Проект по ознакомлению дошкольников с русским фольклорным наследием "ЗАБАВУШКА"
проект (подготовительная группа) на тему
Проект «Забавушка»по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным музыкальным творчеством, фольклором рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, сроком на 1 год. Он включает в себя музыкальные занятия, праздники, развлечения, а также занятия по ознакомлению детей с искусством.
Проект направлен на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие эстетического, нравственного восприятия, приобщение к истокам народной культуры, любви к Родине, Отечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt1.docx | 176.99 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Проект по ознакомлению дошкольников с русским фольклорным наследием
Автор:
Музыкальный руководитель
Мезенцева Татьяна Сергеевна
Покачи
2015
Резюме проекта
Проект «Забавушка» по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным музыкальным творчеством, фольклором рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, сроком на 1 год. Он включает в себя музыкальные занятия, праздники, развлечения, а также занятия по ознакомлению детей с искусством.
Проект направлен на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие эстетического, нравственного восприятия, приобщение к истокам народной культуры, любви к Родине, Отечеству.
Нравственно-патриотическое воспитание в проекте реализуется посредством знакомства с русскими народными традициями, обычаями через музыкальный фольклор.
В ходе реализации проекта большое значение придается развитию самостоятельной творческой деятельности, а также взаимосвязи и взаимопроникновению разных видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности – игровой, музыкальной, театрализованной, художественно - речевой.
Главной нашей задачей является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Мы стараемся пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, а так же веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть и, конечно же, возрождение русских народных праздников, русских народных обрядов.
Народные праздники в детском саду передают детям красоту русских мелодий, красочность и колорит народного творчества, побуждают детей к искреннему и доброму пониманию русских обычаев.
Народные игры благоприятствуют формированию осознанной дисциплины, волевых качеств. Такая личность становится правдивой и честной. Важность национальных игр подчеркивается их всесторонним воздействием на личность ребенка. Таким образом, это важнейший факт социализации ребенка. Дети знакомятся с народными играми, календарем, народными обычаями; у детей формируется уважение к своим предкам.
Важно, что проведение таких праздников способствует укреплению отношений ребенка с родителями, поскольку проведение данных праздников предполагает участие и родителей. Совместная деятельность, практическая, эмоциональная, творческая позволяет выявить к ребенке новые качества, раскрыться при родителях, сформировать еще более положительное отношение друг к другу.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Хочется, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желания узнать, услышать, запомнить понравившуюся ему закличку, песню, прибаутку. Мы взрослые, еще помним русские народные игры, народные песни, и наша задача – передать эти «жемчужины» нашим детям.
Музыкальный фольклор – явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить 4 аспекта музыкального фольклора: народная песня, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты. Необходимо уделять большое влияние игре на детских музыкальных инструментах потому, что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознание различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается пение, они чаще поют, улучшается качество музыкально – ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
В своем проекте мы хотим возродить в учреждении систему ознакомления дошкольников с русскими народными праздниками в сочетании с игрой на русских народных инструментах. Опыт работы в данной области в учреждении уже имеется – создан детский ансамбль, в течение года воспитанники обучались игре на музыкальных инструментах, используя разнообразные инструменты, в том числе и русские народные: ложки, гусли, трещотки.
Ансамбль является победителем городского фестиваля детско-юношеского фестиваля «Планета творчества» в 2014 году (Гран-при и I место), «Живая память поколений» в 2015 году (два I места).
Цель проекта:
Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
Задачи:
- Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора.
- Знакомство детей с традициями и образами русского народа.
- Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии, игры на детских музыкальных инструментах.
- Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- Развитие творческих способностей дошкольников;
- Воспитание эстетических чувств, устойчивого интереса и любви к народному искусству;
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
- Вовлекать родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Актуальность проекта.
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка.
Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду. Гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирования основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, на наш взгляд, следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.
Этапы реализации проекта:
1-й этап, подготовительный
- Организация подготовительной работы для реализации данного проекта сбор информации.
