Комплексно-тематическое планирование «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Красноярским краем
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Основой для методической разработки является создание системы комплексно-тематических мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, направленных на знакомство с историей, культурой, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного края.
Предложенное комплексно-тематическое планирование можно применять при разработке регионального компонента дошкольными образовательными организациями. Также для педагогов-практиков, на наш взгляд, будут интересны в работе с детьми новые формы образовательной деятельности.
В основе разработке использовалась справочно-информационная, энциклопедическая, научно-публицистическая литература краеведческого характера, художественная литература, опыт работы дошкольного учреждения в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.v._shulga_mbdou_no_22.docx | 93.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
ул. Затонская, 5 – А, г. Красноярск, РФ, 660025, тел./факс: (391)213 -11-74, e-mail: mdou22@yandex.ru
ОКПО 54493022, ОГРН 1022401951428, ИНН/КПП 2461023042/246101001
Валентина Владимировна Шульга
Комплексно-тематическое планирование
«Знакомство детей старшего дошкольного возраста
с Красноярским краем»
г. Красноярск
2017г
Аннотация
Основой для методической разработки является создание системы комплексно-тематических мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, направленных на знакомство с историей, культурой, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного края.
Предложенное комплексно-тематическое планирование можно применять при разработке регионального компонента дошкольными образовательными организациями. Также для педагогов-практиков, на наш взгляд, будут интересны в работе с детьми новые формы образовательной деятельности.
В основе разработке использовалась справочно-информационная, энциклопедическая, научно-публицистическая литература краеведческого характера, художественная литература, опыт работы дошкольного учреждения в данном направлении.
Сведения об авторе: Шульга Валентина Владимировна,
заместитель заведующего по УВР МБДОУ № 22
Контактный телефон мобильный 8-962-079-17-73
рабочий 213-11-74
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.
Задачей современного дошкольного образования является воспитание у детей чувства принадлежности к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Не следует полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже прививаем любовь к Родине у детей. Необходимо показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Таким образом, при разработке комплексно-тематического планирования нами учитывались следующие принципы: «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее приемлемых и актуальных для ребёнка); непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребёнку, учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Целью методической разработки является: формирование у воспитанников целостных представлений о социальной и окружающей среде родного края и месте человека в ней, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры, любви к малой Родине.
Задачи:
- развитие познавательного интереса к изучению родного города, края;
- формирование представлений детей о природных богатствах края, быте, традициях, культурном наследии;
- обогащение знаний дошкольников о городе Красноярске как о столице Красноярского края, его истории, достопримечательностях, знаменитых писателях, поэтах, художниках, спортсменах.
С точки зрения ФГОС дошкольного образования, данная методическая разработка направлена на поддержку инициативы, самостоятельности и ответственности детей в специфических для них видах деятельности; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Комплексно-тематическое планирование «Знакомство с Красноярским краем» детей подготовительной к школе группы включает следующие темы:
Название темы | Срок реализации | Программное содержание |
«Растительный мир Красноярского края» | сентябрь | Развитие представлений о редких и исчезающих видах растений, занесенных в Красную книгу растений Красноярского края, формирование знаний об отличительных признаках съедобных и несъедобных грибов; воспитание бережного осознанного поведения в природе. Формирование знаний о взаимосвязи растений с условиями жизни в различных природных зонах. |
«Животный мир Красноярского края» | октябрь | Развитие представлений о редких и исчезающих видах животных Красноярского края, воспитание бережного осознанного поведения в природе. Формирование знаний о взаимосвязи животных с условиями жизни в различных природных зонах. |
«Красноярск – столица Красноярского края» | ноябрь | Воспитывать интерес к истории возникновения города, его культурным особенностям и традициям. Расширение кругозора о достопримечательностях Красноярска, знаменитых земляках. Воспитание правил безопасного поведения в городе. |
«Зима в Красноярском крае» | декабрь, январь | Формирование у детей обобщенных представлений о зиме как о времени года, о приспособленности птиц и животных к изменениям в природе. Воспитание интереса к экологическим акциям Расширение представлений об основах праздничной культуры, о традициях празднования нового года в Красноярском крае |
«Малочисленные народы Красноярского края» | февраль | Знакомство с национальностями, проживающими на территории Красноярского края, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, сказками, музыкой, танцами, ремеслами, народным декоративно-прикладным творчеством, разучивание народных песен. |
«Культура и искусство Красноярского края» | март | Знакомство с творчеством художников, композиторов, писателей, поэтов Красноярского края и города Красноярска. Воспитание интереса к посещению выставок, встречам с интересными людьми города, чтению произведений. |
«Реки Красноярского края» | апрель | Расширение знаний детей о больших и малых реках Красноярского края; развитие любознательности, расширение кругозора; воспитание интереса к речным профессиям. |
«Подвиг Красноярского края в Великой отечественной войне 1941-1945» | май | Формирование у детей представлений о подвиге народа в ВОВ, воспитание эмоционально-положительного отношения к воинам. Воспитание духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений. |
В комплексно-тематическом планировании предусмотрен принцип интеграции краеведческих знаний:
- в регламентированную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную.
