Проект "С чего начинается Родина?"
проект (старшая группа) на тему
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_malaya_rodina.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ: “С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?”
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Проект:
Долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность темы:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Поэтому я выделила несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.
Задачи патриотического воспитания:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Гипотеза:
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть:
Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия.
Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.
Должны знать природу России ее флору и фауну.
Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.
Презентация проекта:
Оформление творческого пакета. Представление проекта.
Основные направления реализации проекта:
Разработать проекты:
“Мой дом детский сад – моя маленькая Родина”;
“Мой город и область в которой я живу”;
“Россия – Родина моя”;
“Земля – планета на которой мы живём”.
Разработать и провести циклы занятий:
“Мой дом – моя семья”;
“Хорошо у нас в саду”;
“Моя Родина – Россия”;
“Москва – столица нашей Родины”.
Культура моей Родины (обычаи, традиции, народное творчество), история России, Сибири
“Защитники отечества”;
“Мы – дети Земли”;
“Береги свою планету” .
Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей:
Проведение праздников в детском саду:
“День защитников отечества”;
“9 мая – день Победы”;
“Мамин день”;
“Праздники по народному календарю”.
Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей:
Деятельность Центра народного творчества детей:
Оркестр народных инструментов.
Театр русского костюма.
Физкультура и здоровье:
Организация дней здоровья.
Спортивные развлечения, праздники, эстафеты.
Экологические походы, поездки на море.
Спортивные праздники “Весёлые старты”, “Мама, папа, я – спортивная семья”.
Акции:
“Покормите птиц зимой”.
“Зелёный патруль”.
“Памятник”.
“Озеленение территории детского сада”.
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
Изготовление атрибутов для игр: “Пограничники”, “Моряки”, “Космонавты”, “Пожарные”, “Спасатели”, “Инопланетяне”, “Пешеходы и пассажиры” и т.д.
Оформление “Экологической галереи”, “Маршрута безопасности движения”, “Центра народного творчества“Москва – столица России” и т.п.
Изготовление атрибутики государственных символов России, города, области.
“Моя семья”, “Хорошо у нас в саду”, “Где мы любим отдыхать”, “В гостях в экологическом центре”.
Создание газет: “Моя спортивная семья”, “Утром солнышко встаёт, в детский сад меня зовёт”.
Работа с родителями:
Знакомить детей с семейными реликвиями.
Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов “С чего начинается Родина?”.
Анкетирование родителей: “Знаете ли вы своего ребёнка”.
Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи.
Помощь в снятии видеофильмов.
“Трудовой десант” родители с детьми (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора на участках, детский сад осенью, зимой).
Экскурсии.
Посещение выставок.
Создание библиотеки в группе.
Создание видеотеки.
ПРОЕКТ “МОЯ МАЛАЯ РОДИНА” (семья, дом, детский сад)
Проект:
Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.
Актуальность темы:
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
Гипотеза:
Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.
Участники проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатель группы.
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи проекта:
Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.
Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
ПРОЕКТ “МОЙ ГОРОД И ОБЛАСТЬ, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ”
Проект:
Долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.
Актуальность темы:
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Цель проекта:
Дать детям знания о родном городе. Развивать чувство гордости за регион, желание сохранить его чистым и красивым.
Гипотеза:
Проживая в городе Братске, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи моего проекта выполнены.
Задачи проекта:
Дать знания детям о родном городе6 история символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
Расширить знания детей о флоре и фауне города Братска, Иркутской области. Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.
Учить работать с картой Иркутской области, определять по условным знакам реки, леса, находить города Братск, Иркутск и 4–5 городов Иркутской области.
Познакомить детей с озером Байкал, его расположением на карте, уникальностью.
Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Познакомить с творчеством Братских поэтов, художников.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
ПРОЕКТ: “РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!”
Проект:
Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Гипотеза:
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Цель:
Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России.
Задачи:
Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями. Знакомство с другими крупными городами России.
Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции.
Знакомство с русской культурой, языком, традициями.
Знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.
Экологическое воспитание: знакомство с природой России, воспитание любви и чувства прекрасного.
ПРОЕКТ: “ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ”
Проект:
Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Актуальность темы:
Заключительной, четвертой ступенью нравственно-патриотического воспитания детей является знакомство с Землей – нашим общим домом. Дети должны знать, что наша планета живой организм, что она, так же как и мы, может болеть, если люди обижают природу и друг друга. И мы – люди планеты Земля, должны уважать друг друга, защищать, любить и заботиться о своей планете.
Гипотеза:
Люди отличаются друг от друга, но в то же время имеют много общего, любят жизнь, природу и хотят быть счастливыми. Как хорошо, что на Земле нас так много, и мы такие разные, но все мы зависим от состояния нашей планеты; нет никакой возможности ни для кого избежать этой глубокой зависимости.
Цель:
Как можно больше дать детям знаний о планете Земля подвести к осознанию и принятию ответственности как за свой образ жизни, так и за то воздействие, которое он оказывает на планету.
Задачи:
Дать детям знания, что они являются жителями планеты Земля. Населяют Землю люди, животные, растения.