- Распределение материала на блоки, составление плана работы.
2-й этап: организационный
- Планирование работы с детьми.
- Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
- разработка содержания занятий с детьми, сценарии развлечений.
3-й этап: формирующий
- Проведение занятий с детьми, организация совместных развлечений.
4-й этап: итоговый
- Мониторинг проектной деятельности.
- Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
- Презентация проекта.
В результате реализации проекта:
- Дети познакомятся с разнообразными формами детского музыкального фольклора, а так же с традициями и образами русского народа.
- Овладеют навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии, приемами игры на детских музыкальных инструментах.
- У детей сформируются представления о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- Развитие творческих способностей дошкольников;
- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
- Проявление устойчивого интереса и любви к народному искусству;
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
- Активное участие родителей в совместной деятельности по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Тип проекта: творческий, долгосрочный, групповой.
Время реализации проекта: 2016-2017 г.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
База проведения: МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
Содержание работы проекта
«Забавушка»
Проект направлен на формирование общей культуры детей, на изучение песенно-музыкальных традиций русского народа, на развитие личности воспитанника к познанию и творчеству, на сохранение национальных духовных ценностей и принципов преемственности.
- Распевка.
Вокально – хоровые навыки вырабатываются и закрепляются во время распевания. Время для распевания определяется педагогом в зависимости от творческих целей и конкретной ситуации. Используемые упражнения разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам.
- Разучивание нового произведения фольклора
Рассказ о новых песнях: где, зачем и как они появились. Прослушивание песни в аутентичном исполнении (экспедиционные записи). Совместное пение с этнографическим образцом или пение с педагогом. Самостоятельное исполнение в удобном регистре.
- Повторение и закрепление материала
Декламация песенных текстов в ритме напева с точным диалектным произношением.
- Занятия с движением
Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей детей. Песни с хореографическими движениями должны быть значительно легче в вокальном отношении, так как при их исполнении внимание детей, кроме пения, занято танцем. Пение с движением влияет на качество хорового звучания: дети уверенно интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция.
- Народные инструменты
Даются сведение о народных инструментах, исторических и музыковедческих материалах, отражающая роль народного инструментального творчества в жизни разных слоев общества. Обучение игре на инструменте предусматривает групповые занятия с использованием индивидуального подхода. Цель обучения: Формирование у детей умений играть на детских народных инструментах в ансамбле, применяя вокальные и танцевальные навыки.
Форма и режим занятий:
Форма занятий – групповая с использованием индивидуального подхода к каждому воспитаннику.
Формы подведения итога реализации проекта:
- Участие детей в творческих конкурсах и фестивалях различного уровня;
- Участие в отчетных концертах и мероприятиях;
- Проведение календарных русских народных праздников;
- Проведение открытых занятий для родителей и педагогов.
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение: Основные сведения об истории народа, его происхождении и расселении. | 1 |
2 | Народное искусство. | 10 |
2.1 | Разучивание прибауток, считалок. | 2 |
2.2 | Музыкальный фольклор. Вокально – хоровое пение. | 2 |
2.3 | Работа по постановке голоса; работа с солистами. | 2 |
2.4 | Народная хореография. | 2 |
2.5 | Расширение диапазона. | 2 |
3 | Народный календарь. | 6 |
3.1 | Знакомство с календарными праздниками и обрядами | 6 |
4 | Слушание музыки | 2 |
5 | Работа с детскими музыкальными и шумовыми инструментами | 10 |
6 | Встреча с интересными людьми | 1 |
7 | Организационные мероприятия, открытое мероприятие, концертная практика | 10 |
Всего: | 38 часов |
План мероприятий с детьми на 2015-2016 уч.г.
