Развитие познавательных интересов к истории и культуре алтайского народа у детей дошкольного возраста
статья

Развитие познавательных интересов  к истории и культуре  алтайского народа у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных интересов  к истории и культуре  алтайского народа у детей дошкольного возраста

Аннотация:В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов  к истории и культуре  алтайского народа у детей   старшего дошкольного возраста, представлен разные формы  организации  процесса этнокультурного образования.

Ключевые слова: народные традиции и обычаи, познавательный интерес, этнокультурная составляющая, культурное наследие

Национальная культура — незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, Родине, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках.

И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Огромную роль в воспитании познавательного интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, мы замечаем, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни.

Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в группах центров по этнокультурной составляющей. По мере освоения детьми материала, центр пополняется и обновляется новым материалом. Оформлены альбомы, папки-передвижки «Красная книга Республики Алтай (растения)», «Животный мир Алтая», «Родной свой край люби и знай ». Подобрана литература и иллюстрации о столице Республики Алтай городе Горно-Алтайск. В познавательной деятельности знакомим с географическим местонахождением республики, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями народов, проживающих на территории региона. Подобраны иллюстрации и фотографии, которые знакомят с растительным и животным миром Алтая. Обращая внимание ребенка на живописные пейзажи Алтая, на животный и растительный мир, воспитываем в детях любовь к природе родного края, желание оберегать и охранять его, патриотические чувства и нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

   Для изучения алтайской национальной  одежды в группах имеются дидактические игры. Играя с куклами, дети также знакомятся с национальными костюмами или их деталями (чамча, бычкак борук, тон и т. д.), в играх со строительным материалом — с особенностями постройки жилища, например, алтайской юрты (кийис айыл, чадыр айыл). Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: лепка животных и птиц, рисование, роспись кожаных , костяных, деревянных, каменных и глиняных изделий и т.д. Знакомим детей с национальными  накосными украшениями, алтайскими украшениями пуповины и т.п. Оформляем альбом и собираем материал по знакомству с декоративно-прикладным искусством алтайского народа.

Подвижные народные игры, («Камчы», «Тонжан jугуриш»)  также дают представление детям об особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре.

Творческое направление проявляется в обыгрывании народных сказок, придумывании новых сюжетных линий и т. д. Главные герои сказки знакомят детей с обычаями и традициями  алтайского  и русского народов. Например, хорошо  подходит алтайская народная сказка «Теертпек».

Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе мы планируем беседы.  Беседы проводим на темы:  «Алтай – жемчужина Сибири», «Жители Алтая», «О природе и жизни людей  в республике». Далее, учитывая возросшие возможности детей, вводим новые беседы: «Национальная  одежда алтайцев», «Декоративно-прикладное искусство» и т.д.

     Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности. Это такие игры как «Сырга jажырыш», «Сокорок», «Кажык»….

Таким образом, современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной и эстетически развитой личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов.

Список литературы:

1. Акунова Г. Н, Корхунова В. Н. Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев/ Г. Н. Акунова, В. Н. Корхунова. г. Горно-Алтайск, 2002г. -с. 30-31

2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. / Л. Ф. Обухова М.: 2000.- 245с.

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования // Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -4-е изд., перераб. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

4. Тобоева Е. Н. Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО/ Е. Н. Тобоева - Горно-Алтайск, 2015г-с. 8-9

5. . Тобоева Е. Н. Методические рекомендации к хрестоматии для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Зерно в колесе"- Горно-Алтайск, 2017г- с. 101-108

6.Национально-региональный компонент в планировании образовательного процесса в детском саду/Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.- Горно-Алтайск,2008г - с.10-12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры других народов для детей дошкольного возраста

Подвижные игры других народов для детей дошкольного возраста...

Конспект НОД по познавательному развитию «КВН: В здоровом теле - здоровый дух!» для детей дошкольного возраста 6-7 лет

Выявление уровня знаний, умений и навыков детей о здоровье и его составляющих....

Проект по познавательному развитию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» для детей старших групп

Прект финансовой  и экономической направленности поможет детям сформировать представления об экономических понятиях....

НОД «Развитие познавательно-исследовательского интереса и экспериментальных действий у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности»

laquo;Развитие познавательно-исследовательского интереса и экспериментальных действий у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности» Цель: способствовать развитию у де...

Консультация для родителей «Значение изучения истории семьи для воспитания нравственности детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Значение изучения истории семьи для воспитания нравственности детей дошкольного возраста»...

Семинар-практикум для педагогов " Развитие познавательных способностей с помощью ТРИЗ технологий у детей дошкольного возраста"

Презентация иллюстритует игры и методы ТРИЗ используемые в работе с детьимми среднего возраста...