Проект «Традиции и культура русского народа» старшая группа
проект (старшая группа)

Войтович Марина Викторовна

Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад №8 «Салют»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

(среднесрочный, групповой,  познавательно – творческий, информационный)

«Традиции и культура русского народа»

Старшая группа №7

                                                                 Воспитатель:

                                                                    Войтович М.В.

                                                                   

                                                                     

2021 г.

Проект «Традиции и культура русского народа»

(Старшая группа)

Место проведения исследования: МБДОУ « Детский сад №8 «Салют».

Вид проекта: познавательно – творческий, информационный, групповой, среднесрочный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта:  3 недели.

Основание для разработки проекта:

Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа с народными игрушками, народными играми, танцами, устным народным творчеством.


«У всякого дерева глубоко в земле есть корни.
И у всякого народа есть корни – его история и культура».

Актуальность:

Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Дети очень доверчивы и открыты.

Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка.

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. А обереговые куклы, которые передавались от матери к дочери! Этому нужно учиться и нам, перенимая опыт у наших предков, - готовить детей к будущей взрослой жизни через приобщение к народной игрушке.

Цель: Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа, формировать и расширять знания детей о народных промыслах через ознакомление с народной игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о родной стране, воспитывать интерес, уважение и любовь к истории русского народа; Знакомить с народными традициями и обычаями, праздниками, промыслами;
  2. Познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, раскрыть детям суть народной игрушки, закрепить в их сознании связь между игрушкой и бытом своего народа.
  3. Активизировать речь, обогащать словарь и коммуникативные навыки.
  4. Развивать декоративное-прикладное творчество детей, чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками.
  5. Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотические чувства.
  6. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной творческой деятельности с детьми.

Ожидаемые результаты:

- приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве и о народной игрушке;                                                                                                 

- повышение интереса детей и родителей к русскому народному творчеству; создание творческого продукта (народной игрушки);

- пополнение и обновление предметно-развивающей среды  по духовно-нравственному воспитанию;                             

- повышение компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию;

- родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность.  

               Поэтапная реализация проекта

1 этап - подготовительный (организационный):

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи, народные игрушки);

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей

2 этап – основной:

Методы и приемы:

  • метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т.д.)
  • словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
  • практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
  • сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка в едином творческом процессе).
  • Метод трех вопросов:
    Что знаем? 
    Русский народ.
    Что хотим узнать?
    Историю, культуру русского народа.
    Прикоснуться и окунуться в традиции и обычаи русского народа.
    Где и как найдем ответы на вопросы?
    Будем спрашивать у взрослых.
    Будем рассматривать фотографии, читать литературу.

Составили с детьми план совместной деятельности.

План действий:

  • Обратиться за помощью к взрослым;
  • Найти информацию в книгах;
  • Научиться играть в различные русские народные игры и забавы;;
  • Рассматривание рисунков, фотографий, иллюстраций народных промыслов;
  • Рассматривание  игрушек: дымковской, матрешек, богородской, филимоновской, свистульки;
  • Презентации: «Русская изба», «Народный костюм», «Традиции русского народа»;
  • Выставка  «Народная игрушка»
  • Чтение художественной литературы;
  • Театрализованная деятельность, организация сюжетно – ролевых, дидактических,  словесных игр.

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

ФЭМП

ведущая деятельность – познавательно-исследовательская, формы:

Д/игра: «Составь узор» «Сосчитай матрешек»

«Выложи из палочек»; «Выложи фигуру из геометрических фигур»; «Мозаика»; «Составь задачу об игрушках». 

«Составление дымковских узоров».

Чтение художественной литературы

ведущая деятельность – чтение, формы:

Чтение:

Русский фольклор: ««Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».

Русские народные сказки: «Теремок», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Крупяничка», «Жихарка», «Баба Яга»,

«Лиса и журавль», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица

Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак»,

«Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».

Развитие речи

ведущая деятельность – коммуникативная, формы:

Ситуативные разговоры, свободное общение:

«Традиции русского народа»;

«О русских народных промыслах»;

«Русская матрёшка»;

«Устное народное творчество в России»;

«Русские народные музыкальные инструменты».

Рассуждение на тему поговорок «Встречают по одежке», «Береги платье снову»

Д/и «Что сначала, что потом» - учить устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой

Дидактические игры: «Что для чего», «Что сначала, что – потом» -  закреплять знания о старинных предметах, орудиях труда русского народа

 Составление описательного рассказа о народной игрушке.

