Проект "Мы - нефтяники"
проект (подготовительная группа) на тему
Одна из основных задач дошкольного образования является формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Поэтому очень важно познакомить детей с разными профессиями, рассказать о качестве характера, которых требует та или иная профессия. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_neftyaniki.docx | 399.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3
"ЛАСТОЧКА"
ПРОЕКТ
Группа общеразвивающей направленности
для детей 6-7 лет «Непоседы»
Воспитатели:
Апкаликова Ю.А.
Орестенко Н.В.
Мегион 2012г.
Проект «Мы – нефтяники»
1 этап. Целеполагание.
Одна из основных задач дошкольного образования является формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Поэтому очень важно познакомить детей с разными профессиями, рассказать о качестве характера, которых требует та или иная профессия. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Значимость данной работы обусловлена тем что многие родители наших воспитанников работают на предприятиях связанных с добычей нефти и газа, а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими же как их папа и мама.
Тип: познавательно-творческий.
Образовательная область: труд.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
По длительности: краткосрочный.
Цель: Формировать представления детей о профессиях связанных с добычей нефти.
Задачи:
- развивать любознательность и познавательный интерес к профессиям связанным с добычей нефти посредствам участия в проекте;
- способствовать установлению партнерских взаимоотношений между детьми и родителями в совместной познавательной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;
- развивать творческие способности детей, их умение отражать полученные знания в различной продуктивной деятельности.
Предполагаемый результат:
- иметь элементарные представления о профессии нефтяников;
- применять полученные знания в сюжетно-ролевых играх.
2 этап. Разработка проекта.
- донести до участников проекта важность данной проблемы;
- подобрать литературу и иллюстративный материал по данной теме;
- подобрать и изготовить атрибуты для игровой деятельности;
- составить перспективный план;
- вовлечь детей и родителей в работу над проектом.
3 этап. Выполнение проекта.
Дата | НОД | Совместная деятельность | Интеграция областей |
1 неделя | Рассматривание иллюстраций, журналов и альбомов. Цель: Дать детям представление о труде нефтяников, расширять знания детей о природных богатствах нашего края и отражать свои знания в дальнейшей творческой деятельности. Способствовать развитию связной речи. | Познание Коммуникация | |
Тема: «Капелька нефти и пузырек газа». Программное содержание: Дать детям знания о нефти и газе, о способах их добычи; о том, что изготавливают из нефти; познакомить с профессиями: буровик, геолог, нефтяник, газовик; воспитывать уважение к людям труда. (приложение 1) | Познание | ||
2 неделя | Тема: «Нефть - черное золото Югры» Программное содержание: познакомить с историей возникновения нашего города, закрепить представление о нефти, как о ценном сырье и способах ее добычи; Развивать логическое мышление; воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине. (приложение 2) | Познание | |
Беседа о труде нефтяников Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о труде нефтяников, о богатстве недр нашего края, дать представление о том, что нефть - главное богатство нашей страны; воспитывать культуру речевого общения. | Коммуникация | ||
Д/Игры «Что делают из нефти», «Четвертый лишний». Цель: побуждать детей находить предметы, для производства которых необходима нефть; Развивать внимание мышление; Воспитывать бережное отношение к материалам. (приложение 3) | Познание | ||
3 неделя | Тема: «Нефтяник» Программное содержание: Учить изображать в рисунке труд нефтяника дополняя его разнообразными элементами; Совершенствовать умение строить замыслы и реализовать в творческих работах; Развивать творческие способности; Прививать самостоятельность в выборе содержания рисунка на предложенную тему. | Художественное творчество | |
Чтение К.Я. Логунова «Здравствуй, тюменская нефть!» Цель: пополнять литературный багаж; Расширять словарь детей (нефтяник, нефтяная вышка, буровая, куст, нефтекачалка); Вызвать восхищение трудом нефтяников. | Чтение художественной литературы | ||
4 неделя | «Нефтяная вышка» Цель: Способствовать активному и творческому применению ранее усвоенных способов лепки; Развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику; Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою деятельность. | Художественное творчество | |
«Нефтяная вышка» Цель: Побуждать детей самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе имеющихся знаний; Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, планировать процесс изготовления предмета, работать в соответствии с общим замыслом не мешая друг другу. (приложение 4) | Познание | ||
С/Р игра «Мы – нефтяники» Цель: Побуждать детей совместно развертывать игру применяя имеющиеся знания о труде нефтяников, согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать творческое воображение; Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Социализация | ||
Работа с родителями: Оформление консультации "Первопроходцы земли мегионской"; Изготовление макета буровой вышки; Оформление книжки для чтения с детьми К. Я. Логунова "Здравствуй, тюменская нефть" Изготовление Д/И "Что делают из нефти" Оснащение предметно-развивающей среды |
4 этап. Презентация проекта «Мы – нефтяники» (приложение 5)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект занятия
«Капелька нефти и пузырек газа».