№ | Работа с детьми | месяц | ||
1. | Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей. | Сентябрь Октябрь | ||
2. | Русский народный праздник «Кузьминки» | Ноябрь | ||
3. | Встреча с интересными людьми | Декабрь | ||
4. | Рождественские посиделки | Январь | ||
5. | Развлечение «Коляда, коляда!» | Февраль | ||
6. | Русские гулянья «Эх, да Масленица!» | март | ||
7. | Развлечение «Вербное воскресение» | апрель | ||
8. | Русский народный праздник «Пасха» Отчетный концерт. | май |
Формы и методы обучения.
В процессе обучения используются следующие формы работы:
- Практические тематические занятия;
- Беседы;
- Фольклорные праздники;
- Мастер – классы народных исполнителей и умельцев;
- Обучение игре на русских народных инструментах;
- Совместный досуг детей и родителей.
При изучении тем используются:
- Наглядные пособия;
- Изделия народных промыслов;
- Традиционные предметы домашнего обихода;
- Национальные костюмы;
- Фото, аудио, видеоматериалы.
Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. Праздники приурочивают к наиболее важным датам народного календаря: «Рождеству», «Масленице», «Пасхе». Формы проведения праздников разнообразны: посиделки, инсценировки, концерты. Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру. Важным этапом является подготовка к празднику, когда дети совместно с родителями украшают место проведения мероприятия, готовят традиционные угощения, создают костюмы, атрибуты праздника.
Планирование работы с родителями и педагогами на 2015-2016 уч.г.:
№ | Формы работы с родителями | Формы работы с педагогами | месяц |
1. | Анкетирование родителей и педагогов | Сентябрь | |
2. | Консультация «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста» | Октябрь | |
3. | Мастер – класс «Народная музыкотерапия» | Консультация «Музыкальный фольклор – как средство развития творческих способностей» | Ноябрь |
4. | Семинар – практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей» | Декабрь | |
5. | Круглый стол «Роль народного фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» | Февраль | |
6. | Проведение открытого занятия | Март | |
7. | Культурно-досуговое мероприятие «Ярмарка» Отчет о проделанной работе за 2015-2016уч.г. | Май |
Список литературы
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988
- Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993
- Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987
- «Мир детства. Младший дошкольник», М. Педагогика 1988
- Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества 1994
- «Музыкальное развитие ребенка» Н.А.Ветлугина И.Новоскольцева И.Каплунова «Ладушки»
- «Русские народные праздники, игры, и забавы для детей» В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д. Коротков
- «Когда солнышко взошло» Г.Е.Левкодимов, Л.М.Фирсова
- «Традиции русского фольклора» В.П.Аникина
- «Русское народное детское творчество» Г.Науменко
- «Русский детский фольклор» М.Н.Мельников
- «Детский фольклор» Э.В. Померанцева
- «Детский народный календарь» Г.С.Виноградов
- «Дети и игра» Т.С.Комарова
- «Детские песни» П.А.Бессонов
Интернет-ресурсы:
festival.l stptember.ru/articies
works.tarefer.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по ознакомлению дошкольников с их правами
1.Доступность предлагаемого материала.2.Систематичность и постепенность его усвоения.3.Наглядность и практическое применение.4.Коллективное взаимодействие....
Перспективный план реализации проекта по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой
Знакомство детей с предметами народного творчества и изобразительная деятельность оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его...
Педагогический проект по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых на тему: «В мире профессий»
Представленный проект поможет расширить представления у детей о разных видах труда взрослых;- познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об о...
Проект по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых на тему: «Путешествие в мир профессий».
Работа по ознакомлению детей с профессиями обоснована федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют с...
Использование метода проектов при ознакомлении дошкольников с ОБЖ
В работе дается понятие метода проектов. Показаны этапы подготовки проектов. Дается план разработки проектов по ОБЖ.Обозначены темы проектов....
проект по ознакомлению дошкольником с родным городом
Проект разработан сроком на 2 года для воспитанников старшего дошкольного возраста с родным краем, малой родиной. В проекте представлен город Бор Нижегородской области....
Проект по ознакомлению дошкольников и их родителей с правами ребенка «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель проекта – познакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права. Задачи:1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту...