Конспект занятия на тему: «Край наш северный»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важных задач нашего времени. Много изменений произошло за последнее время в нашей стране. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и пели гимн своей страны, то сегодня материальные ценности доминируют над духовными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ou_kray_nash_severnyy.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему: «Край наш северный»
Возраст:6-7 лет
Форма проведения: НОД по образовательным областям «Коммуникация» и «Познание» (ФЦКМ).
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важных задач нашего времени. Много изменений произошло за последнее время в нашей стране. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и пели гимн своей страны, то сегодня материальные ценности доминируют над духовными.
Актуальность темы:
Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать.
Север – это удивительный край. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре, о добре и зле.
Очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуре быта поморов.
Цель: Закрепить знания детей о Поморье.
Задачи:
- Познакомить детей с легендой о Белом море;
- Закрепить знания детей о поморах (жилище, труд, традиции);
- Познакомить детей с памятниками г. Архангельска: «Берегиня семейного очага, «Тюлень - спаситель»;
- Расширять знания детей об истории г. Архангельска, познакомить с гербом и гимном;
- Воспитывать любовь к родному краю;
- Закрепить знания детей об Архангеле Михаиле-покровителе
г. Архангельска;
- Расширять кругозор детей;
- Развивать связную речь детей;
- Расширять словарный запас детей с помощью слов: «большуха», «жонка», «Берегиня», «Гандвик», «Сполохи»;
- Развивать зрительное внимание, восприятие, память, воображение;
- Воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес к культуре родного края.
Технические средства: проектор, использование ИКТ
Материалы: презентация «Край наш Северный», фрагменты из мультфильма С. Писахова, макет «Белое море», макет «Домашнее хозяйство», макет «Дикие животные», записи: гимн Архангельска, мелодии военных лет: «Синенький, скромный платочек…», «Тучи в голубом…».
Ход занятия: | мин. |
Вводная часть | 5 |
Основная часть | 20 |
Заключительная часть | 5 |
Длительность НОД | 30 |
Вопросы и задания:
- Дети, а как раньше называли «Северное сияние»?
- Ребята, а какое море находится рядом с Архангельской областью?
- Дети, вы знаете, как в старину называли Белое море?
- А почему наш край называют «Поморье»?
- Ребята, а как называют людей, живущих в нашем городе?
- Ребята, как вы думаете, какой скот они разводили?
- Кто может показать нашу северную столицу?
- На какой реке стоит город Архангельск?
- А Черный дьявол, кто он?
- Ребята, как вы думаете, что символизирует архангел в синем одеянии с огненным мечом и щитом?
Ход:
- Здравствуйте, добрый день ребята!
(Дети встают в круг)
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Ребята проходите и садитесь на стульчики
Дети подходят и садятся.
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
Фрагмент из мультфильма С. Писахова (Про наш Архангельский край столько всякой неправды да напраслины говорят, что придумал я сказать всю сущую правду, что не скажу, все, правда!)
СЛАЙД 3
Только на Севере вы увидите такое красивое и удивительное явление, как «Северное сияние». Дети, а как раньше называли «Северное сияние»? («Сполохи»).
СЛАЙД 4
Звучит шум моря.
- Ребята, а какое море находится рядом с Архангельской областью? (Белое море).
СЛАЙД 5
- Давайте найдем на карте Белое море.
СЛАЙД 6
- Дети, вы знаете, как в старину называли Белое море? (Гандвик)
СЛАЙД 7
Фрагмент из мультфильма С. Писахова.
СЛАЙД 8
Белое море – священное море Севера, оно таит в себе много неразгаданных тайн. Свое название Белое море получило, возможно, от цвета белого снега и льдов, покрывающих его в зимнее время.
Макет «Белое море»
СЛАЙД 9
Дети, существует даже легенда о Белом море: «В небе горела яркая северная звезда и однажды она упала в море и осветила его воды своим светом – вот потому и Белое! Вода в нём светлая!»
СЛАЙД 10
Поморы говорили: «Морем живём - ему и песни поём!»
А теперь встанем и немножко отдохнем.
СЛАЙД 11
Физминутка: «Море»
Море очень широк,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
СЛАЙД 12
А почему наш край называют «Поморье»? (по морю, людей называли - поморы).
Ребята, а как называют людей, живущих в нашем городе? (архангелогородцы, северяне, поморы).
СЛАЙД 13
Впервые термин «ПОМОРЫ» появился в России очень давно – несколько столетий назад.
