Родной свой край – люби и знай
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Рузавина Елена Васильевна

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Раздвигая горизонты, познаваемого детьми, мы зароняем в их сердцах искорки любви к родному краю,  к Родине, воспитание у них любви к своей «малой родине»- это чувство каждый малыш связывает с тем местом, где он родился, где живет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из главных задач ДОУ, заложенных в «Программе воспитания и обучения в детском саду» является нравственно – патриотическое воспитание детей.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний. В настоящее время усиленно внимание к решению задач нравственно – патриотического воспитания со стороны правительства РФ и министерства образования РФ. Современная жизнь сама диктует необходимостьвозвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Раздвигая горизонты, познаваемого детьми, мы зароняем в их сердцах искорки любви к родному краю,  к Родине, воспитание у них любви к своей «малой родине»- это чувство каждый малыш связывает с тем местом, где он родился, где живет. Однако «малую Родину» нельзя ограничивать только сквером и парком, который его окружает, домом, в котором он живет , и детским садом… Это даже не улица, где расположен дом ребенка, микрорайон. «Малая Родина» ребенка – это также памятные места города, музеи, выставки и т.д. Расширить круг знаний о родном городе, представить детям исторические сведения – это задача взрослых. Это определило необходимость поиска эффективных путей средств и методов формирования у детей нравственных основ и патриотических чувств, и дало направление для разработки технологии «Родной свой край – люби и знай».

Разработанная технология рассчитана на детей 4 – 7 лет. Решая задачи нравственно – патриотического воспитания, мы выделяем 2 раздела: «Музеологии» и «С чего начинается Родина? », что объясняется рядом причин:

а) заинтересованность родителей в углублении знаний у детей об изучении родного города;

б) недостаточным уровнем знаний детей о малой родине:

высокий уровень – 12%

средний уровень – 40%

низкий уровень – 48%

Цель технологии – воспитание у детей потребности в познании родного города, формирование бережного отношения к его культуре, истории  и традициям.

Задачи

знакомить с историей родного города, его  культурой и  бытом

-  знакомить детей с природным окружением родного края

- обогащать нравственные основы и патриотические чувства ребенка, посредством приобщения к  изучению истории родного города

- воспитывать свободную творческую личность на основе знакомства детей с историей родного города,уважительное и доброе отношение к жизни алатырцев

Пути реализации.

- создание  и обогащение предметно- пространственной среды;

- разработка перспективно-тематического  планирования

- осуществление воспитательно-образовательного процесса по разработанному тематическому плану;

- разработка плана работы с родителями

- разработка плана работы с педагогами

Ожидаемый результат.

- осознание детьми значимости своей малой Родины в жизни страны

-усвоение и расширение  знаний детей  об истории родного города

- выполнение данной технологии позволит сформировать у ребенка уважительное отношение к жизни, культуре, быту алатырцев (как в прошлом,  так и настоящем)

- доброжелательное отношение к близким, друзьям и другим людям,живущих в родном городе Алатыре

- гуманное отношение к природному окружению

Основные принципы технологии

-учет ближайшего развития

-связь знаний и умений с жизнью и практикой

-принцип научности знаний

-принцип системности знаний

-принцип доступности знаний

Структура технологии

1 раздел: музеология

2 раздел: с чего начинается Родина?

1.Музеология

Цель: познакомить детей с различными видами деятельности современных музеев как учреждений культуры, познакомить с интересными музейными коллекциями,экспозициями, выставками

познакомить с музеем – заповедником «Присурский»

Задачи:

познакомить с музеями города Алатырь (краеведческий, художественный), мини-музеями детского сада, школы-гимназии № 6 им. академика А.Н. Крылова

формировать познавательное отношение к жизни, культуре, быту алатырцев( как в прошлом так и в настоящем времени)

формировать у детей интерес к коллекционированию

обогащать и расширять представления детей о природе края посредством экскурсий и наблюдений в природе

2.  С чего начинается Родина?

