Формирование патриотических чувств у дошкольников
консультация на тему
Выступление на педагогическом совете с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_patrioticheskikh_chuvstv_u_doshkolkikov.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
В современном мире на фоне переплетения культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «уважение взрослых», «гостеприимство», «щедрость», «милосердие». Поэтому воспитание любви к родине должно начинаться в детстве с уважительного отношения к близким людям, к своему дому, улице, городу, стране.
К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должностного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Наша работа в ДОУ по патриотическому воспитанию реализуется через интеграцию образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно - эстетическое развитие», «физическое развитие».
Строя свою работу в данном направлении, мы учитываем особенности проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста, такие как скоротечность и ситуативность, поэтому все впечатления, полученные ребенком на занятии, стараемся закрепить в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Не случайно работа по воспитанию патриотических чувств у детей предусматривает целый комплекс задач:
- Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Данные задачи решаются в ДОУ в процессе осуществления всех видов детской деятельности: непосредственно-образовательной, игровой, трудовой, бытовой, совместной творческой, в том числе проектной деятельности.
Для решения выше поставленных задач, мы разработали систему и установили последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей своей группы, разработали и реализуем проекты:
Сентябрь: «Я люблю свой детский сад и район, где я живу».
Октябрь: «Наша Родина-Россия»
Ноябрь: «Москва-главный город нашей Родины».
Декабрь: «Новый год у ворот»
Январь: «Моя семья»
Февраль: «Наши Защитники»
Март: «Очень я люблю маму милую мою»
Апрель: «Наши космонавты»
Май: «Этот день Победы»
Познавательно-творческий проект «Наш любимый город-Москва».
Целью данного проекта является воспитание у детей чувств патриотизма и любви к родному городу.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи проекта:
- Знакомство дошкольников с историей возникновения столицы нашей Родины, именем основателя родного города, с древней Москвой и историческим прошлым русского народа;
- осознание сути понятия Родины как места, где человек родился;
- уточнение и закрепление знаний о Москве с помощью экскурсий;
- развитие связной речи на основе составления мини-сочинений и индивидуальных бесед;
- воспитание любви к русской природе в процессе рисования пейзажей на территории ДОУ;
- развитие мелкой моторики рук на занятиях по аппликации и рисованию;
- закрепление полученных детьми знаний о родном городе с помощью дидактических игр;
- организация совместной деятельности детей и родителей в ходе реализации мини-проектов.
Участники проекта: дети, педагоги, родители, приглашенные гости-участники.
Реализация проекта предусматривает несколько этапов. В ходе предварительной работы нами был отобран и систематизирован материал по теме проекта, и на его основе были составлены конспекты интегрированной образовательной деятельности с детьми. Кроме того, были подобраны иллюстративный материал, художественная литература, пословицы, поговорки и дидактические игры. Для родителей были подготовлены индивидуальные рекомендации о посещении с детьми памятных мест целью ознакомления с достопримечательностями города.
Первым этапом работы над проектом стало творческое задание для воспитанников и их родителей - сочинение на темы: «Моя улица», «Мой дом», «Моя комната».
Для определения уровня знаний дошкольников были проведены индивидуальные беседы на темы: «Что бы ты рассказал гостям о своем городе?», «За что ты любишь свой город?», «Что бы ты сделал для своего города, если бы был президентом?». Как выяснилось в ходе бесед, воспитанники недостаточно знают город, в котором живут. С учетом этого родителям были предложены консультации по темам: «В часы семейного досуга: прогулки по Москве», «Москва детям ( театры, музеи, цирки, выставки)».Также было проведено родительское собрание на тему: «Воспитание у детей патриотизма и любви к родному городу».
Продолжением данной работы стало знакомство воспитанников со столицей нашей Родины и ее символикой: гербом города и легендой об изображенном на нем Георгия Победоносца – хранителе Москвы. В ходе этого этапа дети самостоятельно оформили выставку книг.
Поскольку в процессе игры дошкольники лучше воспринимают и легче усваивают даже самый сложный материал, следующим этапом стало проведение с детьми дидактических игр о Москве с использованием иллюстраций, разрезных картинок: «Найди отличия», «Собери картинку», «Узнай по фрагменту» и т.д.
В ходе непосредственной образовательной деятельности дети узнали, историю Москвы, как она выглядела в старину, с чего началась. Совместно с педагогом воспитанники сконструировали деревянную Москву из спичек.
Важной частью работы по воспитанию чувства гордости за любимый город стало формирование у воспитанников представлений о людях родного города, которые прославили его -знаменитых ученых, писателях, поэтах, художниках. На примере конкретных имен мы дали детям представление о лучших качествах русских людей: отзывчивости, стойкости, героизме, умении защищать свою Родину.