Представления о малой родине успешно интегрируются со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
- в совместную деятельность (беседы, ознакомление с художественной литературой, наблюдения, поисково-исследовательская деятельность, сюжетно-ролевые игры, прогулки, целевые экскурсии);
- в самостоятельную деятельность детей (дидактические, подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, слушание фольклорных произведений, создание собственных творческих продуктов).
- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой является энциклопедия «Наш удивительный Красноярский край», фотоколлекции о малой родине, составление авторских семейных кроссвордов, ребусов, сказок, стихов; творческие художественные работы; участие в экологических акциях, праздниках, фестивалях).
При реализации регионального компонента, важным условием, на наш взгляд, является собственный уровень комплектности педагога в вопросах природных, культурных, социальных и экономических особенностей края.
С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов, в методической разработке предусмотрены такие мероприятия как проведение семинаров-практикумов, консультаций, организации дней профессионального мастерства, открытых показов опыта образовательной деятельности.
Одним из важнейших условий успешной реализации задач, обозначенных в методической разработке, является организация предметно-пространственной среды как самостоятельной дидактической единицы. Таким образом, при реализации образовательной деятельности в среде организован мини-центр краеведения, в котором систематически оформляются тематические выставки для обогащения детских представлений, изготовлены контурные карты города и края, собраны фонотеки со стихами о городе, крае, с музыкальным фольклором Красноярского края, познавательные видеофильмы, подобраны различные дидактические игры, атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм.
Предлагаемый детям материал в центре систематически меняется и обновляется в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Созданные условия способствуют расширению кругозора дошкольников, оказывают влияние на нравственное становление личности, расширяют область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к городу, родному краю.
«Растительный мир Красноярского края»
(Сентябрь)
Формы реализации | Средства реализации | Образовательная область | ||
Регламентированная образовательная деятельность | Развитие элементарных экологических представлений Программное содержание: освоение действия использования модели взаимосвязи растений с условиями жизни в природной зоне «Степь» и «Лесостепь» | «Познавательное развитие» | ||
Совместная деятельность | Поисково-исследовательская деятельность «Растения нашего леса» | «Познавательное развитие» | ||
Проектная деятельность «Азбука лекарственных растений Красноярского края» | «Познавательное развитие» | |||
Д/и «Что возьмем мы в кузовок», «Сравни и подбери»; «Составь картинку и назови растение»; «Найди цветок по описанию»; «Ботаническое лото»; «Какого растения не стало?». | «Речевое развитие» | |||
Ситуация общения «Что было бы, если из леса исчезли…?» «Правила поведения в лесу, на лугу» | «Речевое развитие» | |||
Клуб путешественников (просмотр познавательных видеофильмов, ЦОР): - «Цветы из Красной книги»; - Шишкина школа. «Луговые цветы»: детям о родной природе. - Шишкина школа. «Ароматные травы»: знакомимся летом с растениями. - «Внимание: грибы!» - «Цветы и ягоды тундры» | «Познавательное развитие» | |||
Чтение сказок народов Красноярского края «Ягодка голубика» (ненецкая сказка) Н.И Волокитин. «Ягодка земляника», «Озера цветут» | «Речевое развитие» | |||
«Знаете ли вы?» Калейдоскоп интересных сообщений о растении «Венерин башмачок» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | |||
Экологическая викторина «Путешествие в природу» Викторина «Растительный мир Красноярского края» | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» | |||
Самостоятельная деятельность | Продуктивная деятельность: - «Ягодное лукошко», «Грибной кузовок» (лепка); - «Растения нашего края» (аппликация) | «Художественно - эстетическое развитие» | ||
Сюжетно-ролевые игры «Экологическая полиция: защитники растений»; «Туристический поход». | «Социально-коммуникативное развитие» | |||
Создание условий для реализации деятельности | ||||
Взаимодействие с семьями воспитанников | Взаимодействие с педагогами | Организация предметной развивающей среды | ||
