Проект по ознакомлению дошкольников и их родителей с правами ребенка «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа) на тему
Цель проекта – познакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права.
Задачи:
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
2. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
3. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
Участники проекта – дети, педагоги, родители
Тип проекта – социально-педагогический
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 95.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по ознакомлению дошкольников и их родителей с правами ребенка «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Автор: воспитатель, Гасанова Мая Фируддин кызы
«Дети - не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью» - (Януш Корчак).
Паспорт проекта
- Актуальность
- Цель и задачи проекта
- Участники проекта
- Сроки реализации проекта
- Ожидаемые результаты
- Ресурсы
- Организация и порядок реализации проекта
- Анализ проделанной работы
- Литература
Актуальность: Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Недостаточная разработка данной проблемы в программах дошкольного воспитания и в теории педагогики, востребованность грамотной правовой личности определили мою тему работы: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста».
Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.
В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.
И поэтому педагогам, воспитателям надлежит быть наиболее грамотным в этой области, и делиться своими знаниями. Именно воспитатели вносят с первых лет жизни в сознание детей образ мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты, делают самое важное дело – закладывают фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего. Без этого никакие уставы, декларации и Конвенции ничего не сделают.
Проблема – недостаточная информированность взрослых о правах ребенка и документах, в которых говорится об этих правах; недостаток знаний о собственных правах у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: если педагоги будут создавать в ДОУ специальные условия для правового воспитания дошкольников, будут работать в определенной системе с родителями и воспитанниками по данной проблеме, то это будет способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста основ правового воспитания.
Цель проекта – познакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права.
Задачи:
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
2. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
3. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
Участники проекта – дети, педагоги, родители
Тип проекта – социально-педагогический
Функции участников проекта:
Старший воспитатель – создание условий для организации и проведения мероприятий, обеспечение необходимой документацией, литературой участников проекта, оказание помощи в проведении занятий и развлечений.
Воспитатель:
Диагностика уровня знаний и умения детей.
Самообразование по данной теме.
Разработка и составление перспективного плана, конспектов занятий, досугов, развлечений, этических бесед.
Оформление плакатов, стенгазет.
Подбор детской литературы
Дети:
Разучивание стихов, пословиц, поговорок.
Рисование рисунков.
Изготовление поделок.
Участие в занятиях познавательного цикла, развлечениях, досугах.
Игры, викторины.
Закрепление знаний о правах
Родители (законные представители)
Помощь в оформлении стендов, стенгазет.
Участие в фотовыставке.
Беседы о правах и обязанностях детей.
Участие в родительском собрании, деление опытом (по правовому воспитанию детей), в развлечении.
Дети, воспитатели и родители – реализация проекта.
Приблизительная продолжительность проекта – 9 месяцев.
Ожидаемый результат:
- повышение профессиональной компетенции педагогов по правовому воспитанию дошкольников;
- создание воспитательно – образовательной системы в работе с детьми старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию;
- освоение родителями положений «Конвенции о правах ребенка» приведет к осознанию прав детей и своих родительских обязанностей;
- проведенная работа с родителями будет являться профилактикой физического и психологического насилия над детьми дошкольного возраста;
- данный аспект в деятельности детского сада создаст еще один канал взаимодействия с родителями, привлечет их к участию в образовательном процессе.
- Ознакомление и закрепление знаний детей о Декларации прав человека, «Конвенции о правах ребенка».
- Осознание ребенком того, что обладает теми же правами, что и все люди.
- Укрепить и развить чувство собственного достоинства и уверенности, ответственности перед семьей, знакомыми и государством.
Формы реализации:
1. Занятия по познавательной деятельности.
2. Беседы с детьми и родителями.
3. Игровая деятельность.
4. Продуктивная деятельность.
5. Театрализованная деятельность. Организация совместных с родителями развлечений.
6. Организация экскурсий, целевых прогулок.
7. Чтение специально подобранной литературы.
Основные средства:
· Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
· Оформление наглядного материала для родителей.
· Обогащение предметно-развивающей среды.
· Включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.
Технологии и оборудование:
Компьютер, телевизор, магнитофон, принтер, сканер, мультимедио, фотооппарат.
Технологии и программное обеспечение:
Программы обработки информации и изображений.
Электронные книги, энциклопедии.
Принципы:
* Принцип познавательной активности. Данный принцип является одним из важнейших принципов ознакомления детей с их правами и документами, в которых говорится о данных правах.
* Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов. Заключается он в том, чтобы строить работу в рамках проекта, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей; зная зоны их ближайшего развития и опираться на них при организации воспитательных и обучающих отношений; подбирать материал для работы таким образом, чтобы у детей была возможность для опережающего развития.
* Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей. Без выполнения данного принципа невозможно строить какие-либо взаимоотношения с детьми. Он очень важен для результативной работы по воспитанию и обучению.
* Уважение к личности каждого ребёнка. Подразумевает обязательное тактичное, спокойное отношение к любым проявлениям со стороны ребёнка. Ребёнок имеет право на своё собственное мнение, реализацию собственной индивидуальности. Следует использовать данные проявления для построения работы по осуществлению проекта.
