Ознакомление младших дошкольников с хакасской народной культурой как основа для формирования чувства толерантности.
консультация (младшая группа) на тему

Кромова Анна Витальевна

знакомство младших дошкольников с хакасской народной культурой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kromova_anna_vitalevna.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Кромова Анна  Витальевна

Воспитатель II кв. категории

МДОУ ЦРР- д/с №11 «Росинка» г. Саяногорск

Ознакомление младших дошкольников с хакасской народной культурой как основа для формирования чувства толерантности.

В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племен. Но если мы представим себе новорожденного ребенка, входящего в современный нам мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр.

Сберечь доставшееся нам по наследству поможет лишь любовь, а чтобы надо, прежде всего, знать, помнить и уважать. Приобщение ребёнка с самого раннего возраста к истории и культуре своего народа служит цели возрождения генетической памяти молодого поколения.

Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.

Основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский отмечал, что для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности.

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в старшем дошкольном возрасте — мир родного края и, наконец, мир родной отчизны — России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации.

Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния — в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной российской природы, быта, традиций, обрядов, нравов людей, среди которых живет.

К. Д. Ушинский отмечал, что «...воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной самобытности.

Народное творчество является традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужества, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д.Ушинский, Е.А., Е.А. Виноградов и др.), заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народное творчество, чтобы донести до потомков.

В своей работе с младшими дошкольниками мы широко используем устное народное творчество хакасского народа, как часть занятия, так и в повседневной совместной деятельности с детьми.

Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Даже в самом маленьком произведении, будь то тахпахи, песни или сказки, пословицы, поговорки, загадки, высвечивается эпоха, колорит национальной культуры.

Педагогическое значение народных песен заключается в том, что они прививают воспитываемые чувства, необходимые человеку с младенческого возраста. В разные жизненные моменты используются разные песни: колыбельные, детские, игровые, трудовые. В песне отражены буквально все требования к становлению, совершенствованию личности.

Колыбельные песни - маленький лаконичный урок на всю жизнь. Урок этот добрый и искренний, действенный, потому что исходит от близкого родного человека. Колыбельная песня - первичная форма освоения действительности, познания окружающего мира. Через колыбельную песню ребенок усваивает словарный запас, знакомится со своей семьей, родственниками, родом.

Дедушка твой Хара-Хан,

Бабушка твоя Хара-Торгы,

Отец у тебя Хара-Педкей,

Мать твоя Поган Арыг...

Дядя по матери твой Погда Кирис.

Талантлив и мудр хакасский народ. Мудрость, трудовой опыт поколений, свод правил жизненной морали и нравственности, быта, мировоззрения на прошлое и настоящее отразил в пословицах и загадках.

В пословицах отражается действительность, поэтому они имеют большое познавательное значение. Многие из них сложены на тему необходимости почтения к старшим, вежливости по отношению друг к другу. Эти качества прививали с детства в семье.

Улугнын чоогын иссен                     Старшего брата будешь слушать,

Узада кунни корерзин...                  Больше проживешь.        

Пословицы ориентируются не на безоговорочное подчинение авторитету старших, но на их мудрость, на гуманное заботливое отношение к младшим.

Улугпы улугла                        Старших почитай,

Кичигни кичтле                         Младших оберегай.

В загадках отражены черты жизни и быта хакасов. Хакасская загадка богата в звуковом отношении (можно использовать для упражнений в четком произношении звуков).

Ойда отыс ой адым                            В долине тридцать соловых коней. (Зубы)

Эти пословицы и загадки можно найти, - открыв сборник «Мудрое слово». Можно сравнить хакасские и русские пословицы и поговорки, близкие по смыслу и проводить такую же работу с ними, как и с русскими.

Очень большое значение в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с хакасской народной культурой имеют сказки.

Сказки занимали одно из первых мест в словесном творчестве хакасского народа и переходили от поколения к поколению.

Они выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме, раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности и являются средством художественного  познания действительности и служат целям воспитания.

Народ и сегодня рассказывает сказки.

Современные писатели Хакасии являются участниками художественных традиций народного поэтического творчества. Михаил Кильчичаков, уже будучи известным писателем, часто вспоминая сказки своего деда, хайджи Саяна (игравшего на хомысе) - переложил их на бумагу. Это сказки-былички: «Сказка о хитрой лисе», «Рано встающий Ироалах» и другие. Они знакомят детей с повадками, с образом жизни зверей и птиц. В каждой сказке есть своя мораль.

Также в повседневной деятельности мы используем для ознакомления с хакасской культурой пальчиковые игры. Одна их них хакасская игра «Хоор-хоор», напоминает русскую игру-забаву «Сорока-белобока кашу варила».

В своей работе с детьми мы не забываем и подвижные игры «Хаас хур», «Спрячь рукавицу».

Во второй младшей группе на отдельном занятии мы знакомим детей с куклой хакасской, рассматриваем национальный костюм, украшения. Знакомим детей с жилищем хакасов – юртой. Обращаем внимание и знакомим их с красотой природы Хакасии, с растениями (ягоды – брусника, черника), с деревьями (береза, тополь, ель), а также с животным миром (лиса, медведь, волк, белка, бурундук).

Итак, знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, ее; его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков — тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.

Если мы с самого раннего детства будем знакомить детей с русской и хакаской народной культурой, то в среднем и старшем дошкольном возрасте нам это даст основу для формирования чувства толерантности и дальнейшему успешному ознакомлению детей с национальной культурой других народов.

Список литературы:

  1. Арапова-Пискарева Н.А., Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – М., 2004. – 136 с.
  2. Балгазина А.И., Моя Хакасия. Книга для чтения  «Культура, литература и история родного края».
  3. Ватаман В.П., Воспитание детей на традициях народной культуры: программы, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008. – 181 с.
  4. Кышпонакова О.И., Хакасские народные игры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство приобщения младших дошкольников к русской народной культуре

В данном материале представлена дидактическая игра "Подбери головной убор к сарафану" для приобщения дошкольников к русской народной культуре. Игра может использоваться для закрепления ранее изученног...

Формирование патриотических чувств и духовности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой

Тема:» Формирование патриотических чувствии духовности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой».Детство- время развивать всех сил человека, как душевных, так и телесных...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Приобщение старших дошкольников к хакасской народной культуре в различных видах деятельности

О приобщение дтей старшего возраста к хакасской культуре через разные виды деятельности...

Статья "Приобщение детей к русской и хакасской народной культуре на примере песенок - потешек"

Работаю с детьми раннего возраста и считаю, что любовь к Родине, к народной культуре нужно прививать уже с раннего детства....

Программа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с обрядовой народной куклой.

Программа по приобщению дошкольниковк истокам народной культуры  через ознакомление с обрядовой народной куклой....