Музейная педагогика в формировании патриотических чувств у дошкольников
план-конспект занятия на тему
Музейная педагогика в формировании
патриотических чувств у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika_v_formirovanii_patrioticheskikh_chuvstv_u_doshkolnikov.docx | 512.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57 «Родничок» комбинированного вида»
пгт. Зеленоборский
Музейная педагогика в формировании
патриотических чувств у дошкольников
Сергеева Светлана Михайловна – старший воспитатель,
Румянцева Надежда Николаевна – музыкальный руководитель,
Загуляева Марина Михайловна – воспитатель,
Матвеева Юлия Аркадьевна – воспитатель,
Власкова Наталья Александровна – воспитатель.
2014 г.
Музейная педагогика в формировании
патриотических чувств у дошкольников
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым.
Одним из величайших духовных завоеваний был и остается патриотизм. И наша задача с особой бережностью и вниманием сохранять и приумножать это достояние.
Особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания путем действенного познания. Белинский В.Г. утверждает: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
Творчески мыслящий педагог всегда может найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволят заложить хорошую основу развития личности ребёнка в целом, в том числе и нравственную основу. Задачи нравственного воспитания можно успешно решать в рамках музейной педагогики, которая позволяет по-новому использовать образовательное пространство детского сада.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому помещения, где представлены выставки называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев в ДОУ — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии, отражать полученные впечатления в рисунках.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Коллектив нашего детского сада неоднократно обращался к теме гражданского, патриотического и нравственного воспитания. В детском саду была организована работа по образовательным проектам «Родина», «Знакомьтесь, наши Земляки», «Кто творчеством своим прославил родной край». В ходе этой работы накопился огромный тематический и наглядный материал, и возникла идея создания мини-музея боевой славы родного края.
В 2005 году, накануне 60-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне многие жители поселка, родители, и педагоги собрали много интересного материала о военном времени. В ходе подбора уникального архивного материала началось длительное творческое сотрудничество МДОУ «Детский сад №57 «Родничок» комбинированного вида» п.г.т. Зеленоборский и поискового отряда «Кобра». В результате сотрудничества сформировался коллектив единомышленников из членов отряда и коллектива педагогов детского сада.
В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек – участников Великой Отечественной войны) возможно привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству».
В музейной комнате экспонируются подлинные предметы быта советских солдат, многие иссечены осколками снарядов, документы, фотографии, есть боевые шинели, тельняшки, гильзы. Все эти ценные для семей воспитанников предметы нашли место в экспозиции нашего мини-музея «Память о войне».
Семейные фотографии военных лет - одно из важнейших наглядных пособий патриотического воспитания детей. Ведь история каждой семьи – это часть истории всей нашей страны. Имеются в мини-музеи уникальные экспонаты – это «письма с фронта», маленькие треугольнички, которые были настоящим счастьем для семей, которые их получали.
Особое внимание в экспозиции мини-музея уделяется теме труда в военное время. Она представлена Почетными грамотами, медалями за самоотверженный труд прабабушек, бабушек и дедушек воспитанников детского сада.
Мини-музей «Память о войне» - это первая ступенька приобщения дошкольника к бережному отношению к наследию Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Педагоги нашего детского сада считают главной задачей мини – музея духовно - нравственное воспитание дошкольников через развитие эмоционально – познавательной сферы детей.
В ходе педагогического процесса в рамках музейной педагогики ребенок заинтересованно воспринимает разнообразные события и факты истории родной страны и соотносит их с собственным, хотя и небольшим жизненным опытом.
Организация работы по патриотическому воспитанию на основе исторических событий Великой Отечественной войны очень сложна, исторический материал труден для восприятия дошкольников. Поэтому весь материал был адаптирован к возрастным особенностям дошкольников и давался через комплекс различных форм образовательного процесса:
- Организация интерактивных выставок, экскурсий;
- Реализация совместных проектов (детских, семейных, межгрупповых, общесадовских);
- Организация праздников (с привлечением работников культуры)
- Проведение тематических занятий, бесед.
- Работа с родителями (творческие клубы, семинары, встречи, гостиные).
Содержание экспозиций музейной комнаты помогают раскрыть многие исторические моменты героического прошлого. В октябре 2013 года, в канун празднования 70-летия разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье с целью формирования социально значимых ценностей у детей дошкольного возраста и воспитания гражданственности и патриотизма в детском саду была организована исследовательская работа с детьми подготовительной группы «Мы помним!».
Образовательная деятельность в рамках данной исследовательской работы проводилась на базе мини-музея. Во время экскурсий, тематических занятий наши воспитанники знакомились с историей Отечества, с героическим подвигом людей на фронтах и в тылу в годы Великой Отечественной войны, с памятными мемориалами нашего посёлка и Мурманской области, с городами - героями.
Содержание проведенных мероприятий позволило формировать у детей нравственные ценности патриотической направленности: у девочек воспитывалось милосердие, сострадание, у мальчиков формировалось стремление быть сильными и смелыми защитниками своей страны.
В результате проделанной работы
у воспитанников появился устойчивый интерес к истории своего народа, чувство гордости за Отечество, уважительное отношение к старшему поколению, пополнились знания об исторических достопримечательностях поселках и памятных мемориалах Мурманской области;
повысилась заинтересованность родителей к историческим событиям, к экспонатам мини-музея детского сада, возросло желание пополнить их архивными материалами своей семьи.
Результаты педагогической деятельности нашего детского сада по формированию патриотизма у дошкольников соответствуют принципам государственной образовательной политики, которые определены в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 26.12.2012, гл.1, ст. 3) - это гуманистический характер образования, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Поднимая вопрос о патриотическом воспитании на совещание представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодёжи в сентябре 2012 года, президент Российской Федерации В.В. Путин, отмечал: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста
по формированию представлений о Великой Отечественной войне
(2012-2013 учебный год)
Месяц | Мероприятия | Цель
| Предварительная и сопутствующая работа |
Октябрь
| Экскурсия к памятнику защитников Заполярья «Коленопреклоненный солдат» | Воспитание уважения к памяти погибших защитников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. | Изготовление корзины с цветами для возложения |
Тематический музыкально – литературный праздник «Праздник белых журавлей» | Знакомство детей с историей возникновения праздника «Белые журавли». Формирование патриотических чувств дошкольников через знакомство с историческим и культурным наследием народов России. | Изготовление журавликов способом оригами. Сбор материалов для оформления рукописной книги «Книга памяти» | |
Работа над творческим проектом «О чем курлычут журавли» | Развитие поисковой деятельности, наблюдательности, любознательности, восприятия прекрасного в природе, искусстве, музыке.
| Составление рассказов о журавлях. Просмотр мультимедийных презентаций «Памятники журавлям», «Мамы и дети» Разучивание стихов Р. Гамзатова. Выставка детского творчества «Над миром летят журавли» | |
Досуг из цикла «Встречи с песней» для детей старшего дошкольного возраста «Прощайте, скалистые горы» | Формирование у дошкольников чувств патриотизма, уважения к прошлому России средствами эстетического воспитания и музейной педагогики. | Презентация слайдов «Памятники Заполярья». Обмен материалами с Североморским музеем истории города и флота. | |
Ноябрь | Беседа «На полях сражений» | Формирование патриотических качеств, чувства гордости за Россию, воинов-защитников, своих отцов. | Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов о Великой Отечественной войне. |
Декабрь | Беседа «Блокада Ленинграда» | Формирование гражданско-патриотических чувств дошкольников посредством знакомства с историей Великой Отечественной войны. | Презентация семейного проекта «Я помню!», рассматривание семейного альбома с фотографиями военных лет. | |||
Январь | Беседа «Дорога жизни» | Закрепление знаний о том, что во все времена народ помнит и чтит память героев – защитников Отечества. | Мультимедийная презентация «Кольцо блокады» | |||
Семейная исследовательская работа «Я помню!» | Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности. | Создание мультимедийной презентации о прабабушке Савелия Леонтьева, участие семьи в муниципальной панораме «Исследовательская деятельность в формировании основ гражданственности у дошкольников» | ||||
Февраль | Занятие «Поклонимся великим тем годам» | Формирование представлений о том, как русский народ защищал Родину на фронте и в тылу. Воспитание уважения и чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны. | Просмотр мультимедийной презентации «Памятники Великой Отечественной войны» Чтение стихов и рассказов о войне. | |||
Март | Занятие Они приближали победу в тылу | Формирование представления о тружениках тыла. Воспитание чувства гордости за своих соотечественников. | Составление рассказов о родственниках участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, детях войны на тему «В их судьбе была война» Изготовление праздничных открыток для ветеранов | |||
Семейный проект «Как хорошо на свете без войны!» | Вовлечение дошкольников и родителей в совместную исследовательскую деятельность, расширение знаний детей о Великой Отечественной войне. | Оформление семейного альбома «Как хорошо на свете без войны» | ||||
Апрель | Занятие «Этот день Победы!» . | Расширение представлений об истории Великой Отечественной войны, подвигах городов героев и их защитниках. Воспитание чувства глубокого уважения и благодарности к людям, отдавшим жизнь во имя Победы. | Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне. Экскурсия к памятнику «Зеленоборцам, защищавшим Родину в годы Великой Отечественной войны Памяти павших» Экскурсия в музей боевой славы «Память о войне» Рисование «Праздничный салют» | |||
Беседа «Письма с фронта | Расширение представлений об исторических событиях Великой Отечественной Войны. | Просмотр мультимедийной презентации «9 мая» | ||||
Май | Военно-спортивная игра «Тяжело в учении - легко в бою» | Формирование патриотических качеств, чувства гордости за Россию, воинов-защитников, своих отцов. Осуществление преемственности поколений, укрепление взаимоотношений в семье детей и родителей. | Проведение эстафеты, игр-заданий между детьми подготовительной группы и учащимися 1 класса и их родителями.