В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представление об этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества. Повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность.
В процессе поиска дети совместно с родителями приобретают информационные навыки: учатся анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Этапы проекта:
- Подготовительный этап.
- Деятельностный этап.
- Заключительный этап.
1 этап - подготовительный
- Изучение литературы.
- Диагностика детей.
- Анкетирование родителей.
- Анкетирование педагогов.
- Подбор материала по правовому воспитанию.
Основные задачи в работе с родителями:
- знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи;
- повышать уровень правовой культуры родителей, их компетентность в воспитании детей;
- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка;
- перестроить исходный взгляд на ребенка, помочь понять и принять, что ребенок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнения;
- создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительный деловой контакт»
Анкета для родителей по правовому воспитанию
Уважаемые родители! Для совершенствования работы по защите прав и достоинств ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт. Своё мнение по ряду вопросов Вы можете высказать в анкете. Заполните её, пожалуйста. Спасибо за помощь.
1. Какие международные документы о правах ребёнка Вам известны?
2. Считаете ли Вы необходимым защищать права и достоинства ребёнка в нашей стране?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
3. Если «Да», то какие права ребёнка нарушаются?
4. Соблюдение каких прав ребёнка обязано взять на себя образовательное учреждение?
5. Какие права ребёнка чаще всего нарушаются в семьях детей?
6. Что Вы понимаете под правовым воспитанием детей?
7. Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
8. С какого возраста целесообразно приобщать ребёнка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе собственных (нужное подчеркнуть)
* со старшего дошкольного
* с младшего школьного
9. Можно ли подвести детей дошкольного возраста к пониманию таких слов, как «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность», «международный документ»?
10. Какие средства и методы следует использовать, формируя у детей представления о правах человека?
11. Имеете ли Вы опыт воспитания детей с учётом прав человека?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
12. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребёнка и правовом воспитании детей дошкольного возраста?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
13. Что бы Вы хотели узнать о правовом воспитании дошкольников?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « Правовое воспитание »
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
1. Считаете ли Вы, что родители должны иметь специальные навыки в воспитании
детей? да; нет ( нужное подчеркнуть)
2.Удовлетворены ли Вы воспитанием, данным вам родителями? да; нет; не совсем.
3.Хотели бы вы воспитывать своих детей так, как воспитывали вас? да; нет.
4.Какой из методов воспитания вы применяете?
а) только поощрение; б) частое порицание; в) метод «кнута и пряника».
5.Допускаете ли вы применение физического наказания (шлепнуть, встряхнуть)?
да; нет ( нужное подчеркнуть)
6.Вы считаете метод физического наказания перспективным? да; нет.
7. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребенка?_______________________________
8. Как Вы с ней познакомились (нужное подчеркните):
дома, из средств массовой информации; в детском саду; из педагогической литературы; из других источников.
9. Какие, по Вашему мнению, у ребенка права в детском саду?____________________
10. Какие права у ребенка в семье?______________________________________________
11. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребенка, попавшего в сложную ситуацию?
Большое спасибо за сотрудничество
АНКЕТА «КАКИЕ ВЫ РОДИТЕЛИ?»
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
3. Интересуются ли дети вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей своих детей?
5. Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?
6. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
7. Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
8. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
9. Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были вместе с ними?
10. Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, на выставках, концертах?
11. Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи?
12. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
13. Участвуете ли вы в экскурсиях, походах, прогулках?
14. Предпочитаете ли вы проводить вместе с детьми свободное время?
Ключ к тесту
Поставьте себе по два балла за каждый положительный ответ, по одному баллу — за ответ «иногда». Отрицательный ответ не принесет вам ни одного балла. Подсчитайте очки. Если вы набрали более 20 очков, то у вас все благополучно в общении с детьми. Если в результате получилось от 10 до 20 очков, то отношения с детьми удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Подумайте, что можно и нужно изменить. При результате ниже 10 очков можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен.
Анкета для родителей «Наказания и отношения к ним»
Ваш пол и возраст_________________
образование______________________________________
Возраст и пол вашего ребенка___________________
1. Наказания происходят, потому что...
2. Мне приходится наказывать ребенка, когда он...
3. Какие наказания применяли по отношению к Вам родители в детстве? (Нужное подчеркните: пощечина, ремень, шлепок, щипали, царапали, били кулаками, лишали еды, сажали в темное место, ставили в угол, ставили на крупу, не разговаривали, лишали удовольствия, другие...).
4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку?
5. Какие наказания Вы применяете по отношению к своему ребенку?
6. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка?
7. Повысить на него голос?
8. За что, в какой ситуации Вы можете ударить ребенка?
9. Что раздражает Вас в ребенке? В жене/муже? В родителях? В себе самой(ом)?