Цель: развивать интерес  и потребность изучать историю родного города,

знакомить  с жизнью и судьбами людей, прославивших наш город в годы мирного труда и войны, нашими современниками

Задачи:

познакомить детей с созданием музейных комплексов на базе древних памятников, с деятельностью художников реставраторов

развивать элементарные навыки исследования, выявления памятников истории икультуры через встречи с интересными людьми, экскурсии и прогулки по городу

познакомить с легендами происхождения города

познакомить с жизнью и деятельностью знаменитых земляков- алатырцев

созданиесовместно с детьми макета «наш микрорайон»

создание педагогами  мини-музеев в группе мини- выставок фотографий «жизнь ребенка в д/с

конкурс поделок «город древний- город молодой» с участием родителей

организация выставки рисунков «мой город в 21 веке»

Тематический план

Средняя группа

Моя улица

Экскурсии по ближайшим улицам, рассказ воспитателя об истории возникновения названий улиц

Мой город

Экскурсии в парки, музеи, рассказ воспитателя об истории этих мест, чтение легенд и былей о происхождении  названия города

Природа моего края

наблюдение и труд в природе, беседы о соблюдении чистоты и порядка  территории д/с , трудовая  деятельность по озеленению своего участка

Моя улица

Мой город

Природа моего края

Содержание работы

1 квартал

Экскурсия по

ул. Стрелецкая

Рассматривание с детьми фотографий в альбоме

Наблюдения на территории д/с

2 квартал

 Экскурсия по

ул . Комсомола

Экскурсия в парк к памятнику М.П.Боронину и

В.ФВетвинскому

Наблюдение и труд в природе

3 квартал

 Экскурсия по

ул. Московская

 Экскурсия  в сквер  «Прудок»

Труд в природе, забота о птицах

Экскурсия в грачевник

4 квартал

Экскурсия по знакомым улицам

Экскурсия в городской сад, краеведческий музей

Участие в озеленении территории д/с совместно с родителями

Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками

 задачи:

познакомить с историей возникновения улицы, на которой находится детский сад

развивать интерес к истории происхождения города

развивать интерес к природному окружению, умению ориентироваться на ближайшей к д/с территории ( в микрорайоне)

результат:

знание названий улиц, истории их происхождения

умение ориентироваться в ближайшем микрорайоне

устойчивый интерес к познанию ближайших городов  республики

старшая группа

Мой город

Богатство природы родного края

Содержание работы

1 квартал

Рассказ воспитателя об истории возникновения города, географическое положение

Экскурсия в музей краеведения, чтение легенд и былин,составление творческих рассказов об истории города по названиям улиц

Рассматривание фотографий, иллюстраций с видами родного города

Знакомство с рекой Сурой

Чтение стихотворений

Рассказ воспитателя о богатстве природы Алатырского района

Рассматривание фотографий и иллюстраций родной природы

2 квартал

 Экскурсия по улице Ленина

Знакомство с архитектурой старинных зданий

Экскурсия во Дворец Культуры, к зданию бывшего к/т «Октябрь»

Творческие работы детей по созданию макетов зданий

Чтение стихов местных авторов о родном городе

Прослушивание песен о родном городе

Создание коллекций минералов и полезных ископаемых совместно с родителями

Знакомство с  трудом взрослых по охране природы

Рассматривание альбомов слайдов , иллюстраций( очистка водоемов, подкормка животных и птиц, посадка деревьев и т.д.)

Экологическая акция «Покормите птиц зимой»

 3 квартал

Экскурсия в художественный музей

Беседа с детьми о многонациональности населения города

Рассматривание рисунков местной художницы Н. Судникович

Экскурсии по улицам города с посещением Николаевского Новодевичьего монастыря, собора Иоанна Предтечи

Игра- путешествие «Путешествие по родному городу»

Встреча с поэтессой А. Кручининой в литературной гостиной

Знакомство с рекой Алатырь

Рассматривание карты города

Чтение стихов о родном городе

Целевая прогулка в сквер «Прудок»

Знакомство с флорой и фауной местного водоема

4 квартал

Экскурсия к памятнику павшим воинам на Венце

Экскурсия к памятнику А. Пушкина в городском саду

Рассказ воспитателя о героях, павших во время ВОВ

Экскурсия во ДК

Посещение детских спектаклей, выставок местных художников

Экскурсии в городской сад

Экскурсии к реке Сура

Пеший туризм в Засурье совместно с родителями

Детские творческие зарисовки родного края

Экологическая акция «Украсим город цветами»

     

        задачи:

формирование желания больше узнать о своей малой Родине

продолжать знакомить с родным городом, его историей,  с памятниками старины, с     природой родного края

формировать бережное сознательное отношение к природным объектам

результат:

 знание о достопримечательностях города Алатырь,

о его географическом положении,

 умение беречь природное окружение

Подготовительная к школе группа

Мой город

Природа родного края

Гордость земли Алатырской

Содержание работы

1 квартал

Экскурсия по улицам города: Троицкая, Первомайская, Комсомола.

Знакомство и

 посещение памятников архитектуры:

Крестовоздвиженской церкви, мужского Свято-Троицкого монастыря

Красной Колокольни, здания железнодорожного вокзала.

Рассматривание фотографий «Старинный Алатырь».

