ребята! Незнайка! На Руси есть поверье: если что -то

пожелать и повязать ленточку к березе, то пожелание обязательно сбудется.

 (Воспитатель раздает ленточки)

Воспитатель. Ребята, скажите, что вы желаете нашей Родине и завязывайте к березе свою ленту.

Дети: 

- Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой;

- Я хочу пожелать своей Родине счастья;

- Я желаю дальнейшего процветания;

-Я хочу, чтобы все люди берегли и любили свою Родину и т.д.

Воспитатель. Незнайка, что ты желаешь нашей стране?

Незнайка: Я хочу, что бы всегда над нами было мирное небо

Я желаю мира!

Воспитатель. Незнайка, ты молодец! И я думаю, что ты этим пожеланием высказал желание моё, наших гостей и миллионов других людей, живущих на планете.  

        (Воспитатель и Незнайка завязывают свою ленту)

         Прощаемся с Незнайкой.

Ребята, сегодня мы сумели рассказать Незнайке много интересного и познавательного о нашей Родине – России. Я благодарю вас. На память о нашем разговоре я хочу вручить вам маленькие символы нашей страны – флажки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА-ВИКТОРИНА «РОССИЯ-РОДИНА МОЯ» ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Цель занятия: обобщить и систематизировать знания детей о России.Образовательные задачи:1. закрепить знания детей о нашей стране, о символах России;Развивающие задачи:1. продолжать развивать...

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Как научиться уважать старших» с использованием ИКТ.

Республиканский конкурс педагогического мастерства«Урок нравственности» Конспекторганизованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию в старшей ...

Методическая разработка для воспитателей : " Россия-Родина моя" по патриотическому воспитанию детей. Старшая группа

Материал включает в себя проект -презентацию "Россия -Родина моя! по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Цели и задачи, содержание материала по основным направлениям р...

«Я и Родина моя» Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому развитию во 2 младшей группе «Капелька»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие....

Познавательная беседа по нравственно-патриотическому развитию детей в старшей группе на тему «День Конституции»

МБДОУ « Филимоновский детский сад»Познавательная беседа по нравственно-патриотическому развитиюдетей в старшей группе на тему «День Конституции»...