"Формирование патриотических чувств у дошкольников"
материал (старшая группа) на тему
Средства и методы патриотического воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam.obrazov.2016.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у дошкольников"
Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников.
Цель: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.
Актуальность выбранной темы
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников". 3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека". | |
Работа с детьми | Сентябрь | Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия». Экскурсии по родному посёлку. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. | Стенд «Моя Родина – Россия». Картотека игр. |
Октябрь | Беседа по теме «Улица, на которой я живу». | Выставка рисунков "Улицы нашего города". | |
Ноябрь | Ознакомление с символикой России, родного города, области. Экскурсия в краеведческий музей города. | Выставка работ детского творчества. | |
Январь | Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. | Коллективное оформление книги «Русское народное творчество». Развлечение «Игры наших бабушек». | |
Февраль | Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России». Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». | Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. | |
Март | Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» | Выставка детских работ «Мамин портрет». | |
Апрель | Краткосрочный проект «Космос». | Викторина «Что вы знаете о космосе». Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». | |
Май | Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. | Утренник, посвящённый Дню Победы. | |
Сентябрь - май | Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. | ||
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» | Фотовыставка «Моё любимое место в городе» |
Октябрь | Консультация «Воспитание маленького гражданина». | ||
Ноябрь | Оформление альбома «История нашего края». | Альбом «История нашего края». | |
Февраль | Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии». | ||
Март | Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников. | ||
Апрель | Работа по благоустройству территории детского сада. | Акция «Посади дерево». | |
Май | Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». | ||
Самореализация | Январь | ||
Май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе) ;
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
Введение
Правительство России 11 июля 2005 года утвердило Постановление №422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006 -2010 годы», в котором говорится о том, что данная программа разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан страны и учётом предложений всех уровней исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и объединений, а так же творческих союзов и религиозных конфессий. Программа является продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику. В программе подчеркивается, что приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей молодёжи. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) уделено большое внимание нравственному воспитанию дошкольников, в том числе патриотическому воспитанию.
Актуальность и перспективность опыта.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. (Д.С.Лихачев)
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгаются рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодёжи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телеманию, виртаманию, Интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растёт будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитание патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений.
Сегодня наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину.
Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своём крае.
Проблема:
Во время работы над опытом, я столкнулась с недостаточной методической, дидактической оснащённостью для организации целенаправленного, содержательно наполненного целостного педагогического процесса, направленного на ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.
Беседуя со старшими дошкольниками о родном крае, я увидела, что дети не знают достопримечательностей нашего края, чем он знаменит, не знают названия улиц, на которых живут. Пришлось срочно исправлять ситуацию.
Мною была определена цель работы: совершенствовать педагогический процесс по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем.
В ходе реализации этой цели, я стала изучать научно – методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, систематизировать методический и дидактический материал по ознакомлению с родным краем, пополнить предметно – пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном крае , повысить уровень компетентности родителей по данной проблеме через организацию взаимодействия ДОУ и семьи, разработать перспективные планы по знакомству с родным краем, организовать мониторинг педагогического процесса по ознакомлению детей с родным краем. Полученный результат предполагалось отслеживать по следующим критериям:
- методическое обеспечение;
- пополнение предметно – пространственной развивающей среды;
- применение полученных знаний в продуктивной деятельности детей;
- компетентность и включенность родителей в педагогический процесс.
Социальная значимость и профессиональная востребованность.
Я считаю, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются патриотические чувства – чувство привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за край, в котором родился и живёшь и, конечно же, за свою страну. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребёнка. Несмотря на то, что все дети разные – по характеру, по темпераменту, по способностям, всех их связывают общечеловеческие черты: стремление к познанию окружающего мира, стремление к свободе, к самовыражению. Как бы ни был одарён ребёнок, от природы, в нём всегда заложены возможности самосовершенствования, творческого и познавательного потенциала. Сейчас к образовательным учреждениям предъявляют высокие требования. Одним из них является необходимость повышения качества образовательного процесса, усиление его индивидуально-личностной нравственности с целью воспитания свободомыслящей, гуманистически ориентированной личности, способной понимать и любить окружающий мир.
Цель моего опыта:
«Закрепление и расширение знаний о родном крае».
