Рабочая программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры "Берёзка"
рабочая программа (подготовительная группа)

Чупина Валентина Викторовна
Программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе Федерального государственного образовательного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -210393673.docx40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

экологического воспитания и образования дошкольников   на  основе народных традиций и культуры

«Берёзка»

Составитель программы

Чупина Валентина Викторовна

Воспитатель

МБДОУ «Веселоярский детский сад

 «Сказка»

С Веселоярск

2021

Пояснительная записка

     Целью  воспитания  является  воспитание нравственной, гармонически  развитой личности  с  творческим  мышлением, со  стремлением  ко  всему  прекрасному. Индивидуальный 

подход-один из главных принципов современной педагогики.

Ребенок это  субъект  собственного  развития.

   Однако следует учесть, что  одновременно решается вопрос не только становления начал экологической культуры у детей, но  и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры - важнейшее условие развития детей).

     Программа экологического воспитания и образования дошкольников   на  основе народных традиций и культуры  «Берёзка» является авторской и создана с учетом Федеральных государственных требований дошкольного образования. В её основе -  годовой цикл народного календаря с использованием национальных традиций  празднования, наиболее почитаемых в народе  православных и фольклорных  праздников.

    Проанализировав понятийный аппарат  « Экологического воспитания» можно сделать вывод, что   главной  целью 

экологического воспитания является  формирование экологической  культуры - совокупностей   экологического сознания, экологических чувств и   экологической деятельности.

       А  экологическая  культура- это  часть общей  культуры  личности.         Поэтому  ознакомление  с природой является одним  из средств  всестороннего развития   и  воспитания.


 Новизна, актуальность.

            От экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А  дети и есть наше будущее! 

          Новизна программы «Берёзка» в том, что понятие экологического воспитание рассматривается через призму народных традиций и духовной культуры . В основе построения программы, тематики занятий-годовой цикл народного календаря с использованием  местных традиций  празднования, наиболее почитаемых в народе  православных и фольклорных  праздников. 

 

 

1

Цели и задачи  программы.

 

  Цель программы:

  •  способствовать формирование у  старших дошкольников начал  экологической  культуры, подразумевающей  сформированное  экологическое  сознание, экологически ориентированное поведение  и  деятельность в  природе, природоохранное отношение, интерес к знаниям о родном   крае, его  традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия.

Задачи:

1. Дать представление о взаимосвязи  и взаимодействии  живых  организмов в природе, способствовать формированию понимания  ребёнком  того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы.
2. Развивать у детей эмоционально положительное отношение  к  живой  природе, на красоту и совершенство живых форм. Знакомить с флорой и фауной Рубцовского  района, как частицей природных богатств Алтая .
3. Формировать у детей  элементарные  представления о работе   своего организма и  приобщение  к ценностям здорового образа  жизни.
4. Воспитывать положительное отношение  к самостоятельной деятельности детей  по сохранению и улучшению  окружающей среды.

5.Использовать   совместный труд родителей и детей на участках детского сада (уборка, строительство горок, посадка цветов, деревьев и т.д.), совместные турпоходы, организацию экологических, традиционных народных и  православных   праздников.
          Наблюдение, изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию дошкольников.

         Сформированность  у  воспитанников  позитивной жизненной доминанты,  нравственных  представлений  в соответствии с нормами человеческой морали; знакомство детей и их родителей  с  природоохранной деятельностью в городе и укрепление связей  ДОУ  и семьи в деле экологического воспитания ребенка  - одно из ведущих направлений программы «Берёзка».

 

2

Отличительные особенности данной  программы

       

 Программа  «Берёзка» ориентирована на системный интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.

     Составленная программа для детей дошкольного возраста  предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

            Формирование основ экологической культуры у детей—дошкольников  происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.

             Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.  Особое место в данной программе отводится проектной деятельности  по привитию   экологических знаний.

             Программа имеет  теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.   

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.

   Программа  экологического воспитания и образования «Берёзка»  рассчитана на детей  подготовительного к школе возраста- 6-7лет.

3

Сроки реализации  программы.

   Изложение материала рассчитано на один год и  предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по основам экологических знаний.

 

Формы и режим занятий.

        Занятия по программе «Берёзка» начинаются с третьей  декады сентября месяца. Первые недели сентября - адаптационные, практические занятия с детьми не проводятся.  

     Для детей подготовительной  группы занятия проводятся  один  раз в неделю, длительность занятия – 30 мин. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии  могут иметь большую продолжительность

Формы занятий, планируемых по каждой теме различны.

Используются следующие формы занятий:

  • Игра
  • Беседа
  • Экскурсия
  • Конкурс
  • Наблюдение
  • Экспериментальная деятельность
  • Акция
  • Выставка
  • Викторина
  • Лабораторное занятие
  • Открытое занятие
  • Практическое занятие
  • Презентация


 
  Разработанные занятия, объединенные  общей темой и педагогическими задачами, представляют собой тематический

цикл.

     Каждый такой цикл  включает 2-3  «рабочих» занятия, экскурсию  или тематическое   интегрированное занятие (живопись, музыка, поэзия).  

