Конспект НОД по поликультурному развитию « Быт и культура русского народа» Подготовительная группа дошкольного возраста.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель данного конспекта обогатить знания детей о русской народной культуре. Закрепить знание детей о тнародном творчестве. Воспитывать чувство любви к русской культуре, истории свокго еарода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект нод Быт и культура русского народа | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
проведения НОД
по поликультурному развитию
в подготовительной группе Частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 111 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Воспитатель Сидорова Н.А.
Конспект
НОД по поликультурному развитию « Быт и культура русского народа»
Подготовительная группа дошкольного возраста.
Цель: формирование представления о жизни и быте русского народа, о его культуре.
Задачи:
1.Обогатить представление детей о русской избе, печи, самоваре, лаптях.
2. Дать понятие « Красный угол».
3.Формировать представление о досуге детей в зимнее время.
4. Закрепить знания детей о народном творчестве.
5.Развивиать умение работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.
6. Воспитывать чувство любви к русской культуре, истории своего народа.
Словарная работа: красный угол , самовар, лапти, изба.
Предварительная работа: разучивание пословиц о Родине, прибауток, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций , слушание русских народных песен; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Оборудование: мультимедийная устанановка, ( презентация о русской деревне , картинки к сказкам); оформление зала в стиле русской избы: печка, лавки, стол, сундук, самовар; русский народный сарафан и рубаха, баранки, блюдце с яблочком.
Ход занятия:
Организационный этап:
У входа встречает воспитатель в русском народном костюме. Звучит русская народная музыка.
Мотивационно-ориентировочный этап :
В. Здравствуйте, ребята! Посмотрите , какая я красивая ! А почему, как вы думаете? (ответы детей)
В. Что на мне надето? (сарафан).
В. Верно. Но это на простой сарафан. А какой? ( русский народный).
В. Правильно, я нарядилась в русскую народную одежду. Так раньше одевались люди на Руси. И сегодня я предлагаю вам совершить путешествие, а куда- догадайтесь сами.
Поисковый этап
(воспитатель с детьми проходят в избу).
В. Догадались что это такое? ( это изба).
В . Правильно это русская изба. Как вы думаете, из чего раньше строили избы? (ответы детей)
В. Да из бревен. В них было тепло и уютно. Проходите , садитесь на лавочки. ( дети проходят в избу и садятся).
Практический этап:
В. Дети, что вы видите в избе? Я вам загадаю загадки, а вы подумаете, что это может быть и найдете этот предмет в избе. Отгадайте!
В. Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает , что дают- глотает. (Печь)
В. Печь . Большую часть в избе занимала печка. Без печи и хата не хата. Как вы думаете, зачем в избе нужна печь? ( чтобы в избе было тепло).
В. А еще люди на печи спали и готовили еду, пекли хлеб в печи.
В. Молодцы! Также печка является « героиней» многих русских народных сказок.
А сейчас я вам предлагаю вспомнить название сказок, в которых печка спасала, помогала людям и животным (ответы детей). « Волк и семеро козлят», «Гуси –Лебеди» ,»по щучьему веленью».
В. Отлично ! Что еще имеется в избе? Ножек четыре .а шляпа одна. Нужен, коль станет обедать семья. (стол)
В. В русской избе все было сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая: лавки где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.
В. Выпускает жаркий пар древний чайник …. ( самовар).
В. Да, верно! самоваром пользовались люди для чего? ( ответы детей)
В. Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили. Влезут дети на полати, у печи оставят … (лапти).
В. Верно, а для чего людям нужны были лапти? (чтобы носить, туфель раньше не было).
В. Молодцы дети . А сейчас я хочу обратить ваше внимание на этот угол. Посмотрите! Такие « углы» были в каждой избе и называли их красным углом. Красный угол – самое почетное место в избе. Самоназвание угла «красный» означает « красивый, светлый». Его убирали вышитыми полотенцами. В красном углу люди молились каждый день перед иконами, с молитв начиналось любое важное дело.
В. А хотите дети увидеть, настоящую деревню? ( ответы детей).
В. Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку. всю Россию увидим. Только чтобы блюдечко показало нам что-нибудь, нужно вспомнить пословицы о Родине.( дети рассказывают пословицы).
В.Отлично! А теперь: « катись, катись, яблочко по блюдечку. покажи нам Русь –матушку! (просмотр слайдов –фрагменты деревенского быта ).
В. Вот такие раньше были дома, в которых жили люди. Красиво?. Вам понравилось ?. (ответы детей).
В. А сейчас я предлагаю поиграть в русскую народную игру.
В. За руки дружно беритесь и в кружок со мной вместе становитесь. Игра называется «Жмурки Машеньки и Ивашеньки». До чего ж веселая игра, , потому что мальчик говорит тоненьким голоском, а девочка грубым баском. Круг пошире, развернись, а Машеньке и Ивашеньки нужно в разные стороны по кругу разойтись. Чтобы снова в круг вам встать , тебе, Ивашка, нужно Машеньку поймать. Вытянув руки вперед , Ивашка, тонким голоском будет звать Машеньку: « Маша, ты где?» а Маша грубым голосом отвечать : « Ивашка, я тут!» стараясь не попасть в руки Ивашки. Тогда завяжем водящим глаза, и начинается игра.
В. Молодцы!
Рефлексивно-оценочный этап.
В. Дети вам понравилось у меня в гостях? (ответы детей)
В. Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами да пряниками. А я вам приготовила подарок –баранки. Вот в корзинку сложила. Придете в группу , покушаете и друзей угостите!
В. До свидание ребята!.
Список литературы:
1.Князева О.Л, Махаева М.Д, Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Петербург, 2002г.
2. Баранов Д.А. , Шангина И.И. Русская изба, иллюстрированная энциклопедия. Искусство-СПБ,1999г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в группе раннего возраста на тему: « Масленица»
Зиму дружно провожаем,Март мы в гости зазываем,И горячими блинамиМы растопим зиму с вами!© http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/maslenitsa/detskie/...
Выступление на городском семинаре " Народная педагогика - путь становления образного восприятия наследия русского народа у детей дошкольного возраста " фото
Весенний народный обряд " Кумление, завивание березки"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательное развитие: ФЭМП «Геометрические фигуры», для детей подготовительной группы дошкольного возраста.
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей по развитию математических представлений посредством развивающих игр и игровых заданий.Задачи:Познавательное развитие:- закреплять знания о геометричес...
Развитие познавательных интересов к истории и культуре алтайского народа у детей дошкольного возраста
Развитие познавательных интересов к истории и культуре алтайского народа у детей дошкольного возраста...
Образовательный проект "Культура и традиции русского народа" (подготовительная группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАВ наше время мало внимания уделяется искусству и народным традициям.Народное искусство поднимает темы большого содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает...
Конспект НОД по познавательному развитию «Быт и утварь русского народа» в подготовительной группе.
Цель: познакомить детей с историей русского народа; бытом, обычаями, утварью русской семьи.Задачи:Воспитать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину.Воспитать интерес и уважение к наро...
Проект «Традиции и культура русского народа» старшая группа
Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формиров...