Проект «Традиции и культура русского народа» старшая группа
проект (старшая группа)
Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Традиции и культура русского народа» старшая группа | 44.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Детский сад №8 «Салют»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
(среднесрочный, групповой, познавательно – творческий, информационный)
«Традиции и культура русского народа»
Старшая группа №7
Воспитатель:
Войтович М.В.
2021 г.
Проект «Традиции и культура русского народа»
(Старшая группа)
Место проведения исследования: МБДОУ « Детский сад №8 «Салют».
Вид проекта: познавательно – творческий, информационный, групповой, среднесрочный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: 3 недели.
Основание для разработки проекта:
Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа с народными игрушками, народными играми, танцами, устным народным творчеством.
«У всякого дерева глубоко в земле есть корни.
И у всякого народа есть корни – его история и культура».
Актуальность:
Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Дети очень доверчивы и открыты.
Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка.
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.
Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. А обереговые куклы, которые передавались от матери к дочери! Этому нужно учиться и нам, перенимая опыт у наших предков, - готовить детей к будущей взрослой жизни через приобщение к народной игрушке.
Цель: Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа, формировать и расширять знания детей о народных промыслах через ознакомление с народной игрушкой и организацию продуктивной деятельности, развитие детского творчества.
Задачи:
- Расширять представления детей о родной стране, воспитывать интерес, уважение и любовь к истории русского народа; Знакомить с народными традициями и обычаями, праздниками, промыслами;
- Познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, раскрыть детям суть народной игрушки, закрепить в их сознании связь между игрушкой и бытом своего народа.
- Активизировать речь, обогащать словарь и коммуникативные навыки.
- Развивать декоративное-прикладное творчество детей, чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками.
- Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотические чувства.
- Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной творческой деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты:
- приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве и о народной игрушке;
- повышение интереса детей и родителей к русскому народному творчеству; создание творческого продукта (народной игрушки);
- пополнение и обновление предметно-развивающей среды по духовно-нравственному воспитанию;
- повышение компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию;
- родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность.
Поэтапная реализация проекта
1 этап - подготовительный (организационный):
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи, народные игрушки);
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей
2 этап – основной:
Методы и приемы:
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т.д.)
- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
- практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка в едином творческом процессе).
- Метод трех вопросов:
Что знаем?
Русский народ.
Что хотим узнать?
Историю, культуру русского народа.
Прикоснуться и окунуться в традиции и обычаи русского народа.
Где и как найдем ответы на вопросы?
Будем спрашивать у взрослых.
Будем рассматривать фотографии, читать литературу.
Составили с детьми план совместной деятельности. План действий:
|
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
ФЭМП ведущая деятельность – познавательно-исследовательская, формы: Д/игра: «Составь узор» «Сосчитай матрешек» «Выложи из палочек»; «Выложи фигуру из геометрических фигур»; «Мозаика»; «Составь задачу об игрушках». «Составление дымковских узоров». | Чтение художественной литературы ведущая деятельность – чтение, формы: Чтение: Русский фольклор: ««Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь». Русские народные сказки: «Теремок», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Крупяничка», «Жихарка», «Баба Яга», «Лиса и журавль», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой». | Развитие речи ведущая деятельность – коммуникативная, формы: Ситуативные разговоры, свободное общение: «Традиции русского народа»; «О русских народных промыслах»; «Русская матрёшка»; «Устное народное творчество в России»; «Русские народные музыкальные инструменты». Рассуждение на тему поговорок «Встречают по одежке», «Береги платье снову» Д/и «Что сначала, что потом» - учить устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой Дидактические игры: «Что для чего», «Что сначала, что – потом» - закреплять знания о старинных предметах, орудиях труда русского народа Составление описательного рассказа о народной игрушке. Сочиняем сказку «В гостях у Матрены». |
Познавательная деятельность ведущая деятельность – игровая, формы: Беседы: «Народные обряды и обычаи праздников»; Познание «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой – свистулькой». Познание «Знакомство с богородской игрушкой» Беседа «Сине-голубая гжель» (об истории промысла). Презентации: «Русская изба», «Народный костюм», «Традиции русского народа», Выставка: «Народная игрушка». Просмотр мультфильма: «Гуси – лебеди». Экскурсия в Музей предметов русской старины | Труд ведущая деятельность – трудовая, формы: Коллективный труд «Приведи в порядок игрушки в группе» (мытье игрушек, стирка кукольного белья) | Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры: «К нам гости пришли»; «Ярмарка». Дидактические игры: «Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Покрути, покрути и потешку расскажи», «Составь картинку», «Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи», Театрализованные игры: Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек. (драматизация русских народных сказок), Игры-драматизации по русским народным сказкам
Сюжетная игра «Дружные сестрички». Сюжетная игра «Матрешки ходят в гости». Театрализованная игра «Веселые сестрички». Театрализованная игра «Матрешки и их друзья». Дидактическая игра «Здравствуйте, матрешки!». Дидактическая игра «Угостим матрешек». Подвижная игра «Карусель». Подвижная игра «Матрешки пляшут». Дидактические игры: «Чей костюм», «Укрась кокошник», «Составь узор», «Угадай роспись». |
Здоровье интеграция разных видов деятельности, формы: Дыхательная гимнастика «После дождя», «Птенчик». Пальчиковая гимнастика. «Вышел дождик на прогулку», «Корзина с овощами», «Аленка-маленка», «У Матрешиной сестрицы», «Жил да был один налим». динамические паузы: «Куклы танцуют», «Матрешки - крошки». | Физическая культура ведущая деятельность – двигательная, формы: Русские народные подвижные игры и игры-забавы: «Гуси-лебеди», «Баба-Яга», «Карусель», «Каравай», «Плетень», «Ваня- Ваня простота», «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Краски». Физкультминутка
