Родной свой край – люби и знай
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Раздвигая горизонты, познаваемого детьми, мы зароняем в их сердцах искорки любви к родному краю, к Родине, воспитание у них любви к своей «малой родине»- это чувство каждый малыш связывает с тем местом, где он родился, где живет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из главных задач ДОУ, заложенных в «Программе воспитания и обучения в детском саду» является нравственно – патриотическое воспитание детей.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний. В настоящее время усиленно внимание к решению задач нравственно – патриотического воспитания со стороны правительства РФ и министерства образования РФ. Современная жизнь сама диктует необходимостьвозвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Раздвигая горизонты, познаваемого детьми, мы зароняем в их сердцах искорки любви к родному краю, к Родине, воспитание у них любви к своей «малой родине»- это чувство каждый малыш связывает с тем местом, где он родился, где живет. Однако «малую Родину» нельзя ограничивать только сквером и парком, который его окружает, домом, в котором он живет , и детским садом… Это даже не улица, где расположен дом ребенка, микрорайон. «Малая Родина» ребенка – это также памятные места города, музеи, выставки и т.д. Расширить круг знаний о родном городе, представить детям исторические сведения – это задача взрослых. Это определило необходимость поиска эффективных путей средств и методов формирования у детей нравственных основ и патриотических чувств, и дало направление для разработки технологии «Родной свой край – люби и знай».
Разработанная технология рассчитана на детей 4 – 7 лет. Решая задачи нравственно – патриотического воспитания, мы выделяем 2 раздела: «Музеологии» и «С чего начинается Родина? », что объясняется рядом причин:
а) заинтересованность родителей в углублении знаний у детей об изучении родного города;
б) недостаточным уровнем знаний детей о малой родине:
высокий уровень – 12%
средний уровень – 40%
низкий уровень – 48%
Цель технологии – воспитание у детей потребности в познании родного города, формирование бережного отношения к его культуре, истории и традициям.
Задачи
– знакомить с историей родного города, его культурой и бытом
- знакомить детей с природным окружением родного края
- обогащать нравственные основы и патриотические чувства ребенка, посредством приобщения к изучению истории родного города
- воспитывать свободную творческую личность на основе знакомства детей с историей родного города,уважительное и доброе отношение к жизни алатырцев
Пути реализации.
- создание и обогащение предметно- пространственной среды;
- разработка перспективно-тематического планирования
- осуществление воспитательно-образовательного процесса по разработанному тематическому плану;
- разработка плана работы с родителями
- разработка плана работы с педагогами
Ожидаемый результат.
- осознание детьми значимости своей малой Родины в жизни страны
-усвоение и расширение знаний детей об истории родного города
- выполнение данной технологии позволит сформировать у ребенка уважительное отношение к жизни, культуре, быту алатырцев (как в прошлом, так и настоящем)
- доброжелательное отношение к близким, друзьям и другим людям,живущих в родном городе Алатыре
- гуманное отношение к природному окружению
Основные принципы технологии
-учет ближайшего развития
-связь знаний и умений с жизнью и практикой
-принцип научности знаний
-принцип системности знаний
-принцип доступности знаний
Структура технологии
1 раздел: музеология
2 раздел: с чего начинается Родина?
1.Музеология
Цель: познакомить детей с различными видами деятельности современных музеев как учреждений культуры, познакомить с интересными музейными коллекциями,экспозициями, выставками
познакомить с музеем – заповедником «Присурский»
Задачи:
познакомить с музеями города Алатырь (краеведческий, художественный), мини-музеями детского сада, школы-гимназии № 6 им. академика А.Н. Крылова
формировать познавательное отношение к жизни, культуре, быту алатырцев( как в прошлом так и в настоящем времени)
формировать у детей интерес к коллекционированию
обогащать и расширять представления детей о природе края посредством экскурсий и наблюдений в природе
2. С чего начинается Родина?