| |||
Беседа «Награды Победы» | Формирование представлений о мужестве, отваге и самоотверженности. Познакомить детей с наградами военных лет. | Создание мультимедийной презентации «Награды Победы» Изготовление подарочных открыток к акции «Поздравь ветерана» | ||||
Тематический праздник «Победный – 45-й» | Воспитание уважения к празднику День Победы, к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны. | Выставка детского творчества «Никто не забыт, ничто не забыто» Презентация рукописной книги «Пусть не будет войны никогда» |
Материалы из опыта
работы педагогов МБДОУ №57
по формированию представлений о Великой Отечественной войне у старших дошкольников
Беседа с детьми подготовительной группы
«На полях сражений»
Разработала: Н.А. Власкова,
воспитатель
Цель: Формирование патриотических качеств, чувства гордости за Россию, воинов-защитников, своих отцов.
Обогащение словаря: Война, фронт, враг, передовая, окоп, траншея, пуля, взрыв, солдат, офицер, шинель, плащ-палатка.
Материал: фото альбом «В их судьбе была война», иллюстрации о боевых действиях в годы Великой Отечественной войны.
Ход беседы.
С давних времен правители разных стран стремились расширить свои территории и покорить другие народы. Эти правители затевали войны, которые уносили жизни многих людей. Более 70 лет назад на нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики.
На рассвете 21 июня 1941года, когда города и села нашей Родины спали мирным сном, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные залпы. Воздух наполнился рокотом танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Немцы пытались лишить наш народ свободы, захватить земли и города. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым и стремительным ударом.
Но они глубоко просчитались. Как один, поднялись наши люди на защиту своей Родины и свободы. Каждый день эшелоны увозили солдат на фронт (это линия расположения войск), на передовую (первая полоса боев). Родные и близкие провожали их со слезами на глазах. На передовой - голод, холод или зной, грохочут взрывы, свистят пули… Не зная отдыха, солдаты рыли окопы (укрытия для стрельбы и защиты от огня), тащили на себе тяжелые пушки, вели прицельный огонь и умирали за свою страну. Единственной защитой от непогоды были шинель и плащ-палатка. Плащ-палатка защищала от дождя, ветра и снега. Шинель нередко служила солдатам не только одеждой, но и одеялом и спасала ночью от холода. Тяжелая и кровопролитная была война. Но бойцы не щадили себя, защищая Родину. «Победа будет за нами!» - эти слова звучали повсюду.
Вопросы для закрепления:
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Кто и зачем напал на нашу Родину?
- Что означает слово «вероломно»?
- Что такое передовая?
- Зачем нужно было рыть окопы и траншеи?
Беседа с детьми подготовительной группы
«Блокада Ленинграда»
Разработала: М.М. Загуляева,
воспитатель
Цель: Формирование гражданско-патриотические чувства дошкольников посредством знакомства с историческими событиями Великой Отечественной войны.
Обогащение словаря: бомбежка, «буржуйки», осажденный город, блокада, стойкость.
Материал: Мультимедийная презентация семейного проекта «Я помню!», семейный фото альбом.
Ход беседы.
Ответьте, пожалуйста, какой город располагается на реке Нева. Правильно Санкт-Петербург, этот город несколько раз менял название. Сначала он сменил название на Петроград, а затем на Ленинград. Именно это имя навсегда останется в памяти людей как символ мужества и патриотизма. Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Когда фашисты напали на Ленинград, Гитлер был уверен, что и этот город после нескольких недель осады, словно спелое яблоко упадет к его ногам. После захвата города фашисты собирались устроить банкет в гостинице «Астория» и были настолько уверены в своей победе, что даже выпустили пригласительные билеты на это торжество. И просчитались! Город остался неприступным, немцы не смогли взять его штурмом. Началась блокада.
Проверяя ленинградцев на прочность, немцы не только лишили их пропитания, но и вели постоянные обстрелы, которые иногда длились двадцать шесть часов подряд. Ленинград лишился всего – отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Жители героического города сносили тяготы, не допуская даже мысли о том, чтобы сдаться Гитлеру. Они готовы были умереть, но не сдаваться в плен, в рабство к фашистам.
Рассказ Савелия Л.: В годы войны моей прабабушке было всего 18 лет. Во время блокады ленинградцам в день давали кусочек хлеба весом 125 грамм.
Возможно ли было выжить при таком скудном пайке, в жутком холоде, под бомбежками и обстрелами. Но прабабушка (Татьяна Васильевна) пережила весь этот кошмар. И не просто пережила, а работала на одном из ленинградских заводов, изготавливала артиллерийские снаряды. Убирала завалы на улицах Ленинграда, помогала тем, кто уже не мог самостоятельно передвигаться. Тушила зажигательные бомбы на крышах города. Люди Ленинграда
Люди Ленинграда, | Сколько бомб упало, |
Педагог. Ленинградцы не желали сдаваться, каждый день они вели тяжелую схватку со смертью, сражаясь за собственную жизнь. И кроме фашистов на осажденный город, лишенный воды, отопления, электричества и продуктов, наступала зима, в этот год неожиданно суровая и морозная.
Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах «буржуйки» - небольшие, нещадно дымящие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги – все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем, а в разбитые очередной бомбежкой окна задувал колючий, мелкий, больше похожий на лед снег.
Вопросы для закрепления:
- Как дети и подростки помогали взрослым во время блокады?
- Как ленинградцы жили во время блокады, как они смогли справиться с трудностями осажденного города?
Пролетят над землёй лихие года,
Пронесётся гроза штормовая,
Но не взят Ленинград был врагом никогда,
Блещет слава его боевая!
Беседа с детьми подготовительной группы
«Дорога жизни»
Разработала: М.М. Загуляева,
воспитатель
Цель: Закрепить знания детей о том, что во все времена народ помнит и чтит память героев – защитников Отечества.
Обогащение словаря: «Дорога жизни», блокада, долг перед Отчизной, культурные ценности, промышленное оборудование.
Материал: мультимедийная презентация «Кольцо блокады», иллюстрации.
Ход беседы.
Педагог. Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это все адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. Единственная лазейка оставалась у наших воинов. Восточнее Ленинграда находится Ладожское озеро. Фашисты не смогли полностью захватить его – узкая полоса воды принадлежала нашей армии, именно здесь - по льду Ладожского озера решено было проложить дорогу, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Наши бойцы с нетерпением ждали морозов. Они ударили в середине ноября и крепчали день от дня, словно сама природа торопилась помочь попавшим в беду ленинградцам. Сначала на лед озера вышла разведывательная группа. Самые опытные бойцы метр за метром исследовали будущую дорогу и, вернувшись, с радостью сообщили, что лед достаточно крепкий, чтобы выдержать конную повозку с не очень тяжелым грузом.
Ледовая дорога была открыта. Гитлеровцы еще продолжали хвастаться своей блокадой, через которую будто бы птица не пролетит. Обеспокоенная Родина еще не знала и по-прежнему тревожилась за оказавшихся в беде ленинградцев, и даже сами ленинградцы еще только надеялись на помощь, а по льду Ладожского озера уже начали свой путь в Ленинград первая мука для выпечки блокадного хлеба.
Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Так велико было значение этого пути, что прозвали ленинградцы его «дорогой жизни».