             Сезонный  блок  (а их 4:осень, зима, весна, лето) обычно завершается (или открывается)  праздником,  развлечением, театральной постановкой  или кукольным  спектаклем.

4

Мониторинг результативности реализации программы

К семи годам ребёнок:

  • знает животный и растительный мир своего села, района. Владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Алтайского края;
  • проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;
  • любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;
  • стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;
  • привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
  • обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении;
  • знает природоохранные объекты в крае;
  • знаком с основными календарными народными и православными праздниками, относящиеся к труду и быту земледельцев: «Яблочный Спас», «Масленица», «Вербное Воскресенье», «Пасха», «Троица», «День Земли», «День птиц», «День посадки деревьев», «Всемирный день охраны окружающей среды».

Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами:

                наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок,

               КВН, викторины и т.д. Сформирован комплект  диагностических таблиц  по каждому

               блоку программы и обобщающие диагностические  карты.

Оценка знаний об окружающем мире.

Полнота знаний - соотношение  объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала.
Осознанность- степень осмысленности  знаний  и их применения  в  ситуации  общения ребёнка  с  окружающим  миром.
Доказательность- умение   аргументировать свои суждения,  используя имеющиеся  знания и опыт.
Глубина- умение устанавливать связи и зависимости.

 

5

Оценка отношения к окружающему миру.

      Осознанность, проявляющаяся  в оценке объяснении своих и чужих поступков  с позиции имеющихся экологических  представлений.

           Действительность,  проявляющаяся   в  умении  видеть  состояние  растения,  животных,  стремлении  оказать необходимую  помощь.

   Направленность,  проявляющаяся  в  познавательном  интересе к получению   информации,  в  стремлении  воспринимать красоту окружающего  мира, в стремлении следовать  экологически обоснованным  нормам  и  правилам.

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

     В ходе реализации  программы  «Берёзка» используются следующие формы подведения итогов:

  • Экологические акции: ««Мои добрые дела для твоей пользы, Земля» «Птичья столовая», «Первоцвет» и др.
  • Экологические спектакли в постановке театра  «Не рвите цветы», «Репка», «Путешествие в зимний лес», «Как зима с весной поспорили», «Путешествие в осенний лес», «Наши зеленные друзья».
  • Выпуск экологической газеты ДОУ «Берёзовые вести».

  Рисование на экологическую тематику.

  • Досуги, экологические, народные праздники и т.п.
  • Совместные занятия с детьми и родителями, походы, экскурсии

Содержание программы.

    Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение  и обобщение  материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с  учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно -образовательных задач.

 

1.Блок «Моя Родина – Веселоярск»

          Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с  природными  особенностями родного  села , обобщение и систематизацию знаний детей о заповедных природных уголках Рубцовсого  района (Склюихинский заказник).

6

Предусмотрено  ознакомление с основными традициями  земледельцев, связанными с празднованием Покрова. В этом блоке проходит первое занятие по теме здоровье сбережения: «Школа гномика Здоровячка». В дальнейшем  занятия этого цикла присутствуют в каждом блоке. Их наполняемость зависит от сезона и конкретных воспитательных задач, выдвигаемых педагогом на том или ином этапе работы по программе.              Кроме того, в этом блоке  рекомендовано проведение таких мероприятий, как:

  • Диагностика знаний детей о родном селе.
  • Консультирование  родителей о экологическом воспитании в семье
  • Экскурсия в парк.
  • Кукольный спектакль-сказка «Кто как к зиме готовится» ( в постановке взрослых)
  • Выставка детских рисунков «Я люблю свое село!»

Тематическое  интегрированное занятие  «Батюшка Покров, не будь суров»

  • Организация семейного «капустника»
  • Оформление папки-передвижки «Осенние  праздники. Отмечаем всей семьей»

 

2.Блок Знай, люби и сохраняй».

            Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей  об  особенностях  животного мира села и Рубцовского  района.  Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса.

         Рекомендованы также такие виды  работы, как:

  • Экологическая акция «Рождественская елочка», «Кормушка»
  • Развлечение совместно с родителями «Как на масляной неделе»     
  • Конкурс экологических  рисунков-плакатов «Береги природу родного края!»

 

3.Блок «Я-исследователь».

            Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с  основными  понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность.

7

Этот блок можно назвать  «блоком проектов», так как именно эта форма организации  работы с дошкольниками позволит привлечь к участию в исследовательской деятельности и родителей воспитанников. Темы проектов, как и вопросы, подлежащие исследованию, воспитатель подбирает  индивидуально, с учетом подготовленности ребенка, его личностных качество, интересов, а так же пожеланий родителей.

4.Блок «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

          Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Здесь  раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать  не только представления о  свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. В ходе занятий  происходит   ознакомление с традициями празднования «Троицы», «Яблочного Спаса» -значимых не только православных, но и земледельческих праздников. Это  позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды  работы, как:

     -Экологическая акция «Наша клумба».

      -Развлечениесовместно с родителями «Берёзкины именины».    