«Исчезающие виды животных» (оформление семейных коллажей для создания энциклопедии «Наш удивительный Красноярский край» Конкурс кроссвордов и ребусов «Жители тайги» Презентация детьми и родителями сообщений о подготовке животных к зиме. | Презентация педагогами авторских конспектов образовательной деятельности, дидактических игр и пособий, макетов по развитию представлений детей о растительном и животном мире Красноярского края. | Изготовление макетов: животные природных зон «Тайга», «Тундра». Пополнение атрибутов к сюжетно-ролевым и подвижным играм. |
«Красноярск – столица Красноярского края»
(ноябрь)
Формы реализации | Средства реализации | Образовательная область | ||
Регламентированная образовательная деятельность | Ознакомление с пространственными отношениями «Ориентирование на плане местности, где расположен детский сад» Программное содержание:развитие пространственных представлений при прочтении карты Кировского района г. Красноярска. | «Познавательное развитие» | ||
Изобразительное искусство. Тема: «Праздник в городе» Программное содержание: освоение основных композиционных отношений изображаемых объектов. Создание графического эскиза. | «Художественно - эстетическое развитие» | |||
Совместная деятельность | Поисково-исследовательская деятельность «Рождение города Красноярска» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||
Дидактические игры «Где живу я, где живет мой друг», «Что лишнее?», «Путешествие по карте города», «Самый внимательный горожанин», «Найди отличия» (найти отличия в фотографиях с изображением старого и современного города), «Что происходит в городе в разное время суток?», «Собери герб, флаг родного города», лото «Красноярск» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | |||
Клуб путешественников (просмотр видеофильмов, ЦОР): - Прошлое города Красноярска; - Гордость города (основные достопримечательности); - Как строился Коммунальный мост; - Символика города; - «Красноярск-город нашего детства» (видеопутешествие по интересным местам города). - «Тайны заповедных скал» (видеоэкскурсия по заповеднику «Столбы») | «Познавательное развитие» | |||
Ситуация общения «Как появился наш детский сад в городе Красноярске»; «Я представляю наш город в будущем таким….» «Куда бы ты повёл гостей города?» «Что бы ты рассказал о своём городе?» «Правила безопасного поведения на улицах города, общественных местах отдыха» | «Речевое развитие» | |||
Виртуальный тур по Литературному музею им. В.П. Астафьева (экспозиция «Город») Виртуальный тур по музею- усадьбе Г.В. Юдина ( «Древности Афонтовой горы» | «Познавательное развитие» | |||
«Знаете ли вы?» Калейдоскоп интересных сообщений об истории появления фонтанов в Красноярске | «Речевое развитие» | |||
Ознакомление с художественной литературой К.Л. Лисовский «Приезжайте… увидите сами»; «На часовенной горке» (отрывок | «Речевое развитие» | |||
Викторина «Животный мир Красноярского края» | «Познавательное развитие» | |||
Самостоятельная деятельность | Сюжетно-ролевая игра «Встреча гостей нашего города»; «Путешествие по родному городу»; «Экскурсия по проспекту им. газеты «Красноярский рабочий. | «Социально-коммуникативное развитие» | ||
Продуктивная деятельность: - «Мой дом, моя улица» (аппликация); - «Мое любимое место отдыха в городе» (рисование); - «Мост через Енисей» (лепка) | «Художественно - эстетическое развитие» | |||
Создание условий для реализации деятельности | ||||
Взаимодействие с семьями воспитанников | Взаимодействие с педагогами | Организация предметной развивающей среды | ||
«Красноярск- центр России» (оформление семейных коллажей для создания энциклопедии «Наш удивительный Красноярский край» Создание фото-коллекций «Знакомьтесь: Кировский район г. Красноярска: прошлое и настоящее» Конкурс кроссвордов, загадок, ребусов «Город, в котором мы живем» Семейный турнир знатоков «Я в этом городе живу, я этот город знаю» «История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов | Консультация «Основные направления образовательной практики при развитии представлений детей о родном городе» «Знакомим детей с родным городом» (выставка в методическом кабинете методических пособий, справочной, художественной литературы, картотеки сюжетно-ролевых игр). | Пополнение групповой среды макетами «Мой любимый город» Пополнение атрибутов к сюжетно-ролевым и подвижным играм. Оформление тематической выставки «Наш Красноярск» в библиотеке МБДОУ: художественные произведения красноярских писателей, иллюстрации, открытки, альбомы, фотографии с изображением достопримечательностей города, знаменитых красноярцев (спортсменов, художников, поэтов) |
