Проект по ознакомлению дошкольников с русским фольклорным наследием "ЗАБАВУШКА"
проект (подготовительная группа) на тему

Мезенцева Татьяна Сергеевна

Проект «Забавушка»по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным музыкальным творчеством, фольклором  рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, сроком на 1 год.  Он включает в себя  музыкальные занятия, праздники, развлечения, а также занятия по ознакомлению детей с искусством.

Проект направлен на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие эстетического, нравственного восприятия, приобщение к истокам народной культуры, любви к Родине, Отечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1.docx176.99 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

 

 

Проект по ознакомлению дошкольников с русским  фольклорным наследием

http://www.2099.ru/wp-content/uploads/2013/07/566961.jpg

Автор:

Музыкальный руководитель

Мезенцева Татьяна Сергеевна

 

Покачи

2015

Резюме проекта

Проект «Забавушка» по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным музыкальным творчеством, фольклором  рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, сроком на 1 год.  Он включает в себя  музыкальные занятия, праздники, развлечения, а также занятия по ознакомлению детей с искусством.

Проект направлен на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие эстетического, нравственного восприятия, приобщение к истокам народной культуры, любви к Родине, Отечеству.

           Нравственно-патриотическое воспитание в проекте реализуется посредством знакомства с русскими народными традициями, обычаями через  музыкальный фольклор.

В ходе реализации проекта большое значение придается развитию самостоятельной творческой деятельности, а также взаимосвязи и взаимопроникновению разных видов искусства  и разных видов художественно-творческой деятельности – игровой, музыкальной, театрализованной, художественно - речевой.

         Главной нашей задачей  является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Мы стараемся пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, а так же веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть и, конечно же, возрождение русских народных праздников, русских народных обрядов.

Народные праздники в детском саду передают детям красоту русских мелодий, красочность и колорит народного творчества, побуждают детей к искреннему и доброму пониманию русских обычаев.

Народные игры благоприятствуют формированию осознанной дисциплины, волевых качеств. Такая личность становится правдивой и честной. Важность национальных игр подчеркивается их всесторонним воздействием на личность ребенка. Таким образом, это важнейший факт социализации ребенка. Дети знакомятся с народными играми, календарем, народными обычаями; у детей формируется уважение к своим предкам.

Важно, что проведение таких праздников способствует укреплению отношений ребенка с родителями, поскольку проведение данных праздников предполагает участие и родителей. Совместная деятельность, практическая, эмоциональная, творческая позволяет выявить к ребенке новые качества, раскрыться при родителях, сформировать еще более положительное отношение друг к другу.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей.  Хочется, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желания узнать, услышать, запомнить понравившуюся ему закличку, песню, прибаутку. Мы взрослые, еще помним русские народные игры, народные песни, и наша задача – передать эти «жемчужины» нашим детям.

Музыкальный фольклор – явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить 4 аспекта музыкального фольклора: народная песня, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты. Необходимо уделять большое влияние игре на детских музыкальных инструментах потому, что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознание различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается пение, они чаще поют, улучшается качество музыкально – ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

В своем проекте мы хотим возродить в учреждении систему ознакомления дошкольников с русскими народными праздниками в сочетании  с игрой на русских народных инструментах. Опыт работы в данной области в учреждении уже имеется – создан детский ансамбль, в течение года воспитанники обучались игре на музыкальных инструментах, используя разнообразные инструменты, в том числе и русские народные: ложки, гусли, трещотки.

Ансамбль является победителем городского фестиваля детско-юношеского фестиваля  «Планета творчества» в 2014 году (Гран-при и I  место), «Живая память поколений» в 2015 году (два I  места).

Цель проекта: 

Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Задачи:

  • Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора.
  • Знакомство детей с традициями и образами русского народа.
  • Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии, игры на детских музыкальных инструментах.
  • Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  • Развитие творческих способностей дошкольников;
  •  Воспитание эстетических чувств, устойчивого интереса и любви к народному искусству;
  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  • Вовлекать  родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Актуальность проекта.

Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка.

