Конспект досуга «Дети разных национальностей»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Современный мир жесток. Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения, которое является составной частью процесса взаимодействия в полиэтнической среде.

Возросший интерес к проблемам межнациональной толерантности и межнационального общения обусловлен новым этапом развития науки о человеке и запросами социальной практики. Многие виды человеческой деятельности, в какой бы форме они не протекали, реализуются коллективными усилиями представителей различных этносов, опосредуются процессом их общения. Общение, в частности межнациональное, выступает в качестве одного из важнейших факторов человеческой деятельности.

Поэтому проблема межнациональных отношений становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.

В 2009 году я принимала участие в республиканском конкурсе методических разработок по формированию межнационального согласия и толерантности у дошкольников. Досуг "Дети разных национальностей" - одна из разработок представленных мною на суд педагогического сообщества нашей республики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект досуга «Дети разных национальностей»

Автор: воспитатель МДОБУ д/с № 11 городского округа г. Нефтекамск РБ Файзуллина Светлана Владимировна.

Материал на Республиканский конкурс педагогов "Родной язык - это "язык нации, язык предков, связь человека с его народом" - Конспект итогового мероприятия для детей подготовительной к школе группы по теме недели «Моя Республика».

Цели и задачи: 

  • выявить знания у детей своей этнической принадлежности, родного языка, их отношение к сверстникам разных рас и национальностей;
  • формировать представление о народах, населяющих РБ;
  • закрепление знаний о праве говорить на своем родном языке, соблюдать обряды своей культуры, праве на отдых, игры, учебу;
  • воспитывать в детях чувства толерантного отношения к людям разных национальностей

Словарная работа: добро, зло, национальность, культура, язык.

Предварительная работа: слушание сказок Ш. Перро «Красная шапочка» (английская) и «Два жадных медвежонка» (венгерская народная), башкирской народной сказки “Гульбике”, рассматривание иллюстраций к сказкам, национальных костюмов; слушание мелодий и самостоятельные танцы народов русского, мари, татар и башкир.

Методы и приемы: обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, кукол в национальных костюмах), словесный (рассказывание, беседа, указания, пояснения), практический (решение проблемных ситуаций, танцы народов), эвристический (развитие толерантности, находчивости и активности), мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия).

Материал и оборудование: Иллюстрации к сказкам народов мира «Красная шапочка» и «Два жадных медвежонка», рассказ воспитателя «Сестренки», картинки (куклы) в национальных костюмах.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети. (аумыыы балалар)

Дети: Здравствуйте. (аумыыы)

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам сказки разных народов. Это отрывки из сказок «Красная шапочка» и «Два жадных медвежонка».

Воспитатель: Давайте сравним эти сказки и определим, в чем заключается их сходство и отличие.

Идет сравнение по иллюстрациям к сказкам.

Дети: В сказках есть добро и зло. Добро всегда побеждает зло.

Стук в дверь.

Воспитатель: Ой, кто это к нам пришел. Вроде мы гостей не ждали. А ну ка, я открою дверь.

Заходит бабушка в национальной одежде.

Бабушка: Здравствуйте. Я бабушка из башкирской народной сказки “Гульбике”. Я услышала, что вы слушаете сказки разных народов, и быстренько прибежала к вам по радужной тропинке. Гульбике забыла у меня своих любимых кукол-подружек. Смотрите, какие они разные.

Бабушка показывает кукол в национальных костюмах.

Воспитатель: Спасибо тебе, добрая бабушка.

Бабушка: Ребята, давайте поиграем игру, называется “Угадай куклу” Я буду показывать вам куколку, а вы будете угадывать какой она национальности. 

(Игра. Ответы на языке той национальности, которую представляет кукла)

Воспитатель: Спасибо тебе большое, бабушка, за такую интересную игру. Рахмет.

(Бабушка уходит)

Воспитатель: На каком языке мы разговариваем с вами?

Ответы детей (на русском, на марийском, на татарском, на башкирском)

Воспитатель: Мы с вами сегодня здоровались на башкирском языке. Ведь это язык нашей малой Родины-Республики Башкортостан. Язык – это символ Родины, матери и отца, наших предков. Язык символизирует также родной дом и тепло домашнего очага. Он кладезь народного юмора, народной мудрости и переживаний многих людей. Его слова хранят в себе всю историю народа, его летопись. Ведь каждое новое слово, когда оно появляется в языке, означает какую-то частичку жизни народа. А вместе они образуют яркую мозаику.

Язык - будто цемент, который скрепляет стены общего народного дома. А если люди одного народа перестают интересоваться родным языком, то их общий дом разваливается. Исчезает многое из того, что объединяет их.
Если же язык развивается и становится богаче, народ от этого только выигрывает. Сохраняется что-то такое, что очень важно для каждого человека. Например, история народа, чувство гордости за Родину, за свое, родное и неповторимое.

Каждый ребенок имеет право говорить на своем родном языке, это право прописано в «Правах ребенка».

