Рабочая программа "Наследники традиций"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Рабочая программа музыкального руководителя по приобщению дошкольников к народной игровой и традиционной культуре в процессе практического освоения региональных образцов песенного и игрвого фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_nasledniki_traditsiy.docx | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «НАСЛЕДНИКИ ТРАДИЦИЙ»
Составитель: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории: Герасимова Ольга Юрьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 248» общеразвивающего вида г. Барнаул
Пояснительная записка.
Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения . Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю, народной культуре.
МБДОУ № 248 более 10 лет использует в своем образовательном пространстве народно-культурологический компонент, состоящий из фольклорно- развивающей среды, из сочетания в учебно-досуговой деятельности традиционного дидактического материала и этнопедагогического потенциала, заложенного в лучших образцах общероссийской народной культуры.
Отсюда возникла потребность в целенаправленной работе в этом направлении, результатом которой является создание творческого объединения «Сударушка» в которое входят детские фольклорные коллективы, кружок «Рукотворцы», родительский консультативный клуб.
Для того, чтобы скоординировать деятельность всех подразделений была разработана комплексная программа «Наследники традиций».
Данная рабочая программа составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:
- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);
- базисная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
- программа «Приобщение детей к истокам русской культуры» авторы: О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой;
- программа «Камертон» автор: Э.П. Костина;
- программа «Оберег» автор: Е.Г. Боронина;
- программа «Горенка» автор: М.В. Хазова;
- «Музыка-хранительница эмоций» Автор: А.В. Шувалова
В данной программе акцент переносится на новые формы работы с детьми, которые позволяют обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости, строить обучение с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Отличительные особенности программы
Существующие учебные программы отводят фольклору незначительное место. В результате, яркий художественный и воспитательный потенциал народной отечественной культуры остаётся невостребованным. Освоение ребёнком столь близкого ему по духу фольклорного наследия – одно из приоритетных направлений современной педагогики. Поэтому народное творчество должно стать основой начального воспитания детей, ступенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры.
Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты ребёнка от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Родины.
Особенность программы в её интегративности, позволяющей объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса в процесса «проживания» фольклора, его «прорастание» в жизнь ребёнка. Кроме того, фольклорные занятия естественно переплетаются с развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, физкультурой, изобразительной деятельностью и т.п.
Целью программы является приобщение дошкольников к народной игровой и традиционной культуре в процессе практического освоения региональных образцов песенного и игрового фольклора.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- Создать условия для целостного восприятия народной культуры, через близкие образы средствами народной педагогики;
- Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка ;
- Способствовать развитию музыкальных способностей дошкольников: музыкальный слух, его ладовысотные и метроритмические компоненты;
Принципы построения и реализации программы:
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Принцип увлекательности: материал, предназначенный для развития детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на любознательность ребенка.
- Принцип наглядности, природосообразности, практичности: предполагает использование наглядных средств развития, приемов замещения, моделирования и схематизации, практических методов.
- Принцип системности: предполагает обеспечение преемственность в получении представлений детьми, протекающую через все виды деятельности.
- Принцип интеграции образовательного содержания разных разделах программы при решении воспитательно-образовательных задач.
- Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
7.Принцип природосообразности- проживание народного календаря и проведение фольклорных праздников в соответствии с традиционными календарными сроками.
Формы организации деятельности:
- проживание народного календаря в процессе организации и проведения народно-календарных праздников;
- фронтальная и индивидуальная работа с детьми;
- совместное творческая продуктивная деятельность (рукотворчество):
- изготовление праздничных атрибутов;
- традиционных обрядовых и бытовых кукол;
- обрядовой выпечки.
Работа по обеспечению педагогического процесса.
- Планирование;
- Подбор и систематизация нотного материала;
- Создание медиатеки;
- Изготовление и подбор пособий, атрибутов и костюмов;
- Разработка сценариев праздников и развлечений.
Повышение педагогического мастерства.
- Участие в семинарах ДОУ;
- Работа в творческой группе;
- Участие в городских и районных конкурсах, научно- практических конференциях;
- Курсы повышения квалификации
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
В результате освоения программы " Наследники традиций» у детей:
- обогащаются представления детей о календарно-праздничных традициях русскоязычного населения Алтайского края;
- расширяется объём знаний о сезонных изменениях в природе на основе знакомства с земледельческим календарём;
- вырабатываются практические навыки и опыт рукотворчества;
- появляется навык игрового общения как между детьми, так и со взрослыми;
- оптимизируется речевая активность ребёнка;
- формируется общая культура, обеспечивающая социальную успешность дошкольника
Основные этапы и сроки реализации.