Цель: развивать интерес и потребность изучать историю родного города,
знакомить с жизнью и судьбами людей, прославивших наш город в годы мирного труда и войны, нашими современниками
Задачи:
познакомить детей с созданием музейных комплексов на базе древних памятников, с деятельностью художников реставраторов
развивать элементарные навыки исследования, выявления памятников истории икультуры через встречи с интересными людьми, экскурсии и прогулки по городу
познакомить с легендами происхождения города
познакомить с жизнью и деятельностью знаменитых земляков- алатырцев
созданиесовместно с детьми макета «наш микрорайон»
создание педагогами мини-музеев в группе мини- выставок фотографий «жизнь ребенка в д/с
конкурс поделок «город древний- город молодой» с участием родителей
организация выставки рисунков «мой город в 21 веке»
Тематический план
Средняя группа
Моя улица
Экскурсии по ближайшим улицам, рассказ воспитателя об истории возникновения названий улиц
Мой город
Экскурсии в парки, музеи, рассказ воспитателя об истории этих мест, чтение легенд и былей о происхождении названия города
Природа моего края
наблюдение и труд в природе, беседы о соблюдении чистоты и порядка территории д/с , трудовая деятельность по озеленению своего участка
Моя улица | Мой город | Природа моего края | |
Содержание работы | |||
1 квартал | Экскурсия по ул. Стрелецкая | Рассматривание с детьми фотографий в альбоме | Наблюдения на территории д/с |
2 квартал | Экскурсия по ул . Комсомола | Экскурсия в парк к памятнику М.П.Боронину и В.ФВетвинскому | Наблюдение и труд в природе |
3 квартал | Экскурсия по ул. Московская | Экскурсия в сквер «Прудок» | Труд в природе, забота о птицах Экскурсия в грачевник |
4 квартал | Экскурсия по знакомым улицам | Экскурсия в городской сад, краеведческий музей | Участие в озеленении территории д/с совместно с родителями Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками |
задачи:
познакомить с историей возникновения улицы, на которой находится детский сад
развивать интерес к истории происхождения города
развивать интерес к природному окружению, умению ориентироваться на ближайшей к д/с территории ( в микрорайоне)
результат:
знание названий улиц, истории их происхождения
умение ориентироваться в ближайшем микрорайоне
устойчивый интерес к познанию ближайших городов республики
старшая группа
Мой город | Богатство природы родного края | |
Содержание работы | ||
1 квартал | Рассказ воспитателя об истории возникновения города, географическое положение Экскурсия в музей краеведения, чтение легенд и былин,составление творческих рассказов об истории города по названиям улиц Рассматривание фотографий, иллюстраций с видами родного города | Знакомство с рекой Сурой Чтение стихотворений Рассказ воспитателя о богатстве природы Алатырского района Рассматривание фотографий и иллюстраций родной природы |
2 квартал | Экскурсия по улице Ленина Знакомство с архитектурой старинных зданий Экскурсия во Дворец Культуры, к зданию бывшего к/т «Октябрь» Творческие работы детей по созданию макетов зданий Чтение стихов местных авторов о родном городе Прослушивание песен о родном городе | Создание коллекций минералов и полезных ископаемых совместно с родителями Знакомство с трудом взрослых по охране природы Рассматривание альбомов слайдов , иллюстраций( очистка водоемов, подкормка животных и птиц, посадка деревьев и т.д.) Экологическая акция «Покормите птиц зимой» |
3 квартал | Экскурсия в художественный музей Беседа с детьми о многонациональности населения города Рассматривание рисунков местной художницы Н. Судникович Экскурсии по улицам города с посещением Николаевского Новодевичьего монастыря, собора Иоанна Предтечи Игра- путешествие «Путешествие по родному городу» Встреча с поэтессой А. Кручининой в литературной гостиной | Знакомство с рекой Алатырь Рассматривание карты города Чтение стихов о родном городе Целевая прогулка в сквер «Прудок» Знакомство с флорой и фауной местного водоема |
4 квартал | Экскурсия к памятнику павшим воинам на Венце Экскурсия к памятнику А. Пушкина в городском саду Рассказ воспитателя о героях, павших во время ВОВ Экскурсия во ДК Посещение детских спектаклей, выставок местных художников | Экскурсии в городской сад Экскурсии к реке Сура Пеший туризм в Засурье совместно с родителями Детские творческие зарисовки родного края Экологическая акция «Украсим город цветами» |
задачи:
формирование желания больше узнать о своей малой Родине
продолжать знакомить с родным городом, его историей, с памятниками старины, с природой родного края
формировать бережное сознательное отношение к природным объектам
результат:
знание о достопримечательностях города Алатырь,
о его географическом положении,
умение беречь природное окружение
Подготовительная к школе группа
Мой город | Природа родного края | Гордость земли Алатырской | |||
Содержание работы | |||||
1 квартал | Экскурсия по улицам города: Троицкая, Первомайская, Комсомола. Знакомство и посещение памятников архитектуры: Крестовоздвиженской церкви, мужского Свято-Троицкого монастыря Красной Колокольни, здания железнодорожного вокзала. Рассматривание фотографий «Старинный Алатырь». | Экскурсия в краеведческий музей в зал природы | Беседа о знаменитых людях города Экскурсия к памятнику скульптораС.Д.Нефедова-Эрзя Экскурсия в художественный музей на выставку работ художников - земляков | ||