Воспитатель: А какие народы живут в нашей республике Башкортостан? Чем они отличаются? Есть ли в группе дети такой национальности?

Ответы детей (Русские, татары, мари, башкиры и др. Разговаривают на разных языках, соблюдают свои обычаи, играют в национальные игры, поют разные народные песни и танцуют разные танцы и др.)

Воспитатель: Хорошо или плохо, что в Башкирии живут представители разных народов: русские, татары, башкиры, народ мари, белорусы, украинцы и многие другие?

Ответы детей (Хорошо).

Проблемная ситуация «Угости конфеткой».

Воспитатель обращает внимание детей на кукол (картинки) в национальных костюмах.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на наших кукол (картинки). Вот  русские ребята - Танечка и Ванечка, а это башкиры – Салават и Айгуль, а здесь марийцы – Анита и Сайпола, а это татары – Ляйсан и Тимур.  Видите, они в национальных костюмах.

Воспитатель: Посмотри, Алеша, как много вкусных конфет в вазочках, они твои, ты можешь съесть их сам.

Конфеты кладут по количеству картинок (кукол) и одну для Алеши.

Воспитатель: Сладости любят все дети. Может, угостишь кого-нибудь?

Ответы ребенка (Да)

Воспитатель: Кого ты хочешь угостить?

Ответы ребенка (Сестренку, друга, братишку и т.д.)

Воспитатель: А почему именно его (ее)?

Ответы ребенка (Потому что он меня угощал)

Ребенок угощает одной конфеткой, остальные оставляет себе.

Воспитатель: Почему ты так сделал?

Ответы ребенка (Поделился и т.д.)

Воспитатель: Ребята, а как бы вы поступили? И почему?

Ответы детей (Разделили бы на всех, чтобы никого не обижать)

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам рассказ.

Рассказ «Сестренки».

«Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась и вошла заведующая детским садом с двумя темноглазыми, черноволосыми девочками, мало похожими на тех, что сидели за столами. Одна из них тихо прошептала какие-то непонятные слова (она поздоровалась по-грузински), другая с любопытством рассматривала детей. Заведующая сказала, что сестренок зовут Тамрико и Нона. Недавно они приехали из Грузии, теперь будут ходить в детский сад. А дальше вот что произошло...»

Воспитатель: Так что же произошло потом, как вы думаете?

Дети придумывают концовку рассказа, прямо или косвенно проявляют отношение к его персонажам - ребятам другой расы.

Воспитатель: Дети другой национальности имеют право говорить на своем родном языке, соблюдать обряды своей культуры, имеют право на отдых, игры, учебу.

Воспитатель предлагает детям под музыку исполнить танцы народов, населяющих РБ.

Добрые вести на крыльях летят.

Спляшем!

Ноги на месте стоять не хотят.

Спляшем!

Станем все вместе,

Все танцы подряд

Спляшем!

Русский народный танец «Коробейники».

Воспитатель: А теперь наши девочки-татарочки исполнят

Татарский народный танец «С платками».

Воспитатель: Наши мальчики тоже любят танцевать. Встречайте наших Батыров.

Башкирский народный танец «Батыры»

Воспитатель: Наши ребята умеют не только танцевать. Вот послушайте задорных девчушек, они исполнят

Марийские частушки.

Рефлексия с помощью жестов:

  • Во! - интересно, большой палец вверх кулак зажат.
  • Ничего нового - руки скрещены на груди.
  • На сколько подрос - сидя потянуться.
  • Хлопните, если узнали интересное.
  • Топните, если ничего нового не узнали.

По окончании занятия воспитатель для себя подводит итог занятия:

  • Кто из детей способен правильно оценивать свою этническую принадлежность?
  • Понимают ли дети, что люди других национальностей не только
    отличаются друг от друга, но и имеют много общего? (Например, имеют такие же права).
  • Знают ли они о существовании разных стран?
  • Каково отношение детей в группе к сверстникам разных рас и
    национальностей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по правовому воспитанию детей подготовительной к школе группе "Дети разных национальностей"

Презентация к занятию по правовому воспитанию дошкольников "Дети разных национальностей"...

«Дети разных национальностей" педагогическое мероприятие

конспект педагогического мероприятия на тему воспитания межличностных отношений и толерантности у детей старшей группы...

Презентация "Дети разных национальностей""

Презентация предназначена для детей 6-7 лет в помощь воспитателям в проведении занятия по Ознакомлению с окружающим...

«Особенности рационального питания детей разных национальностей в семье и ДОУ. Приобщение детей к питанию в детском саду »

laquo;Особенности рационального питания детей разных национальностей  в семье и ДОУ. Приобщение детей к питанию в детском саду »                ...

«Особенности рационального питания детей разных национальностей в семье и ДОУ. Приобщение детей к питанию в детском саду »

laquo;Особенности рационального питания детей разных национальностей  в семье и ДОУ. Приобщение детей к питанию в детском саду »                ...