Этап | Содержание | Срок | |
1. | Организационный (подготовка и организация по направлению). | Создание материальной и методической базы | 3 квартал (июль-сентябрь) |
2. | Основной. (включение воспитанников и педагогов в работу по проблеме развития духовно-нравственных качеств у детей в процессе освоения народной культуры) | Проведение запланированных мероприятий с детьми, педагогами, родителями | Учебный год |
3. | Заключительный. (мониторинг результатов реализации программы) | Тестирование, устное анкетирование, визуальные наблюдения. Сравнение, сопоставления результатов. Сравнительный анализ деятельности. | Май - июнь |
Участники программы: педагоги, родители старших дошкольников, дети старшего дошкольного возраста.
Срок реализации – Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю протяжённостью 30минут. Всего за учебный год – 68 часов.
Материальная база, обеспечивающая реализацию данной программы:
- помещение для организации занятий;
- мультимедийный комплекс, аудиоаппаратура;
- музыкальные инструменты: фортепиано, баян, аккордеон, балалайка;
- комплект шумовых народных инструментов: рубель, трещотка, свирель, деревянные ложки, окарина, шаркунки, свистульки и т.д.
Учебно- методическая база:
Программы:
- базисная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
- программа «Приобщение детей к истокам русской культуры» авторы: О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой;
- программа «Камертон» автор: Э.П. Костина;
- программа «Оберег» автор: Е.Г. Боронина;
- программа «Горенка» автор: М.В. Хазова;
- «Музыка-хранительница эмоций» Автор: А.В. Шувалова
Учебно-методические пособия:
- «Календарно-праздничная обрядность русского народа» в 2 частях/сост: Н.Т. Чердынцева, О.В. Дерябина, Барнаул, 2009г
- «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»/авт: Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева/ Санкт-Петербург, 2012 г
- «Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках» Г.М. Науменко, М. 2001 г;
- «Воспитание ребёнка в русских традициях» Л. Соколова, М, 2003 г.;
- «Энциклопедия детского фольклора», / Москва, 2008;
- «Педагогический репертуар для детского фольклорного ансамбля»/сост: О.В. Дерябина, Н.Т. Чердынцева,2012г;
- «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси»/сост: Е.Р. Железнова/Санкт-Петербург, 2011г
Музыкально-игровой материал:
- « Наш весёлый хоровод» сост: .И. Мерзлякова, Т.П. Мерзляков, выпуск 1
- «Поёт и играет «Медуница» О.С. Щербакова, О.В. Голомидова
- «Народная игра- забава, радость, красота» /сост: О.В. Дерябина, Н.Т. Чердынцева/Барнаул, 2009г;
- «Учебно-творческий репертуар народно-певческого коллектива»/ сост: О.В. Дерябина, Н.Т. Чердынцева/Барнаул, 2013г;
Педагогическое портфолио:
(материалы по организации и проведению календарных праздников)
- «Кузьминки»
- «Покров»
- «Святки»
- «Масленица»
- «Пасха»
- «Сороки»
- «Троица»
Календарно- тематический план | |||||
Месяц Тема | Знакомство с устным народным творчеством | Знакомство с русской народной песней | Использование фольклора в развитии двигательной активности детей | Знакомство с русским народным искусством | Знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками. |
Сентябрь 1.Сентябрь-Новолетие 2. Золотые серпы 3. Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет | 1.Беседа о лете. 2.Народные приметы, пословицы, поговорки, загадки о летних явлениях природы. 3.Сказка «Житный дед» (см * 4 стр 305) 4. Сказка «Золотые серпы» (см *4 стр 307) | - Рассказ о русской народной песни Презентация «Народная песня в жизни русского народа» Жнивные песни «Чьё это поле задремало стоя?» (см*4 стр.294 | 1.«Пахари и жнецы» (см 8 стр78) 2. «Никонориха» (см *8 стр 87) 3. «Вейся, капустка, моя» 4.Закрепить хороводный шаг. 5. Хоровод «Во саду ли, в огороде» | 1.Знакомство с мини-музеями в группах 2.Знакомство с предметами быта русского народа, (см * 3 задание 1-3) 3Презентация «Кукла- закрутка» 4.Рукотворчество: «Крупеничка» | Беседа «Осенины на Руси». Совместно с родителями проживание праздника: «Капустник. Воздвижение». |
