Приложение к АПО "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ"
календарно-тематическое планирование на тему

Бойченко Лариса Леонидовна

Планирование работы с детьми, взаимодействие с родителями по ознакомлению детей с родным городом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бойченко Лариса Леонидовна

Приложение 1

Тематическое планирование

по приобщению детей дошкольного возраста к малой родине

/средняя группа/

БЛОК  «Россия – родина моя»

Темы

и

формы

работы

сентябрь

«Моя большая и малая Родина» (познавательная беседа)

октябрь

«Геральдический уголок в детском саду» (тематическая экскурсия)

ноябрь

«Москва - столица нашей Родины»

декабрь

«Страна, в которой мы живем. Природа России» (познавательное занятие)

январь

«Забавы вокруг печки» (посиделки в мини-музее детского сада «Русская изба»)

февраль

«Русский национальный костюм» (познавательное занятие, моделирование)

март

«С чего начинается Родина…» (познавательная беседа)

апрель

Литературно-музыкальный досуг «Россия – Родина моя»

май

«День Победы в нашем городе»

Интеграция

образовательных

 областей

Социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Цель

Формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.

Задачи

  • вызывать эмоциональное отношение к Родине, способствовать формированию любви к России;
  • пробуждать интерес к историческим событиям, природе России и культуре Отечества;
  • развивать потребность в приобретении новых знаний о стране;
  • воспитывать уважение к людям других национальностей;
  • формировать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности

Совместная

деятельность

воспитателя

и детей

- беседы на темы «Наше Отечество», «Красивые места Родины»);

- рассматривание произведений изобразительного искусства, показ слайдов с видами Москвы;

- чтение художественной литературы и обсуждение, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, родной земле;

- выставка картин на тему «Наша Родина»,  коллекционирование открыток «Моя Москва»;

- выставка детских работ (рисование, аппликация, лепка);

Самостоятельная

продуктивная

 деятельность

- подбор  фотографий  для альбома «Наша Родина»;

- самостоятельная деятельность в уголке боевой славы;

- оформление выставки «Уголки России»;

БЛОК  «Родной дом»

Темы

и

формы

работы

сентябрь

«Мама, папа, я – это моя семья» (комплексное занятие)

октябрь

«Построим генеалогическое древо» (совместный мини-проект с родителями)

ноябрь

«Мои первые книжки» (выставка книг,  реликвии семьи)

декабрь

«Новогодние традиции семьи»

январь

«Кем работают наши мамы и папы» (познавательное занятие)

февраль

«Мой папа – защитник Отечества» (интегрированное занятие)

март

«Моя мама -лучше всех» (комплексное занятие)

апрель

«Мой дом – моя крепость» (интегрированное занятие)

май

Семейная гостиная «Моя семья - мой дом, мой детский сад»

Интеграция

образовательных

 областей

Социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Цель

Формирование патриотических чувств детей на основе привязанности и любви к родному дому, детскому саду.

Задачи

  • формировать личностное отношение к родному дому как общечеловеческой ценности;
  • развивать представление о значении семьи в жизни ребенка, воспитывать уважение, отзывчивость, внимание, заботу о близких людях, умение доставлять радость членам своей семьи;
  • развивать потребность в приобретении новых знаний о себе, семье, роде; детском саде;
  • способствовать расширению словарного запаса;
  • развивать диалогическую речь, логическое мышление, память, внимание, творческое воображение;
  • развивать конструктивные способности, ассоциативное мышление;
  • умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.

Совместная

деятельность

воспитателя

и детей

- экскурсия по улице, на которой находится детский сад;

- чтение произведений литературы, устного народного творчества, обсуждение с детьми прочитанного, заучивание стихотворений, пословиц;

- ситуативные беседы о семье, родном доме, детском саде, ознакомление с трудом работников детского сада и родителей; беседы об улицах, где живут дети;

- сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Как мы отдыхаем», «Детский сад»;

- игры-интервью «Расскажи о себе», «Что я знаю о родных»;

- «Символический портрет моей семьи в геометрических формах и цветах» (моделирование);

- минутки фантазирования;

- слушание музыкальных произведений по теме;

Самостоятельная

продуктивная

 деятельность

- рисование «Мой лучший друг», «Моё имя», «Мой детский сад»;

- рассматривание семейных фотографий, которые дети принесли из дома; альбомов о праздниках в детском саду;

БЛОК  «Наш Белгород. История края»

Темы

и

формы

работы

сентябрь

«С чего начинается Родина» (интегрированное занятие)

октябрь

« Я поведу тебя в музей…» ( знакомство с историко-краеведческим музеем)

ноябрь

«Символы нашего края» (познавательное занятие, моделирование)

