Приобщение старших дошкольников к хакасской народной культуре в различных видах деятельности
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Южанина Рузалия Шамиловна

О приобщение дтей старшего возраста к хакасской культуре через разные виды деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yuzhanina_r.sh_.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 11 «Росинка»

Приобщение старших дошкольников к хакасской народной культуре в различных видах деятельности

(стендовый доклад)

                                                                         Выполнила:

                                                                         ЮжанинаРузалия Шамиловна                                                            

                                                                         Воспитатель 1 кв. кат.  

                                                                                   МБДОУ ЦРР – д/с № 11 «Росинка»

Саяногорск 2014

Приобщение старших дошкольников к хакасской народной культуре в различных видах деятельности

Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, мы замечаем, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется нам возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Для решения поставленной задачи мы использовали разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, мы считаем: занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам занятий. Собрали традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. В группе имеется настольный театр, который используется для ознакомления с хакасскими народными сказками. На протяжении многих лет в нашем детском саду открыт и успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции Центр национального быта и культуры на базе группы. Именно здесь, в рамках проведения занятий, наши воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей Хакассии. Был создан также национальный уголок в группе. С его помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Хакассия. Мы создали национальный костюм для куклы, которая была помещена в уголок.

Для изучения хакасской народной одежды в саду имеются женские и мужские костюмы, женское украшение «Пого», альбом «Хакасский народный костюм». Элементы хакасского узора используем на занятиях по аппликации и ручного труда. Подобрана литература и иллюстрации о республике Хакассия и столице Абакане и родном городе Саяногорске. Использование наглядного материала о жизни и труде хакасов помогает нам развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать. Подобраны иллюстрации, которые знакомят с растительным и животным миром Хакассии. Оформлены альбомы «Растения и животные хакасского края», «Родина моя - Хакасия». Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе мы используем беседы, занятия. Занятия организуем в форме беседы на темы: «Хакасия – мой край родной», «Жители Хакасии», «О природе и жизни людей в Хакасии», «Одежда народов Хакасии», «Декоративно-прикладное искусство». Мы в своей работе используем иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. На занятиях по обучению рассказыванию вносим устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными. Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий мы используем дидактические игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье», «Найди пару», «Магазин игрушек», «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда».  Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаем игру «Для чего нужны предметы?» На прогулках проводим индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей: на занятиях,  прогулке, в самостоятельной деятельности, такие игры, как «охчаадан атыс» - стрельба из лука, «урух тастааны» - метание аркана, игра в кости и т. д.        

Результатом работы с детьми  стал праздник Чыл пазы – Голова Года. Хакасский Новый год. Дети показали практически хорошие знания и умения.

Список литературы:

  1. Бутанаев В.Я., Верник А.А., Ултургашев А.А. Народные праздники Хакасии.

Учебное пособие. – Абакан: издательство ХГИ им. Н.Ф. Катанова, 1999. – 76 с.

  1. Сунгугашев Я.И. Краткие очерки из истории Хакасии. – Хакасское ОККИ.

Абакан,  1968. – 67 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

«Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников»

«Приобщение старших дошкольников  к традиционнойнародной культуре посредствам народных праздников»...

План мероприятий по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников

тематическое планирование по приобщению старших дошкольников к традиционной культуре посредством народных праздников...

"Приобщение старших дошкольников к мордовской национальной культуре в различных видах деятельности"

Мордовия- это российская земля, где издревле в мире и согласии существовали славянские, тюркские и финно-угорские народы православного и мусульманского вероисповеданий. Испокон веков на мордовской зем...

Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Проект «Народная игрушка как средство приобщения старших дошкольников к русской народной культуре» (для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)

Проект позволит ребёнку познакомиться  с декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой, окажет позитивное влияние на развитие умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, н...

«Родной свой край, люби и знай»-этнокультурное воспитание дошкольников (Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре в различных видах деятельности)

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, ...