Анализ результатов анкеты «Наказание и отношение к ним», проводимой в начале разработки проекта показал, что родители используют для наказания детей следующие методы:
∙ угрозы и нравоучения – 26%;
∙ беседы, анализ поведения – 26%;
∙ ставят в угол – 23%;
∙ физическое наказание – 21%;
∙ лишение чего-либо - 19%;
∙ ограничение общения – 2%;
∙ не наказывают – 9%/
Основные задачи в работе с педагогами:
- создать условия для системной работы по правовому воспитанию детей и родителей;
- ознакомить педагогов с существующими документами по защите прав и достоинства ребенка;
- организация сбора информации, пополнение фонда правовой литературы законодательными документами, регламентирующими права детей, родителей, ответственность родителей за обеспечение этих прав;
- повышать уровень правовой культуры педагогов ДОУ.
Анкета "Какой вы воспитатель?"
Попробуйте, не торопясь, предварительно обдумав, ответить на вопросы теста, используя ответы да, нет, иногда.
• Одинаковые ли у Вас с мужем (женой) взгляды на воспитание детей?
• Считаете ли Вы, что терпение, настойчивость и последовательность - главные принципы в воспитании ребенка?
• Часто ли Вы обращаетесь к ребенку в форме просьбы, а не приказа?
• Если ребенок в чем-то серьезно, с Вашей точки зрения, провинился, считаете ли Вы, что это - прямой результат неправильного воспитания?
• Вы заняты чем-то важным по дому или работе. Ребенок неожиданно предлагает свою помощь. Примете ли Вы ее охотно и без колебаний, хотя допускаете, что это сильно усложнит или задержит по времени работу?
• Часто ли Вы прибегаете в общении с ребенком к строгому и категорическому запрету?
• Считаете ли Вы, что внешняя среда влияет на воспитание
и характер ребенка не меньше, чем родители?
• Испытываете ли Вы чувство вины, когда отмахиваетесь от ребенка фразами типа: "Оставь меня в покое", "Я слишком устала", "Не отвлекай меня", "Я занят".
• Интересны ли Вам книги, теле- и радиопередачи, публикации в газетах, журналах на тему воспитания детей?
10. Считаете ли Вы, что нужно обратиться к детскому психологу, если возникли проблемы в воспитании ребенка?
За каждый ответ "да" запишите себе 2 очка, за ответ "нет" - 0 очков, за ответ "иногда" - 1 очко.
Менее 6 очков. У Вас очень смутные представления о воспитании: необходимо срочно браться за книги и восполнять серьезные пробелы в знаниях о психологии ребенка и о том, как с ним общаться. Возможно, Вам нужна помощь психолога.
От 7 до 14 очков. Вы все делаете правильно, но времени ребенку уделяете явно недостаточно. Постарайтесь начать хотя бы с того, чтобы полностью посвятить детям выходные, а в течение недели, как бы Вы ни уставали после рабочего дня, хотя бы полчаса проводите с ребенком. Ему не столь важна продолжительность общения с Вами, сколько интенсивность.
От 15 очков и выше. Вы прекрасные родители, Ваши дети получают в достаточной мере и внимания, и необходимого контроля. Но не успокаивайтесь на достигнутом - пределов совершенству нет, особенно в таком непростом деле, как воспитание детей.
Анкета для воспитателей по правовому воспитанию детей
Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт. Своё мнение по ряду вопросов Вы можете высказать в анкете. Заполните её, пожалуйста. Спасибо за помощь.
1. Какие международные документы о правах ребёнка Вам известны?
2. Считаете ли Вы необходимым защищать права и достоинства ребёнка в нашей стране?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
3. Если «Да», то какие права ребёнка нарушаются?
4. Соблюдение каких прав ребёнка обязано взять на себя дошкольное образовательное учреждение?
5. Какие права ребёнка чаще всего нарушаются в семьях детей Вашей группы?
6. Что Вы понимаете под правовым воспитанием детей?
7. Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
8. С какого возраста целесообразно приобщать ребёнка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе собственных (нужное подчеркнуть)
• с раннего возраста
• с младшего дошкольного
• со среднего дошкольного
• со старшего дошкольного
• с младшего школьного
9. Можно ли подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию таких слов, как «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность», «международный документ»?
10. Какие средства и методы следует использовать, формируя у детей представления о правах человека?
11. Имеете ли Вы опыт воспитания детей с учётом прав человека?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
12. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребёнка и правовом воспитании детей дошкольного возраста?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
Изучение первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведения устного опроса, беседы, тестирования, наблюдения за ребенком. С целью выявления уровня правовой культуры дошкольников можно провести соответствующую диагностическую процедуру.
Для диагностики можно использовать следующие методики.
1. Диагностическая методика Е. В. Соловьевой (подготовительная группа)
- Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
- Как ты думаешь, что такое право?
- Какие права есть у тебя и других детей?
- Какие права ты считаешь самыми важными?
- Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
- Кто защищает права детей?
- Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?
Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.
Высокий уровень - 10%
Средний уровень - 21%
Низкий уровень - 69 %
2. Беседа "Как поступить?"
Беседа "Как поступить?" является адаптированным Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной вариантом и представляет собой комплекс вопросов:
1. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
2. Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?
3. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
4. Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6. Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?
3. Изучение семейной атмосферы
ФИ ребенка ___________________________________
Возраст ___________________
• У тебя два билета в цирк. Кого бы из своей семьи ты взял(а) с собой на представление
• Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться дома. Кто это?