декабрь

Достопримечательности Белгорода (виртуальная экскурсия – Соборная площадь)

январь

Познавательный рассказ воспитателя «Белгород раньше и сейчас» (мультимедийное сопровождение)

февраль

«Знаменитые земляки» ( С.Хоркина)

март

Историческая гостиная «Расскажи о Белгороде» (Составление коротких рассказов по открыткам и иллюстрациям)

апрель

«В гостях у Хозяюшки» экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба»

май

«Что такое героизм» досуг, посвященный дню Победы

Интеграция

образовательных

 областей

Социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Цель

Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с родным городом, его достопримечательностями и историей

Задачи

  • пробуждать интерес к современной жизни города;
  • показать на конкретных примерах изменения в жизни города;
  • знакомить с названиями улиц, отражающих историю города, известными земляками;
  • формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы, воспитывать уважение к ветеранам войны;
  • вызывать желание больше узнать о своем крае;
  • прививать любовь к родным местам;
  • расширить и уточнить знания детей о народной культуре Белгородчины;
  • пробуждать интерес к народным играм, желание и умение в них участвовать;
  • формировать умение вести координированный диалог в ходе обсуждения и возникающих на занятиях ситуациях;
  • развивать умение составлять рассказы из личного опыта, связанные с темой занятия;
  • развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.

Совместная

деятельность

воспитателя

и детей

- организация уголка города: внесение краеведческих книг, альбомов;

- сбор иллюстраций для создания альбома «Наш город», коллекционирование открыток «Памятники Белгородчины»;

- экскурсии по городу «Будни города», «Город готовится к празднику»;

- чтение и совместное обсуждение прочитанных рассказов с детьми, заучивание стихотворений о Белгороде, пословиц и поговорок о родной земле;

- рассматривание произведений изобразительного искусства региональных художников С.Косенкова, В.Таракановой;

- сюжетно-ролевые игры «Наша улица», «Мой город»;

- строительные игры «Древний Белгород», «Крепость». «Город будущего»;

- тематический праздник «5 августа – день освобождения Белгорода»;

Самостоятельная

продуктивная

 деятельность

- рисование «Улицы города». «Это улица моя», «Дома на нашей улице»;

- строительные игры;

- конструирование

БЛОК  «Природа родных мест»

Темы

и

формы

работы

сентябрь

«Земля – кормилица» (познавательное занятие, «Откуда хлеб пришел»)

октябрь

«Водоемы города Белгорода» (познавательное занятие, моделирование)

ноябрь

«Животные Белгородских лесов» (виртуальная экскурсия, познавательное занятие)

декабрь

«Зоопарк домашних животных Белгородчины»  (рисование по трафаретам)

январь

«Красота природы бесценна» (познавательная беседа)

февраль

«Сочинялки о природе» (литературные игры)

март

«Новоселье птиц» (экологический праздник)

апрель

 «Первоцветы» (презентация)

май

«Наш огород» (работа на участке);

«Белгородчина моя белоствольная» (экологический праздник)

Интеграция

образовательных

 областей

Социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Цель

Формирование патриотических чувств детей на основе ознакомления с природой города Белгорода

Задачи

  • пробуждать интерес к природе края как части Отечества;
  • познакомить детей с особенностями сельскохозяйственных культур, которые выращиваются в Белгородской области;
  • расширять представления об охране природы;
  • показывать на конкретных примерах заботу жителей о природе; растить экологически мыслящих людей, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.

Совместная

деятельность

воспитателя

и детей

- чтение и совместное обсуждение литературных рассказов о природе;

- заучивание стихотворений о природе и родной земле;

- использование устного народного творчества: загадок, пословиц и поговорок, народных примет;

- показ живописных мест ближайшего окружения, эмоциональное общение с природой, экскурсии в природу («Деревья нашей улицы»);

- показ презентации «Птицы наших лесов»;

- создание альбома «Красота края»;

- путешествие по экологической тропе детского сада;

Самостоятельная

продуктивная

 деятельность детей

- ручной труд из природного материала , выставка «Природа и фантазия»;

- сочинение историй и экологических сказок, экологические игры, деятельность в уголке природы

Тематическое планирование

по приобщению детей дошкольного возраста к малой родине

 /старшая группа/

БЛОК  «Россия – родина моя»

Темы

и

формы

работы

сентябрь

«Моя большая и малая Родина» (познавательная беседа)

октябрь

«Геральдический уголок в детском саду» (тематическая экскурсия)

ноябрь

«Москва - столица нашей Родины»

декабрь

«Страна, в которой мы живем. Природа России» (познавательное занятие, работа с физической картой России, знакомство с климатическими поясами)

январь

«Забавы вокруг печки» (посиделки в мини-музее детского сада «Русская старина»)

февраль

«Отражение русских традиций в национальном костюме» (познавательное занятие, моделирование)

март

«С чего начинается Родина…»

апрель

Литературно-музыкальный вечер «Россия – Родина моя»

май

«Май – это Победа!»