Программное содержание: Дать детям знания о нефти и газе, о способах их добычи; о том, что изготавливают из нефти; познакомить с профессиями: буровик, геолог, нефтяник, газовик; воспитывать уважение к людям труда.
Материал: нефть в прозрачной посуде, иллюстрации по теме; листы чистой бумаги, краски на каждого ребенка.
Обогащение словаря: буровик, нефтяник, газовик, геолог, месторождение, резервуар.
Предварительная работа: Чтение стихотворений из книги И. Истомина «На Ямале мы живем», рассматривание на карте «полезные ископаемые России».
Ход занятия
-Ребята, послушайте рассказ. Шел по лесу человек, за плечами нес большой рюкзак и молоток. (Показать иллюстрацию с изображением геолога).
-Дошел до ручья и увидел на поверхности воды радужные разводы. Он расчистил дно ручья и обнаружил темную маслянистую жидкость – это была нефть. А этого человека называют геолог.
Взрослый показывает детям нефть в прозрачной посуде. Предлагает рассмотреть ее и понюхать.
-Какого она цвета, какой у нее запах?
(Ответы детей)
-Нарисуйте на листе бумаги капельку нефти так, как вы ее представляете.
Дети рисуют капельку нефти.
-Наша капля – путешественница. Их очень много. Когда встречаются множество капель, они образуют целые моря нефти под землей. А когда им становится тесно. Они выходят наружу. Так поступила и наша капелька, которую обнаружил геолог на поверхности земли. Место, где появилась капелька нефти и где ее нашли, называют местом рождения нефти – месторождение. И обязательно дают ему имя (название). Обычно называют в честь того человека, который его нашел (Тарасовское, Суторминское). Или по названию местности, где нашли нефть (Аганское, Варьеганское).
-У всех есть друзья, и у капельки нефти тоже есть друг – это пузырек газа. Они всегда живут рядом. Когда пузырьков, так же, становится много в одном месте – это место называют месторождением газа.
-Как вы думаете, какого цвета газ, какой у него может быть запах?
(Ответы детей)
- Нарисуйте рядом с капелькой нефти его друга – пузырек газа.
-Ребята, а как по вашему мнению достают (добывают) нефть из-под земли?
(Ответы детей)
Обратить внимание детей на картинки, фотографии, иллюстрации с изображением буровых вышек, трубопровода, нефтяных качалок.
-Специальными качалками нефть выкачивают из-под земли. По трубам отправляют на хранение в огромные бочки – резервуары. А уж оттуда нефть отправляют по всей стране на специальные заводы.
-Для чего нужна нефть? Что можно из нее изготовить?
(Ответы детей).
- Из нее изготавливают бензин, смазочные масла, мазут, парафин (свечи), спички, спирт, искусственную кожу (сумочки, портфели), мыло, краски, растворители, косметику.
По возможности показать детям эти предметы или их изображения.
-Ребята, вы сегодня обязательно расскажите своим родителям, что нового узнали на занятии; расспросите их кем и где они работают. Если есть нефтяники и газовики, узнайте, на каком месторождении они работают. А завтра познакомите нас с тем, что вы узнали от своих родителей.
После занятия вместе с детьми оформить выставку детских работ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект занятия
«Нефть - черное золото Югры»
Программное содержание: Дать детям знания о том, почему нефть называют «Черным золотом». Познакомить с другими богатствами северного края. Закрепить знания детей о добыче нефти. Упражнять в отгадывании загадок. Воспитывать любовь к родному краю.