Особая роль в патриотическом воспитании отводится праздникам. Яркая эмоциональная форма и содержание таких праздников, как День города, День победы, Масленица воспитывают у детей положительные чувства. Важно, чтобы воспитанники имели возможность участвовать в атмосфере общей радости и веселья. Все это дополняет социальный опыт ребенка, откладывается в памяти как приятные воспоминания детства, связанные с родным городом.
Таким образом, система работы по проекту «Наш любимый город-Москва» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Москвой, включающая разные формы непосредственно образовательной деятельности, рассчитана на 2 года. Преимущества такого планирования состоят в обеспечении возможности постепенного усложнения материала, корректировки содержания, детальной предварительной подготовки и подбора необходимых материалов.
Патриотический проект «Наша армия родная»
Цель: формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
В качестве основных задач проекта были определены следующие:
- расширение представлений детей о Российской армии;
- воспитание чувства уважения к российскому воину, его силе и смелости;
- развитие и обогащение речи дошкольников, его эрудиции и интеллекта;
- организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Проект осуществлялся в несколько этапов: организационно-подготовительный, основной (этап непосредственной реализации) и итоговый.
На организационно-подготовительном этапе мы обозначили проблему и тему проекта, цель и задачи. Кроме того были подобраны художественная литература; разработаны необходимые материалы: конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов; составлен план его реализации.
Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий. На этом этапе мы знакомили детей с рассказами о военной службе, Российской армии, русскими богатырями, произведениями («На век запомни» М.Исаковского, «Баллада о черном куске» Ф.Лифшица и др.) Дети с удовольствием заучивали и читали стихотворения «Мой дедушка» Л.Татьяничевой, «23 февраля» И. Прошева и др.
В процессе специально организованной образовательной деятельности дошкольники знакомились с пословицами и поговорками о храбрости, героизме воинов, солдатской службе и товариществе.
В рамках реализации проекта были запланированы и проведены игры патриотического направления:
- дидактические: «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Военная техника» и др.
- сюжетно-ролевые: «Танкисты», «Строим крепость», «Военный парад»;
- подвижные игры, игры-соревнования: «Самый меткий», «Самый смелый», «Меткий стрелок» и др.
Совместно с родителями были проведены спортивные досуги: «Папа, мама, я -спортивная семья», «Смелые, сильные, ловкие».
Формированию у детей любви к Родине , уважения к Российской армии и солдату способствовала также художественная деятельность (рассматривание репродукций картин и плакатов на военную тематику; дети лепили и рисовали военную технику, боевые машины; делали аппликации-подарки папам и дедушкам; конструировали танки, крепости, самолеты ).
Свои таланты и умения дошкольники демонстрировали родителям и гостям детского сада на музыкальных мероприятиях.
В рамках патриотического воспитания мы попробовали использовать модель «Технология организации жизнедеятельности детей «Команда» с использованием материалов смотра – конкурса «Папа, мама, я – большие мастера».
время | форма | участники |
7.00-9.00 | Приход, общение, игры, персональное сочинение сказки, рисование сказки, где герои – поделки выставки. | Основной состав группы, педагог-психолог, гости(родители) |
9.10-9.50 | Работа в центре активности – в холле, где развернута выставка | Основной состав группы, педагог-психолог, |
Два раза в неделю | Театрализованная деятельность | Основной состав группы, музыкальный руководитель |
15.30-16.50 | Чтение сказок, придуманных детьми, свободные игры | Основной состав группы |
16.50-17.00 | Подведение итогов дня | Основной состав группы, педагог-психолог |
Отрадно, что сказки, которые сочиняли дети, были похожи на русские народные: то же начало сказки и ее окончание, в сюжете доброта побеждает зло.
Таким образом, мы поддерживаем детскую инициативу и способствуем проявлению детской активности, создаем каждому ребенку условия для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возможностей и интересов с учетом возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект развлечения "Поле чудес" для детей старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств у дошкольников
Закреплять знания детей об истории родного города. Познакомить с историей первоначального поселения белгородцев. Воспитывать любовь к родному городу....
Этнокультурное воспитание как основа для формирования патриотических чувств младшего дошкольника
Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального ме...
Формирование патриотических чувств у дошкольников через изучение улиц ближайшего окружения
Формирование патриотических чувств у дошкольников...
План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у дошкольников"
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...
Формирование патриотических чувств у дошкольников
Выступление на педагогическим совете с презентацией...
Музейная педагогика в формировании патриотических чувств у дошкольников
Музейная педагогика в формировании патриотических чувств у дошкольников...
Методы стимуляции эмоциональной активности при формировании патриотических чувств у дошкольников
Как построить свою работу по формированию патриотических чувств у детей, которые будут проявляться в соответствующих поступках и поведении? Как привить уважительное отношение к участникам Великой Отеч...