• Дома ты строишь из конструктора гараж. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
• Ты потерял(а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этом?
• У тебя болит зуб, и ты должен(на) пойти к зубному врачу.
С кем ты пойдешь к врачу? ____________________
Данный вопросник поможет определить, с кем из членов семьи у ребенка наиболее положительные взаимоотношения, и с кем отношения складываются не очень благоприятно. Эти результаты могут быть хорошим поводом к размышлению и исправлению негативных причин. Для выявления особенностей внутрисемейных отношений можно также использовать диагностику по тесту "Рисунок семьи", анализ структуры рисунка по Г.Т. Хоме-наускасу.
4. Вопросы детям:
• Если бы тебе дали слово в парламенте в защиту прав детей и молодежи, что бы ты сказал?
• Какие законы нужны для защиты прав детей и подростков?
• Что сделать, чтобы власть считалась с детьми, принимая законы?
• Как защитить подростков от жестокости взрослых?
• Как обеспечить право на информацию и защиту детей от насилия в средствах массовой информации?
• Как обеспечить право детей на жизнь и здоровье в мире без наркотиков и психотропных веществ?
• Почему дети не знают своих прав и нередко чувствуют себя бесправными?
- Деятельностный этап: Перспективное планирование по правовому воспитанию в подготовительной к школе группе
Месяц | Неделя | Методические приемы | Источник |
Сентябрь | 1 неделя | 1.Беседа "Каждый имеет право" 2.НОД "Знакомство с Декларацией прав человека" 3. Дидактическая игра "Чьи права нарушены?" | Ж."Обруч" N5-2001 стр.28 "Ваши права", - Е.Шабельник, Е.Каширцева Харитончик Т.А. «Правовое воспитание» |
2 неделя | 1.Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка 2.НОД "Право на жизнь, свободу, семью" 3. Дидактическая игра «Назови-не ошибись!» | Ж. "Обруч" N5/2001 Харитончик Т.А. «Правовое воспитание» | |
3 неделя | 1.Беседа "Как люди пришли к тому, что права надо защищать" 2. НОД "Право на защиту, любовь, внимание, заботу, помощь" 3.Беседа: "Помогаем дома маме" | Ж. "Читаем, учим, играем"N3/2002 стр.7 Харитончик Т.А. «Правовое воспитание» Авторский конспект | |
4 неделя | 1.НОД "Право на гражданство". 2.Чтение стихов "В какой стране хотел бы жить?" 3. Чтение сказки «Золушка» | Ж. "Читаем, учимся, играем" N3/2002 стр.17 | |
октябрь | 1 неделя | 1.Беседа "Мы все разные, но мы все равны" 2.Чтение художественной литературы: «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена 3. Рассматривание и раскрашивание раскрасок из журнала «Разноцветный мир» | Ж. "Ребенок в детском саду" N5/2002 стр.83 |
2 неделя | 1.Проблемные ситуации на тему: "Мы все разные, но мы все равны" 2. "Право на жилье, пищу, личное имущество". 3.Чтение художественной литературы: «Приключения Буратино» А. Толстого | Ж. "Ребенок в детском саду" N5/2002 стр.84 Харитончик Т.А. «Правовое воспитание» | |
3 неделя | 1.Игра "Спиной друг к другу" 2. Чтение художественной литературы: «Чиполлино» Д. Родари 3. Дидактическая игра «Как исправить Бармалея» | Ж. "Ребенок в детском саду" N5/2002 стр.83 | |
4 неделя | 1."Конкурсы Бабы-Яги во дворце сказок" 2.НОД "Защита детей" 3. Дидактическая игра «Выбери право» 4. Досуг: «Жила-была сказка» (закрепление русских народных сказок) | Ж. "Читаем, учим, играем" N3/2002 стр.18 Авторский конспект | |
ноябрь |
| 1.Чтение "Приключения маленького человечка" А.Усачева 2. Дидактическая игра «Какое право нарушено?» 3. Рисование по замыслу. Тема «Планета Земля» | А. Усачев |
2 неделя | 1.Беседа: "Ты и твои права" 2.НОД "Право на медицинскую помощь и охрану здоровья". 3.Чтение художественной литературы: «Айболит» К.И. Чуковского | Авторский конспект Харитончик Т.А. «Правовое воспитание» | |
| 1. Эвристическая беседа: «Что такое толерантность?» 2. Занятие: «Куклы в гостях у детей» (знакомство с национальными костюмами) 3. Рисование «Куклы в национальных костюмах» 4. Праздник "Самый счастливый день в году" (Всемирный день прав детей - 20.11) | Авторские конспекты Ж. "Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки" | |
4 неделя | 1.Игровая программа "Азбука правоведения", - совместно с родителями 2. ЧХЛ: чтение украинской народной сказки «Рукавичка» (сопоставление с русской народной сказкой «Теремок») 3. Игра-драматизация по сказке «Рукавичка» 4. Рисование по прочитанной сказке | Авторский конспект О.С. Ушакова, Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой | |