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду. Гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирования основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, на наш взгляд, следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.

Этапы реализации проекта:

1-й этап, подготовительный

  • Организация подготовительной работы для реализации данного проекта сбор информации.
  • Распределение материала на блоки, составление плана работы.


2-й этап: организационный

  • Планирование работы  с детьми.
  • Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
  • разработка содержания занятий с детьми, сценарии развлечений.


3-й этап: формирующий

  • Проведение занятий с детьми, организация совместных развлечений.

4-й этап: итоговый

  • Мониторинг проектной деятельности.
  • Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
  • Презентация проекта.


В результате реализации проекта:

  1. Дети познакомятся с разнообразными формами детского музыкального фольклора, а так же с традициями и образами русского народа.
  2. Овладеют навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии, приемами игры на детских музыкальных инструментах.
  3. У детей сформируются представления о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  4. Развитие творческих способностей дошкольников;
  5. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
  6. Проявление устойчивого интереса и любви к народному искусству;
  7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  8. Активное участие родителей в совместной деятельности по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Тип проекта: творческий, долгосрочный, групповой.

 

Время реализации проекта: 2016-2017 г.

 

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

База проведения: МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

 


Содержание работы проекта

«Забавушка»

Проект направлен на формирование общей культуры детей, на изучение песенно-музыкальных традиций русского народа, на развитие личности воспитанника к познанию и творчеству, на сохранение национальных духовных ценностей и принципов преемственности.

  1. Распевка.

Вокально – хоровые навыки вырабатываются  и закрепляются во время распевания. Время для распевания определяется педагогом в зависимости от творческих целей и конкретной ситуации. Используемые упражнения разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам.

  1. Разучивание нового произведения фольклора

Рассказ о новых песнях: где, зачем и как они появились. Прослушивание песни в аутентичном исполнении (экспедиционные записи). Совместное пение с этнографическим образцом или пение с педагогом. Самостоятельное исполнение в удобном регистре.

  1. Повторение и закрепление материала

Декламация песенных текстов в ритме напева с точным диалектным произношением.

  1. Занятия с движением

Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей детей. Песни с хореографическими движениями должны быть значительно легче в вокальном отношении,  так как при их исполнении внимание детей, кроме пения, занято танцем. Пение с движением влияет на качество хорового звучания: дети уверенно интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция.  

  1. Народные инструменты

Даются сведение о народных инструментах, исторических и музыковедческих материалах, отражающая роль народного инструментального творчества в жизни разных слоев общества. Обучение игре на инструменте предусматривает групповые занятия с использованием индивидуального подхода. Цель обучения: Формирование у детей умений играть на детских народных инструментах в ансамбле, применяя вокальные и танцевальные навыки.

Форма и режим занятий:

Форма занятий – групповая с использованием индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

Формы подведения итога реализации проекта:

  1. Участие  детей в творческих конкурсах и фестивалях различного уровня;
  2. Участие в отчетных концертах и мероприятиях;
  3. Проведение календарных русских народных праздников;
  4. Проведение открытых занятий для родителей и педагогов.

Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение: Основные сведения об истории народа, его происхождении и расселении.

1

2

Народное искусство.

10

2.1

Разучивание прибауток, считалок.

2

2.2

Музыкальный фольклор. Вокально – хоровое пение.

2

2.3

Работа по постановке голоса; работа с солистами.

2

2.4

Народная хореография.

2

2.5

Расширение диапазона.

2

3

Народный календарь.

6

3.1

 Знакомство с календарными праздниками и обрядами

6

4

Слушание музыки

2

5

Работа с детскими музыкальными и шумовыми инструментами

10

6

Встреча с интересными людьми

1

7

Организационные мероприятия, открытое мероприятие, концертная практика

10

Всего:

38 часов

План  мероприятий с детьми на 2015-2016 уч.г.

Работа с детьми

месяц

1.

Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей.

Сентябрь

Октябрь

2.

Русский народный праздник «Кузьминки»

Ноябрь

3.

Встреча с интересными людьми

Декабрь

4.