Интеграция

образовательных

 областей

Социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Цель

Формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.

Задачи

  • показывать связь родного города с Отечеством в процессе познавательной деятельности;
  • вызывать эмоциональное отношение к Родине, чувство гордости за достижения народа;
  • пробуждать интерес к историческим событиям, природе России и культуре Отечества;
  • развивать потребность в приобретении новых знаний о стране;
  • воспитывать уважение к людям других национальностей;
  • формировать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности

Совместная

деятельность

воспитателя

и детей

- беседы на темы «Наше Отечество», «Красивые места Родины»);

- рассматривание произведений изобразительного искусства, показ слайдов с видами Москвы;

- чтение художественной литературы и обсуждение, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, родной земле;

- выставка картин на тему «Наша Родина»,  коллекционирование открыток «Моя Москва»;

- выставка детских работ (рисование, аппликация, лепка);

- викторина «Что я знаю о Москве»

Самостоятельная

продуктивная

 деятельность

- собирание фото для альбома «Наша Родина»;

- сочинение историй о России;

- самостоятельная деятельность в уголке боевой славы;

- оформление выставки «Уголки России»;

БЛОК  «Родной дом»

Темы

и

формы

работы

сентябрь

«Мама, папа, я – белгородская семья» (комплексное занятие, творческие рассказы детей, наша семья в будущем)

октябрь

«Построим генеалогическое древо» (совместный мини-проект с родителями)

ноябрь

«Мои первые книжки» (выставка книг , творческие рассказы детей, реликвии семьи)

декабрь

«Новогодние традиции семьи»

январь

«Все работы хороши. Я в будущем.» (познавательное занятие)

февраль

«Мой папа – защитник Отечества» ( интегрированное занятие)

март

«Мама-слово дорогое» (комплексное занятие)

апрель

«Наши имена. Я и моё имя» (интегрированное занятие)

май

Семейная гостиная «Моя семья - мой дом, мой детский сад»

Интеграция

образовательных

 областей

Социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Цель

Формирование патриотических чувств детей на основе привязанности и любви к родному дому, детскому саду.

Задачи

  • формировать личностное отношение к родному дому как общечеловеческой ценности;
  • развивать представление о значении семьи в жизни ребенка, вызвать интерес к истории семьи, с которой начинается любовь к Отечеству;
  • воспитывать уважение, отзывчивость, внимание, заботу о близких людях;
  • развивать потребность в приобретении новых знаний о себе, семье, роде; детском саде; умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.

Совместная

деятельность

воспитателя

и детей

- экскурсия по улице, на которой находится детский сад;

- тематическая работа в уголке города - создание плана-схемы (коллажа) улицы детского сада;

- чтение произведений литературы, устного народного творчества, обсуждение с детьми прочитанного, заучивание стихотворений, пословиц;

- ситуативные беседы о семье, родном доме, детском саде, ознакомление с трудом работников детского сада и родителей; беседы об улицах, где живут дети;

- поиск значения имен детей;

- сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Как мы отдыхаем», «Детский сад»;

- игры на ориентировку «Где я живу» - описание места проживания, «Приходите в гости» - описание пути к своему дому;

- дидактические игры «Имена», «Сложи свое имя»;

- игры-интервью «Расскажи о себе», «Что я знаю о родных»;

- «Символический портрет моей семьи в геометрических формах и цветах» (моделирование);

- минутки фантазирования;

- слушание музыкальных произведений по теме;

Самостоятельная

продуктивная

 деятельность

- изготовление различных символов; изготовление схемы «Я иду в детский сад»;

- рисование «Мой лучший друг», «Моё имя», «Мой детский сад»;

- рассматривание семейных фотографий, которые дети принесли из дома; альбомов о праздниках в детском саду;

БЛОК  «Наш Белгород. История края»

Темы

и

формы

работы

сентябрь

«С чего начинается Родина» (интегрированное занятие)

октябрь

«День рождения Белгородской области» (праздник)

ноябрь

«Символы нашего края» (познавательное занятие, моделирование)

декабрь

Достопримечательности Белгорода (архитектурные, исторические: познавательное занятие)

январь

«Где мы находимся» (работа с картой и глобусом)

февраль

«Знаменитые земляки» (познавательное занятие, выставка на тему «Они прославили наш город», «Почетные люди нашего города»)

март

Историческая гостиная «Расскажи о Белгороде» (по планам, схемам, рисункам)