декабрь | 1 неделя | 1.НОД "Балда у сказки "Репка" 2. Подвижная игра: «Забавы маленьких друзей» (игры разных народов) | Авторский конспект |
2 неделя | 1.Игры литературных героев 2.НОД «Право на гражданство» | Харитончик Т.А. «Правовое воспитание» | |
| 1.Развлечение «Посиделки» 2.Конкурс "Песня о правах" 3.Дидактическая игра "Найди ошибку и исправь» | ||
4 неделя | 1.Игра-путешествие "Где живет человек?" 2.Досуг: «Веселые новогодние приключения» 3. Просмотр м/ф «Как Новый Год отмечают в разных станах»: Египет, Китай, Англия, Франция, Испания, Европа, Индия, Африка, Бразилия, Грузия, Украина, Япония, Север, Румыния. | Авторский конспект серия «Уроки тетушки Совы» | |
январь | 1 неделя | 1.Беседа "Я - ребенок, я - человек" 2.Конкурс поделок и рисунков на тему: «Мой народ». 3.Развлечение: «Ярмарка». 4. Музыкальное занятие: «Разучим танец для друзей» | Авторский конспект |
2 неделя | 1.Словесно-дидактическая игра "Найдите неверные по смыслу предложения" 2. НОД «Каждый ребенок имеет право на жилье» | «Правовое воспитание», Харитончик Т.А. | |
3 неделя | 1.Игра "Я не должен" 2. НОД «Право на медицинское обслуживание» | Ж. "Ребенок в детском саду" N4/2002 стр.80 Харитончик Т.А. «Правовое воспитание» | |
4 неделя | 1.Разгадывание кроссвордов, головоломок правовой тематики 2. НОД «Право на образование» | Харитончик Т.А. «Правовое воспитание» | |
февраль | 1 неделя | 1.НОД «Право на имя» 2.Беседа "Наши имена" 3. Дидактическая игра «Какие права нарушены у персонажа?» | Харитончик Т.А. «Правовое воспитание» |
2 неделя | 1.Развлекательная программа "Что в имени тебе моем?" 2.Дидактическая игра «Я знаю пять имен» | Ж. "Читаем, учим, играем" N3/2002 стр.28 | |
3 неделя | 1.Игровой тренинг "Если чужой стучится в дверь" 2.Лепка: «Подарки для кукол» 3. «Масленица» — русский народный праздник | Ж. "Ребенок в детском саду" N4/2002 стр.81 | |
4 неделя | 1.Семейный фольклорно-литературный праздник "Клуб веселых именинников" 2.Дидактическая игра «Назови право» | Ж. "Читаем, учим, играем" N3/2002 Стр.32-41 | |
март | 1 неделя | 1.Родительское собрание. Час права "Правовая неотложка" 2.Рисование по замыслу. Мои права. | Авторский конспект |
2 неделя | 1.Право на дружбу и собственное мнение". 2.Беседа: "Кто такой настоящий друг?"; 3.Игры "Аленушки и братца Иванушки" | Харитончик Т.А. «Правовое воспитание» Ж. "Читаем, учим, играем" N3/2002 стр.19 | |
3 неделя | 1.НОД. Право на отдых и досуг 2.Викторина "Что? Кто? Когда? Где?" 3. Дидактическая игра "Подбери пословицы к картинкам" | Харитончик Т.А. «Правовое воспитание» | |
| 1.Книжно-иллюстративная выставка "Ваши права, дети" 2.НОД «Право на еду и достаточное количество чистого питья» 3.ЧХЛ. Чтение туркменской сказки «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка» | Авторский конспект О.С. Ушакова, Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой | |
апрель | 1 неделя | 1.Беседа о декоративно-прикладном искусстве «Чудо-писанки». 2. Рисование: «Чудо-писанки». 3.Моделирование объемных поделок из яичной скорлупы. 4.Игра «Мини музей писанок». | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду в подготовительной группе |
2 неделя | 1.Игра "Поводырь" 2. НОД. Познание. ФЦКМ. Тема: «Земля - наш общий дом, и мы должны быть толерантны в нем!» 3.Турнир знатоков права "Чтобы достойно жить" | Авторский конспект | |
3 неделя | 1."Сделал дело - гуляй смело". 2.Эстафеты сказочных героев | Ж. "Читаем, учим, играем" N3/2002 стр.20 | |
4 неделя | 1. Игра "Герои книг имеют право" "Литературные герои "за" и "против" 2.НОД «Какие мы мальчики и девочки?» | Ж. "Читаем, учим, играем" N3/2002 стр.15 | |
май | 1 неделя | 1.Викторина "Права литературных героев" 2.Подвижные игры «Игры маленьких друзей» | |
2 неделя | 1.Беседа: "Я и общество". 2.Организация книжной выставки "Мир детства" 3. Развлечение: «День рождения. Ждем гостей» | ||
3 неделя | 1.Игра-упражнение "Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся" | Ж. "Ребенок в детском саду" N4/2002 стр.83 | |
4 неделя | 1.Рассматривание плакатов на тему "Детям - счастливое детство" 2.Конкурс рисунков «Наши права» |
3 этап – заключительный.