Поморы – люди, живущие у моря. Они были добрыми, честными, с уважением относились к старшим, любили свою Родину, были милосердны.
СЛАЙД 14
Поморы
1.почитали книгу, знание, грамоту;
2.основа поморского воспитания – приучение детей с ранних лет к труду;
3. детей не наказывали, поскольку они были послушны;
Поморский характер начинается с семьи!
Дети в семьях поморов трудолюбивы.
Поморы - это немногословные, сдержанные люди, всегда готовые прийти на помощь; они доброжелательны, доверчивы и гостеприимны.
СЛАЙД 15
Известные поморы:
Ломоносов Михаил Васильевич - русский ученый. (Памятник М. В. Ломоносову на Набережная Северной Двины, у здания САФУ) –
Так же в Архангельске на Чумбаровке стоят памятники сказочникам Степану Писахову и Борису Шергину.
СЛАЙД 16
Жили поморы в добротных (из дерева), часто двухэтажных избах с большой белой печью и широким крыльцом. Климат на Севере неласковый и они строили избы так, чтобы, не выходя под дождь или снег, можно было заниматься хозяйством.
СЛАЙД 17
У нас в Архангельске сохранилось несколько таких домов:
-Марфин дом на (ул. Чумбаровка)
-Купеческий дом Плотниковых (протянулся вдоль Набережной Северной Двины до улицы Поморской).
СЛАЙД 18
-В Малых Карелах сохранились дома поморов.
СЛАЙД 19
Поморы во дворе держали скот, хранили сено, крестьянский инвентарь. Ставили избы «лицом» к дороге. Славилась изба печью.
«Печь греет, варит, жарит, хлеб выпекает, освещает избу светом, сушит одежду, рыбу, моет и парит не хуже, чем баня».
СЛАЙД 20
В традициях поморов было использовать для своих хозяйственных нужд подручные природные материалы, прежде всего дерево.
В Поморском крае так же были бедные, простые люди и богатые люди, но это не означает, что богатые были злые и властные, наоборот, богатые – занимались благотворительностью, строили бани, были милосердными благородными людьми.
Поморы выносливы, сильны, отлично знают морское дело.
Поморы знали много устных произведений - былин, сказок, преданий, песен и т.д. Женщины рассказывали их и пели на посиделках в длинные зимние вечера, когда при свете тусклого огонька пряли пряжу и плели сети, а мужчины - на промысле, в ожидании подхода рыбы, в плаваниях по морю.
Поморские люди – это добрые и трудолюбивые люди.
СЛАЙД 21
Ребята, подойдите и посмотрите, какое хозяйство было у поморов.
Макет «Домашнее хозяйство»
Ребята, как вы думаете, какой скот они разводили? (коров, овец, лошадей).
Поморы занимались рыболовством, охотой, солеварением, разведением скота.
СЛАЙД 22
Макет «Дикие животные»
Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей.
СЛАЙД 23
Также охотились на северных птиц: уток, гусей, на белых куропаток.
СЛАЙД 24
Изготавливали хозяйственную утварь из бересты (на какой слог ударение?) и дерева, добычей жемчуга в реках, торговлей.
СЛАЙД 25
Поморы также владели и гончарным делом, осваивали декоративно-прикладное искусство (глиняные игрушки, резьба по кости, роспись по дереву и многое другое).
СЛАЙД 26
Поморских женщин, называли поморочки - рукодельницы. Жёны поморов самостоятельны, трудолюбивы, занимались рукоделием. Они помогали мужьям на море, ловили с ними рыбу. Поморских женщин ласково, уважительно называют «большуха», « жонка».
У поморов женщина, мать была символом Родины.
Пока мужья трудятся на рыбалке или охоте, жены их ждут.
СЛАЙД 27
В нашем городе есть памятник поморочке – называется: Берегиня семейного очага.
Памятник представляет собой скульптурную композицию, в центре которой расположена женщина, в ожидании хозяина дома сидящая за северной прялкой. Русская Северная женщина ни минуты не сидит без дела, поэтому и в напряженные часы ожидания ее руки заняты рукоделием, а мысли – беспокойством о муже, о кормильце, добытчике, на котором держится хозяйство.
СЛАЙД 28
Ребята, перед нами географическая карта.
- Кто может показать нашу северную столицу? (г.Архангельск)
- На какой реке стоит город Архангельск? (Северная Двина)
Город Архангельск является крупнейшим населенным пунктом Поморья.