апрель

«Предприятия нашего города» ( познавательная беседа, показ видеоматериалов «Панорама современного Белгорода»

май

Викторина «Знатоки Белгорода»

Интеграция

образовательных

 областей

Социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Цель

Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с родным городом, его достопримечательностями и историей

Задачи

  • пробуждать интерес к современной жизни города как части Отечества;
  • показать на конкретных примерах изменения в жизни города;
  • пополнить знания об отдельных страницах истории возникновения нашего города и дальнейшего развития, учить выражать чувства в речи и деятельности;
  • знакомить с названиями улиц, отражающих историю города, известными земляками, почетными жителями города;
  • вызывать желание больше узнать о своем крае;
  • прививать любовь к родным местам;
  • развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.

Совместная

деятельность

воспитателя

и детей

- организация уголка города: внесение краеведческих книг, альбомов, изготовление карты крепости, схем микрорайонов, работа с картой города «Улица, на которой я живу»;

- сбор иллюстраций для создания альбома «Наш город», коллекционирование открыток «Памятники Белгородчины»;

- экскурсии по городу «Будни города», «Город готовится к празднику»;

- экскурсии к памятным местам города, в краеведческий музей, на выставку в библиотеку, рассказ библиотекаря о поэтах и художниках края, в диораму;

- исторические беседы «Что в имени твоем, Белгород?» - о возникновении Белгородской крепости; «Белгород – южный оборонный рубеж России»;

- путешествие от древних до наших дней «Летопись времени», беседа о сравнении, каким был и каким стал город; наблюдение за деятельностью жителей по преобразованию города, их добрые дела;

- чтение и совместное обсуждение прочитанных рассказов с детьми, заучивание стихотворений о Белгороде, пословиц и поговорок о родной земле;

- рассматривание произведений изобразительного искусства региональных художников ………….

- сюжетно-ролевые игры «Наша улица», «Мой город»;

- развивающие игры «Разбитая карта», «Сравни», «Силуэт», «Составь герб», «Угадай, где находится?»;

- воображаемые ситуации (умение рассказать о событиях города гостям);

- строительные игры «Древний Белгород», «Крепость». «Город будущего»;

- образовательные ситуации, включающие общение и игры «Что было бы…», «Что карта может рассказать», «Памятные места», «Пройди по городу»;

- тематический праздник «5 августа – день освобождения Белгорода»;

Самостоятельная

продуктивная

 деятельность

- рисование «Улицы города». «Это улица моя», «Дома на нашей улице»;

- игра – лабиринт «Заблудился»;

- рисование схемы детьми «Мы идем в детский сад».

БЛОК  «Природа родных мест»

Темы

и

формы

работы

сентябрь

«Земля – кормилица» (познавательное занятие, работа с коллекцией минералов: почва Белгородской области. Черное золото нашего края-чернозем)

октябрь

«Водоемы города Белгорода» (познавательное занятие, моделирование)

ноябрь

«Животные Белгородских лесов» (виртуальная экскурсия, познавательное занятие)

декабрь

«Зоопарк домашних животных Белгородчины»  (моделирование)

январь

«Красота природы бесценна» (познавательная беседа: памятники природы, заповедные места)

февраль

«Сочинялки о природе» (литературные игры, игра в рифмы)

март

«Кладовая родного края» (познавательное занятие, работа с коллекцией минералов)

апрель

«Животные водоема и луга» (познавательное занятие-рыбы, земноводные, насекомые; воображаемая экскурсия);

«Новоселье птиц» (экологический праздник)

май

«Наш огород» (проведение опытов, наблюдение их в природе, работа на участке);

«Белгородчина моя белоствольная» (экологический праздник)

Интеграция

образовательных

 областей

Социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Цель

Формирование патриотических чувств детей на основе ознакомления с природой города Белгорода

Задачи

  • пробуждать интерес к природе края как части Отечества;
  • расширять представления об охране природы;
  • показывать на конкретных примерах заботу жителей о природе;
  • формировать действенное отношение к окружению, природе в городе;
  • развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.