- Спортивный праздник, посвященный Дню защиты детей»: «Неразлучные друзья – взрослые и дети». Беседы о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Диагностика детей;
- Анализ проведенной работы;
- Обработка и оформление материалов проекта.
Результаты реализуемого проекта
- знание педагогами и родителями основных правовых документов по защите прав ребенка;
- повышение правовой культуры педагогов и родителей;
- знание детьми правил здорового образа жизни;
- знание детьми правил о правах, свободах и ответственности;
- сформированность коммуникативных умений и навыков;
знание детьми основных правовых Документов по защите прав ребенка.
Анализ проделанной работы
Мною изучена и адаптирована программа по ознакомлению дошкольников с правами: Харитончик Т.А. «Правовое воспитание», которая включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При отборе материала по правовому воспитанию мною учитываются возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Переработав и адаптировав предлагаемый материал на детей старшего дошкольного возраста в своей группе.
Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий самого себя и свои права человек способен по-настоящему уважать других людей и их права. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо создать атмосферу признания индивидуальности ребенка, уважения его личности, а самому ребенку предоставить возможность реализовывать свои человеческие права.
Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения.
Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.
Знакомство детей с их правами происходило и вне занятий.
Например, после занятия "Право на семью, заботу родителей, семейные связи», дети рисуют генеалогическое дерево. Также данное занятие предлагает предварительную работу с родителями (они читают ребенку сказку "Золушка", "Двенадцать месяцев", "Морозко"), создают вместе с детьми генеалогическое древо семьи.
Известно, что художественная литература – прекрасное средство правового воспитания и обучения правам человека, нравственно-патриотического, этнокультурного и гендерного воспитания. Я использовала методику Ушаковой-Гавриш по ознакомлению с художественной литературой. (Знакомство со сказками: русскими народными, зарубежными и сказками других народов в сравнении с русскими народными).
Запланированная работа способствовала тому, чтобы дети из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратились в активных участников. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовались разнообразные методы и приемы:
-использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, мультфильмы);
-решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку ... , если бы я вдруг превратился в ...;
-дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"
Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.
Часть времени уделялась сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.
Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Например, детям предлагалось понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит, и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.
Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.
Знания, полученные на занятиях и вне, закреплялись в изобразительной деятельности.
Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей.
И наконец, важной частью работы по данному направлению является знакомство детей с «Декларацией прав человека». Главное в методике ознакомления детей с этим важным документом – не широта информации, а эмоциональность ее принятия, развитие таких важных нравственных качеств, как доброжелательность, терпимость, уважение, толерантность по отношению к людям Земли.
Особое значение в жизни ребенка играет семья. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Поэтому, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Значимость воспитательной деятельности семьи, педагогической культуры и воспитанности самих родителей в современных условиях значительно возрастает, так как обновляются задачи, содержание, средства и формы воспитания детей в семье, в современной деятельности семьи, детского сада, учреждений и служб. Поэтому задача педагогического коллектива состоит в том, чтоб совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями. В этом направлении была проведена работа с родителями: конкурс на лучшую поделку или рисунок по теме «Мои права»; «Декларация – своими руками!»; папка-передвижка «Мои права»; информационная доска «Знакомство наших детей с их правами».
Мониторинг
Высокий уровень - 86%
Средний уровень - 14%
Низкий уровень - 2%
Изучение уровня развития правовой культуры дошкольников, а также проведенные занятия по повышению данного уровня позволяют сделать следующие выводы:
Детям старшего дошкольного возраста (5-7 лет) доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора:
- права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;
- права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;
- права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.
Формирование у детей 5-6 лет представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.
В результате проведенной работы можно придти к заключению о том, что после проведения серии занятий с целью повышения уровня правовой культуры наблюдаются существенные изменения в знаниях детей в области права. Так, диагностика показывает, что количество детей с высоким уровнем правового воспитания выросло. В то же время, наблюдается тенденция к уменьшению количества дошкольников с низким уровнем знаний в области права.
Среди основных проблем, возникающих у педагогов при работе в данном направлении, можно выделить следующие:
недостаток методической базы для изучения;
отсутствие учебных и дидактических пособий по данному курсу;
нехватка времени для рассмотрения данной проблемы;
недостаточный уровень подготовки воспитателей;
протест со стороны родителей.
Таким образом, проведенный анализ моей темы по самообразованию отражает необходимость и значимость изучения прав человека в ДОУ, но, наряду с этим отмечается недостаточная методическая база.
Перспективу дальнейшей работы в этом направлении я вижу:
- во внедрении данной инновационной технологии в дошкольных учреждениях (в частности в нашем);
- в использовании возможностей дифференцированного и индивидуального подходов в процессе формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста
- создании банка правовых и методических материалов для работы педагогам в образовательном учреждении по проблемам правового воспитания и правовой культуры
- выработке действенного механизма правового просвещения родителей и создания условий для правового воспитания в условиях семьи по воспитанию доброжелательного отношения к людям с этнокультурными особенностями; с гендерными особенностями; с особенностями нравственного поведения; дети с ОВЗ и отдельно – дети-аутисты.