Материал: Иллюстрации, изображающие геолога, нашедшего нефть; людей, добывающих его, буровые вышки, нефтяные качалки, нефтепроводы; животных и птиц, обитающих на Севере, коллаж «Север», маленькие картинки с изображением разнообразных животных и птиц; песня О. Фельцмана на слова Б. Дубровина «Дороже золота» в аудиозаписи; клей, тряпочка на каждого ребенка.
Обогащение словаря: «черное золото», обычай.
Предварительная работа: Рассматривание серии открыток, иллюстраций с изображением добычи нефти; беседа о том, что изготавливают из нефти, рассматривание атласа «Животные и птицы Севера».
Ход занятия
Перед детьми выставлены все иллюстрации, которые были использованы на предыдущем занятии о нефти и газе.
- Ребята, давайте вспомним, что мы узнали на прошлом занятии.
(Ответы детей).
Обратить внимание детей на выставленные иллюстрации.
- Кто такие геологи?
(Ответы детей).
- Кого называют нефтяниками и газовиками?
(Ответы детей).
-Как называется место, где находят нефть и газ?
(Ответы детей)
Выслушать все ответы детей, вместе с ними выделить правильные.
-Ребята, вы знаете, что такое золото? Что из него изготавливают?
(Ответы детей)
-Да, это очень дорогой металл желтого цвета. Из него изготавливают серьги, кольца …(показать изделия и золота)
-Нефть тоже называют золотом, только черным, почему, как вы думаете?
(Ответы детей).
-Для его добычи люди прикладывают много сил. И, когда, наконец, нефть появляется из-под земли, люди всегда очень радуются этому событию, что даже появился такой интересный обычай – им мажут руки и лицо.
Включить для прослушивания песню О. Фельцмана на слова Б. Дубровина «Дороже золота»
-Но на северной земле, кроме нефти и газа есть еще и другие богатства.
- Как вы думаете, какие еще богатства есть на северной земле?
(Предположения детей)
Выставить иллюстрации с изображением животных и птиц, обитающих на Севере.
-Почему животных и птиц так же называют богатством Севера?
(Ответы детей)
-Правильно, они дают людям ценный мех, мясо. Они очень красивые, украшают наши леса, радуют нас своим существованием.
Взрослый предлагает послушать загадки, а ответ найти на картинке.
Затем показывает детям коллаж «Север» (На нем изображена только природа).
-Посмотрите, ребята, какая замечательная северная природа, но что-то в ней не так. Как вы думаете, кого здесь не хватает?
(Предложения детей)
-Как можно изменить ситуацию?
(Ответы детей: нарисовать, наклеить животных и птиц)
Предложить детям из имеющихся картинок, выбрать только тех животных и птиц, которые всегда обитают на Севере.
После завершения работы подвести с детьми итог занятия. Повторить, какие животные и птицы обитают на Севере и как их называют.
(Ответы детей)
Что называют «черным золотом»?
(Ответы детей).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Дидактическая игра «Что сделано из нефти?»
Цель: Расширять знания детей о пользе нефти для жизни людей. Развивать кругозор, внимательность, память.
Материалы: Карточки с изображением предметов, сделанных из различных материалов
Правила игры: в игре участвуют от двух до четырёх детей. Выбрать карточки, на которых изображены предметы, изготовленные из нефти.
Ход: Детям предлагаются 16 карточек, на которых изображены предметы, изготовленные из различных материалов, игровые поля.
Воспитатель:
Нефть дает тепло и свет –
Ей замены просто нет.
Делают из нефти много:
И асфальтные дороги,
И костюмы, и рубашки,
Удивительные чашки!
Вспомните, как тепловоз
Вас когда-то к морю вез...
В его топках нефть горела,
А без нефти что за дело?
И не даром в нашем крае,
Всяк нефтяник это знает,
С нетерпением ее ждут,
Черным золотом зовут.
Воспитатель: Посмотрите, какая у нас получилась выставка предметов. Нефть используется при изготовлении пластмассы, резины. Эти предметы: игрушки пластмассовые и резиновые, резиновые сапоги, калоши, свечка, резиновый мяч, нитки, губная помада, искусственные ткани - все это производится с использованием нефти. А так же многое другое (показать картинки: дидактическая игра «Что сделано из нефти»
Воспитатель: Ребята, а что еще делают из нефти, отгадайте загадку:
Без него не побежит.