Рождественские посиделки

Январь

5.

Развлечение «Коляда, коляда!»

Февраль

6.

Русские гулянья  «Эх, да Масленица!»

март

7.

Развлечение  «Вербное воскресение»

апрель

8.

Русский народный праздник «Пасха»

Отчетный концерт.

май

Формы и методы обучения.

В процессе обучения используются следующие формы работы:

  • Практические тематические занятия;
  • Беседы;
  • Фольклорные праздники;
  • Мастер – классы народных исполнителей и умельцев;
  • Обучение игре на русских народных инструментах;
  • Совместный досуг детей и родителей.

При изучении тем используются:

  • Наглядные пособия;
  • Изделия народных промыслов;
  • Традиционные предметы домашнего обихода;
  • Национальные костюмы;
  • Фото, аудио, видеоматериалы.

Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. Праздники приурочивают к наиболее важным датам народного календаря: «Рождеству», «Масленице», «Пасхе». Формы проведения праздников разнообразны: посиделки, инсценировки, концерты. Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру. Важным этапом является подготовка к празднику, когда дети совместно с родителями украшают место проведения мероприятия, готовят традиционные угощения, создают костюмы, атрибуты праздника.


Планирование работы с родителями и педагогами на 2015-2016 уч.г.:

Формы работы с родителями

Формы работы с педагогами

месяц

1.

Анкетирование родителей и педагогов

Сентябрь

2.

Консультация  «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста»

Октябрь

3.

Мастер – класс

«Народная музыкотерапия»

Консультация  «Музыкальный фольклор – как средство развития творческих способностей»

Ноябрь

4.

Семинар – практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей»

Декабрь

5.

Круглый стол  «Роль народного фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Февраль

6.

Проведение открытого занятия

Март

7.

Культурно-досуговое мероприятие «Ярмарка»

Отчет о проделанной работе за 2015-2016уч.г.

Май


Список литературы

  1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988
  2. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993
  3. Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987
  4. «Мир детства. Младший дошкольник», М. Педагогика 1988
  5. Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества 1994
  6. «Музыкальное развитие ребенка» Н.А.Ветлугина И.Новоскольцева И.Каплунова «Ладушки»
  7. «Русские народные праздники, игры, и забавы для детей» В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д. Коротков
  8. «Когда солнышко взошло» Г.Е.Левкодимов, Л.М.Фирсова
  9. «Традиции русского фольклора» В.П.Аникина
  10. «Русское народное детское творчество» Г.Науменко
  11. «Русский детский фольклор» М.Н.Мельников
  12. «Детский фольклор» Э.В. Померанцева
  13. «Детский народный календарь» Г.С.Виноградов
  14. «Дети и игра» Т.С.Комарова
  15. «Детские песни» П.А.Бессонов

Интернет-ресурсы:

festival.l stptember.ru/articies

works.tarefer.ru.

www.jivuiechka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по ознакомлению дошкольников с их правами

1.Доступность предлагаемого материала.2.Систематичность и постепенность его усвоения.3.Наглядность и практическое применение.4.Коллективное взаимодействие....

Перспективный план реализации проекта по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой

    Знакомство детей с предметами народного творчества и изобразительная деятельность оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его...

Педагогический проект по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых на тему: «В мире профессий»

Представленный проект поможет расширить представления у детей о разных видах труда взрослых;- познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об о...

Проект по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых на тему: «Путешествие в мир профессий».

Работа по ознакомлению детей с профессиями обоснована федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют с...

Использование метода проектов при ознакомлении дошкольников с ОБЖ

В работе дается понятие метода проектов. Показаны этапы подготовки проектов. Дается план разработки проектов по ОБЖ.Обозначены темы проектов....

проект по ознакомлению дошкольником с родным городом

Проект разработан сроком на 2 года для воспитанников старшего дошкольного возраста с родным краем, малой родиной.  В проекте представлен город Бор Нижегородской области....

Проект по ознакомлению дошкольников и их родителей с правами ребенка «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель проекта – познакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права. Задачи:1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту...