Мастер - класс по обучению детей мокшанскому (мордовскому) языку.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Цель: передача родителям профессионального опыта по обучению дошкольников мордовскому (мокшанскому) языку.
Задачи: дать представление об использовании кукольного театра при обучении. Научить приветствовать, прощаться по мокшански ( Шумбратада!, Васедемозонк!). Называ герои сказки «Колобок» на мокшанском языке ( атя, баба, нумол, върьгаз, офта, келазь, чюкорня ).
Оборудование. Презентация с картинками и словами на мокшанском языке сказки «Колобок», музыкальное сопровождение, кукольный театр «Колобок», корзина.
Содержание
Входит педагог с корзиной, в которой куклы (герои сказок)
Педагог. Здравствуйте! Сегодня мы с вами научимся здороваться, прощаться и называть герое сказки «Колобок» по мокшански. Поприветствуем друг друга: «Шумбратада!»
Участники (друг другу). Шумбратада!
Педагог. Сегодня к нам в гости пришли герои известной сказки «Колобок». Мне нужна помощь и ваше участие в спектакле. Каждый получит своего героя сказки, и ваша задача – постараться запомнить его имя. Это бабушка – баба. Повторяйте за мной: баба ( отдает куклу участнику, который повторяет это слово). Это дедушка – ятя (отдает куклу другому участнику). Повторите за мной: атя. Это заяц – нумол (отдает куклу следующему). Повторите за мной: нумол. (Родитель повторяет слово).
Это волк – върьгаз. Повторите за мной: врьгаз. (Взрослый берет куклу, повторяет.) Это медведь – офта. Повторите за мной: офта. (Берет куклу, повторяет слово). Это лиса – келазь. Повторите за мной: келазь. (Берет куклу, повторяет.) Хорошо. Моим героем будет колобок – цюкорня. (Все родители повторяют.)
Театрализованное представление
Педагог. Я – Колобок, цюкорня. Круглый и сладкий. Мне испекли дедушка – атясь и бабушка – бабась (указывает на участников). Положили меня на окошко остывать. Я остыл и решил пойти погулять. Качусь я по тропинке и пою любимую песенку.
Я – цюкорня, цюкорня
Я от атять ушел, я от бабать ушел.
(указывает на героев сказки.)
И я бегу туда, куда захочу.
Педагог. Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц (нумол). Поздоровайся с цюкорня. Скажте друг другу шумбрат!
Заяц. Шумбрат, цюкорня , я тебя съем.
Педагог. Не ешь меня, я тебе песенку спою.
Я - цюкорня, цюкорня
Я от атять ушел. Я от бабать ушел
И от тебя, нумол, убегу.
Педагог.И покатился цюкорня дальше. Навстречу ему серый волк (Върьгас).Врьгас, поздоровайся с колобком, скажте друг другу шумбрат!
Волк. Шумбрат, цюкорня, я тебя съем.
Педагог. Не ешь меня, я тебе песенку спою.
Я - цюкорня, цюкорня
Я от атять ушел. Я от бабать ушел
И от тебя, нумол, убежал,
И от тебя, върьгас, убегу!
Покатился цюкорня дальше. Навстречу ему медведь (офтсь). Офтсь, поздоровайся с колобком. Скажите «шумбрат!»
Медведь. Шумбрат, цюкорня , я тебя съем.
Педагог. Не ешь меня, я тебе песенку спою.
Я - цюкорня, цюкорня
Я от атять ушел. Я от бабать ушел
И от тебя, нумол, ушел,
Я от върьгас ушел.
И от тебя, офта убегу!
Педагог. Покатился цюкорня дальше. Навстречу ему лиса (келазь). Келась, поздоровайся с колобком. Скажите друг другу «шумбрат!»
Лиса. Шумбрат, цюкорня, я тебя съем.
Педагог. Не ешь меня, я тебе песенку спою.
Я - цюкорня, цюкорня
Я от атять ушел. Я от бабать ушел
И от тебя, нумол, убежал,
Я от върьгас убежал.
И от офта убежал, и от тебя, келась, убегу!
Лиса. Я не слышу тебя! Садись на мой носик да пропой еще разочек.
Педагог. Цюкорня прыгнул на нос келась и она его съела.
Вот и сказки конец. Вам понравилась сказка?
Она мне тоже понравилась. Теперь давайте вспомним героев сказки. Я буду называть куклу, а вы назовите ее по мокшански. (Педагог показывает кукол персонажей, а участники называют их по мокшански).
Молодцы! Давайте скажем «до свидания» героям сказки по мокшански – «васедемозонк!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Мастер-класс "Методы обучения детей составлению загадок".
При работе с загадками у детей развивается: мышление, речь, внимание, память, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире....
Мастер - класс по обучению детей сюжетному рисованию с помощью открыток и картинок.
Рекомендации по рисованию при помощи открыток и картинок....
Методическая разработка мастер-класса по «Обучению детей дошкольного возраста игре на музыкальных шумовых инструментах»
Использование шумовых инструментов в ра боте с дошкольниками....
Мастер-класс «Особенности обучения детей дошкольного возраста предметному рисованию»
Данный мастер-класс построен по общеобразовательной программе "От рождения до школы" по методическому комплекту Л.Комаровой, представлена организации работы по предметному рисованию в разных...