Ни автобус, ни машина,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (бензин)
Воспитатель: Молодцы, правильно. На нефтеперерабатывающих заводах из нефти делают бензин. Как видите, нефть приносит огромную пользу людям. Так вы догадались, что общего между всеми этими картинками? (Ответы детей: да, все они разные, но все они сделаны из нефти)
Воспитатель: Молодцы, мы открыли тайну. Но я предлагаю не заканчивать на этом наше путешествие, продолжить! Наш волшебный корабль приближается к городу Мегиону!
- Ребята, вы знаете, кто добывает нефть? (Ответы детей)
- Названия каких профессий в ваших ответах звучали чаще? ( Ответы детей: нефтяник, буровик, геолог)
Воспитатель: Да, профессии нефтяника, буровика, геолога для нашего города очень важные и нужные. Люди этих профессий открывают новые месторождения нефти, устанавливают буровые вышки, добывают нефть (используется иллюстрационный материал «Профессии»)
Воспитатель: Ребята, нефть добывается очень трудно. Как называются люди, которые самыми первыми идут на разведку месторождения нефти? (Ответы детей: геологи)
Воспитатель: Да, эти мужественные люди проходят многие километры по болотам, тайге, ищут места, где можно добывать нефть в нашем суровом крае. И один из таких людей, геолог и первооткрыватель нефтяных богатств нашего края, живет в нашем городе и сейчас он пишет замечательные стихи для ребят. Кто-нибудь из вас знает этого человека? (Предположения детей)
Воспитатель: Это Виктор Николаевич Козлов, (демонстрация фото). В своих стихах он с любовью рассказывает о Мегионе и мегионцах. Для вас, ребята, поэт написал книгу стихов «Страна Мегиония» (показ книги). Он начал писать давно, сначала для своих детей, а когда они стали взрослыми, стал писать для вас, и про вас, ребята.
Воспитатель: Как вы думаете, что же это за страна такая - Мегиония»? (Ответы детей). Это такая интересная, удивительная страна. А живут в ней мальчики и девочки, такие же как вы - мегионцы и мегионки. Послушайте стихотворение «Кто я».
Я девчонка - мегионка
Я девчонка - северянка
И еще я россиянка!
Дочка мамы - папина,
Внучка деды - Бабина.
И сестренка Колина
И подружка Олина.
- И так же, как и вы, ребята из страны Мегионии любят свою Родину - Югру.
Эта книга учит всех доброте и трудолюбию. А эти слова Виктор Козлов адресует вам: «Будьте веселы и счастливы! Радуйтесь солнышку и морозцу, играйте и трудитесь, любите родных и друзей, свой дом, свой город Мегион - свою малую родину. Но еще сильнее любите свою большую Родину - великую Россию».
Воспитатель: Ребята, куда мы сегодня совершили путешествие? Какую тайну мы узнали? (Что много предметов делают из нефти) Назовите профессии наших горожан. С творчеством какого поэта вы познакомились? Вам понравились стихи Виктора Николаевича Козлова? Как называется книга, которую он написал? Как мы можем отблагодарить Виктора Козлова за такие чудесные стихи? (предположения детей: выучить их, подарить ему подарок и т.д.)
После проведенного занятия детям воспитатель предлагает детям нарисовать рисунки о тайных богатствах нашего края: нефти, людях, добывающих нефть. Затем оформить рисунки в красивый альбом и передать в подарок писателю В.Козлову.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Коллективное конструирование
«Буровая вышка»
Программное содержание: обобщать и расширять знания детей о профессии бурильщика; обогащать словарный запас, развивать связную речь. Закреплять навыки коллективной работы, сооружать постройку всей подгруппой, формировать умение работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, считаясь с мнениями товарищей. Закреплять умение самостоятельно определять конструкцию и относительную величину отдельных частей. Закрепить в словаре детей слова: бурильщик, буровая вышка, скважина. Воспитывать уважение к труду бурильщиков.
Материал и оборудование: Напольный строительный конструктор, бумага и скотч для трубы, иллюстрации буровой вышки.