- создание игровых ситуаций, способствующих развитию познавательной сферы, применение разных социальных ролей;
- поэтапное выполнение совместных действий, формирование умения работать совместно по образцу и указанию воспитателя.
Работа по формированию правовой грамотности у ребенка должна включать в себя:
1. Вырабатывание у детей представления об своих правах как важной составляющей формирования личности для приобретения знаний, умений и навыков. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях и во внеурочное время (тщательное выполнение заданий, внимание к словам взрослых);
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки); данные качества являются составляющими правовой личности и позволяют соблюдать права других детей;
4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, что также позволяет реализовать свои права.
Воспитание и обучение детей правам ребенка носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный процесс целенаправленного воспитания.
Ещё важно воспитать в процессе любой деятельности в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Отмечаю, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включении всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка. Тем не менее, полученные результаты доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность.
Перспективы развития проекта Реализация данного проекта возможна в дошкольных группах образовательных учреждений любого типа. Данный проект подталкивает педагогов образовательных учреждений к поиску и внедрению новых форм сотрудничества с семьями воспитанников. Оказывает влияние на формирование правосознания ребенка, через привлечение внимания общественности (педагоги, родители) к вопросам соблюдения прав ребенка и проектирование развивающей среды (игровой, познавательной, здоровьесберегающей), что способствует формированию правовой культуры детей и взрослых в целом.
Памятка для воспитателей и родителей: Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия "жестокое обращение" и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
• обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6);
• защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
• обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
• признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
• защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
• защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
• меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
• за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);
• за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).
Семейный кодекс РФ гарантирует:
• право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
• право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
• лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
• немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).
Закон РФ "Об образовании" утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника (ст. 56).
Памятка для взрослых
Законы, защищающие права детей, есть. Как они выполняются?
"Государства- участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка". Конвенция ООН о правах ребенка. Статья 27.
Вопрос к размышлению.
Как исполняются права ребенка? Какой уровень жизни взрослые могут обеспечить детям?
"Государства признают право ребенка на образование и с целью :достижения этого права: вводят бесплатное и обязательное начальное, :различные формы: бесплатного среднего, : обеспечивают доступность высшего образования:" Конвенция ООН о правах ребенка. Статья 28
Вопрос к размышлению.
Соблюдаются ли права ребенка в школе? Образование детей в России - бесплатное?
"Государства- участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья,: стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения." Конвенция ООН о правах ребенка, Статья 24.
Вопрос к размышлению.
Права больных детей не нарушаются? Как обеспечить право на здоровый образ жизни в мире без наркотиков?
Государства- участники признают право каждого ребенка, который нарушил: уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным,: на такое обращение, которое способствует развитию чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и : желательность содействия его реинтеграции и : полезной роли в обществе. Конвенция ООН о правах ребенка. Статья 40
Вопрос к размышлению.
Есть ли права у беспризорников? Как обеспечить детям возможность добиться справедливости?
"Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством." Конвенция ООН о правах ребенка. Статья 20
Вопрос к размышлению.
Как чувствуют себя дети-сироты? Как помочь детям обрести семью?
"Государства- участники : принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, : и в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем." Конвенция ООН о правах ребенка. Статья 27
Вопрос к размышлению.
Почем нынче на Руси ребенок?
"Государства- участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия." Конвенция ООН о правах ребенка. Статья 19
Уважаемые взрослые! Подумайте о будущем детей, если не хотите остаться в прошлом. Дети без прав - Россия без будущего! Расскажите детям об их правах! Прочитайте вместе с нами книги:
• Усачев А. Приключения маленького человечка: Всеобщая Декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых М.: Самовар - 94 С.
• Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов.-М.: Вита- пресс, 1997.- 64 с.: ил. (О Всеобщей декларации прав человека)
• Шабельник Е.С. Права ребенка: Кн. Для учащихся нач. классов.- М.: Вита- Пресс, 1997.- 56 с.: ил. ( Декларация прав ребенка)
• Яковлев Ю. Ваши права, дети М.: Междунар. Отношения, 1992.- 128 с. (Конвенция о правах ребенка)
ПАМЯТКИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Типы семей (исследование в ДОУ)
1 тип. Эффективное воспитание ребенка в семье:
• нравственно-положительные личные интересы, убеждения и потребности родителей, добросовестное отношение к процессу воспитания и развития ребенка;
• осуществление целенаправленного воспитания: понимание целей и задач воспитания, стремление реализовать их на практике, взаимосвязь с ДОУ, активность обоих родителей в решении педагогических задач;
• эмоционально-нравственные взаимоотношения родителей и детей в повседневной жизни.
2 тип. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для
психологической подготовки детей к жизни в социуме. Положительной стороной этих семей является их достаточно высокая социальная направленность, отец и мать социально активны, готовы прийти на помощь людям, взаимоотношения между членами семьи неплохие. Но вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров, недостаточно высокой степени образования одного или двух родителей, их настроения, суждения, поведение могут резко меняться. В связи с этим возникают трудности во взаимоотношениях.
3 тип. В семьях по тем или иным причинам отсутствуют условия
для нравственно-эстетического, целенаправленного воспитания детей.