Познакомить детей с многообразием народов живущих на Земле. Показать различия и сходство народов разных рас.
Вызвать интерес к культуре, языку, быту, традициям народов мира.
Познакомить детей с климатическими и природными условиями жизни людей, животных и растений Земли.
Познакомить с картой мира, с глобусом (учить находить и показывать 5–6 разных стран мира).
Развивать у детей положительное отношение и чувство симпатии по всем расам и народам.
Воспитывать у детей любовь к природе Земли, желание беречь и защищать ее.
Научить детей жить в мире с собой и другими людьми в гармонии и единстве с природой.
Приложение 1. Схемы реализации
проектов через разные виды деятельности
ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | 1.Сюжетно – ролевые игры:
2. Дидактические игры:
3. Коммуникативные игры:
|
Речь и речевое развитие |
|
Художественная литература |
|
Изодеятельность и дизайн |
|
Трудовая деятельность |
|
Учебная деятельность |
|
Социальное развитие |
|
Здоровье и физическое развитие |
|
Музыка |
|
Взаимодействие с родителями |
|
ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД И ОБЛАСТЬ В КОТОРОЙ Я ЖИВУ»
Раздел программы | Виды детской деятельности |
Речь и речевое развитие | 1. Познавательные занятия:
2. Творческие рассказы:
3. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г.Братске. 4. Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?». 5. Чтение худ.литературы. 6. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час». 7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. 8. Заучивание стихов. |
Игровая деятельность | 1. Оформление игротеки дидактических игр
2. Сюжетно – ролевые игры:
3. Подвижные, речевые игры народов Сибири. 4. Оформление игрового уголка объёмных игрушек: животные, птицы, рыбы Сибири. |
Трудовая деятельность |
Ручной труд:
|
Изобрази -тельная деятельность | Рисование:
Лепка: животных, птиц Конструирование (бросовый материал): Национальная кукла из ниток. Строительный материал: здания города, Братская ГЭС |
Здоровье и физическое развитие |
Беседы:
|
Экологическое воспитание |
|
Социальное развитие |
|
Музыкальная деятельность |
|
Взаимодействие с родителями |
|
ПРОЕКТ «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | Дидактические игры:
Русские народные подвижные игры:
Коммуникативные игры:
Хороводные игры:
|
Речь и речевое развитие | Составление творческих рассказов на темы:
|
Художественная литература | Чтение рассказов, сказок, стихов:
Заучивание стихов о Москве, Родине, России. Чтение произведений о русских богатырях. Заучивание пословиц, поговорок, небылиц. Конкурс пословиц и поговорок о труде. Разучивание частушек. |
Изодеятель-ность и дизайн | Рисование:
Роспись подносов:
Аппликация:
Оформление выставок рисунков. Оформление альбомов:
|
Социальное развитие | Выпуск семейных газет:
Создание альбомов:
Игра «Что? Где? Когда?» (Тема: Россия) |
Здоровье и физическое развитие | Беседы на темы:
Физкультурный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья!» Спортивные развлечения:
|
Экологическое воспитание | Беседы на тему:
Познавательные занятия:
Тематическое занятие «Посади дерево» Тематическое развлечение «Здравствуй, здравствуй, добрый лес». Дидактические игры:
Оформление альбомов:
Составление кроссвордов и ребусов на экологические темы. «Сочиним сказку». Поделки из природного материала. Аппликация. |
Музыкальная деятельность | Разучивание песен:
Хороводные игры и хороводы:
Русские пляски, переплясы Слушание песен и музыки:
Обучение игре на инструментах:
Праздники и развлечения на основе русского фольклора:
«Мой любимый хоровод» и т.д. |
Театрализова-нная деятельность | Инсценировка русских народных сказок:
Инсценировка сказок народов России:
Теневой театр:
|
Работа с родителями |
|
ПРОЕКТ «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ РОДНОЙ»
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | Сюжетно – ролевые игры:
Дидактические игры:
Подвижные игры разных стран:
|
Речь и речевое развитие | Рассказы из личного опыта:
Творческие рассказы:
составление рассказов по картинкам, картинам. |
Художественная литература | Чтение рассказов, сказок:
Чтение стихов:
|
Изодеятель-ность и дизайн | Оформление выставок рисунков и плакатов:
Приготовление атрибутов для театра Лепка животных жарких стран Аппликация «Разноцветная планета» |
Социальное развитие | Выпуск семейных газет:
Оформление альбомов (фотографии): Видеотека:
|
Экологическое воспитание | Беседы на тему:
Дидактические игры (См. картотеку): Оформление альбомов:
Работа с глобусом. Составление кроссвордов и ребусов. Рисование плакатов:
Просмотр видеофильмов о природе. |
Музыкальная деятельность | Слушание музыки композиторов разных стран:
Разучивание песен. Танцы разных стран:
|
Театрализован-ная деятель-ность | Настольный театр:
Игра – драматизация. Теневой театр. |
Работа с родителями |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....
Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"
Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....
папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"
Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....
НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»
Цель: ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...
С чего начинать обучение ребёнка цветам?
Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»
Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...