Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: ««Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через изготовление куклы - оберега»» Образовательная область «Познание».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Славянские куклы, или как их еще называли, ляльки, защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укреплять семью. До наших дней дошло множество традиций, связанных с изготовлением этих оберегов и их использованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kukla_-_obereg.doc | 229 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад Солнышко»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
на тему: ««Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через изготовление куклы - оберега»»
Образовательная область «Познание».
Составил: воспитатель высшей квалификационной категории
Александрова О.
Цель: формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через изготовление народной куклы – колокольчик.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с изготовлением традиционной русской куклы «Колокольчик».
- Формировать представления детей о разновидности тряпичных кукол.
- Активизировать и обогащать словарный запас детей словами: крупеничка, берестушка, пеленашка, колокольчик, тряпичная кукла.
- Формировать навык самоконтроля
Развивающие задачи:
- Развивать творческое воображение и индивидуальное самовыражение детей;
- Развивать познавательные способности дошкольников;
- Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
- Развивать коммуникативные навыки детей: обсуждать, высказываться.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей желание познавать родную культуру, интерес и уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа.
- Создавать положительное эмоциональное настроение.
Виды интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Материалы и оборудование:
- Чемодан - музей
- Тряпичные куклы (крупеничка, пеленашка, берестушка, колокольчик)
- Лоскутки ткани, колокольчики, шар из пенопласта для головы, резинки, (по количеству детей)
- Магнитофон/USB колонка
- Аудиозапись спокойной музыки, плясовой музыки.
- ИКТ (легенда о кукле)
ХОД НОД.
Воспитатель заходит в группу с колокольчиком:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг.
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Вячеславовна.
Воспитатель: - Ребята, я пришла к вам не одна, а с гостями. Давайте, поздороваемся с ними.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в музей. А как вы думаете, что такое музей?
Воспитатель: - Музей – это учреждение, в котором собирают, хранят и изучают экспонаты.
Воспитатель: - Ребята, а у меня музей в старинном чемодане.
Воспитатель: - Хотите узнать, что храниться в музее – чемодане?
Дети: Да
Воспитатель: - Я предлагаю вам отгадать загадку. Готовы?
Дети: Да
Воспитатель: Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутил
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (Кукла)
Воспитатель: - Я приглашаю вас в музей кукол. Проходите, присаживайтесь.
Воспитатель: - Как вы думаете, из чего сделаны эти куклы?
Дети – Из ткани
Воспитатель: - Кукла, сделанная из ткани, называется тряпичная кукла.
Воспитатель: - А вы знаете, как появилась первая кукла?
Дети: высказывают свое мнение.
Воспитатель: - Я предлагаю вам посмотреть легенду о кукле.
Воспитатель: - Ребята, как появилась первая кукла?
- В моем музее куклы сделаны из ткани и имеют разные названия.
При знакомстве с каждой куклой, дети их осматривают, трогают.
- Это кукла называется Крупеничка. Как вы думаете, почему ее так назвали? Потрогайте, что внутри куклы находится? Ее делали после сбора урожая и в основу клали крупу.
- Это кукла называется Пеленешка, ее клали в колыбель новорожденному ребенку. Она охраняла его от злых духов.
- Это кукла Берестушка, хранительница покоя и благополучия в доме. Ее делали из бересты. Хранили ее около окна или у двери.
Эти куклы называются, куклы – обереги, они оберегали дом и маленьких детей от всех бед и напастей.
Мамы и бабушки изготавливали кукол своим детям. Они в них бережно играли до тех пор, пока сами не могли изготовить свою куклу. Одной из таких кукол была вот такая (показывает куклу «Колокольчик»).
- Как вы думаете, как эта кукла называется? (ответы детей).
- Эта кукла – Колокольчик. Она дарит людям радость и хорошее настроение.
- Хотите научиться изготавливать такую куклу?
Дети: Да.
Воспитатель: - А чтобы нам лучше настроится на работу, предлагаю немножко отдохнем.
Физкультминутка
Поднимает кукла руки вверх – вниз, вверх – вниз,
А потом она танцует, покружись, покружись.
Ножку выставляет пяточка – носок, пяточка – носок.
Делает наклоны, вправо, влево и вперед.
Ручки тоже разомнем и работать мы пойдем.
Воспитатель: - Предлагаю вам, пройти к столам и присесть. Помним, что спина прямая, ноги вместе.
Во время работы звучит спокойная музыка.
- Здесь есть все необходимое для изготовления куклы.
1. Берем большой красный круг и кладем перед собой.
2. На середину круга, покажите пальцем, где у вас середина круга (дети показывают)
3. Кладем шар с колокольчиком на середину, круг складываем пополам. Берем красную резинку и с помощью нее делаем голову.
4. Теперь куколку можно поставить на колокольчик. Берем круг синего цвета, ровно накрываем голову кукле, берем синюю резинку, надеваем на голову.
5. 3 юбочку сделайте самостоятельно, как делали вторую.
6. Теперь берем белый квадрат. Положите квадрат так, чтобы 1 угол был вверху, 2 смотрел на вас. Верхний и нижний угол складываем к середине. На нижнюю сторону кладем голову куклы, верхнюю загибаем. Берем резинку, надеваем на голову.
6. Осталось нашим куклам завязать косынку. У всех она треугольной формы, но разного цвета. Возьмите треугольник и положите его углом вниз. На верхнюю длинную сторону треугольника, кладем голову куклы, берем за верхние углы и завязываем узел.
Воспитатель: - Ну, вот мы и сделали наших кукол. Предлагаю с ними немножко поиграть.
«Игра с куклой «Колокольчиком».
Дети встают в круг. Ребенок или воспитатель с куклой Колокольчиком в центре – движется противоходом и поет:
«С колокольчиком хожу,
На ребяток я гляжу.
Колокольчик золотой,
Кто плясать пойдет со мной?»
Тот, напротив кого водящий остановился, выходит в круг и они танцуют под плясовую мелодию с куклой.
Рефлексия: - Какую куклу вы сделали своими руками?
- Что вам было интересно, что запомнилось? Было что – то для вас трудным?
- Эти куколки останутся у вас на память, вы можете построить для них в группе домик и они будут оберегать.
Теперь вы знаете, как можно сделать куклу, можете поделиться своими знаниями со своими друзьями, родителями.
Спасибо вам за хорошую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».
В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Консультация для родителей...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Выступление на педсовете...
Приобщение детей к истокам русской народной культуре через календарь русской куклы
Народный календарь – дневник жизни Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Он существовал...
Опыт работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с художественной литературой»
В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное са...
Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные промыслы»
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народнымискусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине. Народн...