Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Беседа о севере».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Хаирова Валентина Алексеевна

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon бнседа о севере62 КБ

Предварительный просмотр:

«Беседа о севере».

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе

Цель. Знакомить детей с «Малой Родиной», с историей народов ханты и манси.

Воспитывать уважение и чувство благодарности к людям и к той местности, где живёшь. Познакомить с некоторыми орнаментами. Учить их рисовать.

-    Мы будем говорить с вами о нашей «малой» родине, о той местности, в которой мы живем. О её настоящем и прошлом. Будьте внимательны в ходе беседы. Многое вы уже знаете, а сегодня ещё пополните свои знания.

-    Как называется огромная, необъятная наша Родина?

-    Россия! (показать на карте)

-    Много народов разных национальностей живёт в ней.

-    Что вы можете сказать об этом?

-    А где мы с вами живём?»

-    Север ( точнее западная Сибирь – район приравненный к северу) это удивительный и богатый уголок нашей Родины. Природа и животный мир очень своеобразны. Наш край богат лесами, реками, озёрами. В них водится много разных животных, пушных зверей и рыб.

В лесах и на болотах растут ценнейшие ягоды (клюква, брусника, черника, морошка); много разных грибов.

-     Кто знает как называется наш округ? (Ханты-мансийский)

-    А называется он так вот почему. Это было очень давно..., когда ещё у нашего округа не было никакого названия, в этой местности уже жили народы ханты и манси. Их было численное большинство. От национальности коренных жителей и получил округ название: «Ханты-Мансийский», или сокращённо, вы часто слышите, ХМАО

- Дети, вы сказали, что мы живём на Севере. А теперь, попробуйте. назвать, народы каких национальностей живут на Севере?

-    Какие жители коренной национальности живут на Севере?

-    Почему их называют жителями коренной национальности?

-    Я вам расскажу о прежней жизни коренных жителей. Раньше ханты и манси жили очень бедно, как и все люди на земле в то время. У них даже не было домов, они жили в чумах. Чумы они себе делали из палок и оленьих шкур, в виде конуса. Школ, детских садов и больниц у них тоже не было. Они не умели читать и писать. Богатые люди заставляли бедных много работать, не жалели даже детей. Дети тоже работали. В мороз и стужу они пасли стада оленей. Чтобы уберечься от холода, люди шили себе одежду и обувь из тёплой шкуры оленей Одежда называлась малица, а обувь - унты и кисы.(рассмотреть на картинке) -   Кто мне расскажет, какое детство было раньше у детей хантов и манси?

-    Детство их было своеобразным, не очень счастливым.

(чтение: «Рассказ дедушки»)

-  С тех пор прошло много времени, многое изменилось. Сейчас народы ханты и манси живут по другому. Как и мы с вами.

-    Дети, как живут сейчас народы ханты и манси?

-    Да, сейчас у этих народов жизнь счастливая. У них просторные и светлые дома. Дети ходят в детские сады и школы.

-    Дети, а кто из вас по национальности ханты или манси?

-    Посмотрите на картинки. Что вы видите?...

-    Как называются эти длинные, лёгкие сани?

-    Правильно, они называются нарты, на них люди раньше перевозили груз, и ездили сами. Олени быстро бегут по глубокому снегу, даже там, где не проедет ни машина и ни лошадь.

-    Кто управляет нартами и оленями? (каюр)

-    Посмотрите, какой длинный шест в руках у каюра. Как он называется? (хорей)

-   Для чего он нужен каюру? (управлять оленьей упряжкой)

-   Кого вы ещё видите на картине? (жителей севера)

-   В какую одежду они одеты, из чего она сделана, сшита?

-   Каков основной промысел у жителей севера?

- Как и в былые времена люди севера разводят оленей, занимаются рыболовством, охотой, добывают пушнину, а с помощью современной техники добывают газ и нефть. Нефть это основное богатство нашего края. За счёт него наш край развивается и крепнет.

Посмотрите ещё раз на картину. Скажите олени бегут или стоят? На что похожи у оленей рога? И вы можете превратиться на  время игры в оленей

(ИГРА. «Олени и оленеводы»)

-    Большие стада оленей пасутся в тундре. Эти животные хорошо приспособлены к нашей местности. На севере разводят именно оленей, а не лошадей. Почему? (они лёгкие, у них тёплый мех, они быстро бегут по снегу).

-    Чем питаются олени? (мхом-ягелем, травой, сеном, любят полакомиться мороженной рыбкой)

-    У оленей есть оленята, они дружат с детьми оленеводов.

(прочесть стихотворение)

-    Ханты и манси украшали свою одежду и обувь орнаментом.

«Хантыйские орнаменты красивы.

В них все предметы Родины моей,

Ты больше не найдёшь во всей России

Таких цветов и сказочных зверей

                                             М. Шульгин.

Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тайги. Каждый мотив орнамента имеет своё название. Попробуйте эти названия угадать.

Загадки  «Подскажи словечко».

1.Черная птица меня не боится. Моргнёт удивлённо и каркнет…(ворона)

2.   Наступил мой каблучок на берёзовый …(сучок)

3. Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней. Пышный хвост – её краса, это хитрая…(лиса)

4. Ест траву и ягель, носит лес на голове, и бежит быстрее лани по заснеженной тайге. (олень)

- Что за таинственный лес у оленя на голове? (оленьи рожки)

- Какие друзья и помощники есть у оленеводов? (собаки)

- какую пользу оказывают собаки? (охраняют от волков)

- Сейчас люди ханты и манси работают врачами, учителями, художниками, писателями. Каких вы знаете писателей, поэтов?

(Ю.Шесталов, М.Шульгин, А.Тарханов, Т.Чучулина.)

- Ты родилась в краю оленей

 Где туманы ночую г снегах.

Но откуда же столько сирени,

У тебя в озёрных глазах?!

                       Юван Шесталов.  

  А сейчас, мы с вами, на приготовленных листочках в клеточку, для удобства, по образцу, будем рисовать орнамент «ворона».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для старшей – подготовительной группы по ОБЖ «Пока мама на работе»

Конспект занятия для старшей – подготовительной группы по ОБЖ «Пока мама на работе»...

Конспект занятия в старше - подготовительной группе на тему: «Как мы устроены»

Цель:5 – 6 дать первоначальное представление о строении человеческого организма6 – 7расширять представление о строении человеческого организма и функциях его основных органов; учить прислуш...

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес».

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»....

Конспект занятия в старшей-подготовительной логопедической группе по теме "Профессии"

Интегрированное занятие с использованием технологии исследовательской деятельности, созданием проблемной ситуации....

Конспект занятия для старшей - подготовительной группы на тему "Масленица".

Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Госпожа Масленица", который позволяет познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважени...

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Кто такие рыбы?»

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе   по теме: «Кто такие рыбы?»...

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы?»

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе   по теме: «Зимующие птицы?»...