Совместная

деятельность

воспитателя

и детей

- чтение и совместное обсуждение литературных рассказов о природе;

- заучивание стихотворений о природе и родной земле;

- использование устного народного творчества: загадок, пословиц и поговорок, народных примет и народного календаря;

- показ живописных мест ближайшего окружения, эмоциональное общение с природой, экскурсии в природу («Деревья нашей улицы»);

- показ презентации «Птицы наших лесов»;

- создание альбома «Красота края»

- проблемная ситуация «Природа любит чистоту»- что делать с отходами: пластиковые бутылки, старая бумага, батарейки и др. – беседа);

Самостоятельная

продуктивная

 деятельность детей

- моделирование – работа с картами, схемами города, составление экологических маршрутов;

- ручной труд из природного материала , выставка «Природа и фантазия»;

- сочинение историй и экологических сказок, экологические игры, деятельность в уголке природы

БЛОК  «Белгород-город воинской славы»

Темы

и

формы

работы

сентябрь

«Белгородская крепость – защита южных рубежей»

октябрь

«Белгородчина в годы Великой Отечественной войны» (интегрированное занятие, просмотр слайдов)

ноябрь

«Боевые награды» (познавательная беседа)

декабрь

«Дети-герои» (познавательное занятие)

январь

Историческая гостиная: составление рассказов детьми по названиям улиц, памятников – «Белгород - город воинской славы»

февраль

Спортивно-музыкальный праздник «День защитника Отечества»

март

«Белгород в годы войны» фото-презентация

апрель

«Прохоровка - третье ратное поле России» (познавательное занятие)

май

Праздник «День Победы»

Интеграция

образовательных

 областей

Социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Цель

Формирование патриотических чувств детей на основе ознакомления с боевыми традициями земляков, страницами героической истории Белгородчины.

Задачи

  • пробуждать интерес к военной истории города как части Отечества;
  • раскрыть историческое значение Белгорода, как города-воина;
  • расширять знания детей о героизме советских воинов в годы Великой Отечественной войны; развивать потребность в приобретении новых знаний о боевых событиях;
  • знакомить детей с участниками войны и героями-земляками;
  • развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности;

Совместная

деятельность

воспитателя

и детей

- цикл экскурсий к памятным местам: Вечному огню, памятникам Коневу И.С., Ватутину Н.Ф., музей-диораму «Курская дуга»;

- чтение художественной литературы, обсуждение рассказов о подвигах защитников русской земли во время войны;

- заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, родной земле и защитниках отечества;

- исторические беседы «Что такое героизм», «Партизаны Белгородчины», «Подвиги земляков в тылу»;

- образовательные ситуации, включающие общение и игры «Что было бы…», «Пройди по городу», «Что мы родиной зовем»;

- выставки картин и фотографий «Герои – Белгородцы», «Военные годы», «Памятные места Белгородчины»;

- создание альбома «Наш героический край»;

- выставки детских работ (рисование, аппликация, лепка);

- игры военной тематики, игра «Путешествие по памятным местам;

- игры –соревнования «Донесение», «Полоса препятствий» , «Спасение раненого»;

- слушание музыкальных произведений: марши, песни военных лет, современные песни о войне;

-

Самостоятельная

продуктивная

 деятельность

- рисование, лепка, аппликация, конструирование;

- рассматривание альбомов о героизме земляков;

- собирание фотографий для альбома «Наш героический край», самостоятельная деятельность в уголке боевой славы, моделирование ситуаций, работа с картами, схемами города;

- работа с картой Белгородчины «Что карта может рассказать»

Тематическое планирование

по приобщению детей дошкольного возраста к малой родине

/подготовительная к школе группа/

БЛОК  «Россия – родина моя»

Темы

и

формы

работы

сентябрь

«Моя большая и малая Родина» (познавательная беседа)

октябрь

«Геральдический уголок в детском саду» (тематическая экскурсия)

ноябрь

«Москва - столица нашей Родины» (мультимедийная экскурсия, достопримечательности:  Красная площадь, Кремль)

декабрь

«Страна, в которой мы живем. Природа России» (познавательное занятие, работа с физической картой России, знакомство с климатическими поясами)

январь

«Забавы вокруг печки» (посиделки в мини-музее детского сада «Русская старина»)

февраль

«Отражение русских традиций в национальном костюме» (познавательное занятие, моделирование)

март

«С чего начинается Родина…»

апрель

Литературно-музыкальный вечер «Россия – Родина моя»

май

«Май – это Победа!»

Интеграция

образовательных

 областей

Социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Цель

Формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.

Задачи

  • показывать связь родного города с Отечеством в процессе познавательной деятельности;
  • вызывать эмоциональное отношение к Родине, чувство гордости за достижения народа;
  • пробуждать интерес к историческим событиям, природе России и культуре Отечества;
  • развивать потребность в приобретении новых знаний о стране;
  • воспитывать уважение к людям других национальностей;
  • формировать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности

Совместная

деятельность

воспитателя

и детей

- беседы на темы «Наше Отечество», «Красивые места Родины»);

- рассматривание произведений изобразительного искусства, показ слайдов с видами Москвы;

- чтение художественной литературы и обсуждение, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, родной земле;

- выставка картин на тему «Наша Родина»,  коллекционирование открыток «Моя Москва»;