Экскурсия в краеведческий музей в зал природы

Беседа о знаменитых людях города

Экскурсия к памятнику скульптораС.Д.Нефедова-Эрзя

Экскурсия в художественный музей на выставку работ художников - земляков

2 квартал

Знакомить с жизнью и бытом известных людей позапрошлого века «Алатырь – старинный купеческий город».

Экскурсии по улице Ленина к зданию купца Попова.

Экологическая акция «Берегите птиц зимой»

Экскурсия в школу- гимназию №6 в музей   мастера кораблестроения А.Н.Крылова

3 квартал

Экскурсия во Дворец культуры: посещение выставок местных художников.

Игра- путешествие «Путешествие во времени»

Экскурсия  в заповедник «Присурский»

беседа о труде работников заповедника

Экологическая акция по озеленению  территории д/с

Знакомство с основателем заповедника Г.А. Сулимо-Самойло

4 квартал

Создание мини музеев

Творческие работы совместно с родителями «Мой город»

Экологический рейд по микрорайону совместно с родителями «Я за чистый город»

Знакомство с героем-земляком

 П.Г. Макаровым

задачи:

расширять представления об истории памятников старины, о знаменитых людях, прославивших родной город

воспитывать бережное, созидательное, деятельное отношение к родной природе

результат:

знания об истории земли Алатырской, об известных людях прошлого и настоящего родного города

деятельное отношение к природе родного города

Работа с родителями

Цель:

знакомить родителей с работой д/с по  нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, расширять общекультурный кругозор

Содержание работы

  1. литературно- исторический вечер «Колесо истории»
  2. конкурс поделок с участием родителей
  3. организация фотовыставки на тему «Жизнь нашего города»
  4. участие родителей в проектной деятельности
  5. участие родителей в совместных мероприятиях

Работа с педагогами

Цель  :

 создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала педагогов  в работе с детьми

повышение профессионального уровня педагогов,

поощрение саморазвития и самообразование педагогов

Содержание работы

  1. посещение проблемных семинаров и дискуссий
  2. посещение тематических выставок, музеев
  3. участие в работе круглых столов

Мониторинг

Средняя группа

1  назови город, в котором ты живешь?

2  назови улицу, на которой ты живешь?

3  назови улицу, на которой находится детский сад

     почему так  названа эта улица?

4   расскажи о любимом уголке родного города  отдыха в родном городе

5   знаешь ли ты как сделать, чтобы улицы  и парки родного города были      красивыми и чистыми?

6    расскажи о памятнике, который ты видишь на фотографии

Критерии оценки

3 балла – ребенок знает название родного города, называет улицу, на которой он живет, находится детский сад; рассказывает о любимом уголке родного города и памятниках;

2  балла – ребенок  допускает неточности, допускает ошибки;

1 балл – ребенок  не знает домашнего адреса, не сразу называет  город, в котором он живет (или не знает вообще), не может ничего рассказать о городе

высокий уровень – 13-18 баллов

средний уровень – 10-12 баллов

низкий уровень – 6-9 баллов

Старшая группа

1   расскажи, что ты знаешь о родном городе

2   посмотри на фото и расскажи, что изображено

3   в каких памятных местах родного  города ты был, расскажи что тебе   понравилось

4   расскажи, кто из родных был на войне, какие имеют награды

                        5   назови автора рисунка из нескольких предложенных

Критерии оценки

3 балла -  ребенок рассказывает о родном городе, его памятных местах, о героях-  земляках, называют автора , предложенного рисунка

2  балла – ребенок  допускает неточности, допускает ошибки;

1 балл – ребенок ничего не рассказывает о городе, в котором он живет

 высокий уровень -  11-15 баллов

средний уровень –8-10 баллов

низкий уровень –5-7 баллов

Подготовительная к школе группа

1  расскажи, что ты знаешь о своем городе

2  расскажи об историческом прошлом улиц родного города

3  что ты можешь рассказать о жизни людей нашего города в прошлом

4  в каких памятных местах родного города ты был, расскажи, что ты можешь    о  них рассказать

5  что изображено на фотографии, которую ты видишь

6  расскажи, как ты заботишься о благоустройстве родного города

Критерии оценки

                  3 балла - ребенок знает название города, рассказывает об истории родного города,       о жизни людей в прошлом, о памятных местах, о работе по благоустройству города

                       2 балла -  ребенок  допускает неточности, требуется помощь педагога

1 балл -  ребенок не рассказывает  о городе, не может назвать памятные места, не           может рассказать о знаменитых людях  

высокий уровень – 13-18 баллов

средний уровень – 10-12 баллов

низкий уровень –6- 9 баллов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....