Сочиняем сказку «В гостях у Матрены».

Познавательная деятельность

ведущая деятельность – игровая, формы:

Беседы:

«Народные обряды и обычаи праздников»;

Познание «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой – свистулькой».

Познание «Знакомство с богородской игрушкой»

Беседа «Сине-голубая гжель» (об истории промысла).

Презентации:

«Русская изба», «Народный костюм»,

«Традиции русского народа»,

Выставка: «Народная игрушка».

Просмотр мультфильма:

«Гуси – лебеди».

Экскурсия в Музей предметов русской старины

Труд

ведущая деятельность – трудовая, формы:

Коллективный труд «Приведи в порядок игрушки в группе» (мытье игрушек, стирка кукольного белья)

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:

«К нам гости пришли»;

«Ярмарка».

Дидактические игры:

«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Покрути, покрути и потешку расскажи», «Составь картинку», «Узнай

элемент узора», «Угадай и расскажи»,

Театрализованные игры:

Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания

русских народных сказок, потешек.

(драматизация русских народных сказок),

Игры-драматизации по русским народным сказкам

  • «Теремок»,
  • «Колобок».

Сюжетная игра «Дружные сестрички».

Сюжетная игра «Матрешки ходят в гости».

Театрализованная игра «Веселые сестрички».

Театрализованная игра «Матрешки и их друзья».

Дидактическая игра «Здравствуйте, матрешки!».

Дидактическая игра «Угостим матрешек».

Подвижная игра «Карусель».

Подвижная игра «Матрешки пляшут».

   Дидактические игры:

«Чей костюм»,

«Укрась кокошник»,

«Составь узор», 

«Угадай роспись».

Здоровье

интеграция разных видов деятельности, формы:

Дыхательная гимнастика

«После дождя»,

«Птенчик».

Пальчиковая гимнастика.   

«Вышел дождик на прогулку»,

«Корзина с овощами»,

«Аленка-маленка»,

«У Матрешиной сестрицы»,

«Жил да был один налим».

динамические паузы: «Куклы танцуют», «Матрешки - крошки».

Физическая культура

ведущая деятельность – двигательная, формы:

 Русские народные подвижные игры и

игры-забавы:

«Гуси-лебеди», «Баба-Яга», «Карусель», «Каравай», «Плетень», «Ваня- Ваня простота», «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Краски».

Физкультминутка

  • «За землю русскую»,
  • «Каштаны»
  • «Я, младешенька, Буренушку пасу»

Подвижные игры:

  • «Сиди, сиди Яша»,
  • «Шатер»,
  • «Гуси - лебеди»,
  • «Горелки»,
  • «Пятнашки»

Формы взаимодействия с семьей и

соц.партнерами

формы:

Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».

Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме

«Народная культура и традиции».

Приобщение детей к семейным традициям.

Помочь со сбором игрушек: дымковской, матрешек, богородской, филимоновской, свистульки.

• Помочь найти иллюстрации с изображением игрушек;

• Активно интересоваться действиями ребенка в группе;

• Дать родителям стихи об игрушках, чтобы они могли пожеланию читать их дома детям, разучить их.

Художественное творчество

ведущая деятельность – продуктивная, формы:

Декоративное рисование:

«Хохломская посуда», «Русский народный костюм», «Нежно-голубое чудо - чашка», «Филимоновская игрушка», «Дымковская лошадка»

Аппликация: «Русский костюм»

«Матрешка»

Лепка «Свистулька Птичка».

Лепка пластилинография «Дымковская лошадка».

Самостоятельное художественное творчество:

Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.

Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».

Музыка

ведущая деятельность – музыкально-художественная, формы:

Прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров:

  • Былины,
  • Хороводные,
  • Плясовые,
  • Частушки,
  • Игровые,

Слушание русских народных песен «Во кузнице», «Лен зеленой»

Игра хоровод с матрешкой, Песня «Русский сувенир» Слова и музыка Э. Чуриловой». Магнитофонная запись «Калинка – малинка».

танец «Мы веселые матрешки» (слова Л.Некрасовой, музыка Ю.Слонова);

пение песен: «Матрешки» (слова В.Семернина, музыка Т.Варовиной); «Золотая ярмарка» (слова С.Осиашвили, музыка И.Зубкова); «Мы матрешки» (слова А.Осмушкина, музыка В.Темнова) и  народной песни «Матрешки»;

Развивающая среда

Предметы художественных промыслов:

Предметы городецкой росписи;

Филимоновские дымковские игрушки;

Загорские и Семёновские матрёшки.