- «Таинственный космос» выставка детских работ (рисование, аппликация, лепка);

- сюжетно-дидактические игры «Путешествия по просторам нашей Родины»;

- Лэпбук «Я люблю тебя, Россия» совместное изготовление;

- викторина «Что я знаю о Москве»

Самостоятельная

продуктивно-творческая

деятельность

детей

- собирание фото для альбома «Наша Родина»;

- сочинение историй о России;

- составление рассказов о России с использованием лэпбука «Я люблю тебя, Россия»;+

- самостоятельная деятельность в уголке боевой славы;

- оформление выставки «Уголки России»;

  «Народы России»

БЛОК  «Родной дом»

Темы

и

формы

работы

сентябрь

«Мама, папа, я – белгородская семья» (комплексное занятие, творческие рассказы детей, наша семья в будущем)

октябрь

«Построим генеалогическое древо» (совместный мини-проект с родителями)

ноябрь

«Мои первые книжки» (выставка книг, творческие рассказы детей, реликвии семьи)

декабрь

«Новогодние традиции семьи»

январь

«Все работы хороши. Я в будущем.» (познавательное занятие)

февраль

«Мой папа – защитник Отечества» ( интегрированное занятие)

март

«Мама-слово дорогое» (комплексное занятие)

апрель

«Наши имена. Я и моё имя» (интегрированное занятие)

май

Семейная гостиная «Моя семья - мой дом, мой детский сад»

Интеграция

образовательных

 областей

Социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Цель

Формирование патриотических чувств детей на основе привязанности и любви к родному дому, детскому саду.

Задачи

  • формировать личностное отношение к родному дому как общечеловеческой ценности;
  • развивать представление о значении семьи в жизни ребенка, вызвать интерес к истории семьи, с которой начинается любовь к Отечеству;
  • воспитывать уважение, отзывчивость, внимание, заботу о близких людях;
  • развивать потребность в приобретении новых знаний о себе, семье, роде; детском саде; умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.

Совместная

деятельность

воспитателя

и детей

- экскурсия по улице, на которой находится детский сад;

- тематическая работа в уголке города - создание плана-схемы (коллажа) улицы детского сада;

- чтение произведений литературы, устного народного творчества, обсуждение с детьми прочитанного, заучивание стихотворений, пословиц;

- ситуативные беседы о семье, родном доме, детском саде, ознакомление с трудом работников детского сада и родителей; беседы об улицах, где живут дети;

- поиск значения имен детей;

- сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Как мы отдыхаем», «Детский сад»;

- игры на ориентировку «Где я живу» - описание места проживания, «Приходите в гости» - описание пути к своему дому;

- дидактические игры «Имена», «Сложи свое имя»;

- игры-интервью «Расскажи о себе», «Что я знаю о родных»;

- «Символический портрет моей семьи в геометрических формах и цветах» (моделирование);

- минутки фантазирования;

- слушание музыкальных произведений по теме;

Самостоятельная

продуктивно-творческая

деятельность

детей

- изготовление различных символов; изготовление схемы «Я иду в детский сад»;

- рисование «Мой лучший друг», «Моё имя», «Мой детский сад»;

- рассматривание семейных фотографий, которые дети принесли из дома; альбомов о праздниках в детском саду;

- изготовление книжек-малышек .

БЛОК  «Наш Белгород. История края»

Темы

и

формы

работы

сентябрь

«С чего начинается Родина» (интегрированное занятие)

октябрь

«День рождения Белгородской области» (праздник)

ноябрь

«Символы нашего края» (познавательное занятие, моделирование)

декабрь

Достопримечательности Белгорода (архитектурные, исторические: познавательное занятие)

январь

«Где мы находимся» (работа с картой и глобусом)

февраль

«Знаменитые земляки» (познавательное занятие, выставка на тему «Они прославили наш город», «Почетные люди нашего города»)

март

Историческая гостиная «Расскажи о Белгороде» (по планам, схемам, рисункам)

апрель

«Предприятия нашего города» ( познавательная беседа, показ видеоматериалов «Панорама современного Белгорода»

май

Викторина «Знатоки Белгорода»

Интеграция

образовательных

 областей

Социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Цель

Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с родным городом, его достопримечательностями и историей

Задачи

  • пробуждать интерес к современной жизни города как части Отечества;
  • показать на конкретных примерах изменения в жизни города;
  • пополнить знания об отдельных страницах истории возникновения нашего города и дальнейшего развития, учить выражать чувства в речи и деятельности;
  • знакомить с названиями улиц, отражающих историю города, известными земляками, почетными жителями города;
  • вызывать желание больше узнать о своем крае;
  • прививать любовь к родным местам;
  • развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.