Ход:
Дать каждому ребенку возможность из чудесного мешочка достать предметы, изготовленные из нефти. Дети сначала пытаются узнать предмет на ощупь, а потом вынимают его и рассматривают. Ребята, а что связывает эти предметы между собой (они изготовлены из нефти), у меня есть волшебная нефтяная капелька, которая поможет нам отправиться на одно строительство, а на какое, вы должны догадаться сами. А чтобы руки у нас были крепкими, умелыми эта капелька предаст вам сил для работы. Для этого нам всем вместе нужно подержать в руке эту волшебную капельку. Вот теперь я уверена, что вы справитесь с заданием. Воспитатель показывает схему. Вы догадались, что нам предстоит нам построить? Как вы догадались? (ответы детей) Сравнение схемы с иллюстрацией буровой вышки. Какой строительный материал нам понадобится для строительства буровой вышки?
Дети: из напольного строительного материала можно построить буровую вышку.
Воспитатель:
– Из каких деталей можно построить фундамент (мостки) вышки?
– Из брусков.
– Как думаете, бруски берем короткие или …? (длинные)
– Почему решили длинные?
– Буровая внизу широкая.
– Правильно, буровая вышка напоминает пирамиду, а пирамида снизу широкая.
– Как вы считаете, полы на буровой есть?
– Конечно, есть.
Воспитатель: буровая высокая? Из скольких ярусов она состоит?
Дети: буровая высокая, состоит из четырех ярусов.
Воспитатель: – А как вы думаете, буровиков от ветра можно защитить хоть немного? Что для этого нужно построить?
Дети: – Сделать стенки на первом ярусе.
– Как вы думаете, поднимаясь выше вверх, стойки буровой будут располагаться шире или уже?
Дети: – Уже.
Воспитатель: – Подумайте, как это можно сделать?
Кто-то из детей предлагает на вертикальные бруски положить сначала узкие пластины, затем на низ вновь поставить вертикально бруски ближе к центру и закрепить.
Воспитатель: Вспомните, кто работает наверху?
Дети: – Бурильщик.
Воспитатель: – А ему нужно прятаться от ветра?
Дети: – Нужно построить стенки на третьем ярусе.
Четвертый ярус - самый узкий.
Воспитатель обращает внимание на то, что постройка достаточно сложная, и состоит из большого числа деталей. Предлагает детям строить такую постройку сообща.
Помочь детям договориться между собой о распределении обязанностей (кто-то из детей подвозит кубики, другие сверяют с образцом, третьи строят.)
Дети строят буровую вышку.
Воспитатель обращает внимание на иллюстрацию буровой вышки:
- Как вы думаете, получилась у нас буровая вышка, можно приступать играть?
Дети рассматривают иллюстрации, схему сравнивают, приходят к выводу, что нет длинной трубы в центре буровой.
Воспитатель: из какого материала можно ее сделать?
Дети выдвигают свои версии, приходят к выводу, что наиболее простой и быстрый способ изготовления трубы – из бумаги (ватмана). Из полоски ватмана скручивается труба, склеивается скотчем.
На пол в центр постройки кладут круг, на круг ставится бумажная труба.
Воспитатель: посмотрите на буровую вышку, как вы считаете, получилась у нас буровая?
Понравилось ли вам вместе работать?
О чем вы договаривались, когда строили? Были ли в вашей работе ошибки? Что было самым трудным?
Да, такая она получилась, потому, что мы работали вместе, обсуждали, как строить и из какого материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Наш любимый городок «Нефтяники»
Методическая разработка, направленная на развитие у детей умения составлять рассказы с использованием регионального компанента....
Конспект экскурсии на тему: «Профессия – нефтяник».
Расширять и углубить знания и представления детей о работе людей, работающих в нефтяной промышленности. Подчеркнуть важность, необходимость труда нефтяников. Уточнить представления детей о том, люди к...
Проект: "Мы - будущие нефтяники"
Проект: "Мы - будущие нефтяники"...
презентация нефтяники-5
нефтяники...
Проект в старшей группе "Профессия Нефтяник"
Мир профессий в обществе –сложная, динамичная, постоянно развивающая система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Формировани...
"Знакомимся с профессией Нефтяников"
Конспект НОД по познавательному развитию "Знакомимся с профессией Нефтяников"...