«Петербурговедение». Воспитание у детей младшего дошкольного возраста чувства любви к родному городу.
статья (младшая группа) на тему
Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой родной город, любить его. А еще они должны с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны не только любить и беречь свой город, но чувствовать себя частицей нашего удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Петербурговедение». Воспитание у детей младшего дошкольного возраста чувства любви к родному городу.
Рассказова Наталья Владимировна, воспитатель дошкольного отделения ГБОУ СОШ №619 Калининского района, г. Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой родной город, любить его. А еще они должны с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны не только любить и беречь свой город, но чувствовать себя частицей нашего удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.
Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга (этого поистине уникального города-памятника) - разве это не бескрайнее море, где каждая новая волна - новое открытие, новое приобретение для души и сердца маленького петербуржца? Так давайте подготовим наших детей к этой встрече с чудом. Можно и нужно начинать эту работу с младшей группы детского сада. И, обязательно необходимо очень тесное сотрудничество с родителями».
Эту работу призваны вести педагоги уже в дошкольном детстве, в детских садах, накапливая первоначальные знания о городе, знакомя с достопримечательностями Санкт-Петербурга.
Почему нужно начинать изучение Санкт-Петербурга в младшем дошкольном возрасте? Юные петербуржцы любознательны, впечатлительны. У них хорошо развиты фантазия и воображение, а главное – у них прекрасно развита эмоциональная память. Поэтому основная задача воспитателя при изучении Санкт-Петербурга – это опора на эмоциональную память ребенка, формирование у ребенка эмоционально окрашенного понятия, первичных знаний, умений и навыков.
При работе с детьми по изучению Санкт-Петербурга нужно так же помнить, что географические понятия для детей младшего дошкольного возраста не приемлемы.
Воспитание юного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет – одна из важных задач, стоящая перед воспитателем.
Основные задачи:
*Формирование способностей к самопознанию как члена семьи, члена коллектива;
*Формирование умения ориентироваться в группе, в детском саду;
*Формирование представлений о назначении зданий, домов, разных видов транспорта;
*С помощью родителей ознакомление с «ближайшим» городом (свой район, микрорайон, прилегающие районы);
*дать детям знания, умения и навыки по всем разделам общеобразовательной программы в соответствии с рекомендациями для детей младшего дошкольного возраста;
*вызвать у детей интерес и желание изучать сезонные изменения, взаимосвязь в явлениях живой и неживой природы, используя различные виды деятельности;
*развивать творческие способности и креативные возможности каждого ребёнка с помощью формирования у детей практических навыков в развитии связной речи и других психических функций, умений по различным видам деятельности;
*вызывать потребность внимательно и бережно относится к природе, развивая наблюдательность и интерес к окружающему, прививать чувство единения с природой, ответственности за свои поступки;
*используя консультативно - рекомендательные мероприятия, вызвать у родителей желание принимать активное участие в педагогическом процессе.
Основные цели:
*Формирование способностей к самопознанию как члена семьи, члена коллектива;
*Формирование умения ориентироваться в группе, в детском саду;
*Формирование представлений о назначении зданий, домов, разных видов транспорта;
*С помощью родителей ознакомление с «ближайшим» городом (свой район, микрорайон, прилегающие районы);
*дать детям знания, умения и навыки по всем разделам общеобразовательной программы в соответствии с рекомендациями для детей младшего дошкольного возраста;
*вызвать у детей интерес и желание изучать сезонные изменения, взаимосвязь в явлениях живой и неживой природы, используя различные виды деятельности;
*развивать творческие способности и креативные возможности каждого ребёнка с помощью формирования у детей практических навыков в развитии связной речи и других психических функций, умений по различным видам деятельности;
*вызывать потребность внимательно и бережно относится к природе, развивая наблюдательность и интерес к окружающему, прививать чувство единения с природой, ответственности за свои поступки;
*используя консультативно - рекомендательные мероприятия, вызвать у родителей желание принимать активное участие в педагогическом процессе.
Ведущими специалистами по изучению СПб разработано несколько программ, которые призваны помочь педагогам.
Прежде всего, это программа «Первые шаги», автор Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет». Основная часть знаний даётся на занятиях-путешествиях, при работе в группе с воспитателем, во время непрерывного контакта и при работе с родителями. Закрепление знаний происходит на экскурсиях с родителями, для этого заранее проводится консультация родителей и выдаются памятки.
В младшем дошкольном возрасте ставятся две основные главные цели:
Воспитание любви и интереса к родному городу;
Воспитание желания узнать свой город, познакомиться с ним ближе.
Изучение истории и жизни нашего Санкт-Петербурга идет через игровую деятельность детей. Следовательно, нужно так организовать игры, чтобы обеспечить взаимодействие ребят с городом, которое бы стало определяющим в формировании у ребенка представления об окружающем мире. Как мы научим ребенка младшего дошкольного возраста воспринимать Санкт- Петербург, так он будет воспринимать окружающий мир.
В работе по изучению Санкт-Петербурга я использую различные виды дидактических игр: «Мой дом», «Моя семья», «Времена года».
«Мой дом» - во время экскурсии (проводят родители) делаются фотографии улицы, на которой находится дом, подъезда, игровой площадки и игровой зоны дома. Во время игры дети находят те фотографии, на которых изображен их дом, улица, комната. Родителям можно предложить сделать макет дома.
«Моя семья». Родители приносят в детский сад семейные фотографии и фото домашних любимцев. В утренние или вечерние часы с детьми младшего дошкольного возраста проводятся беседы по фотографиям, игры – «Чья мама?» «Как зовут кошку?» и т.д.
«Времена года». Родителям предлагаются консультации для прогулок осенью, зимой, весной. И на основе сделанных фотографии закрепляются с детьми времена года, проводятся беседы.
Так же родителям предлагается совершить экскурсии: «В магазин» (наблюдение за работой продавца), «В парикмахерскую» (маме и мне делают прическу), «На почту» (бабушка получает пенсию).
После экскурсий дети приносят фотографии и создаются тематические фотоальбомы.
В группе проводится подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр (детский сад, семья, магазин, больница, парикмахерская, автобус, прачечная…
Для наглядности используются открытки, картины, фотографии с видами достопримечательностей города.
В Программе «Первые шаги» большое внимание уделено работе с родителями.
В группе можно так же провести выставки работ детского творчества, фотовыставки на различные темы («Мои родители», «Любимые животные» и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом
Создавать условия для формирования гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города....
«Формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным городом»
Дошкольный период – уникальный и решающий этап жизни ребенка, в процессе которого закладываются основы его личности, формируется его гражданско-патриотическая компетенция, вырабатываются черты граждан...
Перспективное планирование по теме «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом - Рубцовском».
Перспективное планирование по краеведению в подготовительной группе по теме нравственно-патриотического воспитания. Цель: Создавать условия для воспитания патриотизма у детей ст...
Духовно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
В данной статье отражено решение важной проблемы воспитания основ духовности и патриотизма в процессе ознакомления с родным г. Мичуринском, его историей, символикой, достопримечательностями, традициям...
Опыт духовно нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре,родной речи начинается с малого – любвик своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постоянно расширяясь,эта любовь пере...
«Петербурговедение». Воспитание у детей дошкольного возраста чувства любви к родному городу.
Петербурговедение- важный аспект для общего развития детей. Санкт- Петербург - это город, в котором они живут, растут, развиваются, берут вое начало....
Формирование нравственно патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Патриотизм – является мощным педагогическим инструментом в воспитании подрастающего поколения. К.Д. Ушинский....