Тяжелой, опасной была ледовая дорога. Всякий, кто в те дни оказывался на Ладожском озере, чувствовал, что «дорога жизни» полна опасностей и тревог. По хмурым сосредоточенным лицам шоферов, по их воспаленным от бессонницы глазам, по множеству черных, наполовину сгоревших или затонувших остатков грузовиков, можно было без труда понять, насколько серьезен и труден путь по «дороге жизни».
Немецкие самолеты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу. Движение ненадолго прекращалось. Люди оттаскивали с дороги сгоревшие машины, увозили раненых, и сложный, для многих последний путь по «дороге жизни» продолжался.
Перед вами фотография военных лет. Что вы на ней видите?
Дети отвечают.
Педагог. Работать в те дни на ледовой трассе могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они смогут спасти жителей великого города от мучительной смерти. Они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты.
О шоферах, работавших тогда на «дороге жизни», рождались легенды, которые часто оказывались правдой. Одна из них рассказывает о водителе, которого застигала на Ладожском озере пурга. Казалось, все ветры мира решили дуть ему в лицо, и все вражеские войска открыли огонь по его грузовику. Но он упорно продолжал вести машину сквозь метель, думая о своих голодных детях и о том, сколько людей может спасти тонна черного хлеба, которую он вез. Наконец, мотор грузовика не выдержал мороза и ураганного ветра и замолчал. Напрасно пытался завести его водитель – мотор не хотел оживать. Тогда шофер скинул свою меховую рукавицу и, облив бензином, поджег ее. Огонь лизал его пальцы, но он не бросил пылающую, словно факел рукавицу. Мотор, в конце концов, завелся, и водитель, сжимая руль локтями, так как обгоревшие пальцы отказывались его слушаться, доставил в город тонну хлеба.
Педагог. Обратно по «дороге жизни» из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей, женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек. Так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек, и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная дорога жизни просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград - 6 вагонов лука - водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах.
Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. 19 января 1944г. наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешли в наступление, в ожесточенном бою победили гитлеровских солдат и погнали их прочь от города. Солдаты входили в знаменитые пригороды Ленинграда – Павловск, Пушкин, Стрельну - и на глаза суровых воинов наворачивались слезы. Они видели перед собой пустыню. Все, что могло гореть, сгорело. Вековые деревья лежали, словно мертвые великаны, осколки мрамора и фарфора валялись в грязи. Вокруг не осталось ничего живого. Но осталось главное – свобода. Город не сдался в рабство. Ленинград выстоял свои самые длинные 900 дней и ночей.
Ленинградское кольцо.
Враги кричали: « Нет конца
У ленинградского кольца!»
Мечом рассек его боец –
И вот кольцу пришел конец. …
… Я прохожу по улицам твоим,
Где каждый камень – памятник героям.
Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»
А сверху «р» добавлено: «Отстроим!».
С.Маршак
Все дальше отступали войска от Ленинграда, все глуше слышались разрывы бомб, гитлеровские войска отступали от города, так и не сумев сломить его. И вот 27 января 1944г. Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой. В этот же вечер над городом вспыхнул салют. 324 орудия дали залп в честь великого города и его героических жителей. Люди выходили на улицу, обнимали друг друга, плакали и смеялись, смотрели, как все – шпиль Петропавловского собора, Исаакий, набережные, Невский, корабли на Неве, - освещается вспышками торжественной радости, и не могли поверить, что действительно смогли дожить до этого прекрасного дня.
Вопросы для закрепления:
- Что везли на грузовиках в город?
- Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах?
- Как вы думаете, ребята, как спасли Ленинград?
Беседа с детьми подготовительной группы
«Письма с фронта»
Разработала: М.М. Загуляева,
воспитатель
Цель: Формирование представлений у дошкольников о том, как писались письма с фронта, воспитание чувства сострадания и уважения к воинам и их близким.
Обогащение словаря: Отечество, стойкость, мужество, героизм
Материал: мультимедийной презентации «9 мая».
Ход беседы.
Педагог. Шла война, а жизнь продолжалась. Дома солдат ждали матери, жены, дети. Они писали на фронт письма и с нетерпением ждали ответа – весточки с фронта. В редкие минуты тишины солдаты отдыхали, рассматривали фотографии родных и близких людей и писали домой письма:
Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша»
Люди писали в письмах и открытках, приближая победу: «Я буду бить врага до последних сил…», «…отомщу за разрушенное село», «Верю, что расквитаемся с фрицами», «Мама, немчура бежит от нас, мы им зубы переломали»…
Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники, отправляли их бесплатно. Треугольник — это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
Когда ж Раиса треугольники вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Смахнёт слезинку мать:
«Сыночек мой! Живой!»
Педагог. Много горя принесли фашисты на нашу землю: жгли деревни, разрушали города, убивали мирных жителей – женщин, стариков и детей. Одна надежда оставалась у народа – на нашу армию, стойкость, мужество, героизм наших солдат и офицеров. И они оправдали надежду своих жен, матерей и детей – всех, кто ждал их, верил им и писал письма. Ребята, на этой фотографии вы видите треугольные конвертики – письма одного из защитников нашей Родины с фронта. Солдат, написавший эти письма, погиб, как многие бойцы за нашу Родину. Они остались вечно молодыми на фотографиях и в памяти людей.
Дожить до победы мечтал Николай Дронов, погибший под Керчью в 1942 году. «…Свободного времени мало. Многому приходиться учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля». Каждый, кто погиб, защищая Отечество, навсегда останется в наших сердцах!
Вопросы для закрепления:
- Как в письмах бойцы обращались к своим родным?
- За что солдаты мстили проклятым врагам?
- Во что верили все защитники нашей Родины?
.
Писем белые стаи |
Беседа с детьми подготовительной группы
«Награды Победы»
Разработала: Ю.А. Матвеева,
воспитатель
Цель: Содействовать формированию представлений о мужестве, отваге и самоотверженности. Познакомить детей с наградами военных лет.
Обогащение словаря: награда, награждение, символ, орден, медаль, орденоносец, герой, подпольщики, ополченцы.
Материал: мультимедийной презентации «Награды Победы», материалы для изготовления памятных открыток.
Ход беседы.
В годы Великой Отечественной войны людям, отличившимся в бою, командование вручало награды - ордена и медали. Ордена и медали могли быть вручены за то, что боец, находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу; за то, что в бою вывел из строя не менее двух танков или трех самолетов противника; за то, что солдат первым ворвался на территорию противника и личной храбростью помог успеху общего дела; захватил в плен вражеского офицера. Среди награжденных было много разведчиков, которые в ночных походах уничтожали склады противников с военным имуществом, ценой собственной жизни добывали ценные сведения, спасая тем самым жизни многим людям.
Над созданием орденов и медалей работали лучшие художники того времени. Они с помощью символов показывали, за что именно была вручена та или иная медаль владельцу.
За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны многие воины были удостоены звания Героя Советского Союза, некоторые из них получили это звание дважды, а Г.К. Жуков, И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин - трижды.
В ходе Великой Отечественной войны было учреждено 12 орденов, 25 медалей, которыми награждались советские воины, участники партизанского движения, подпольщики, труженики тыла, ополченцы. В соответствующем справочнике можно найти их названия, узнать, за какие заслуги ими награждали военных.
Многие ордена и медали носят имена известных полководцев: Дмитрия Донского, Александра Невского, Александра Суворова.
Вопросы для закрепления:
Почему награды названы в честь полководцев?
Какие награды военных лет вы знаете?
За что командование вручало людям награды - ордена и медали?
А какие награды есть у ваших старших родственников?
Конспект занятие-экскурсия по патриотическому воспитанию
для детей подготовительной группы
«Поклонимся великим тем годам»
Разработала: Н.А. Власкова,
воспитатель
Задачи:
1.Формировать представление о том, как русский народ защищал Родину на фронте и в тылу.
2. Расширять представления детей о том, какой ценой досталась победа над фашизмом.
3. Воспитывать уважение и чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны.
Словарная работа: Музей, фронт, тыл, обмундирование, котелок, гимнастёрка, мужество, героизм, отвага.
Демонстрационный материал и наглядные пособия:
- Репродукции картин: «Брестская крепость», художник П. Кривоногов, «Отдых после боя», художник Ю. Непринцев.
- Песни: « Эх, дороги…» А. Новиков, Л. Ошанин, «Темная ночь» В. Агатов, «Поклонимся великим тем годам» А. Пахмутова, М. Львов.
- Материалы музея детского сада.
- Стихи Н.А. Власковой
Ход занятия
Воспитатель:
Вся страна вспоминает сегодня
Боль и горечь тех дней боевых.
Знают люди цену победы,
Не забыли героев своих.