Подвижные игры:
| Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами формы: Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь». Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции». Приобщение детей к семейным традициям. Помочь со сбором игрушек: дымковской, матрешек, богородской, филимоновской, свистульки. • Помочь найти иллюстрации с изображением игрушек; • Активно интересоваться действиями ребенка в группе; • Дать родителям стихи об игрушках, чтобы они могли пожеланию читать их дома детям, разучить их. |
Художественное творчество ведущая деятельность – продуктивная, формы: Декоративное рисование: «Хохломская посуда», «Русский народный костюм», «Нежно-голубое чудо - чашка», «Филимоновская игрушка», «Дымковская лошадка» Аппликация: «Русский костюм» «Матрешка» Лепка «Свистулька Птичка». Лепка пластилинография «Дымковская лошадка». Самостоятельное художественное творчество: Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек. Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы». | Музыка ведущая деятельность – музыкально-художественная, формы: Прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров:
Слушание русских народных песен «Во кузнице», «Лен зеленой» Игра хоровод с матрешкой, Песня «Русский сувенир» Слова и музыка Э. Чуриловой». Магнитофонная запись «Калинка – малинка». танец «Мы веселые матрешки» (слова Л.Некрасовой, музыка Ю.Слонова); пение песен: «Матрешки» (слова В.Семернина, музыка Т.Варовиной); «Золотая ярмарка» (слова С.Осиашвили, музыка И.Зубкова); «Мы матрешки» (слова А.Осмушкина, музыка В.Темнова) и народной песни «Матрешки»; | Развивающая среда Предметы художественных промыслов: Предметы городецкой росписи; Филимоновские дымковские игрушки; Загорские и Семёновские матрёшки. Репродукции картин художников: А.М.Кучумов «Весна»; И.Левитан «Весна. Большая вода»; Б.М.Кустодиев «Масленица»; А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; А.М.Васнецов «Родина». Книги энциклопедического характера: «Русские художественные промыслы», «Народный костюм», «Как хлеб выращивали», Альбом «Народная игрушка». Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка». Выставка: «Народная игрушка» |
1 этап - подготовительный (организационный):
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки,
плакаты с элементами росписи);
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности де
Работа с родителями:
Папка –передвижка:
«Как приобщить детей к русской культуре»
«Русский народный промысел»
«Народные игры»
- Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».
- Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме
«Народная культура и традиции».
- Приобщение детей к семейным традициям.
- Помочь со сбором игрушек: дымковской, матрешек, богородской, филимоновской, свистульки.
- Помочь найти иллюстрации с изображением игрушек;
- Активно интересоваться действиями ребенка в группе;
- Дать родителям стихи об игрушках, чтобы они могли пожеланию читать их дома детям, разучить их.
3 этап – заключительный:
- Презентации: «Русская изба», «Народный костюм», «Традиции русского народа»;
- Выставка «Народная игрушка»
- Создание альбомов «Народные промыслы»; «Русская игрушка»
- Обобщающее занятие – презентация детских творческих работ.
Результативность проекта
По результатам проекта у детей расширились представления о русских народных промыслах: Хохломе, Дымково, Гжели, народной игрушке, научились различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для игрушек различных промыслов.
Дети изучили традиции народных праздников, стали интересоваться русским народным фольклором, с удовольствием выучили весенние заклички, обогатили свой словарь поговорками и пословицами, выучили название некоторой старинной одежды. Слушают и рассказывают сами волшебные народные сказки. В свободное время и в окружающем их пространстве узнают и называют декоративную роспись. Услышав народную музыку, используют танцевальные движения характерные народным танцам.
Пополнилась и обновилась предметно-развивающая среда игрушками, созданными на основе народных промыслов.
Повысилась компетентность педагогов: расширились знания в краеведческом направлении, созданы дидактические пособия, картотеки игр по духовно-нравственному воспитанию.
Работа над проектом заинтересовала и родителей. Они воодушевленно участвовали в проекте; пекли пироги, изготавливали народную игрушку, изучали народные традиции.
Родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность, были оформлены выставки совместных работ.
Проектная деятельность способствовала развитию у воспитанников познавательной активности, творческого воображения, умения решать проблемы, ставить цели, добывать информацию, приходить к результату. Они научились делиться полученными сведениями друг с другом и родителями.
У родителей появилась заинтересованность в возрождении народной культуры своего народа и желание приобретать или изготавливать вместе с ребенком народные игрушки.
Совместная работа объединила педагогов, детей, родителей в реализации проектной деятельности.
Вывод:
Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Мы надеемся, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле «детской души» прорастет и принесет свои плоды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ознакомлению с традициями и культурой русского народа во 2- младшей группе на тему: « Масленица- блиноедка».
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы « Масленица». Масленица один из светлых празднико...
Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в группе раннего возраста на тему: « Масленица»
Зиму дружно провожаем,Март мы в гости зазываем,И горячими блинамиМы растопим зиму с вами!© http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/maslenitsa/detskie/...
проект -"Знакомство с традициями и культурой русского народа"
проект направлен на ознакомление детей и родителей с народным творчеством, обычаями,традициями русского народа....
Презентация проекта "Традиции и культура русского народа"
Приобщать детей к истокам русской культуры...
Проект для старшего дошкольного возраста "Традиции и культура русского народа"
Цель данного проекта - приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа, закрепить знаний о русских народных играх, народном костю...
Проект для старшего дошкольного возраста "Традиции и культура русского народа"
Цель данного проекта - приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа, закрепить знаний о русских народных играх, народном костю...
Проект «Мы дети большой страны» Тема: «Традиции и культура русского народа» для детей старшей группы
Проект «Мы дети большой страны»Тема: «Традиции и культура русского народа»для детей старшей группы...