В таких семьях нет порядка в организации жизни и деятельности
семьи, отсутствуют семейные праздники, нередко царит дух авторитарности. Для этих семей типичны споры, острые конфликты из-за несовпадения взглядов супругов на жизнь и воспитание детей.
4 тип. Семьи, в которых грубость, частые ссоры, нестабильность во взаимоотношениях, алкоголизм, безнравственное поведение. Родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни, игр, полезных и интересных занятий. Свободное время уходит на выяснение отношений, ссоры.
Группа ____________
1 тип
2 тип
3 тип
4 тип
Памятка для воспитателя
Признаки жестокого обращения и насилия
• Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
• Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе ведет себя.
• Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
• У ребенка могут быть проблемы с обучением из-за слабой концентрации внимания, несобранности, усталости, недосыпания.
• Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.
• Ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны.
• Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления мочеполовых органов.
Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому взрослому.
• У ребенка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым.
• Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).
• Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых
взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.
• Он демонстрирует не соответствующее возрасту "взрослое"
поведение, рационален, интересуется вопросами секса.
• Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.
• У ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или насилию (в том числе и сексуальному). Но если они проявляются в том или ином сочетании, воспитателю следует обратить на это внимание.
МОИ ПРАВИЛА - ПРАВИЛА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Самое главное в воспитании детей - любовь, терпение и личный пример.
• Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.
• Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.
• Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.
• Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не в других, а в себе.
• Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.
• Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что бы человек ни взялся.
• Будьте всегда доброжелательны.
• Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
• Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернется многократно увеличенным.
Воспитывая детей, стремитесь.
• Любить ребенка таким, каков он есть.
• Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинство и ответственность за себя и свои поступки.
• Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
• Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
• Раскрыть душу ребенка прежде, чем его ум.
• Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. "Ты все можешь" - главная формула образования.
• Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, воспитывать желание помочь.
• Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
• Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.
Литература
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., - 2001, - 234 с.
- Бабич Л.Н. "365 увлекательных занятий для дошкольников" – Москва, Айрис–пресс, 2000 г.
- Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г.
- Гаврилина С.Ю., Кутявина Н.Г., Топоркова И.К., Щербина С.А. Безопасность вашего малыша. – Ярославль: " Академия развития ", 1997.
- Герасимова С. «Каждый имеет право».//«Обруч» №5, 2001.
- Григорьева Л.А. «Защитим права ребенка».//«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 11, 2008.
- Данилина Т.А. «Проблема защиты прав ребенка в семье».//Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005.
- Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.
- Доронова Т. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье.//Дошкольное воспитание, - №8, - 2001.
- Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников/ под ред. Р.С.Буре. - М, - 1997, - 145 с.
- Ефимовский Е. Карусель изобретений. Мудрые науки без назидания и скуки. С - Петербург: " Комета Дуэт ", 1994. – 112 с.
- Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт.-сост.: Е.В.Соловьева, Т.А.Данилова, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
- Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ЮНИСЭФ Детский Фонд ООН.
- Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. – М., - 2000 г.
- Прохорова О.Г. «Защита детства в международном праве». //Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005.
- Пыжьянова Л. Г. «Права ребенка».//«Ребенок в детском саду» № 3,4,5 – 2003.
- Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993.
- Усачев А. "Приключения маленького человечка" М.: "Самовар" 2000г.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Знакомим малышей с окружающим миром. – М, - 1997, - 212 с. 8. Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993. – 84 с.
- Шабельник Е.С. Права ребенка. – М: “ Вита – пресс”, 1997.
- «Правовое воспитание», Харитончик Т.А. – 2-е изд.,-Волгоград: Учитель, 2011г.
- http://www.maam.ru/detskijsad/anketa-po-pravovomu-vospitaniyu-detei.html
- http://vds.rusobr.ru/p326aa1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста Я самый-самый. Право на сохранение своей индивидуальности.
Конспект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Я самый-самый. Право на сохранение своей индивидуальности". Программа расчитана на год....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Всемирный день прав ребёнка», по правовому воспитанию детей дошкольного возраста
Программное содержание:1. Формировать у детей основы правосознания, понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы. 2. Развивать ...
Сценарий развлечения по правовому воспитанию детей дошкольного возраста "Есть у всех детей права..."
Конспект сценария по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста «Есть у всех детей права…» Задачи: 1. Познавательное развитие: Дать детям представление об их правах и обязанностях. Развив...
Консультация для родителей "Правовое воспитание детей дошкольного возраста"
Правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. ...
Уголок правового воспитания детей дошкольного возраста «Права детей»
При подготовке к проекту обратила внимание на создание среды в старшей группе. Был проведен подбор методических пособий по воспитанию у детей культуры поведения, на формирование семей...
Краткосрочный проект в средней группе по правовому воспитанию детей дошкольного возраста
Проект представляет собой систему мероприятий, которые:- способствуют социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его ответственного поведения по отношению к другим и себе;- включа...
Консультация для родителей. «Советы родителям по правовому воспитанию детей дошкольного возраста»
Какими дети рождаются - ни от кого не зависит, но в наших силах сделать их хорошимичерез правильное воспитание....