Воспитатель: Давно отгремело эхо войны. День Победы – праздник радостный и грустный. В этот день встречаются те, кто вместе воевал, кто бок о бок переживал страх и ужас войны. Они вспоминают о былых сражениях, о своих фронтовых друзьях. Каждый год в нашей стране, 9 мая, проходит минута молчания. Мы отдаём дань уважение тем, кто отстоял нашу свободу и независимость. Мы свято храним в своих сердцах память о них.
- Ребята, как вы думаете, кто хранит память о войне?
Ответы детей (ветераны, бабушки, дедушки)
- Память о войне хранят не только люди. О многих событиях нам рассказывают музеи. Какие бывают музеи?
Да, существуют различные музеи: исторические музеи, музеи культуры, живописи и другие. Сегодня мы посетим мини-музей «Память о войне», который находится в нашем детском саду.
Под музыку песни «Эх, дороги» дети заходят в музей, внимательно осматривают всё, что здесь расположено.
Воспитатель: Ребята! О чём вы думаете, когда видите эти предметы?
Ответы детей (О войне, о тех, кто там погиб)
- Да, мы можем представить, как проходили фронтовые будни солдата.
Посмотрите внимательно на военную форму: шинель, гимнастёрка, фуражка, пилотка, всё это по-другому можно назвать – военное обмундирование. Какого цвета гимнастерка?
- Этот цвет еще можно назвать защитным. Как вы думаете почему?
- Правильно, цвет называют защитным, потому что он символизирует защиту, помогает маскироваться солдату.
Дети подходят к предметам солдатского быта рассматривают:
котелок, фляжку, кружку, ложку
- Как вы думаете, для чего солдату нужен котелок?
Ответы детей (В нем можно приготовить чай, простую похлёбку).
Воспитатель: Всегда с солдатом была его ложка (Дети рассматривают ложку) хранил солдат её за голенищем сапога и в любой момент мог достать. Ели, пили чай солдаты в перерыве между боями. Они садились вокруг костра, вспоминали своих родных и близких, думали о победе, мечтали о возвращении домой. В такие минуты солдаты доставали гармонь, пели любимые песни.
На фоне песни «Темная ночь» воспитатель читает стихотворение:
В тишине лесной, на привале Развели солдаты костёр. На мгновенье застыли снаряды, Вкусом пороха залит простор | Словно ранен тоскою по дому Достаёт служивый гармонь. Тихо песня его зазвучала, - Это сердца солдатского боль! |
- Часто бойцы записывали слова песен в тетрадь и хранили их в своих военных сумках. Ребята, такая тетрадь хранится и в нашем музее. Передал нам эту память наш земляк – Рогачёв Илья Николаевич, ветеран ВО войны, участник боевых действий на Кольском полуострове.
Теперь мы можем узнать, какие песни пели солдаты. Многие из этих песен вдохновляли бойцов, помогали верить в победу. Теперь вы можете представить, как отдыхал солдат после боя, какая была жизнь на фронте!
- Ребята! Вы можете объяснить, что такое фронт?
Ответы детей (там шла война, там стреляли, взрывали)
-Да! Именно там шли ожесточённые бои, проходили великие сражения, проливалась людская кровь. Предлагаю подойти к обломкам разорвавшегося снаряда, я думаю, что глядя на эти предметы, вы представляете картину настоящего боя.
Дети подходят к репродукции картины «Брестская крепость».
Воспитатель:
Гремят над землёю взрывы, Летит за снарядом снаряд От пепла и гари хмельные, Солдаты одно лишь твердят: «Да лишь бы нам выжить сегодня, Неравный бой пережить, | И алое знамя Победы Назло врагам водрузить». Закончится день ужасный И кто-то в смертельном бою За радость и счастье людское Оставить здесь жизнь свою |
Звучит запись песни «Поклонимся великим тем годам»
Воспитатель: Ребята! Вот и подошла к концу наша экскурсия по музею. Я думаю, вы заметили, какой интересный материал собран здесь. Какие экспонаты музея вам запомнились? (ответы детей с пояснением, почему понравился тот или иной экспонат)
Как вы думаете, какие черты характера помогли русским людям выстоять в тяжелые годы войны и одержать Победу? (Ответы детей: мужество, героизм, отвага).
Миллионами жизней и детских страданий заплатило человечество за победу. Самые тяжелые потери понёс народ нашей страны. Мы приклоняемся перед героизмом и стойкостью русских людей.
Воспитатель:
У каждого была своя победа, У каждого в душе своя осталась боль, Но тот великий Майский день, ребята, Для всех остался общим, словно небо над землёй. | За годом год живём мы в мирном мире. Цветут сады и строятся дома. Стареют и уходят наши ветераны Но вечной остаётся их весна. |
Конспект занятие-экскурсия по патриотическому воспитанию
для детей подготовительной группы
«Они приближали победу в тылу»
разработала: Н.А. Власкова
воспитатель
Задачи:
1.Формировать представление о том, как трудились люди в тылу в годы Великой Отечественной войны.
2.Продолжать знакомить детей со статьями газет о тружениках тыла, которые хранятся в музее.
3.Воспитывать чувство уважения и сострадания к детям и взрослым, трудившимся в тылу.
Словарная работа: музей, фронт, тыл, статья, заметка.
Материал:
- Запись песни «День Победы»
- Стихи о войне.
- Фонограмма военных песен.
Воспитатель: Материал нашего музея помог открыть нам не одну страницу жизни бойцов. Мы узнали много о тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину. Давайте продолжим беседу о героическом времени. Поговорим мы с вами о тех, кто оставался в тылу в годы Великой Отечественной войны.
На фоне музыки песни «День Победы» воспитатель читает стихотворение:
Когда земля от крови стыла, Когда горел наш общий дом, Победу труженики тыла Ковали праведным трудом. | Когда фашизму рвали тело Отцы, мужья и сыновья, В тылу бурлило и кипело – Трудилась Родина моя. |
Дети проходят по музею, осматривают экспонаты.
Воспитатель: Ребята! Для того чтобы солдаты могли воевать, были сыты и одеты, не покладая рук работали люди в тылу. Что такое тыл?
В тылу не шли ожесточенные бои, здесь кипела работа. И не зря до сих пор в памяти людей сохранились эти слова: «Всё для фронта, всё для победы». Не одна тысяча людей Мурманской области ушла на фронт, но не меньше людей осталось здесь для строительства оборонительных сооружений.
В нашей области, в начале войны, была создана организация – Оборонстрой. В этой организации состояла восемь тысяч человек. Ближе к нашему посёлку, на Кандалакшском направлении было построено пять оборонительных рубежей. Эти рубежи состояли из отрытых окопов, из построенных дзотов и землянок, проволочных ограждений. Работа эта была не легка часто, полуголодные люди работали без отдыха. Продуктов питания не хватало, так как всё старались отправить на фронт.
Сильнее стали женщин плечи, Взрослели дети на глазах. Горели доменные плечи, Рожь колосилась на полях. | Все для Победы! Всё для фронта! А сами – поле и к станку, Чтобы отправить хлеб и танки На фронт солдату – мужику. |
Не отставало от взрослых и подрастающее поколение. Рядом со своими наставниками стояли у станков ребята. О труде детей в тылу было написано немало статей и заметок, в нашем музее хранятся такие газеты (показываю детям газеты). Всё это бережно нам передали ваши бабушки и дедушки.
Дети рассматривают следующие предметы: вязаные варежки, вышитые кисеты, газеты.
Ребята! Все эти вещи в 1943 году были отправлены в редакцию газеты. В это время наши войска освободили от гитлеровцев много городов и сёл, всюду шли жаркие бои. Это были дни боевого подъёма. Подарки ребят в действующую армию оказались очень значительными. Кроме тёплых вещей и вышитых кисетов здесь были табеля успеваемости с отличными отметками, конверты с записками. Вот некоторые из них: «Моё обещание бойцам выполнено, учусь на 5», «Папе и всем вам». Здесь также сообщения о том, что научились хорошо стрелять. А вот рассказы о том, как школьники заботятся о семьях фронтовиков.
Все эти письма, и кисеты, и носовые платки, и варежки с носками, и тёплые шарфы, и табеля, и рисунки редакция отправила на фронт. 31 Декабря 1943 года, одна из газет называлась «Новогодняя посылка на фронт».
В нашем музее хранятся не только газеты тех времен. Здесь те заметки, которые пишутся сейчас. Наш земляк – Бородкин Станислав Федорович занимается подбором материала о войне. Именно он рассказал односельчанам о бабушке Вовы Иванова – Шакировой Елизавете Дмитриевне.
Вовина бабушка во время войны заготавливала лес, как и другие женщины и девушки. 9 мая, когда объявили, что закончена война, и мы победили, все радовались и праздновали, а Елизавета в честь победы работала в лесу одна, валила деревья.