Октябрь 1.Октябрь- листопадник» 2. «Покровская ярмарка» 3. «Конец осенним хороводам- начало зимних посиделок» | Народные приметы (см*2 стр 145) Потешки к празднику «Покров». Загадки об избе, о предметах быта (см * 1 стр 25). Презентация «Русская изба» | 1.История лирической песни слушание: «То не ветер ветку клонит» Исполнительство: «Прялица» «Жил у нашей бабушке чёрный баран» (см *8 стр. 85) «Ярмарка » | Игры: «Плетень» «Нынче праздничек» «У Маланьи у старушки» Закрепить упражнение «Ковырялочка» | Знакомство с предметами быта русского народа. Изба (см * 3 задание 4-7) Рассказ о прялке. Знакомство с Городецкой росписью (см*1 стр 108) | Культурно- досуговая деятельность: фольклорный праздник «Ярмарка на Покров» (совместно с родителями) |
Ноябрь 1. «Синичкин день» 2. «Кузьминки» 3. «Ноябрь- ворота зимы»
| 1. Народные приметы 2.Рассказ о празднике, обычаях с ним связанных, с праздником Кузьминки (см* 1стр 155) 3. Заучивание считалок про птиц. 4. Заключительная беседа об осени (см* 2 стр. 92) | Рассказ о характерных признаках частушки (см * 1 стр 44) Исполнительство: «Частушки «На Кузьму- Демьяна» «Во-кузнице» «Милый ты на Кузюшка» | Хоровод «Выпал беленький снежок» Игры: «Кузнецы» «Подушечка» (см* 1стр 367-368) «Летал воробей | Знакомство с предметами быта русского народа, (см * 3 задание 8- 10) Рукотворчество с родителями: «Кузьма и Демьян» «Кормушки для птиц» | Культурно-досуговая деятельность: «Кузьминки- по осени поминки» «Синичкин день» |
Декабрь 1. «Декабрь – год кончает, зиму начинает» 2. «Наум, наведи нас на ум» (14 декабря) | Народные приметы ( см*2 стр 144) Стихи о зиме заклички «Дожидай, зима» (см *4 стр 24) | Разучивание колядок, рождественских песен: «Новый год пришёл» (см * 4 стр 52) «Коляда, коляда» (см * 4 стр 44) | Элементы русских народных плясок: проходка, мелкая дробь. Танец «Кадриль» Игры «Метелица» «Баба Яга» ( см * 1 стр 314) «Кузовок» | Гжельская роспись. Цикл бесед «Гжель прекрасная» (см* 2 стр 96, 162) Выставка предметов Гжели Рукотворчество: «Узоры Гжели» | Культурно- досуговая деятельность: «Новый год» |
Январь 1. «Январь- зимы государь» 2. «Рождество. Святки» 3. «Емельян- покрути буран» ( 21 января) | Чтение сказки «Два мороза» (см* 4 стр 52) Сказка «Золотой перстенёк»( см * 4 стр 83) Беседа о зимних сказках. Зимние загадки Зимний кален- дарно- праздничный цикл «Святки» «Крещение» (см * 10 стр 9- 12) | Колядки: «Авсень- коляда» «Ходила калида накануне Рождества» Подблюдное гадание «Ой, ползёт жучок» (см * 11 стр 9) | Элементы русских народных плясок: шаг с припаданием Игра: « Два мороза» (см *1 стр 317) «Дрема» «Заморожу» | Цикл занятий: «История мужской и женской одежды» ( см * 2 стр 119) Презентация «Русский народный костюм» Работа в рабочей тетради (см * 3 задание 12-14) | Презентация «Святки» -Святочные маски -Ряженые - Гадание» Культурно- досуговая деятельность: фольклорный праздник «Святки» |
Февраль 1. «Февраль рог зиме сшибает 2. «Сретенье» 3. «Масленица» | Народные приметы (см* 2 стр 143) Заклички (см* 4 стр 87) История праздникаМасленица (см* 2 стр 156) Сказки: «Солнце и блины» «Соломенная масленица» ( см * 4 сто ЮЗ- 109) | Масленичные песни «Едет Масленица годовая» (см * 11 стр 10) «Блины» (см *8) «Ты прощай, прощай, наша Масленица» | Элементы русских плясок: гармошечка. Игры: «Золотые ворота», «Бояре» . | Цикл занятий «История головных уборов» (см * 2 стр 128) Работа в рабочей тетради (см * 3 задание 15) Рукотворчество «Масленица» (работа с соломой) | Культурно- досуговая деятельность: фольклорный праздник «Масленица» Презентация «Масленица широкая» |
Март 1 «Март и снегом сеет, и солнцем греет» 2. «Весёлые посиделки» 3. «Грач на горе- весна на дворе» 4. «Сороки» | Закличка «Жаво- ронушки, переле- тушки» (см* 4стр 117) Приметы весны Загадки о весне Рассказ о празднике «Сретенье» | Весенний цикл «Сороки, вороны» (см * 11 стр 14) «Жаворонушки» (см * 11 стр 15) | Элементы русских плясок: полуприсядка с каблучка. Игры: «Горелки», «Бочка» «Ручеёк» | Рукотворчество: 1.«Мартинички» (из ниток) 2.Выпечка из пресного теста птичек- жаворонков | Культурно- досуговая деятельность: «Весёлые посиделки» |