          - Выпуск информационного буклета « Советы здоровья».

-Конкурс экологических  рисунков-плакатов «Наш дом-планета -Земля!».

    - Экскурсия в храм для освящения яблок.

     - «Семейный поход».

Учебно - тематический план.

 

Учебно-тематический план  по программе «Берёзка»

 

п/п

Наименование    разделов,                  блоков,

тем

Количество          занятий  

1.

I блок. «Моя Родина – Веселоярск  »

Темы:

«Приметы осени. Наш парк»

 «Батюшка Покров, не будь суров»

«Знакомые незнакомцы»

«Школа гномика Здоровячка»

10

3

1

4

2

2.

II блок. «Знай, люби и сохраняй».

Темы:

«Животный мир нашего города»

«Рождественская елочка»

«Птичья столовая»

«Что такое заказник?»

«Как на масляной неделе»

«Школа гномика Здоровячка»

12

4

1

1

4

1

1

3.

III блок. «Я-исследователь».

Темы:

«Живое-неживое»

«Верба-вербочка»

« Наши друзья-растения»

«Путешествие по эко-тропе»

«Это интересно знать»

«Школа гномика Здоровячка»

12

3

1

2

1

4

1

4.

IV блок. «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!»

Темы:

«Березкины  именины(Троица)»

«Волшебница-вода»

«Солнечный секрет»

«Ветер, ветер, ты могуч!»

«Путешествие по эко-тропинке»

«Школа гномика Здоровячка»

«Яблочный Спас-яблочки припас»

12

1

2

2

2

3

1

1

1

5.

Итоговые  занятия

2

ИТОГО:

48ч

9

Итоговые занятия.

(январь) Зимний  экологический праздник .

          - (август) Экологический КВН «Юные защитники природы»;

       В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению рекомендован  интегрированный подходпредполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка;

  • Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку;
  • предложенные  материалы используется  с учетом  конкретных условий организации  работы, индивидуальных особенностей воспитанников. Допускается избирательное использование материала, замена тех или иных видов работы  на равнозначные  по содержанию.

 

Методическое обеспечение.

 

Учебные и методические пособия  по программе

(см. список литературы).

Материалы из опыта работы:

          физкультминутки, загадки;

конспекты занятий;

экологические викторины;

экологические досуги, праздники;

дидактические игры;

диагностические карты, анкеты;

 компьютерные презентации на темы: «Мое село», «Вода», «Воздух», «Песок», «Глина», «Советы здоровья»  и др.

10

Литература.

 

1.  Программа  развития и воспитания детей в детском саду                        «Детство» Санкт-Петербург «Детство-пресс»

 2010 г. под редакцией В.И. Логиновой, ТИ. Бабаевой, Н.А. Ноткиной.

2   .Программа «Наш дом – природа» Блок занятий «Я и природа»   ООО «Карапуз-дидактика» Москва 2005

3.     Программа «Наш дом – природа» Блок занятий

«Волшебница вода» М., Линка-Пресс, 1997.

4.    Блок занятий «Воздух – невидимка» М., Линка-Пресс, 1997.

5.   Программа «Наш дом – природа», «Что у нас под ногами»     Блок     занятий «Песок. Глина. Камни ООО «Карапуз-дидактика» Москва 2005

6.   Программа «Наш дом – природа», «Почва – живая земля»

 Блок занятий «Почва»    ООО «Карапуз-дидактика» Москва 2005

7.  Праздник волшебной воды. Дошкольное воспитание, №8, 1994.

8.   В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание, №7, 1994.

9.  Наш дом – природа. Дошкольное воспитание, №7, 1994.

10.  В гости к деревьям. Дошкольное воспитание, №8, 1995.

11. Экологический проект «Дерево». Обруч, №2, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание дошкольников на основе народных традиций. Интегративная совместная деятельность "В светлой горнице моей"

План - конспект физкультурно - музыкального досуга для детей среднего дошкольного возраста. Досуг включает в себя хороводы, забавы, эстафеты и народные игры...

Тема: Полоролевое воcпитание дошкольников на основе народных традиций, половиц, поговорок.

Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем отношение, во внешнем облике и поведении. Материал. Картинки с изображением предмето...

«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе народных традиций»

ТЕМА: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основенародных традиций»   «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»К. Д. Ушинский.В настояще...

Рабочая программа "Экологическое воспитание дошкольников 2-3 лет"

Рабочая программа по теме "Экологическое воспитание дошкольников 2-3 лет"...

Рабочая программа по воспитанию и образованию дошкольников -5-6 лет

Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от  5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, п...

Рабочая программа по воспитанию и образованию дошкольников 4-5 лет

Рабочая Программа ориентирована на активное освоение детьми от 4-х до 5-ти лет разнообразных умений (игровых, коммуникативных, художественно-изобразительных и трудовых) и соответствует принципу развив...

Статья: «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?»

Неиссякаемым источником идей, необходимых для решения задачи полоролевого воспитания дошкольников, является веками накопленная педагогическая мудрость народа, заложенная в произведениях устного народн...