2 квартал | Знакомить с жизнью и бытом известных людей позапрошлого века «Алатырь – старинный купеческий город». Экскурсии по улице Ленина к зданию купца Попова. | Экологическая акция «Берегите птиц зимой» | Экскурсия в школу- гимназию №6 в музей мастера кораблестроения А.Н.Крылова | ||
3 квартал | Экскурсия во Дворец культуры: посещение выставок местных художников. Игра- путешествие «Путешествие во времени» | Экскурсия в заповедник «Присурский» беседа о труде работников заповедника Экологическая акция по озеленению территории д/с | Знакомство с основателем заповедника Г.А. Сулимо-Самойло | ||
4 квартал | Создание мини музеев Творческие работы совместно с родителями «Мой город» | Экологический рейд по микрорайону совместно с родителями «Я за чистый город» | Знакомство с героем-земляком П.Г. Макаровым |
задачи:
расширять представления об истории памятников старины, о знаменитых людях, прославивших родной город
воспитывать бережное, созидательное, деятельное отношение к родной природе
результат:
знания об истории земли Алатырской, об известных людях прошлого и настоящего родного города
деятельное отношение к природе родного города
Работа с родителями
Цель:
знакомить родителей с работой д/с по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, расширять общекультурный кругозор
Содержание работы
- литературно- исторический вечер «Колесо истории»
- конкурс поделок с участием родителей
- организация фотовыставки на тему «Жизнь нашего города»
- участие родителей в проектной деятельности
- участие родителей в совместных мероприятиях
Работа с педагогами
Цель :
создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала педагогов в работе с детьми
повышение профессионального уровня педагогов,
поощрение саморазвития и самообразование педагогов
Содержание работы
- посещение проблемных семинаров и дискуссий
- посещение тематических выставок, музеев
- участие в работе круглых столов
Мониторинг
Средняя группа
1 назови город, в котором ты живешь?
2 назови улицу, на которой ты живешь?
3 назови улицу, на которой находится детский сад
почему так названа эта улица?
4 расскажи о любимом уголке родного города отдыха в родном городе
5 знаешь ли ты как сделать, чтобы улицы и парки родного города были красивыми и чистыми?
6 расскажи о памятнике, который ты видишь на фотографии
Критерии оценки
3 балла – ребенок знает название родного города, называет улицу, на которой он живет, находится детский сад; рассказывает о любимом уголке родного города и памятниках;
2 балла – ребенок допускает неточности, допускает ошибки;
1 балл – ребенок не знает домашнего адреса, не сразу называет город, в котором он живет (или не знает вообще), не может ничего рассказать о городе
высокий уровень – 13-18 баллов
средний уровень – 10-12 баллов
низкий уровень – 6-9 баллов
Старшая группа
1 расскажи, что ты знаешь о родном городе
2 посмотри на фото и расскажи, что изображено
3 в каких памятных местах родного города ты был, расскажи что тебе понравилось
4 расскажи, кто из родных был на войне, какие имеют награды
5 назови автора рисунка из нескольких предложенных
Критерии оценки
3 балла - ребенок рассказывает о родном городе, его памятных местах, о героях- земляках, называют автора , предложенного рисунка
2 балла – ребенок допускает неточности, допускает ошибки;
1 балл – ребенок ничего не рассказывает о городе, в котором он живет
высокий уровень - 11-15 баллов
средний уровень –8-10 баллов
низкий уровень –5-7 баллов
Подготовительная к школе группа
1 расскажи, что ты знаешь о своем городе
2 расскажи об историческом прошлом улиц родного города
3 что ты можешь рассказать о жизни людей нашего города в прошлом
4 в каких памятных местах родного города ты был, расскажи, что ты можешь о них рассказать
5 что изображено на фотографии, которую ты видишь
6 расскажи, как ты заботишься о благоустройстве родного города
Критерии оценки
3 балла - ребенок знает название города, рассказывает об истории родного города, о жизни людей в прошлом, о памятных местах, о работе по благоустройству города
2 балла - ребенок допускает неточности, требуется помощь педагога
1 балл - ребенок не рассказывает о городе, не может назвать памятные места, не может рассказать о знаменитых людях
высокий уровень – 13-18 баллов
средний уровень – 10-12 баллов
низкий уровень –6- 9 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".
Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина" поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...
конспект "Родной свой край люби и знай"
В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....
Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...
НОД В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай» Блок – « Мой дом, моя семья, моя страна» Тема: «Семья и родной дом» Возрастная группа: старшая
Тема "Семья и родной дом"...
Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»
Данный материал направлен на знакомство детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....