Апрель 1 «Встреча весны. Благовещенье» 2. «Пасха» 3. «Апрель водою славен, почками красен» | Народные приметы (см* 2 стр 143) Подражание голосам птиц: Приговорки (см *4 стр.144-146) История праздника «Пасха» (см * 2 . 150) | «Купим мы, бабушка» «Чу-вель, вель, вель» ( см* 11 стр 15) «Летели две птички» | Элементы русских плясок: притопы, прихлопы. Танец «Сударушка». Игры: «Сова», «Селезень и утка». «Ерёма» | Рукотворчество: Роспись пасхальных яиц Презентация «Пасхальные яйца» Презентация «Закликание. Печёные жаворонки» (см* 10 стр.29)
| Культурно- досуговая деятельность: «Пасхальный кулич» |
Май 1.«Май- хоровод начинай» 2. «К нам приехала сама Золотая Хохлома» 3. «Красна птица пеньем, а человек уменьем» 4. «Круглый год» | Народные приме¬ ты (см* 2 стр 144) Сказка «Кукушкины слёзки» (см* 4 стр 253) Стихи о весне | История хороводной песни «Во поле берёзонька стояла» (см * 11 стр 19) «Ой, вставала я ранёшенько» (см* 11 стр 18) | Игры: «Бабушка Маланья» «В хороводе были мы» | Рукотворчество: роспись посуды Хохломской росписью. | Культурно- досуговая деятельность: «Круглый год» - итоговое развлечение с родителями по народному календарю |
Список использованных источников:
1. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, С-Петербург, 1999г
2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханёва, С-Петербург, 1998г
3. «Как жили люди на Руси» Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,С-Петербург, 1998г.
4. «Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках» Г.М. Науменко, М. 2001 г
5. «Воспитание ребёнка в русских традициях» Л. Соколова, М, 2003 г.
6.«Песенные узоры» выпуск 1
7. «Песенные узоры» выпуск 3
8. « Наш весёлый хоровод» с.И. Мерзлякова, Т.П. Мерзляков, музыкально- игровой материал для дошкольников и младших школьников выпуск 1
9. «Поёт и играет «Медуница» О.С. Щербакова, О.В. Голомидова
10. Календарно-праздничная обрядность русского народа, учебно-методическое пособие, часть 1
11. Календарно-праздничная обрядность русского народа, учебно-методическое пособие, часть 2
12.«Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»/авт: Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева/ Санкт-Петербург, 2012 г
13. Интернет- ресурсы………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
Рабочая программа творческого кружока "Посиделки в светёлке" тема: "Развитие прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек - тряпичная кукла"
Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.Задачи:Обучающая: изучить народные ...
Рабочая программа педагога МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно- нравственному воспитанию на основе православных традиций с учетом ФГОС дошкольного образования.
Составлена на основе учебно-методическогопособия «Мир-прекрасное творение» под. ред. Л.П. Гладких, архимандритаЗиновия (В.М.Меньшикова)...
Проект рабочей программы " Формирование основ нравственного воспитания детей ( 2 младшая, средняя группа) через ознакомление с особенностями и традициями своей семьи"
Цель: Создать условия для развития интереса к особенностям . истории и традициям своей семьи, для формирования нравственных основ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА культурной практики по формированию познавательного интереса у детей 5-7 лет к культуре и традициям татарского народа «ЙОЛДЫЗЧЫК»
В рабочей программе представлено содержание работы татарского кружка.Цель программы - приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции ...
Рабочая программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры "Берёзка"
Программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе Федерального государственного образовательного стандарта. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Программа направлена на:- формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...