«Зима в Красноярском крае»
(декабрь, январь)
Формы реализации | Средства реализации | Образовательная область | ||
Регламентированная образовательная деятельность | Изобразительное искусство. Тема: «Строительство снежного городка» Программное содержание:
2.Создание эскизов в графите и цвете. | «Художественно - эстетическое развитие» | ||
Совместная деятельность | Поисково-исследовательская деятельность «Наблюдение а температурой воздуха в Красноярске, северных районах края, южных районов края. Фиксация в дневнике наблюдений. Сравнение полученных результатов.» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||
Д/и «Угадай, чьи следы», «Зимующие и кочующие птицы», «Парочки». | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | |||
Клуб путешественников (просмотр видеофильмов, ЦОР): - «Зимующие птицы нашего края» - «Лес – наше богатство» - «Ергаки и Бобровый лог – зимнее чудо» - «Традиции празднования зимних праздников в нашем крае» | «Познавательное развитие» | |||
Ситуация общения ««Почему не замерзает Енисей?»»; «Нужно ли сохранять наш лес?» «Правила поведения на природе в зимнее время года» | «Речевое развитие» | |||
«Знаете ли вы?» Калейдоскоп интересных сообщений об истории появления выставок ледяных фигур Красноярске | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | |||
Спортивный праздник «Народные зимние игрища» | «Физическое развитие» | |||
Самостоятельная деятельность | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на север» | «Социально-коммуникативное развитие» | ||
Подвижные игры «Взятие снежного городка», «Царь горы» | «Физическое развитие» | |||
Продуктивная деятельность: - «Новогодний праздник в нашем крае» (аппликация); - «Главная елка города» (рисование); - «Парад снеговиков» (поделки из бросового материала) | «Художественно - эстетическое развитие» | |||
Создание условий для реализации деятельности | ||||
Взаимодействие с семьями воспитанников | Взаимодействие с педагогами | Организация предметной развивающей среды | ||
«Зимние забавы сибиряков» (оформление семейных коллажей для создания энциклопедии «Наш удивительный Красноярский край» Акция «Птичья столовая» Конкурс семейного художественного творчества «Знакомая незнакомка» Экскурсия на красноярскую фабрику новогодних игрушек «Бирюсинка» | Презентация педагогами авторских цифровых образовательных ресурсов: викторина «Кто остался зимовать», видеопутешествие «Новый год в Красноярском крае: традиции празднования в городах- соседях» | Изготовление макетов природной зоны «Арктическая пустыня» Изготовление различных видов кормушек для птиц. Оформление выставки семейных творческих работ «знакомая незнакомка» Пополнение среды альбомами, открытками, иллюстрациями о традициях празднования нового года, зимних видов спорта, известных спортсменов -красноярцев. |
«Малочисленные народы Красноярского края»
(февраль)
Формы реализации | Средства реализации | Образовательная область | ||
Регламентированная образовательная деятельность | Развитие экологических представлений. Программное содержание:развитие представлений детей о разных народов, приспособленности человека к окружающей среде. | «Познавательное развитие» | ||
Совместная деятельность | Поисково-исследовательская деятельность “История национального костюма”. | «Познавательное развитие» | ||
Дидактические игры «Кто где живет», «Четвертый лишний» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | |||
Клуб путешественников (просмотр видеофильмов, ЦОР): - «По страницам истории нашего края» - «Обычаи и традиции народов Красноярского края»; -«Чудеса северного сияния» - «Промысел народов края: оленеводство, рыболовство, охота» | «Познавательное развитие» | |||
Музыкально-литературная гостиная «Дружба народов» | «Речевое развитие» | |||
Образовательная ситуация «Кто живет с нами рядом» (знакомство с народами края) «Города и села Красноярского края на карте» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | |||
Ознакомление с художественной литературой:Как старый Тока эвенков помирил (эвенкийская сказка)Сказка о семи ребятах (селькупская сказка) Откуда пошли разные народы (долганская сказка) | «Речевое развитие» | |||
Экскурсия в Красноярский краеведческий музей:- «Незнайка в гостях у хакасов и эвенков». | «Познавательное развитие» | |||