Совместная

деятельность

воспитателя

и детей

- организация уголка города: внесение краеведческих книг, альбомов, изготовление карты крепости, схем микрорайонов, работа с картой города «Улица, на которой я живу»;

- сбор иллюстраций для создания альбома «Наш город», коллекционирование открыток «Памятники Белгородчины»;

- экскурсии по городу «Будни города», «Город готовится к празднику»;

- экскурсии к памятным местам города, в краеведческий музей, на выставку в библиотеку, рассказ библиотекаря о поэтах и художниках края, в диораму;

- исторические беседы «Что в имени твоем, Белгород?» - о возникновении Белгородской крепости; «Белгород – южный оборонный рубеж России»;

- путешествие от древних до наших дней «Летопись времени», беседа о сравнении, каким был и каким стал город; наблюдение за деятельностью жителей по преобразованию города, их добрые дела;

- чтение и совместное обсуждение прочитанных рассказов с детьми, заучивание стихотворений о Белгороде, пословиц и поговорок о родной земле;

- рассматривание произведений изобразительного искусства региональных художников  (С.Косенкова, А.Таракановой), фотоработы (В.Собровина, А.Гринякина, В.Бочкарева);

- сюжетно-ролевые игры «Наша улица», «Мой город»;

- развивающие игры «Разбитая карта», «Сравни», «Силуэт», «Составь герб», «Угадай, где находится?»;

- воображаемые ситуации (умение рассказать о событиях города гостям);

- строительные игры «Древний Белгород», «Крепость». «Город будущего»;

- образовательные ситуации, включающие общение и игры «Что было бы…», «Что карта может рассказать», «Памятные места», «Пройди по городу»;

- проблемные ситуации «Как нам об этом узнать?», Можно ли найти другое решение?»;

- создание альбома «Профессии мам и пап»;

- детское книгоиздательство, рукотворная книга «Страницы прошлого»;

- игра-викторина «Лента времени»;

- тематический праздник «5 августа – день освобождения Белгорода»;

Самостоятельная

продуктивно-творческая

деятельность

детей

- рисование «Улицы города». «Это улица моя», «Дома на нашей улице»;

- игра – лабиринт «Заблудился»;

- рисование схемы детьми «Мы идем в детский сад».

БЛОК  «Природа родных мест»

Темы

и

формы

работы

сентябрь

«Земля – кормилица» (познавательное занятие, работа с коллекцией минералов: почва Белгородской области. Черное золото нашего края-чернозем)

октябрь

«Водоемы города Белгорода» (познавательное занятие, моделирование)

ноябрь

«Животные Белгородских лесов» (виртуальная экскурсия, познавательное занятие)

декабрь

«Зоопарк домашних животных Белгородчины»  (моделирование)

январь

«Красота природы бесценна» (познавательная беседа: памятники природы, заповедные места)

февраль

«Сочинялки о природе» (литературные игры, игра в рифмы)

март

«Кладовая родного края» (познавательное занятие, работа с коллекцией минералов)

апрель

«Животные водоема и луга» (познавательное занятие-рыбы, земноводные, насекомые; воображаемая экскурсия);

«Новоселье птиц» (экологический праздник)

май

«Наш огород» (проведение опытов, наблюдение их в природе, работа на участке);

«Белгородчина моя белоствольная» (экологический праздник)

Интеграция

образовательных

 областей

Социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Цель

Формирование патриотических чувств детей на основе ознакомления с природой города Белгорода

Задачи

  • пробуждать интерес к природе края как части Отечества;
  • расширять представления об охране природы;
  • показывать на конкретных примерах заботу жителей о природе;
  • формировать действенное отношение к окружению, природе в городе;
  • развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.

Совместная

деятельность

воспитателя

и детей

- чтение и совместное обсуждение литературных рассказов о природе;

- заучивание стихотворений о природе и родной земле;

- использование устного народного творчества: загадок, пословиц и поговорок, народных примет и народного календаря;

- показ живописных мест ближайшего окружения, эмоциональное общение с природой, экскурсии в природу («Деревья нашей улицы»);

- показ презентации «Птицы наших лесов»;

- создание альбома «Красота края»

- проблемная ситуация «Природа любит чистоту»- что делать с отходами: пластиковые бутылки, старая бумага, батарейки и др. – беседа);

- обобщающие беседы «Бывает ли мусор полезным», «Умный взгляд на мусор»

- поделки из бросового материала;

- детское книгоиздательство, рукописные книги, альбомы «Удивительное рядом», «Наши любимые уголки природы», «Красота осени», «Птицы нашего края»;

- экспериментирование, исследование объектов «Зачем человеку мел?», «Что такое чернозем?», «Что такое железная руда»;

- проведение природоохранных акций «Чистое утро»,  «Берегите ёлочку», «Покормите птиц», «Строим домик для скворца», «Берегите первоцветы – украшение планеты»;

Самостоятельная

продуктивно-творческая

деятельность детей

- моделирование «Уголок Белгородского леса»;

- работа с картами, схемами города, составление экологических маршрутов;

- ручной труд из природного материала , выставка «Природа и фантазия»;

- сочинение историй и экологических сказок, экологические игры, деятельность в уголке природы;

- рисование, лепка, аппликация.

