Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Беседа о севере».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Беседа о севере».
Конспект занятия в старшей-подготовительной группе
Цель. Знакомить детей с «Малой Родиной», с историей народов ханты и манси.
Воспитывать уважение и чувство благодарности к людям и к той местности, где живёшь. Познакомить с некоторыми орнаментами. Учить их рисовать.
- Мы будем говорить с вами о нашей «малой» родине, о той местности, в которой мы живем. О её настоящем и прошлом. Будьте внимательны в ходе беседы. Многое вы уже знаете, а сегодня ещё пополните свои знания.
- Как называется огромная, необъятная наша Родина?
- Россия! (показать на карте)
- Много народов разных национальностей живёт в ней.
- Что вы можете сказать об этом?
- А где мы с вами живём?»
- Север ( точнее западная Сибирь – район приравненный к северу) это удивительный и богатый уголок нашей Родины. Природа и животный мир очень своеобразны. Наш край богат лесами, реками, озёрами. В них водится много разных животных, пушных зверей и рыб.
В лесах и на болотах растут ценнейшие ягоды (клюква, брусника, черника, морошка); много разных грибов.
- Кто знает как называется наш округ? (Ханты-мансийский)
- А называется он так вот почему. Это было очень давно..., когда ещё у нашего округа не было никакого названия, в этой местности уже жили народы ханты и манси. Их было численное большинство. От национальности коренных жителей и получил округ название: «Ханты-Мансийский», или сокращённо, вы часто слышите, ХМАО
- Дети, вы сказали, что мы живём на Севере. А теперь, попробуйте. назвать, народы каких национальностей живут на Севере?
- Какие жители коренной национальности живут на Севере?
- Почему их называют жителями коренной национальности?
- Я вам расскажу о прежней жизни коренных жителей. Раньше ханты и манси жили очень бедно, как и все люди на земле в то время. У них даже не было домов, они жили в чумах. Чумы они себе делали из палок и оленьих шкур, в виде конуса. Школ, детских садов и больниц у них тоже не было. Они не умели читать и писать. Богатые люди заставляли бедных много работать, не жалели даже детей. Дети тоже работали. В мороз и стужу они пасли стада оленей. Чтобы уберечься от холода, люди шили себе одежду и обувь из тёплой шкуры оленей Одежда называлась малица, а обувь - унты и кисы.(рассмотреть на картинке) - Кто мне расскажет, какое детство было раньше у детей хантов и манси?
- Детство их было своеобразным, не очень счастливым.
(чтение: «Рассказ дедушки»)
- С тех пор прошло много времени, многое изменилось. Сейчас народы ханты и манси живут по другому. Как и мы с вами.
- Дети, как живут сейчас народы ханты и манси?
- Да, сейчас у этих народов жизнь счастливая. У них просторные и светлые дома. Дети ходят в детские сады и школы.
- Дети, а кто из вас по национальности ханты или манси?
- Посмотрите на картинки. Что вы видите?...
- Как называются эти длинные, лёгкие сани?
- Правильно, они называются нарты, на них люди раньше перевозили груз, и ездили сами. Олени быстро бегут по глубокому снегу, даже там, где не проедет ни машина и ни лошадь.
- Кто управляет нартами и оленями? (каюр)
- Посмотрите, какой длинный шест в руках у каюра. Как он называется? (хорей)
- Для чего он нужен каюру? (управлять оленьей упряжкой)
- Кого вы ещё видите на картине? (жителей севера)
- В какую одежду они одеты, из чего она сделана, сшита?
- Каков основной промысел у жителей севера?
- Как и в былые времена люди севера разводят оленей, занимаются рыболовством, охотой, добывают пушнину, а с помощью современной техники добывают газ и нефть. Нефть это основное богатство нашего края. За счёт него наш край развивается и крепнет.
Посмотрите ещё раз на картину. Скажите олени бегут или стоят? На что похожи у оленей рога? И вы можете превратиться на время игры в оленей
(ИГРА. «Олени и оленеводы»)
- Большие стада оленей пасутся в тундре. Эти животные хорошо приспособлены к нашей местности. На севере разводят именно оленей, а не лошадей. Почему? (они лёгкие, у них тёплый мех, они быстро бегут по снегу).
- Чем питаются олени? (мхом-ягелем, травой, сеном, любят полакомиться мороженной рыбкой)
- У оленей есть оленята, они дружат с детьми оленеводов.
(прочесть стихотворение)
- Ханты и манси украшали свою одежду и обувь орнаментом.
«Хантыйские орнаменты красивы.
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдёшь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей
М. Шульгин.
Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тайги. Каждый мотив орнамента имеет своё название. Попробуйте эти названия угадать.
Загадки «Подскажи словечко».
1.Черная птица меня не боится. Моргнёт удивлённо и каркнет…(ворона)
2. Наступил мой каблучок на берёзовый …(сучок)
3. Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней. Пышный хвост – её краса, это хитрая…(лиса)
4. Ест траву и ягель, носит лес на голове, и бежит быстрее лани по заснеженной тайге. (олень)
- Что за таинственный лес у оленя на голове? (оленьи рожки)
- Какие друзья и помощники есть у оленеводов? (собаки)
- какую пользу оказывают собаки? (охраняют от волков)
- Сейчас люди ханты и манси работают врачами, учителями, художниками, писателями. Каких вы знаете писателей, поэтов?
(Ю.Шесталов, М.Шульгин, А.Тарханов, Т.Чучулина.)
- Ты родилась в краю оленей
Где туманы ночую г снегах.
Но откуда же столько сирени,
У тебя в озёрных глазах?!
Юван Шесталов.
А сейчас, мы с вами, на приготовленных листочках в клеточку, для удобства, по образцу, будем рисовать орнамент «ворона».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для старшей – подготовительной группы по ОБЖ «Пока мама на работе»
Конспект занятия для старшей – подготовительной группы по ОБЖ «Пока мама на работе»...
Конспект занятия в старше - подготовительной группе на тему: «Как мы устроены»
Цель:5 – 6 дать первоначальное представление о строении человеческого организма6 – 7расширять представление о строении человеческого организма и функциях его основных органов; учить прислуш...
Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес».
Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»....
Конспект занятия в старшей-подготовительной логопедической группе по теме "Профессии"
Интегрированное занятие с использованием технологии исследовательской деятельности, созданием проблемной ситуации....
Конспект занятия для старшей - подготовительной группы на тему "Масленица".
Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Госпожа Масленица", который позволяет познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважени...
Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Кто такие рыбы?»
Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Кто такие рыбы?»...
Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы?»
Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы?»...