Драматизация ненецких сказок «Айога», «Кукушка» | «Художественно - эстетическое развитие» | |||
Самостоятельная деятельность | Сюжетно-ролевая игра «Хэйро-праздник солнца», «Путешествие в Эвенкию» | «Социально-коммуникативное развитие» | ||
Подвижные игры «Льдинки, ветер и мороз», «Иголка, нитка и узелок», «Нашел друга», «Ищем палочку» (игры эвенкийского народа). | «Физическое развитие» | |||
Продуктивная деятельность: «Сулгун - день оленевода» (рисование); «Чум и нарты» (лепка с использованием природного, бросового материала) «Северное сияние», «Узоры Севера» (аппликация) | «Художественно - эстетическое развитие» | |||
Создание условий для реализации деятельности | ||||
Взаимодействие с семьями воспитанников | Взаимодействие с педагогами | Организация предметной развивающей среды | ||
«Традиции народов красноярского края» (оформление семейных коллажей для создания энциклопедии «Наш удивительный Красноярский край» Создание фото-коллекций «Малочисленные народы Красноярского края» (долганы, энцы, кеты, селькупы, эвенки, ненцы, нганасаны) выставка семейных творческих работ «Мы все такие разные» Семейный клуб знатоков «Пословицы, поговорки народов края» | Консультация «Методика организации и проведения подвижных игр народов края» | Создание групповых мини-музеев «Декоративно-прикладное творчество народов красноярского края»
Пополнение атрибутов к сюжетно-ролевым и подвижным играм Оформление тематической выставки в библиотеке МБДОУ —«Игры разных народов», «Загадки народов Сибири», «Пословицы, поговорки», подборка произведений и стихов местных авторов, сказок народов Красноярского края |
«Культура и искусство Красноярского края» (март)
Формы реализации | Средства реализации | Образовательная область | ||
Регламентированная образовательная деятельность | Конструирование. Тема: «Музыкальный театр» Программное содержание:
| «Художественно - эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» | ||
Совместная деятельность | Д/и «Угадай, что звучит?», «Найди картину художника», «Узнай по описанию» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||
Клуб путешественников (просмотр познавательных видеофильмов, ЦОР): - «Музыканты Красноярья» - Сибирские пейзажи» (по творчеству Сурикова В.И.) - «Удивительный мир А. Поздеева» - «Музыкальный фольклор народов, проживающих на территории Красноярского края» - «Народные музыкальные инструменты и их звучание».
| «Познавательное развитие» | |||
Музыкальная гостиная с участием творческих коллективов Красноярской филармонии, культурно-просветительского проекта «Камертайм». | «Художественно - эстетическое развитие» | |||
Ситуация общения «Для чего нужна музыка в нашей жизни?» «Какой театр или музей я рекомендую посетить своим друзьям» | «Речевое развитие» | |||
Ознакомление с художественной литературой:В.П. Астафьев «Зорькина песня» К.Л. Лисовский «Мальчик» (стихотворение, посвященное В.И. Сурикову А.Н. Немтушкин «Мой край» Аксенова Огдо «Тундровичок» (сборник стхотворений) | «Речевое развитие» | |||
Викторина по произведениям писателей и художников Красноярского края «Знатоки краеведы» | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» | |||
Музыкальный праздник в народном стиле «Суриковские посиделки» | «Художественно - эстетическое развитие» | |||
Поисково-исследовательская деятельность «История появления первого театра в крае» | «Познавательное развитие» | |||
Самостоятельная деятельность | Подвижные игры народов края «Ручейки и озёра» «Иголка, нитка и узелок», «Волк и ягнята» | «Физическое развитие» | ||
Продуктивная деятельность: «Народные узоры и орнамент» (аппликация) «Наш выходной в музее» (рисование) | «Художественно - эстетическое развитие» | |||
Создание условий для реализации деятельности | ||||
Взаимодействие с семьями воспитанников | Взаимодействие с педагогами | Организация предметной развивающей среды | ||