БЛОК  «Белгород-город воинской славы»

Темы

и

формы

работы

сентябрь

«Белгородская крепость» (виртуальная экскурсия в прошлое, причины основания Белгородской заставы)

октябрь

«Белгородчина в годы Великой Отечественной войны» (интегрированное занятие, просмотр слайдов)

ноябрь

«Боевые награды» (познавательная беседа)

декабрь

«Дети-герои» (познавательное занятие)

январь

Историческая гостиная: составление рассказов детьми по названиям улиц, памятников – «Белгород - город воинской славы»

февраль

Спортивно-музыкальный праздник «День защитника Отечества»

март

Партизанское движение на Белгородчине в годы Великой Отечественной войны. (познавательный рассказ, презентация «Белгород в годы войны (фото)»

апрель

«Прохоровка - Третье ратное поле России» (познавательное занятие, показ презентации)

май

Праздник «День Победы»

Интеграция

образовательных

 областей

Социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Цель

Формирование патриотических чувств детей на основе ознакомления с боевыми традициями земляков, страницами героической истории Белгородчины.

Задачи

  • пробуждать интерес к военной истории города как части Отечества;
  • раскрыть историческое значение Белгорода, как города-воина;
  • расширять знания детей о героизме советских воинов в годы Великой Отечественной войны; развивать потребность в приобретении новых знаний о боевых событиях;
  • знакомить детей с участниками войны и героями-земляками;
  • развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности;

Совместная

деятельность

воспитателя

и детей

- цикл экскурсий к памятным местам: Вечному огню, памятникам Коневу И.С., Ватутину Н.Ф., музей-диораму «Курская дуга»;

- чтение художественной литературы, обсуждение рассказов о подвигах защитников русской земли во время войны;

- заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, родной земле и защитниках отечества;

- исторические беседы «Что такое героизм», «Партизаны Белгородчины», «Подвиги земляков в тылу»;

- образовательные ситуации, включающие общение и игры «Что было бы…», «Пройди по городу», «Что мы родиной зовем»;

- выставки картин и фотографий «Герои – Белгородцы», «Военные годы», «Памятные места Белгородчины»;

- создание альбома «Наш героический край»;

- выставки детских работ (рисование, аппликация, лепка);

- игры военной тематики, игра «Путешествие по памятным местам»; «Путешествие на машине времени»; «Зарница», «Квест-игры»;

- игры – соревнования «Донесение», «Полоса препятствий» , «Спасение раненого»;

- «Музыкальная гостиная»  слушание музыкальных произведений: марши, песни военных лет, современные песни о войне;

- макетирование «Третье ратное поле России»;

Самостоятельная

продуктивно-творческая

деятельность

детей

- рисование, лепка, аппликация, конструирование;

- рассматривание альбомов о героизме земляков;

- собирание фотографий для альбома «Наш героический край», самостоятельная деятельность в уголке боевой славы, моделирование ситуаций, работа с картами, схемами города;

- работа с картой Белгородчины «Что карта может рассказать»;

- изготовление атрибутов для игр;

- рисование схемы «Мы идём в музей»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- лото для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом Санкт-Петербургом

Сегодня вашему вниманию я представляю свою игру – лото «Петербургские зонтики».    В самом начале хочется рассказать Вам о том, что меня вдохновило для создания этого игрового пос...

Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом.

Коспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом: "Архитектура моего города"....

АПО "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

Воспитание нового гражданина нужно начинать с самых ранних лет. Чем раньше в сознании ребенка будет поселено чувство гордости за свое Отечество, чем раньше он приобщится к культурно-историческим и нац...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем

Актуальность.Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого...

Проект для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом «Главная улица города»

Все мы знаем, что знать историю своей страны, своей Малой Родины должен каждый. Но, к сожалению, современные дети, да, и многие взрослые, мало знают о своем родном городе; об его истории и тради...

Сценарий ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте по ознакомлению с родным городом "Что такое аллея?"

Сценарий  беседы  по ознакомлению  с окружащим миром  в подготовительной группе с детьми НОД по ознакомлению с родным городом ....