Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Егоркин оберег».
план-конспект занятия на тему

Ходакова Аксана Валерьевна

Это занятие дает детям узнать о старинных руских именах, о старинных вещах и о старинных обычаях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egorkin_obereg_-_zanyatie.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему

«Егоркин оберег».

Задачи:

- расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.

- формировать умение создавать индивидуальные композиции, составлять узоры из геометрических фигур в аппликации.

- обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый.

- воспитывать уважение к русскому народу, чувство эмпатии, вызвать интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; массажные коврики; атрибуты зимнего леса; «волшебный камень»; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз, полотенце; русская рубашка; колыбелька; заготовки «Оберег», геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, клеенки, салфетки.

Ход занятия: 

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, что вы видите в нашем лесу? (Обращаю внимание на волшебный камень.)

Воспитатель: Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Воспитатель: Как вы думаете, куда же мы пойдем? А где правая сторона?

Ну, что же, в путь!

Дети идут по массажному коврику.

Мы шагаем по сугробам

По сугробам белолобым,

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель: Вот мы и пришли. Куда же мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы? (в русской избе). А почему вы решили, что это изба? (здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда).

Воспитатель: (показывает чугунок) Ребята, что это? Для чего нужен чугунок? (показывает лапти) А это что? Для чего нужны лапти?

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель: Ой, вы слышите? Кто-то плачет. (Достает из колыбельки куклу). Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш, он совсем маленький, поэтому и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок берет куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? Ответы детей: 

Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос, у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки). А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи? Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке. (Воспитатель кладет уголек) .

Воспитатель: А что говорили, когда клали уголек?

Первый ребенок кладет зернышки.

Воспитатель: А что говорили, когда клали зернышко?

Второй ребенок кладет денежку.

Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?

Воспитатель вызывает одного ребенка, он купает куклу.

«Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна! »

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель: Вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком? А во что одевали ребеночка? А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она? Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель: А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?

Ребенок: Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель: Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные? А куда клали спать ребеночка? А что же такое колыбелька? Да, есть у нас такая колыбелька (достает колыбельку). Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям). Дети кладут куклу в колыбельку.

Воспитатель: Положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали? А что такое колыбельная? Ребята, давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?

Дети поют совместно с воспитателем:

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай! »

Воспитатель: Вот и уснул наш Егорушка. А вам понравилась колыбельная? Когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил день у маленького ребеночка на Руси. И пока ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Оберег - это предмет, который защищал и охранял людей от бед. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Ребята, вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну, тогда приглашаю вас за столы. Посмотрите на наш оберег (показывает образец). Из чего делали обереги? Какой формы? А чем его украшали? А как располагали рисунок? А какими узорами украшали? Дети, мы с вами сейчас находимся в русской избе и украшать будем по старинным обычаям.

Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке за работой, о правилах наклеивания элементов. После работы детей хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

Воспитатель: Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На Руси гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки)

Воспитатель: Понравилась вам игра? А теперь давайте подарим, Егорушки наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Пожелания:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Воспитатель: Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – пряники и чай из самовара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Страна Азербайджан» Интеграция образовательных областей Чтение художественной литературы, Коммуникация, Социализации, Познания

Страна   Азербайджан.Для детей дошкольного возраста.Цели и задачиСформировать у детей дошкольного возраста представление стране – Азербайджан.Познакомить детей с достопримечательностям...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Будем лес любить, оберегать»

Расширить представление детей о лесе, о месте отдыха людей. Расширять знания детей, определяющие правила поведения человека в природе, в общественных местах....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Специально организованная сюжетно-игровая деятельность на основе образовательной области «Физическая культура» - «Веселое путешествие»»

Основная идея моей работы: взаимодействие с детьми направлено на развитие коммуникативных умений (навыков невербального общения) в процессе активной двигательной деятельности, для формирования осознан...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Две осени» (образовательная область «Музыка»)

На примере произведений об осени показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: ««Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через изготовление куклы - оберега»» Образовательная область «Познание».

Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Славянские куклы, или как их еще называли, ляльки, защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укреплять семью. До наших дней дошло...