«Учреждения культуры, музыки и театра, расположенные на территории Красноярского края » (оформление семейных коллажей для создания энциклопедии «Наш удивительный Красноярский край» Экскурсия в музей «Дом – усадьбу В.И.Сурикова» | Мастер-класс «Изготовление народных игрушек» Открытый показ «Использование фольклора в образовательной практике» | Пополнение атрибутов к сюжетно-ролевым играм Выставка репродукций произведений известных художников Красноярского края (картины В. И. Сурикова, А. Г. Поздеева, В. А. Сергина, Б. Я. Ряузова, Т. В. Ряннеля, А. Н. Орловой, Т. А. Мирошкиной: «Взятие Снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Вид с Покровской горы», «Весенний Красноярск» и другие). Пополнение фонотеки произведениями музыкального фольклора народов, проживающих на территории Красноярского края (песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки). Музыкальные произведения, связанные с календарными праздниками (колядки, масленичные, покосные, колыбельные песни и другие). Оформление тематической выставки художественных произведений в библиотеке МБДОУ «Писатели Красноярья-детям» |
«Реки и водоемы Красноярского края»
(апрель)
Формы реализации | Средства реализации | Образовательная область | ||
Регламентированная образовательная деятельность | Изобразительное искусство. Тема: «Корабли на Енисее» Программное содержание: 1.Освоение действия моделирования пространственных отношений между изображаемыми объектами. 2. Создание живописной композиции с изображением пейзажа. | «Художественно-эстетическое развитие» | ||
Конструирование. Тема: Мост через реку. Программное содержание: 1.Учить детей анализировать объемное схематическое изображение конструкции предмета и на его основе составлять более абстрактные плоскостные изображения постройки с одной-двух позиций. 2. Воспроизводить конструкцию предмета при помощи этих схем. 3. Выполнять работу совместно с партнером. | «Познавательное развитие» | |||
Совместная деятельность | Поисково-исследовательская деятельность «Как сохранить реки чистыми?» | «Познавательное развитие» | ||
Д/и «Река Енисей» Путешествие по карте. Д/и «Чем богаты наши реки» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | |||
Клуб путешественников (просмотр видеофильмов, ЦОР): - «Енисей батюшка и его дочери» - «Красавица Ангара» - Труд взрослых на реках. - «Значение рек, водоёмов в жизни людей» - Енисей в произведениях художников Красноярского края | «Познавательное развитие» | |||
Образовательная ситуация «Правила поведения у реки» | «Социально-коммуникативное развитие» | |||
«Знаете ли вы?» Калейдоскоп интересных сообщений об истории появления красноярского водохранилища | «Речевое развитие» | |||
Ознакомление с художественной литературой:Сказка Н. Лобко «Добрая река Енисей»Сказка-легенда «О том, почему река Чулым не впадает в Енисей» Н.И. Волокитин «Река вздрагивает», «Ленивец» | «Речевое развитие» | |||
Самостоятельная деятельность | Сюжетно-ролевая игра «Сплав по Мане» «Экологическая полиция: охрана реки» | «Социально-коммуникативное развитие» | ||
Подвижные игры «Ручейки и озёра» (игра ненецкого народа). | «Физическое развитие» | |||
Продуктивная деятельность: - «Речной транспорт» (аппликация); - «Наш Енисей» (рисование); - «Отдых у реки» (рисование). | «Художественно - эстетическое развитие» | |||
Создание условий для реализации деятельности | ||||
Взаимодействие с семьями воспитанников | Взаимодействие с педагогами | Организация предметной развивающей среды | ||
«Реки и озера» (оформление семейных коллажей для создания энциклопедии «Наш удивительный Красноярский край») Создание фото-коллекций «Богатство наших рек» Конкурс авторских семейных историй, сказок, стихов «Сказы батюшки Енисея» Экскурсия к берегу Енисея. | День профессионального мастерства: презентация авторских методических разработок, конспектов бесед, викторин, сюжетно-ролевых игр по развитию представлений у детей о реках и водоемах края. | Пополнение атрибутов к сюжетно-ролевым, подвижным играм. Оформление контурной карты «Крупные реки Красноярского края» |
«Подвиг Красноярского края в Великой отечественной войне 1941-1945» (май)
Формы реализации | Средства реализации | Образовательная область | ||
Регламентированная образовательная деятельность | Развитие элементов логического мышления. Тема «Виды военного транспорта» Программное содержание: освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений на примере военного транспорта. | «Познавательное развитие» | ||
Совместная деятельность | Поисково-исследовательская деятельность «Сибирские стрелки» | «Познавательное развитие» | ||
Беседа «Каким был город Красноярск в годы войны» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | |||
Клуб путешественников (просмотр видеофильмов, ЦОР): - «Оружие Красноярья – Фронту» - «Красноярцы в боях за Родину» - «Великие фронтовые хирурги-красноярцы» - «Их именами названы улицы Красноярска». | «Познавательное развитие» | |||
Организация экскурсий к мемориалам победы.
