Этнокультурное воспитание как основа для формирования патриотических чувств младшего дошкольника
статья (младшая группа) по теме
Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального менталитета. Появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, эгоизма, неуважительного отношения к Родине. Поэтому стала очевидной необходимость формирования патриотических чувств с самого раннего детства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ
ЧУВСТВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального менталитета. Появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, эгоизма, неуважительного отношения к Родине. Поэтому стала очевидной необходимость формирования патриотических чувств с самого раннего детства.
Сегодня день поиска и принятия решений, определяющих день завтрашний. Сегодня – день ответа на вопросы: как быть? Что делать для того, чтобы вернутся к истокам, корням, традициям своего народа?
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать все!
Любовь к Отечеству следует начинать с воспитания и развития интереса у детей дошкольного возраста к родному краю, ибо в народе говорят: где родился, там и пригодился. В таких мыслях заключена многовековая мудрость народа. Исторически доказано: человек, знающий родную историю, культуру родного города, проявляет уважительное отношение к своей Родине.
Чем раньше мы начнем приобщать ребенка к национальной культуре и знакомить с родным краем, тем большего эффекта мы можем добиться в постижении того, что наработал веками этнос, того, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, и впоследствии теряется, не будучи востребованным. Приобщая ребенка с раннего детства, мы будем способствовать возрождению «специфической» и культурной памяти поколений, утверждению в сознании ребенка место своего «я», «народ», «человечество», «край».
Фундамент формирования у детей такого нравственного качества, как любовь к Родине, закладывается в младшем возрасте. С первых дней дети слышат от нас слова «Родина, любовь к Родине». А что такое Родина? С каким образом ассоциируется это понятие в их воображении? Наш долг – наполнить его большим, ярким содержанием, чтобы с малых лет вызвать у детей чувство гордости за свою страну, любовь к ней.
На современного педагога ложится совсем непростая задача – воспитать достойного гражданина патриота, знающего и любящего свою Родину, свою Республику, город, в котором он родился и живет.
Ребенок – дошкольник только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет, и моя задача как педагога обучить, воспитать и развить каждого ребенка, используя различные средства. Необходимо максимально подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, дать знания об истории и достопримечательностях края, учить гордиться за людей, трудами и талантами которых славится Мордовия. А это предполагает приоритетное изучение народной культуры, любви и уважения к событиям городской жизни, формирование у детей важнейшего фактора становления духовно – нравственных основ личности. При соответствующем воспитании в дошкольном возрасте закладывается благоприятное отношение к образу своего народа, к его культуре, краю.
Поэтому, в рамках инновационной деятельности, реализуемой в нашем дошкольном учреждении, мною был разработан проект «Город, в котором я живу» для детей среднего возраста. Данный проект активизирует познавательное творческое развитие и одновременно формирует определенные личностные качества у дошкольников.
Тип проекта: краткосрочный, творчески – поисковый, групповой.
Цель проекта: - предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника и создать предпосылки для развития у ребенка первоначальных основ патриотизма и гражданственности;
При реализации проекта мною использовались такие формы работы, как: занятия и развлечения, экскурсии в музеи, работа с родителями.
Получение знаний детьми об истории и традиций мордовского народа осуществлялось через занятия по социально – природному миру, занятия по развитию речи и художественной литературе. У детей формировались представление о том, чем славен родной край, знакомились с историей и достопримечательностями города Саранска. На этих занятиях реализовалась основная задача – воспитание патриотических чувств у дошкольников.
Большинство занятий я провожу в мини – музее «Краеведение» ДОУ, где собраны домашняя утварь, образцы женского мужского рукоделия, глиняная посуда, деревянные игрушки, одежда народов Поволжья, что помогает в усвоении нового материала. Беседы с детьми сочетаю с чтением художественных произведений, рассматриванием картин и иллюстраций мордовских художников.
Ежегодно планирую и посещаю с детьми музеи родного города: краеведческий музей имени И.Д. Воронина, музей имени С.Д.Эрзи, Трудовой и боевой славы. Такое включение музейной среды в процессе развития дошкольников и формирует у них позитивное отношение к жизни, культуре и быту мордовского народа, народных промыслов.
Важное место в этнокультурном воспитании дошкольников занимает работа с родителями. Стараюсь активно привлекать их к своей работе, чтобы они были участниками и помощниками для меня и своих детей. Благодаря помощи родителей, дети занимаются научно - исследовательской деятельностью. Ребята вместе с родителями изучают историю города Саранска, саранских улиц, находят интересные сведения о том, что находилось на этих улицах и как они назывались раньше, в честь кого названы, интересуются судьбами выдающихся личностей.
По ходу проекта дошкольники узнали много нового и интересного, без труда находят на карте крупные города Республики, называют место проживания и столицу Мордовии, достопримечательности и предприятия родного города, знают свою национальность, мордовскую культуру и традиции, а так же представителей других национальностей, населяющих нашу республику.
Систематически устраиваем в группе тематические выставки рисунков по темам «Улица, где я живу», «Моя Мордовия», выставляем композиции из природного материала: «Мой двор», «Родные просторы».
Дошкольники с большим желанием участвуют в различных мероприятиях, организованных в детском саду: викторины, праздники, развлечения, такие как «Люблю тебя Мордовия», «Улица моего детства!», «Мордовия, край мой любимый» и др.
Знания, приобретенные в реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения.
В конце выступления мне хотелось бы выразить надежду на то, что знания и впечатления, полученные детьми в этом возрасте, все открытия, совершенные в данном направлении, станут основой для этнокультурного воспитания и будут реализовываться на протяжении всей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям....
Воспитание патриотических чувств младших дошкольников
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина....
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Этническая культура, в которой воспитывается ребёнок, оказывает определённое влияние на становление и развитие личности....
Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)
В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...
Воспитание патриотических чувств младших дошкольников
Воспитание патриотических чувств младших дошкольников. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в на...
Фотоальбом"Формирование патриотических чувств у дошкольников через музыкальное воспитание"
Одной из главных задач нашего дошкольного учреждения, в этом году является нравственно-патриотическое воспитание детей. Поэтому и я работаю над этой темой. Суть нравственно-патриотического воспи...
«ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Презентация по нравственно-патриотическому воспитанию...