Дети рассматривают семейные фотографии, военных лет.
На фоне мелодии военной песни читаю стихотворение:
Все отдавали: силы, средства … Война тащила за собой Детей, не ведавших детства, И женщин с горькою судьбой. Кто был в окопах, те – герои, Остановившие фашизм, | Но тыл решительным настроем Не меньший выдал героизм. Жива ещё в потомках память Тех героических времен – Советским труженикам тыла Всем низкий наш земной поклон! |
Звучит запись песни военных лет. Дети ещё раз проходят по музею.
Воспитатель: Скоро мы будем отмечать День Победы.
Война закончилась, и пушки замолчали,
И годы сгладили великую беду,
И мы живём, и мы опять весну встречаем.
Встречаем День Победы – лучший день в году!
Ребята, какие чувства вызывает у вас рассказ и стихи о тружениках тыла? (ответы детей: волнение, тревога, сочувствие).
В годы войны дети писали письма на фронт и слали подарки, а чем мы можем порадовать ветеранов? (ответы детей).
Пусть в ваших сердцах останется память о том далёком, грозном времени. Не забывайте тех, кто подарил нам это счастье – жить под мирным небом. Давайте нашим вниманием согреем сердце тем, кто подарил нам это счастье – жить под мирным небом и нарисуем поздравительные открытки ветеранам.
Дети в группе оформляют открытки.
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны
«Этот день Победы!»
Разработала:
Ю.А. Матвеева, воспитатель
Задачи:
- Способствовать расширению представлений об истории Великой Отечественной войны, подвигах городов героев и их защитниках.
- Содействовать формированию представлений о мужестве, отваге и самоотверженности.
- Воспитывать чувства глубокого уважения и благодарности к людям, отдавшим жизнь во имя Победы.
Материал: карта России, видеоролик о Великой Отечественной войне, записи песен: «22 июня ровно в четыре часа…» (Муз. Е. Петербурского,сл. Б. Ковынева), «Священная война» (муз. В.И. Лебедева-Кумача, сл. А.В. Александров), «День Победы» (Муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).
Предварительная работа:
чтение художественной литературы о великой отечественной войне, просмотр видеоролика «Была война, была Победы», экскурсия к памятнику «Зеленоборцам, защищавшим Родину в годы Великой Отечественной войны Памяти павших», экскурсия в мини-музей «Память о войне», изготовление праздничных открыток.
Ход:
Воспитатель: Великую Победу одержал наш народ в великой отечественной войне 1941-1945 годов. Нелегко далась стране эта победа. Война нанесла тяжелые раны. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч сел и деревень. Они совершали неслыханные зверства, не щадили ни стариков, ни детей. Трудно найти в нашей стране дом, в который бы не пришло горе, кто потерял отца, кто – сына, сестру, мать, дочь, деда или друга…
Война закончилась,
Но песней опаленной
Над каждым домом
До сих пор она кружит;
И знаем мы,
Что двадцать миллионов
Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить…
(М. Ноткин «Самый главный день»)
Просмотр видеоролика «Была война, была Победы»
Сегодня к нам в гости пришли ветераны войны, те, кто не из книг знают о событиях тех лет. Это они прошли огонь и дым, мерзли в окопах и переплывали ледяные реки, чтобы отстоять землю, на которой мы живем. Давайте попросим наших гостей поделиться воспоминаниями.
Выступление гостей, ветеранов войны
Воспитатель:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем…
В ходе рассказа воспитатель отмечать на карте города-герои
Воспитатель: Об этом забыть нельзя. Как это было? Как начиналась война? На рассвете 22 июня 1941 года все пространство западной границы нашей Родины – от Баренцева до Черного морей – превратилась в ревущую огненную линию фронта. Гитлеровская Германия вероломно напала на нашу страну.
Звучит фонограмма песни «22 июня ровно в четыре часа…» Муз. Е. Петербурского
Больше месяца героически сражался гарнизон Брестской крепости. Мужественно отражал удары отборных фашистских войск. Киев более чем на два месяца задержал продвижение врага…
Семьдесят три дня длилась оборона Одессы. Не померкнет в веках подвиг Ленинграда. 900 дней и ночей обороняли его жители любимый город. Более 600 тысяч ленинградцев погибло…
250 дней и ночей стойко сражались защитники Севастополя. Не померкнет в памяти народа подвиг Керчи и Новороссийска.
Более шести месяцев продолжалась Сталинградская битва.
Этим городам присвоено звание «город-герой»
От бескрайней равнины Сибирской До полесских лесов и болот Поднимался народ богатырский, Наш великий советский народ! Выходил, он свободный и правый, Отвечая войной на войну, | Постоять за родную державу, За могучую нашу страну. Сокрушая железо камень, Он врага беспощадно разил. Над Берлином победное знамя- Знамя правды своей водрузил. (М. Исаковский) |
68 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны… Для одних та война стала далеким воспоминанием, для других историей. Но и сегодня ни один человек, ни взрослый, ни ребенок, не останется равнодушным, кода слышит «Главную песню Отечественной войны», написанную в первые дни войны потом В.И. Лебедевым-Кумочом и композитором А.В. Александровым.
Звучит песня «Священная война»
Дети читают стихи:
1 ребенок Отстояли наши деды Труд и счастье на земле. Ярче светят в день победы Звезды мира на Кремле. За страну родную люди Отдавали жизнь свою. Никогда мы не забудем Павших в доблестном бою. | 2 ребенок В девятый день ликующего мая, Когда легла на землю тишина, Помчалась весть от края и до края: Мир победил! Окончена война! |
Звучит песня «День Победы» Муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова).
Под музыку дети дарят ветеранам открытки, сделанные своими руками.
Сценарий досуга из цикла «Встречи с песней»
для детей старшего дошкольного возраста
«Прощайте, скалистые горы»
Разработала Н. Н. Румянцева –
музыкальный руководитель
Цель: Формирование у дошкольников чувств патриотизма, уважения к истории России средствами музыкального воспитания и музейной педагогики.
Ход досуга.
В мини-музее боевой славы музыкальный руководитель встречает детей:
Музыкальный руководитель: Добрый день, ребята. Осмотритесь кругом. Вы находитесь в мини-музее боевой славы. В данной экспозиции собраны экспонаты времен Великой Отечественной войны. Мы сегодня поговорим с вами о подвиге героев Северного флота в трудные военные годы и познакомимся с замечательной песней того времени.
Я прошу вас посмотреть на карту России. Кто может показать границы Мурманской области? А знает кто-нибудь из вас, что в Заполярном крае во время той тяжелой долгой войны был участок государственной границы, который ни разу за всю войну так и не удалось перешагнуть фашистским захватчикам?
Воспитатель: Рыбачий в военные годы почти полностью был отрезан от Большой земли: с трех сторон он был окружен водой, а с четвертой — гитлеровцами. Четыре года сражались за вверенный участок границы моряки Северного флота и не уступили его врагу. Так могли поступить только очень мужественные люди. Как вы думаете, было ли им страшно? Было ли им трудно? (Ответы детей). Вы правы. Моряки уходили от родных берегов в Баренцево море для смертельной схватки с врагами, не зная, вернутся они обратно или погибнут, защищая границы Родины. О том, как было трудно воинам, можно почувствовать, когда читаешь стихи «Прощайте, скалистые горы», сочинённые Николаем Букиным.
Но хватит для битвы огня,
Я знаю, друзья, что не жить мне без моря,
Как море мертво без меня...»
Музыкальный руководитель: Строчки стихов так выразительно передавали чувства людей – преданность морю, любовь к своей Родине, желание защитить её, что помогли Евгению Жарковскому старшему лейтенанту, служившему на Северном флоте сочинить к ним музыку. Родилась душевная, песня. Покоряет в ней интонация — мелодия песни все время движется вверх, и если отступает, как волна, то, словно набрав силу, вновь стремится к взлету. Эта устремленность, задушевность и в то же время некоторая суровость, продиктованная поэтическими образами стихов, делают песню неповторимой. Послушайте, пожалуйста, её.
Звучит запись песни «Прощайте скалистые горы»
Музыкальный руководитель: Вам понравилась песня, друзья? А в годы войны она полюбилась всем защитникам Заполярья. Вот как рассказывает об этом Герой Советского Союза, адмирал Владимир Николаевич Алексеев, командовавший дивизионом торпедных катеров.