Задачи:
Образовательные задачи:
- развивать познавательный интерес к изучению истории родного края;
- пополнять активный словарь детей;
Развивающие задачи:
- формировать основы понятия: «Я – житель своего края»;
- расширять и закреплять знания детей о родном крае;
Воспитательные задачи:
- воспитывать у ребёнка привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице;
- воспитывать уважение к труду, людей;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения края;
- воспитывать любовь к родному краю, желание видеть его красивым;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только нравственно - патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Поэтому я решила разработать серию конспектов по ознакомлению с родным краем. Решению этих задач я уделяю большое внимание при ознакомлении дошкольников с родным краем. В опыте представлены конспекты по изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи и ознакомлению с окружающим, тематическое планирование, фотоальбомы о родном крае, а так же в помощь воспитателю список художественной литературы и диагностика по этой теме.
В работе по ознакомлению детей с родным краем я придерживаюсь следующих принципов:
- Принцип историзма. Сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее.
- Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а так же ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- Принцип дифференциации. Создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип позитивного патриотизма. Отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста.
Исходя из содержания «Программы воспитания и обучения (под редакцией М. А. Васильевой) я сделала вывод, что формирование представлений о своей малой родине необходимо осуществлять такими методами, которые позволят детям лучше усвоить знания. Это, прежде всего организованные формы обучения:
- выявление уровня знаний детей.
- разработка конспектов и проведение с детьми бесед, экскурсий.
- занятия, экскурсии, беседы, наблюдения;
- изобразительная деятельность;
- обобщение представлений о родном крае;
- развитие речи;
Большое значение для усвоения знаний имеет совместная деятельность воспитателя и детей:
- Посещение краеведческого музея.
- Просмотр репродукций.
- Экскурсии к Мемориалам Славы.
- Фотовыставка «Моя малая Родина».
- Вечер поэзии «Мой любимый край».
- Создание альбомов «Мой край», «Города России».
- Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад».
- Чтение произведений местных поэтов.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Целевые прогулки.
- Беседы: «Визитная карточка посёлка», «Мой родной край», «Улицы нашего посёлка».
- Составление рассказов «Из окна наша улица видна».
Свою работу я начала с серии конспектов о родном крае. Прежде всего, были созданы условия для формирования представлений о крае– о его достопримечательностях, транспорте, экологии, известных людях, старинных зданиях, о его символике и истории. Это и книги и фотографии родного края и иллюстрированный журнал о музее, и многое другое.
Всё это вызвало у детей огромный интерес. Рассматривая иллюстрации с изображениями старинных улиц, дети задавали много вопросов: «Как давно появился наш город?», «Откуда произошли названия улиц?», «Кто строил дома?» и т.д.Чтобы удовлетворить интерес, я много рассказывала и читала детям занимательных историй , исторических фактов. Беседовала с детьми на темы: «Кто прославил наш край» , «Исторические памятники», «Наше наследие». . На занятиях по изодеятельности дети рисовали наш край, выполняли аппликацию, которую потом подарили ребятам младших групп, чтобы они тоже смогли с ним познакомится. Знакомство с краем начинается с улицы, по которой идёшь в детский сад. Для наиболее полного представления о нашей малой Родине я предложила подготовить выставку рисунков «Улица, на которой я живу». Детям и родителям было дано задание – нарисовать одну из улиц нашего посёлка. Я и представить не могла, какие интересные работы принесут дети .
Ребята строили музей, школу, ДЮСШ, Дворец Культуры и многое другое. Задавали много вопросов об архитектуре, исторических особенностях. Я рассказала детям, что каждое из зданий нашего посёлка – это результат работы многих людей. У каждого из них своя история и каждое по-своему уникально и неповторимо.
Совместные выезды на природу, посещение музея детьми, педагогами и родителями воспитанников сплачивают, способствуют неформальному открытому взаимодействию. Цель таких мероприятий не только совместный отдых, увеселение, но и опосредованное обучение родителей элементарным способам организации детско-взрослой деятельности, показ средств, налаживание контактов и путей выхода из сложных педагогических ситуаций.
На своём опыте я убедилась, что ничто так не увлекает детей и не приносит им радости, восторга и познавательного удовлетворения, как узнавание о своём родном крае , гордости за себя людей, живущих в нём. Сидя за пустым столом, ребёнок быстро устаёт, отвлекается от рассказа взрослого, начинает искать себе работу, возит по крышке стола , теребит одежду. Эффективность такой работы будет очень низка, поэтому, дети обязательно должны что-то делать на занятии, участвовать в нём. Особенно это относится к занятиям по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Я стараюсь разнообразить занятия и сделать их как можно интереснее. Ввести новые формы, такие как разгадывание кроссвордов, использование дидактических игр, составление и прослушивание рассказов детей о родном крае, введение схем, планов и составление карты родного края. Очень радовала детей игра . Я старалась не нести готовой информации, а вместе с детьми узнавать новое, интересное, или находить знакомое, родное в восприятии нашего края. Всего этого я придерживалась, когда разрабатывала конспекты о нашем крае. Мои занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности в целом, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Мне было очень приятно, когда дети узнавали достопримечательности, ранее увиденные на фотографиях, вспоминали и рассказывали дома то, что видели на экскурсии в музее, с удовольствием изображали в свободной художественной деятельности .