| «Социально-коммуникативное развитие» | |||
Экскурсия в Красноярский краеведческий музей: - «Тайны старого письма» музейная программа, посвященная Великой Отечественной войне и роли Красноярского края в ней; - «Место подвигу есть» музейная программа, посвященная красноярцам- Героям Советского Союза. | «Социально-коммуникативное развитие» | |||
Музыкально-литературная гостиная «День Победы» | «Художественно - эстетическое развитие» | |||
Самостоятельная деятельность | Сюжетно-ролевая игра «Встреча героев с войны» | «Социально-коммуникативное развитие» | ||
Продуктивная деятельность: «Парад военной техники» (аппликация); «Праздничный салют» (рисование); «Открытка для ветерана» (объемная аппликация); «Мой дедушка- герой» (лепка)
| «Художественно - эстетическое развитие» | |||
Создание условий для реализации деятельности | ||||
Взаимодействие с семьями воспитанников | Взаимодействие с педагогами | Организация предметной развивающей среды | ||
«Все для фронта! Все для победы» (оформление семейных коллажей для создания энциклопедии «Наш удивительный Красноярский край» «Семейная хроника войны»: -просмотр семейных видеофильмов, созданных по рассказам, записям, фотографиям.
Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» Семейный фестиваль «Песни военных лет» | Оформление информационного стенда «Вклад работников дошкольного учреждения в дело Великой победы – 75-летию детского сада посвящается». | Создание мини-музея «Эхо минувшей, войны»: -подбор литературно поэтических произведений; - репродукций, картин, открыток; - фотографий о войне; -музыкальных произведений; -макетов военной техники; -фотографий и открыток памятников и памятных мест, посвященных войне. |
Список используемой литературы
- Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
- Белоногов А.А. Зимние забавы сибиряков: фоторассказ/ А.А.Белоногов. - Красноярск: РАСТР, 2008.
- Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
- Венгер, Л.А. Дьяченко, О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группе детского сада. – М.: УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2000г.
- Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
- Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Крутовская Е.А. Были и сказки Заповедного леса: Рассказы, стихи, сказки. – Красноярск: «Тренд», 2009
- Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
- Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
- Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
- Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
- И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
- Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.
- Памятники истории и культуры Красноярского края. В четырёх выпусках. – Красноярск, 1989.
- Статейнов А. Флора и фауна Сибири в 3-х томах. Красноярск: Издательство «Буква», 2008.
- Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.
Кириллов, М.В. Природа Красноярска и его окрестностей, Красноярское книжное издательство, 1999г.
Интернет-ресурсы:
- http://www.kkkm.ru/ Красноярский краевой краеведческий музей.
- http://www.kkdb.ru/ Красноярская краевая детская библиотека.
- http://www.hobobo.ru/ Сказки народов Красноярского края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
примерное комплексно-тематическое планирование на летний период(старший дошкольный возраст)
примерное комплексно-тематическое планирование разработанно с учётом ФГТ на летний период очень удобно для работы воспитателя...
Темы для комплексно-тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа
Темы для комплексно-тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа....
Комплексно-тематическое планирование к рабочей программе старшего дошкольного возраста для детей шестого года жизни.
Комплексно-тематическое планирование по всем областям, влючая формируемую часть и методическое обеспечение....
Перспективно комплексно - тематическое планирование в общеобразовательной группе старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет
Перспективно комплексно - тематическое планирование в общеобразовательной группе старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет...
«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...
Выступление на педагогическом совете "Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры".
Данное планирование помогает реализовывать субъектное отношение педагога к ребенку, осуществлять индивидуальный подход с учетом зоны ближайшего развития ребенка....
Программа для детей старшего дошкольного возраста. «Мой Красноярск»
Программа для детей старшего дошкольного возраста.«Мой Красноярск»...