Репродукции картин художников:

А.М.Кучумов «Весна»; И.Левитан «Весна. Большая вода»; Б.М.Кустодиев «Масленица»; А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; А.М.Васнецов «Родина».

Книги энциклопедического характера:

«Русские художественные промыслы», «Народный костюм», «Как хлеб выращивали»,

Альбом «Народная игрушка».

Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка»,

«Деревянная игрушка».

Выставка: «Народная игрушка»

1 этап - подготовительный (организационный):

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки,

плакаты с элементами росписи);

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности де

Работа с родителями:

Папка –передвижка:

«Как приобщить детей к русской культуре»

«Русский народный промысел»

«Народные игры»

  • Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».
  • Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме

           «Народная культура и традиции».

  • Приобщение детей к семейным традициям.
  • Помочь со сбором игрушек: дымковской, матрешек, богородской, филимоновской, свистульки.
  • Помочь найти иллюстрации с изображением игрушек;
  • Активно интересоваться действиями ребенка в группе;
  • Дать родителям стихи об игрушках, чтобы они могли пожеланию читать их дома детям, разучить их.

3 этап – заключительный:

  1. Презентации: «Русская изба», «Народный костюм», «Традиции русского народа»;
  2. Выставка  «Народная игрушка»
  3. Создание альбомов «Народные промыслы»; «Русская игрушка»
  4. Обобщающее занятие – презентация детских творческих работ.


Результативность проекта

         По результатам проекта у  детей расширились представления о русских народных промыслах: Хохломе, Дымково, Гжели, народной игрушке, научились различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для игрушек различных промыслов.

Дети изучили традиции народных праздников, стали интересоваться русским народным фольклором, с удовольствием выучили весенние заклички, обогатили свой словарь поговорками и пословицами, выучили название некоторой старинной одежды. Слушают и рассказывают сами волшебные народные сказки. В свободное время и в окружающем их пространстве узнают и называют декоративную роспись. Услышав народную музыку, используют танцевальные движения характерные народным танцам.

Пополнилась  и обновилась предметно-развивающая среда игрушками, созданными на основе народных промыслов.

Повысилась компетентность педагогов: расширились знания в краеведческом направлении, созданы дидактические пособия, картотеки игр  по духовно-нравственному воспитанию.

Работа над проектом заинтересовала и родителей. Они воодушевленно участвовали в проекте; пекли пироги, изготавливали народную игрушку, изучали народные традиции.

Родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность, были оформлены выставки совместных работ.     

        Проектная деятельность  способствовала развитию у воспитанников познавательной активности, творческого воображения, умения решать проблемы, ставить цели, добывать информацию, приходить к результату. Они научились делиться полученными сведениями друг с другом и родителями.

       У родителей появилась заинтересованность в возрождении народной культуры своего народа и желание приобретать или  изготавливать вместе с ребенком народные игрушки.

       Совместная работа объединила педагогов, детей, родителей в реализации проектной деятельности.

 Вывод:

       Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа,  именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача  приобщения детей к ценностям народной культуры. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Мы надеемся, что зернышко, посеянное  нами в огромное еще не распаханное поле «детской души» прорастет и   принесет свои  плоды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению с традициями и культурой русского народа во 2- младшей группе на тему: « Масленица- блиноедка».

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы « Масленица». Масленица один из светлых празднико...

Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в группе раннего возраста на тему: « Масленица»

Зиму дружно провожаем,Март мы в гости зазываем,И горячими блинамиМы растопим зиму с вами!© http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/maslenitsa/detskie/...

проект -"Знакомство с традициями и культурой русского народа"

проект направлен на ознакомление детей и родителей с народным творчеством, обычаями,традициями русского народа....

Презентация проекта "Традиции и культура русского народа"

Приобщать детей к истокам русской культуры...

Проект для старшего дошкольного возраста "Традиции и культура русского народа"

Цель данного проекта - приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа, закрепить знаний о русских народных играх, народном костю...

Проект для старшего дошкольного возраста "Традиции и культура русского народа"

Цель данного проекта - приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа, закрепить знаний о русских народных играх, народном костю...

Проект «Мы дети большой страны» Тема: «Традиции и культура русского народа» для детей старшей группы

Проект «Мы дети большой страны»Тема: «Традиции и культура русского народа»для детей старшей группы...