Итогом проделанной работы стало комплексное занятие по теме: «Наш родной край», на котором ребята беседовали о том, чем славен край, слушали ребят, которые подготовили интересные рассказы о достопримечательностях нашего края, отгадывали кроссворд, во второй части занятия занимались изобразительной деятельностью. Дети получили большие знания, научились логически мыслить, связно рассказывать о своём городе, делать выводы и умозаключения. Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому, во многих занятиях я использовала различные игры. В игре ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о родной стране и о родном крае в частности. Широко использовала художественную литературу. Одним из главных условий нравственно-патриотического воспитания детей, является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания дошкольника. Труд ребёнка не велик и несложен. Однако, он необходим для формирования его личности, нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего края. Во время экскурсий и прогулок по городу, я обращала внимание детей на деревья и кустарники, посаженные вдоль дорог, на чистоту, царящую вокруг. Объяснила, что всё это – результат труда . Благодаря их усилиям, наш посёлок чистый и красивый. Прививая в дошкольном возрасте чувство гордости за свой край и людей, живущих в нём, мы тем самым формируем условия, для дальнейшего развития будущих патриотов своей страны.
В своей работе, я старалась привлекать к ознакомлению с родным краем и воспитанию патриотических чувств детей, их родителей. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Чтобы более полно донести детям информацию о родном крае, требовался материал, и я обратилась к родителям за помощью. Очень многие из них откликнулись и подобрали много интересного о нашем крае и о его достопримечательностях.
Конечно, с взрослыми работать сложнее, у них столько своих проблем, что какие – то, на их взгляд, отвлечённые вопросы о крае и его достопримечательностях не вызывают особого интереса. Поэтому, было нужно в первую очередь показать им, насколько тесно вся наша жизнь связана с патриотическим воспитанием. Своим родителям я предложила на родительском собрании консультацию по схеме «Я – моя семья – детский сад – мой край – моя страна». Затронула вопрос о воспитании будущего гражданина РФ.
Если в детстве ребёнок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрёл эмоциональный опыт, тем самым будут построены пути, для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живёт, детского сада.
Я предложила родителям:
- обращать внимание детей на красоту родного края;
- во время прогулок, рассказывать, что находится на вашей улице, поговорить о значении каждого объекта;
- дать представление о работе общественных учреждений;
- вместе с ребёнком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора;
- расширять собственный кругозор;
- читать ребёнку книги о Родине;
- поощрять ребёнка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
По результатам диагностики детей, можно говорить об эффективности системы работы, о целесообразности её проведения в рамках образовательного процесса в ДОУ.
Данный опыт был представлен на педагогическом совете в нашем детском саду, где был одобрен всеми педагогами.
Заключение
Я считаю, что работу по ознакомлению с родным городом целесообразно начать уже в средней группе. Четырёхлетний ребёнок должен знать название своей улицы, и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а так же, в честь кого они названы. У каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходима экскурсия по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной Войны , их трудовых подвигов), необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы должны любить свою Отчизну, Родина чтит своих героев, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами России. Город – частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
Список литературы:
- Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2
- Дошкольное образование и семья – единое пространство детского развития. М., 2001.
- Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. М., 1985
- Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», М., 2004.
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности.2005.
- Родной край, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, М., 1994.
- Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям. Киев, 1980 – С. 133
- Материалы Интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект развлечения "Поле чудес" для детей старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств у дошкольников
Закреплять знания детей об истории родного города. Познакомить с историей первоначального поселения белгородцев. Воспитывать любовь к родному городу....
Этнокультурное воспитание как основа для формирования патриотических чувств младшего дошкольника
Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального ме...
Формирование патриотических чувств у дошкольников через изучение улиц ближайшего окружения
Формирование патриотических чувств у дошкольников...
План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у дошкольников"
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...
Формирование патриотических чувств у дошкольников
Выступление на педагогическим совете с презентацией...
Формирование патриотических чувств у дошкольников
Выступление на педагогическом совете с презентацией...
Музейная педагогика в формировании патриотических чувств у дошкольников
Музейная педагогика в формировании патриотических чувств у дошкольников...