Воспитатель: (читает) «Все сразу же стали считать песню своей, и подводники, и морские пехотинцы, и те, кто служил на надводных кораблях, и летчики. Однако мы, катерники, были твердо убеждены, что песня посвящена, именно, нам. Ведь в ней есть такие слова: «Но радостно встретит героев Рыбачий, родимая наша земля». А Рыбачий был нашей маневренной базой, мы уходили оттуда на боевые задания и возвращались, выполнив их, обратно. В походах, порой, напевали свою любимую песню. Очень рады были, если и на берегу была возможность завести патефонную пластинку и петь вместе знакомые слова:
« А волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля...
Растаял в далеком тумане Рыбачий,
Родимая наша земля…»
Петь жизнеутверждающе, радуясь короткой передышке между походами» ...
Воспитатель: А вы, ребята, хотите послушать, как песня звучит на патефоне?
Звучит фрагмент песни на патефоне
Музыкальный руководитель: Песня «Прощайте, скалистые горы» была и остается символом сражавшегося Заполярья. И сегодня звучит её мелодия в городе Мурманске возле пирамиды из якорей — памятника морякам торгового флота, погибшим в войну.
Демонстрация слайдов «Памятники Заполярья».
Каждые полчаса звучит ее мелодия в городе Североморске, где на берегу Кольского залива в честь бессмертного воинского подвига моряков-североморцев воздвигнут монумент гранитного матроса-великана, всматривающегося в морскую даль. Звучит скорбно и торжественно, как реквием памяти героев.
Воспитатель: Вот как интересно переплетаются история нашего края и история одной песни. Но история одной песни, одного человека или одной семьи отражает судьбу нашей большой страны России, в которой мы живем.
Музыкальный руководитель:
- Как называется песня, сочиненная Николаем Букиным и Евгением Жарковским?
- Стоя, у какого памятника в городе Североморске, каждые полчаса можно услышать песню «Прощайте, скалистые горы»?
Я с вами прощаюсь до новой встречи здесь в музее, когда мы сможем прикоснуться к новым страницам истории нашей Родины и узнать историю новой песни.
Сценарий
тематического музыкально – литературного праздника
для детей старшего дошкольного возраста
«Праздник белых журавлей»
Разработала Н. Н. Румянцева –
музыкальный руководитель
Цель: Воспитание в детях чувств сопричастности и единства человека с природой, с историей своей страны, северного края, родной семьи.
Ход праздника.
Под музыку входят дети, парами распределяются по залу. Мальчики держат в правой руке белого бумажного журавлика, девочки в каждой руке по осеннему листочку.
1ребёнок: Осень за окошком Ходит не спеша Листья на дорожки Падают, шурша. | 2 ребёнок Молчаливые тропинки Вдаль уходят синюю. Над лесами пролетают Стаи журавлиные. | 3 ребёнок: Закурлыкали журавушки В чистом небе голубом, Полетели перелётные Вслед за солнцем и теплом. |
Исполняется песня с танцевальными движениями «Грустный журавушка» Слова и музыка З. Роот. По окончании композиции в центре зала остаётся девочка в костюме «журавлика».
Ведущий: Улетают журавли в тёплые страны из наших северных краёв. Смотрите, один журавль отбился от стаи и залетел к нам сюда.
4 ребёнок:
Жура – жура – журавель.
Облетел он сто земель.
Облетел и обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он пролетая?
«Журавлик»: «Лучше нет родного края!»
Ведущий: Нам не хочется расставаться с тобой, журавлик, но в наши края надвигаются холода. Тебе нельзя здесь оставаться. Поспеши догнать свою стаю.
Журавлик: Спасибо за заботу вашу. Я, конечно, поспешу, свою стаю догоню, а на память обо мне ребятам листочек подарю. Но листочек не простой, в середине - не пустой. Встретимся, друзья, ранней весной!
«Журавлик» улетает.
Ведущий: До свидания, журавлик. Почему он сказал, что осенний листок не простой? Что там внутри? (Ведущий достает журавлика, сложенного способом оригами, и письмо). Тут белый журавлик и письмо. Давайте прочитаем, что в нём написано.
Воспитатель: Ребята! Вы, конечно, знаете, что ежегодно 9 мая люди празднуют День Победы, чтобы сохранить память о тех, кто защитил нашу страну во время Великой Отечественной войны. А знаете ли вы, что каждый год 22 октября на Кавказе отмечают «Праздник белых журавлей», посвящённый памяти павших воинов?
Если вы хотите узнать, как стихи превратились в песню, как песня стала стимулом для создания новых литературных произведений, танцевальных композиций, мемориальных и скульптурных памятников с летящими журавлями, а потом, благодаря дагестанскому поэту Расулу Гамзатову, превратилась в праздник, отправляйтесь в историческое путешествие вместе с журавликом. Он расскажет вам уникальную историю праздника, рождённого песней.
Ведущий: Дети, а вы хотите совершить путешествие в историю с этим журавликом? Тогда прислушайтесь…
Включается запись театральных шумов – крики журавлей на фоне тихо звучащей музыки кавказских напевов.
Ведущий: Летят над миром журавли, а люди смотрят им вслед. Кто–то удивляется, как находят они дорогу, улетая на юг, кому- то нравится любоваться журавлиным клином… А поэт из горной страны Дагестан Расул Гамзатов, сравнил пролетающих журавлей с погибшими воинами и посвятил им стихи:
Воспитатель:
Мне кажется порою, что джигиты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда–то, А превратились в белых журавлей. | Они до сей поры, с времен тех дальних, Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса? |
Ведущий: Эти стихи очень понравились известному артисту Марку Бернесу. Он показал их замечательному композитору Яну Френкелю с просьбой сочинить к ним музыку, а Расула Гамзатова уговорил изменить слово «джигиты» на слово «солдаты», чтобы оно символизировало память обо всех погибших воинах, независимо от национальностей. И родилась песня, в которой слились воедино слова и музыка.
Первым исполнителем стал Марк Бернес. Под эту песню мы с девочками составили танцевальную композицию, и вы можете увидеть, как белые журавли спустились к нам с небес...
Танцевальная композиция с белыми шарфами под песню «Журавли».
Ведущий: Почему Расул Гамзатов сравнивает людей с птицами?
2 воспитатель: Я отвечу вам стихами самого поэта:
Птицы, оперившись, улетают, Прочь спешат из отчей стороны. И порою люди умирают Не на той земле, где рождены | Человек живёт и вдаль стремится, Хочет он догнать свою мечту, Так и умирает, словно птица, Сердце, надорвавши на лету. |
Ведущий: Случилось так, что когда началась Великая Отечественная война, миллионы людей разбросала судьба в разные уголки земли. Молодым юношам и девушкам, не познавшим жизни, не догнавшим свою мечту, пришлось идти на фронт. Многие из них не вернулись к своим родным никогда.
Выходит взрослый в солдатской шинели
Солдат:
Сороковые роковые, свинцовые, пороховые… Война идет по всей России, а мы такие молодые… Пока есть время, напишу–ка я письмо домой. Солдат садится на пол, достает листок, карандаш и пишет: Мама, тебе эти строки пишу я, Тебе посылаю сыновний привет. Тебя вспоминаю такую простую, Такую хорошую - слов даже нет. Сейчас передышка. Сойдясь у опушки, Застыли орудия, как стадо слонов, И где–то по–мирному в гуще лесов, Как в детстве, мне слышится голос кукушки… | За жизнь, за тебя, за родные края Иду я навстречу свинцовому ветру. И пусть между нами сейчас километры, Ты – здесь, ты со мною, родная моя! В холодной ночи под неласковым небом, Склонившись, мне тихую песню поёшь, И вместе со мною к далёким победам Солдатской дорогой незримо идёшь. И чем бы в пути мне война не грозила, Ты знай: я не сдамся, покуда дышу… Я знаю, что ты меня благословила, И утром, не дрогнув, я в бой ухожу. Скоро почту будут отправлять. Надо успеть весточку домой послать. |
Солдат сворачивает листок треугольником и уходит. Выходит девушка – санитарка:
Девушка - санитарка:
Как это было, как совпало- Война, беда, мечты и юность! И всё это в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. | Я только раз видала рукопашный, Раз наяву и сотни раз во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. |
Выходит 2-ой солдат в плащ- палатке с автоматом в руках:
2-ой солдат:
Сражались солдаты, громили врага.
Четыре года длилась война.
Одолели, выстояли и в Берлин пришли,
Победу одержали, мир всем принесли.
В центр зала выбегает маленькая девочка, 2-ой солдат делает вид, что отстреливается от врагов, замечает девочку, бросается к ней, спасает её, закрывая плащ–палаткой.