СЛАЙД 29
Архангельск был основан в 1584 году по указу Ивана IV "Грозного" на мысе Пур-Наволок - место, где начал свою историю город Архангельск.
СЛАЙД 30
Пур-Наволок - это место обозначено красивым монументом в виде большой морской волны и памятной табличкой.
СЛАЙД 31
Гимн Архангельска:
У Белого моря, вдоль тихой Двины,
Раскинулся город любимой страны!
Стоит величаво над северной рекой,
Столица Поморья, Архангельск родной!...
Звучит отрывок гимна (слушаем стоя)
Гимн Архангельска принят депутатами Архангельского городского совета в 2006 году.
«Мы любим тебя, Архангельск!»
СЛАЙД 32
Для защиты города была построена деревянная крепость. Михайло-Архангельский монастырь дал новому городу имя и герб. На гербе в золотом поле щита изображен летящий Архангел-Михаил, в синем одеянии с огненным мечом и щитом, побеждающий черного дьявола".
Ребята, как вы думаете, что символизирует архангел в синем одеянии с огненным мечом и щитом? (русское воинство, победу сил добра над силами зла).
А Черный дьявол, кто он? (неприятель, зло, которое будет побеждено)
СЛАЙД 33
Архангел Михаил, в честь которого назван город Архангельск – это главный ангел, который оберегает всех добрых людей от зла.
(Картинки-образы Архангела-Михаила)
21 ноября – день ангела Михаила, именины г. Архангельска.
В годы войны Архангел-Михаил оберегал наш город и жителей города от врагов.
СЛАЙД 34
На набережной северной Двины установлен памятник «Тюленю – спасителю» с надписью: «О, сколько ты народа спас от голода и холода!»
Ребята, а каким образом тюлень мог спасти Архангельск от голода. (Ценилось мясо тюленя, жир и шкура, из которой делали одежду, спасаясь от холода во время войны).
После победы было решено поставить памятник этому животному. Сегодня на набережной стоит бронзовый тюлень на светлом постаменте, который символизирует лед.
СЛАЙД 35
Годы войны, это очень тяжелое время, но жизнь продолжалась. Музыка поддерживала людей. Люди верили в мир и добро, пели и танцевали.
Звучит мелодия военных лет («Синенький, скромный платочек…»). (Танец)
СЛАЙД 36
Ребята, давайте вместе потанцуем. Встанем в кружок.
Физминутка: танец («Тучи в голубом…»)
СЛАЙД 37
Ребята, дни военных лет были тяжелые и трудные, но сейчас нам не нужно войны, нужно верить в добро и быть хорошими и милосердными людьми. Наш край всегда был богат и будет богат талантливыми людьми.
Наш край полон всяких богатств: это пейзажи, красота природы, заповедные места, памятники архитектуры. Нужно хранить и ценить то, что у вас есть.
СЛАЙД 38
Поддерживать традиции поморов и по-доброму относиться к людям.
Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
- Ребята, что новое вы сегодня узнали?
- А какие моменты вам запомнились больше всего?
- Что вы расскажите своим родителям, чем вы можете поделиться с ними?
Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Хорошо жить в мире!
СЛАЙД 39
И сейчас, я хочу вам подарить свою частичку доброты – северный пряник.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие на тему "Край наш северный"
Занятие для детей подготовительной группы...
Конспект занятия на тему «Край родной» в подготовительной группе.
Закрепление знаний детей о Татарстане, его богатстве; совершенствование технических умений и навыков рисования красками; развитие чувства цвета; воспитание интереса к историческому прошлому нашей респ...
Тематический план на неделю. Тема: «Край мой северный Ямал».
Цель: Расширять знания и представления о детях коренных жителей, во что они играют, чем занимаются....
Конспект занятия на тему "Край родной моя югра -ты богата и добра"
Рассказать детям в доступной форме о богатстве нашего края.Материал: макет нефтяной вышки, нефть и главнейшие продукты ее переработки (в коробке)Воспитатель рассказывает детям, что наш округ богат при...
Календарное планирование на тему "Край мой Северный. Животные Севера"
Планирование утреннего, вечернего периода времени, прогулки, художественной литературы по теме недели "Край мой Северный. Животные Севера"...
Конспект занятия на тему: «Природа северного края»
Тема: «Природа северного края»...
Конспект образовательного события - Я поведу тебя в музей по теме «Край наш северный поморье!»
Мы сегодня вам расскажем о народе котором жили на берегах белого моря-это поморцы. Язык, на котором они общались, называется «помóрьска говóря». Кроме своего языка, поморы всегда отли...