«Народно - обрядовая культура в проведении фольклорных праздников»
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Основная задача учителя марийского языка в детском саду – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.Организуя работу по ознакомлению с родным краем, мы стараемся вызвать интерес к прошлому и настоящему своего народа, к его культуре, обычаям, традициям. Особую роль в приобщении детей к народной культуре играют народные календарно-обрядовые праздники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodno-obryadovaya_kultura.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народно - обрядовая культура в проведении фольклорных праздников»
Воспитание у подрастающего поколения нравственно - моральных качеств и прежде всего чувства любви к Родине всегда было и остается актуальным. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в раннем возрасте является естественным и поэтому верный способ приобщения детей к истокам национальной культуры. Основная задача учителя марийского языка в детском саду – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.
В нашем детском саду созданы благоприятные условия для формирования личности ребенка на основе национальной культуры: кабинет марийского языка, мини-музей в виде интерьера марийской избы. Занятия в музее проводятся в различной форме: игры-путешествия в прошлое, посиделки, слушание национальной музыки. Организуя работу по ознакомлению с родным краем, мы стараемся вызвать интерес к прошлому и настоящему своего народа, к его культуре, обычаям, традициям.
Особую роль в приобщении детей к народной культуре играют народные календарно-обрядовые праздники. Их проведение в наши дни дает возможность окунуться детям в традиции празднования этих дней. Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка:
- народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;
- народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, справедливости;
- методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.
Сегодня, воссоздавая в сценарии народного праздника все обряды и традиции праздничной культуры, педагог ДОУ формирует основы нравственной культуры: уважительное отношение к пожилым людям, почитание родителей, быть гостеприимными, добрыми.
Каждый год в детском саду мы проводим календарно-обрядовые праздники, такие как Шорыкйол, Уярня, Кугече. Эти праздники несут в себе много традиций, обычаев, обрядов. В течение веков выработалась целая система обрядовых действий, включая песни, танцы, игры.
Рассмотрим некоторые народные обряды на основе марийских народных праздников.
Шорыкйол- один из самых известных марийских обрядовых праздников. В нашем детском саду вовлечение детей в атмосферу праздника Шорыкйол начинается со старшей группы. В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженье и гадания превратились в веселое развлечение.
В детском саду неотъемлемой часть праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами – Васликува и Васликугыза. Для этого мы заранее готовим маски и костюмы. Дети тоже подбирают себе наряд. С появлением ряженых начинается веселье: игры, загадывание загадок, песни, пляски. Игры «Сокыр тага», «Шергашым шылтен модмаш», «Шорыкйол маска», которые были придуманы в далеком прошлом, популярны и в наши дни, дети играют в них с удовольствием.
Особую роль во время праздника Шорыкйол занимали гадания, которые в основном были связаны с предсказанием судьбы. Девушки на выданье гадали о замужестве - выйдут ли замуж в новом году, какая жизнь ожидает их в замужестве. Старшее поколение пыталось узнать о будущем семьи, стремилось определить плодородие урожая, насколько благополучным окажется их хозяйство. В детском саду гадание является одним из любимых детьми обрядов. Они с удовольствием узнают свою будущую профессию, гадание с петухом (ряженым в костюме петуха) на предстоящий год тоже интересен детям.
Существенную роль в дни праздника играла обрядовая еда. Обильная еда должна была вызвать изобилие, плодородие земли, урожая, благополучие в семье. Так и в детском саду не обходится без этой традиции. Хозяйка ( Озавате) накрывает на стол и угощает гостей: уяча, квас, когыльо, мелна, перемеч.
В начале марта мы проводим еще один народный праздник Уярня. Это праздник веселья, игр и блинов. Традиционно он проходит на улице. Дети катаются на санках, взрослые для детей устраивают соревнования. В этот день пекут праздничные блины, и взрослые угощают ими детей.
Следующим календарным праздником является Кугече. Ежегодно в этот праздник в наш детский сад приходит Отец Сергий. Он рассказывает детям об этом празднике и его традициях.
Праздник проходит в дружеской атмосфере. Дети и взрослые накрывают праздничный стол, играют в игры. Традиционное «Катание яиц»- игра, которая стала одной из любимых детьми. Уже около 20 лет дети сами мастерят игрушки из спичечных коробков, и пытаются сбить яйцом, только тот, кто задел, забирает игрушку себе.
Новшеством стало проведение ярмарки пасхальных сувениров. Дети и родители изготовляли пасхальные сувениры и выставляли их на продажу. Вырученные деньги использовали на нужды группы.
Также в нашем детском саду мы проводим марийские посиделки «Шинчымаш кас», на которых дети учатся трудолюбию и мастерству, а также узнают секреты приготовления традиционных марийских блюд. Вместе с детьми мы играем, поем и танцуем, знакомим их со старинными предметами быта и правильно их использовать. Используя все это, мы стараемся привить ребенку любовь к своему народу, к своему прошлому.
Таким образом, приобщение детей к народным традициям и обычаям является своеобразной ступенькой в постижении многогранной культуры народа. Участвуя во всевозможных праздниках и развлечениях, ребенок развивается, познает историю и культуру своего народа. Все это в конечном итоге способствует воспитанию уважения к своему этносу, восстановлению связей между поколениями.
Список используемой литературы:
1. Иванова Ю.И. Йочасадыште икшыве – влакым марий калыкын илыш – йулаже да ойпогыжо негызеш ончен куштымаш.- Йошкар –Ола: Марий книга савыктыш, 1995.-96 с.
2.Калинина О.А., Мамаева М.Н., Молотова Т.Л., Никитина Т.Б., Попов Н.С. Марийцы. Коллективная монография.- Йошкар - Ола: Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ, 2008.-213 с.
3.Чузаев Р.И. История культуры мари.- Йошкар – Ола: Марийский институт образования, 2003.- 64 с.
4.Этнография марийского народа /Сост. Г.А.Сапеев.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,2001.-184 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОВЕДЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА В ДЕТСКОМ САДУ: «ПОКРОВ»
развлечение для детей старшей группы праздник "Покров"...
Проект " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"
Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"...
Фольклорный праздник "Бабушкины посиделки" проведен совместно с инструктором по физической культуре.
Приобщение детей к русской народной культуре, развитие интереса к обычаям и традициям, развитие связной и лексико-грамматической стороны речи....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
Программа проведения фольклорного праздника и открытого занятия "Масленица к нам пришла, блинов и маслица принесла"
Цель: знакомство с обычаями и традициями русского народного праздника «Масленица – проводы зимы».Задачи: 1.Привитие интереса...
конспект выступления "Взаимодействие детей и родителей в проведении фольклорных праздников"
конспект выступления "Взаимодействие детей и родителей в проведении фольклорных праздников"...