Девушка - санитарка:
Это было в мае на рассвете. Нарастал у стен Рейхстага бой. Девочку немецкую заметил Наш солдат на пыльной мостовой. У столба, дрожа, она стояла. В голубых глазах застыл испуг, А куски свистящего металла Смерть и муку сеяли вокруг. | Тут он вспомнил, как прощаясь летом, Он свою дочурку целовал. Может быть, отец дочурки этой Дочь его родную расстрелял. Но сейчас в Берлине, под обстрелом Полз боец и, телом заслоня, Девочку в коротком платье белом Осторожно вынес из огня. |
Солдат берёт девочку на руки и держит, пока читается стихотворение.
1 солдат:
Скольким детям возвратили детство, Подарили радость и весну Рядовые Армии советской, Люди, победившие войну. И в Берлине в праздничную дату, Был воздвигнут, чтоб стоять в веках, | Памятник Советскому солдату С девочкой, спасённой на руках. Он стоит, как символ нашей славы, Как маяк, светящийся во мгле. Это он – солдат моей державы Охраняет мир на всей земле! |
Солдат, держащий девочку, идёт к зрителям и отдаёт дочь её матери.
Ведущий: Сколько памятников установлено тем, кто погиб в годы Великой Отечественной войны! Среди них - около двадцати мемориальных композиций, в которых запечатлены летящие журавли.
Просмотр мультимедийной презентации «Цена Победы» на фоне музыки
Воспитатель:
Тот, самый длинный день в году, С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года. Она такой вдавила след, И стольких наземь положила, что двадцать лет и тридцать лет | Живым не верится, что живы. И, к мертвым выправив билет, Всё едет кто-нибудь из близких. И время добавляет в списки Ещё того, кого в них нет, И ставит, ставит обелиски… |
Ведущий: Люди приносят цветы, склоняют низко головы у памятников погибшим. Давайте, ребята, споём песню «Вечный огонь».
Исполнение песни «Вечный огонь» муз. А. Филиппенко
Ведущий: Прошу всех встать и минутой молчания почтить память тех, кто не дожил до сегодняшнего дня.
Минута памяти.
Ведущий: Мы почтили минутой молчания память погибших. Но, согласитесь со мной, что одной минуты очень мало даже для того, чтобы представить себе горе одной семьи. Не хватит и часа, чтобы оценить боль целой страны. Нужны праздники памяти, нужны дни памяти. Они нужны не павшим, они нужны живым. Они нужны нам всем в любое время года, не только в дни юбилейных празднований. Поэтому низкий поклон Расулу Гамзатову, который организовал проведение на Кавказе осенних праздников памяти – Праздников белых журавлей.
По времени проведения они совпадают с датами освобождения Заполярья. Вот почему и мы назвали наш праздник также и пригласили тех людей, которые могут нам рассказать, какою ценой досталась победа в Великой Отечественной войне. Я предлагаю громкими аплодисментами поприветствовать ветеранов Великой Отечественной войны, живущих в нашем посёлке. Предоставим слово нашему почётному гостю Черечукину Ивану Ивановичу.
Выступление ветерана
Воспитатель:
Больше полвека мы каждую осень Мирно встречаем утром зарю. Снова и снова нас память уносит В сорок четвертый год к октябрю. Зори октябрьские нас озарили, В сорок четвертом весть принесли, Что наконец-то фашистов разбили, Всех их изгнали с Кольской земли. | Мы не забыли ни Верман, ни Лицу, Рейды отрядов нам не забыть. Годы прошли, а война ещё снится, Снятся бойцы, которым не жить. Пусть далеки те военные годы, И мхом покрылся скальный гранит, Горесть войны и людские невзгоды Память людская в сердце хранит. |
Ведущий: Хочется услышать, что в ответ скажите вы, ребята?
1 ребёнок: Идут на праздник ветераны, Награды золотом горят, Они сегодняшним мальчишкам О славе дедов говорят. | 2 ребёнок: Спасибо вам за это небо, За белизну родных берёз, За мирный дом и за Россию, Где нам родиться довелось. | 3 ребёнок: Мы за то, чтоб вся планета Зеленела, словно сад, Чтобы нёс спокойно службу Мирной Родины солдат! |
Под песню «Служить России» дети выполняют перестроения с российским флагом.
Ведущий: Нам с вами, ребята, очень повезло – мы не знаем ужасов войны. В знак глубокой признательности людям, подарившим нам мирную жизнь, подарите ветеранам ваши подарки, а к портретам родных и близких людей, погибших в годы войны, прикрепите белых журавлей. Теперь у Праздника белых журавлей в Заполярье начался свой отсчёт времени.
Под песню «Я люблю свое Заполярье» дети выходят из зала.
Сценарий военно-спортивного праздника
«Тяжело в учении - легко в бою»
Разработали:
С.М. Сергеева, старший воспитатель
Н.Н. Румянцева, музыкальный руководитель
Мероприятие проводится для воспитанников подготовительной группы детского сада «Родничок» и учащихся 1 класса МОУ СОШ 6.
Место проведения: стадион школы.
Цели:
1. Осуществление преемственности в обучении и воспитании детей дошкольного и начального образования.
- Формирование патриотических качеств, чувства гордости за Россию, воинов-защитников, своих отцов.
- Воспитание у родителей и детей интереса к совместному проведению досуга.
Предварительная подготовка:
- Анкетирование отцов.
- Проведение родительского собрания в подготовительной группе.
- Встреча с педагогами школы.
- Изготовление инвентаря.
Инвентарь: малые мячи по количеству участников, пакеты по количеству пап, волейбольная сетка, волейбольные, резиновые мячи, «мины» (летающие тарелки) 10 штук, санки 2, два пакета с донесением, мишень, канат, кегли, флажки, оградительная лента, свисток.
Ход мероприятия.
Команды строятся в шеренги напротив друг друга.
Ведущий: Участники военно-спортивного праздника «Равняйсь!», «Смирно!». Право поднять флаг Российской Федерации предоставляется командиру поискового отряда «Кобра» Тихомирову Сергею Ивановичу.
Звучит гимн России.
Ведущий: «Вольно!» Дорогие ребята, родители и учителя, сегодняшняя наша встреча посвящена тем, кто увековечил в памяти народа прошлое и настоящее Армии - Защитникам Отечества. Сегодня вы, ребята, и ваши папы станете участниками военных учений. И наш праздник называется «Тяжело в учении – легко в бою».
Ведущий: Защитник Отечества! Как гордо звучат эти слова! Защита Отечества - долг каждого гражданина, почетная обязанность каждого мужчины.
Ведущий: Итак, мы начинаем. Командирам команд сдать рапорта!
Командиры сдают рапорт председателю жюри Тихомирову С.И.
Командир: « Команда! Равняйсь! Смирно!». Товарищ председатель жюри, команда ____________ к проведению военных учений готова. Командир ____________»
Ведущий: Команды готовы! За сегодняшними учениями будут наблюдать, и оценивать военную подготовку защитников Отечества заведующая детским садом Вострикова Ольга Леонидовна и командир поискового отряда «Кобра» Тихомиров Сергей Иванович.
Ведущий: Первое задание, нужно доставить в штаб пакет с донесением. Команда, выполнившая задание первой, получит медаль.
Конкурс № 1 – эстафета для всех участников команды «Доставь донесение в штаб»
Ведущий: Важное донесение в штаб доставлено вовремя. Следующая боевая задача обезвредить мины, но это надо сделать ночью, пока противник дремлет. Эту задачу будут выполнять папы.
Конкурс № 2 «Обезвреживание мин».
Задание: с закрытыми глазами нужно собирать мячики, разбросанные на снегу.
Ведущий: Папы молодцы! Есть еще порох в пороховницах. А сейчас будущие защитники будут учиться разминировать минные поля.
Конкурс № 3 «Минное поле».
Задание: в снегу зарыты «мины» (летающие тарелки) по 5 штук для каждой команды. Необходимо как можно быстрее найти все пять мин.
Ведущий: Слово предоставляется жюри. Подведение итогов.
Ведущий: После обезвреживания мин у нас появились раненные бойцы, их надо срочно транспортировать в госпиталь.
Конкурс № 4 «Транспортировка раненого».
Задание: двое детей везут на санках папу до поворотной стойки, а обратно папа везет детей.
Ведущий: Каждый воин должен быть обязательно метким стрелком. Следующее испытание называется «Снайперы».
Конкурс № 5 «Снайперы».
Задание: надо попасть в цель малым мячом. Учитывается количество попаданий.
Ведущий: Слово предоставляется жюри. Подведение итогов.
Ведущий: А сейчас мы устроим привал. Во время привала солдаты отдыхают, а мы с вами поиграет в веселый волейбол.
Конкурс № 6 «Веселый волейбол».
Задание: команды перекидывают мячи через сетку в течение 2х минут. По окончанию времени, броски прекращаются, жюри подсчитывает количество мячей на каждой площадке. У кого меньше, тот выиграл партию. Играют три партии по 2 минуты.
Ведущий: Русская народная пословица гласит: «Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается».
Конкурс № 7 «Перетягивание каната».
Задание: перетянуть команду соперника за обозначенную метку. 1 –ый раз - папы,
2–ой раз – дети.
Ведущий: Это было последнее испытание для наших защитников. Слово предоставляется жюри. Подведение итогов. Награждение участников.
Ведущий:
Друзья! Мы бесконечно рады
За всех, кто получил награды!
Ну что ж! Пора прощаться!
Программу нашу закрывать,
Успехов вам и счастья!
Вас в гости ждем опять.
Сценарий тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста
«Победный 45-ый»…
Разработала: Румянцева Н.Н.,
музыкальный руководитель
Звучит песня: «Детство – это ты и я» сл. М. Пляцковского. Входят дети, выполняя упражнения с лентами, выстраиваются полукругом у центральной стены. | |||||
1 ребенок: | Я знаю от папы, я знаю от деда, 9 мая пришла к нам Победа! Тот день весь советский народ ожидал, Тот день для людей самым радостным стал! | ||||
2 ребенок: | Еще тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты мира, подарили вы планете Великий май, победный май! | ||||
3 ребенок: | Благодарим, солдаты, вас За жизнь, за детство, за весну, За тишину, за мирный дом, За мир, в котором мы живем. | ||||
Песня: «Наследники победы» Муз. Зарецкой. Дети садятся на стульчики. | |||||
4 ребенок: | Нам хочется крикнуть: «Большое спасибо» Седым ветеранам сражений былых, Увидеть их в море цветов и улыбок И вместе со всеми приветствовать их. | ||||
Ведущий 1: | Давайте, друзья, поприветствуем наших гостей. | ||||
Юноша с девушкой гуляют, взявшись за руки, собирают цветы… | |||||
Ведущий 1: | Еще 21 июня 1941 года люди жили мирной жизнью. Выпускники школ гуляли по улицам, встречая рассвет. Никто не знал, что ждет их завтра. | ||||
Ведущий 2: | Цветок в росинках весь, к цветку приник. К ним нежно девочка протягивала руки, А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки. Звучит первый куплет песни «Священная война». Девушка, выбегает к зрителям, кричит: Война! Война! | ||||
Ведущий 1: | В 4 часа утра дивизии танков, тысячи мотоциклов пересекли границу Советского Союза. Сотни самолетов с черными крестами на крыльях летели сбрасывать бомбы на спящих людей. Земля вздрогнула от взрывов. Началась война. | ||||
Песня «Священная война» звучит громче. | |||||
Ведущий 2: | Поднялись на защиту Родины сыновья и дочери. Шли на фронт все – от мала до велика. Шли вчерашние школьники – почти мальчики. Шли вчерашние школьницы – почти девочки. | ||||
Входят солдат и девушка-санитарка в шинели. | |||||
Девушка – санитарка: | Как страшно, когда идет бой! Но и под обстрелом надо помогать раненным бойцам. Давай, солдат, тебя поддержу. Рану твою я перевяжу! Ты только держись! | ||||
Ведущий 2: | Всё позабыла: слабость и страх, Вынесла с боя его на руках. Сколько в ней было любви и тепла! Многих от смерти сестричка спасла. | ||||
Солдат: | Мы по дорогам пыльным шли, От боли земля стонала, как живая. Мы каждый метр своей родной земли Отстаивали, кровью поливая. | ||||
Ведущий 2: | Был солдат на небывалой войне, На дорогах обожженной планеты. Он сначала видел только во сне День победы. Отступал он и в атаку ходил, Превозмог все ранения и беды. Был готов он жизнь отдать За один день Победы! В жестоком бою – не слезинки из глаз, Страх, казалось, солдату неведом, А заплакал он единственный раз В день Победы. От счастья… Звучит 1 куплет песни «День Победы» муз. Тухманова | ||||
Ведущий 1: | В этот день, не стыдясь, плакали все, Плакали, кто, наклоняясь на плечо подруги, Кто обнимал березы, Плакали мужчины, старики, вдовы, И у детей капали слезы. Люди плакали от счастья, Потому что закончилась война, Потому что они остались живы. | ||||
Солдат: Ведущий 1: | Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою. Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни – Не потому ли я живу, Что умерли они. Вечная слава героям! Слава героям! Слава! Но зачем она им эта слава – мертвым? Для чего она им эта слава – павшим? Все живое спасшим, себя не спасшим? Слава нужна не павшим, Память нужна живым! Это нужно нам. | ||||
Ведущий 2: | Запомните, сами, детям и внукам своим расскажите – 4 года - 1418 дней продолжалась война. 1418 дней крови и смерти, горечи и утрат были в жизни наших родных. Каждая судьба наша незримо связана с той войной. Больше 20 миллионов людей погибли в эти дни. Тысячи деревень, сел, поселков превратились в пожарища, а города в руины и развалины. Люди! Покуда сердце стучатся, помните, какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните! | ||||
Ведущий 1: | Попрошу всех встать и минутой молчания почтить память тех, кто не дожил до сегодняшнего дня, когда отмечаем мы 68 лет со дня Победы. | ||||
Ведущий 2: | О том, что люди помнят о погибших, низко кланяются тем, кто отстоял мир, поется в песне «Вечный огонь». Исполните её, ребята, так, чтобы песня отразила наши чувства и переживания. | ||||
Песня: «Вечный огонь» муз. А. Филлипенко | |||||
Ведущий 1: | Пусть в памяти людей не изгладится величина подвига, совершенного тем поколением, в судьбе которого была Великая Отечественная война. Кто может измерить и оценить, кому досталось больше испытаний – солдатам на фронте, женщинам, своим трудом в тылу приближавшим День Победы или детям, чье детство отняла война?... Пусть сейчас прозвучит стихотворение нашей землячки Александры Ильиничны Кирпы. | ||||
Родитель: Ведущий 2: | читает стихотворение «Борьба за жизнь» А. Кирпа Помню, в войну меня мать обнимала В бессилье на ухо мне тихо шептала: - «Мы с голоду, Шурка, сегодня умрем… Обнимемся крепче… не страшно вдвоем…» Меня это страшное слово пугало, И я, прижимаясь, в лицо ей кричала: - «Нет! Не умрем мы! И смерть победим! Мы булки с печеньем еще поедим!» И это, как сказка, спасало меня, Живого во мне прибавляло огня. И верила мама, что мы доживем, С голодною смертью сразившись вдвоем! Давайте послушаем тех, кто пережил то суровое время. Они поведают нам, как трудно было жить в годы Великой Отечественной войны. | ||||
Выступление ветерана войны, блокадницы Ленинграда Лутохиной Александры Ивановна. Дети вручают ей цветы и свои рисунки. | |||||
Ведущий 1: | 65 лет – как войны не знаем мы. И сегодня – время не из легких. Есть трудности и проблемы. Но над нами мирное небо, бомбы не падают на наши дома, дети могут учиться, ходить в детский сад, играть, танцевать; любоваться распускающимся цветком и чистой гладью воды. | ||||
Ребенок: | На нашей планете есть доброе солнце. Есть солнце, которое звонко смеется… У солнца – веснушки, У солнца – игрушки, Ему не нужны автоматы и пушки… Мечтает о счастье оно и танцует, Улыбки цветов на асфальте рисует. Оно не зайдет, это доброе солнце, Которое детством планеты зовется. | ||||
Песня «Солнечный круг» муз. Островского | |||||
Ведущий 1: Ведущий 2: | Пусть не будет войны никогда, Пусть спокойные спят города Пусть оглашают наши леса Только птиц и детей голоса. - Пусть будет мир на всей земле! - Пусть будет мир всегда! - Чтоб нам расти для славных дел, - Для счастья и труда! | ||||
Под песню «День Победы» муз. Д. Тухманова дети уходят из зала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной...
Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Музейная педагогика позволяет детям «погрузиться» в историческое прошлое и настоящее родного края, изучить его особенности и традиции, способствует творческому развитию личности, имеет огромное значе...
Консультация для воспитателей "Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравстве...
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ
laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия» В.А.Сухомлинский...
План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников" МБДОУ д/с № 4 г. Починка
План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников"...
Значение музейной педагогике в духовном нравственном воспитании дошкольников
laquo;Для каждого в отдельности и всех вместе приумножить добро,хранить традиции.Знать и ценить историю свою, родную и всего человечества.»Д. Лихачев. Музейная педагогика является инноваци...