Рабочая программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры "Берёзка"
рабочая программа (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-210393673.docx | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры
«Берёзка»
Составитель программы
Чупина Валентина Викторовна
Воспитатель
МБДОУ «Веселоярский детский сад
«Сказка»
С Веселоярск
2021
Пояснительная записка
Целью воспитания является воспитание нравственной, гармонически развитой личности с творческим мышлением, со стремлением ко всему прекрасному. Индивидуальный
подход-один из главных принципов современной педагогики.
Ребенок это субъект собственного развития.
Однако следует учесть, что одновременно решается вопрос не только становления начал экологической культуры у детей, но и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры - важнейшее условие развития детей).
Программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры «Берёзка» является авторской и создана с учетом Федеральных государственных требований дошкольного образования. В её основе - годовой цикл народного календаря с использованием национальных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных и фольклорных праздников.
Проанализировав понятийный аппарат « Экологического воспитания» можно сделать вывод, что главной целью
экологического воспитания является формирование экологической культуры - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
А экологическая культура- это часть общей культуры личности. Поэтому ознакомление с природой является одним из средств всестороннего развития и воспитания.
Новизна, актуальность.
От экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А дети и есть наше будущее!
Новизна программы «Берёзка» в том, что понятие экологического воспитание рассматривается через призму народных традиций и духовной культуры . В основе построения программы, тематики занятий-годовой цикл народного календаря с использованием местных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных и фольклорных праздников.
1
Цели и задачи программы.
Цель программы:
- способствовать формирование у старших дошкольников начал экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия.
Задачи:
1. Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы.
2. Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм. Знакомить с флорой и фауной Рубцовского района, как частицей природных богатств Алтая .
3. Формировать у детей элементарные представления о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни.
4. Воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
5.Использовать совместный труд родителей и детей на участках детского сада (уборка, строительство горок, посадка цветов, деревьев и т.д.), совместные турпоходы, организацию экологических, традиционных народных и православных праздников.
Наблюдение, изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию дошкольников.
Сформированность у воспитанников позитивной жизненной доминанты, нравственных представлений в соответствии с нормами человеческой морали; знакомство детей и их родителей с природоохранной деятельностью в городе и укрепление связей ДОУ и семьи в деле экологического воспитания ребенка - одно из ведущих направлений программы «Берёзка».
2
Отличительные особенности данной программы
Программа «Берёзка» ориентирована на системный интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.
Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Формирование основ экологической культуры у детей—дошкольников происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию экологических знаний.
Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.
Программа экологического воспитания и образования «Берёзка» рассчитана на детей подготовительного к школе возраста- 6-7лет.
3
Сроки реализации программы.
Изложение материала рассчитано на один год и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по основам экологических знаний.
Формы и режим занятий.
Занятия по программе «Берёзка» начинаются с третьей декады сентября месяца. Первые недели сентября - адаптационные, практические занятия с детьми не проводятся.
Для детей подготовительной группы занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 30 мин. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии могут иметь большую продолжительность
Формы занятий, планируемых по каждой теме различны.
Используются следующие формы занятий:
- Игра
- Беседа
- Экскурсия
- Конкурс
- Наблюдение
- Экспериментальная деятельность
- Акция
- Выставка
- Викторина
- Лабораторное занятие
- Открытое занятие
- Практическое занятие
- Презентация
Разработанные занятия, объединенные общей темой и педагогическими задачами, представляют собой тематический
цикл.
Каждый такой цикл включает 2-3 «рабочих» занятия, экскурсию или тематическое интегрированное занятие (живопись, музыка, поэзия).
Сезонный блок (а их 4:осень, зима, весна, лето) обычно завершается (или открывается) праздником, развлечением, театральной постановкой или кукольным спектаклем.
4
Мониторинг результативности реализации программы
К семи годам ребёнок:
- знает животный и растительный мир своего села, района. Владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Алтайского края;
- проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;
- любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;
- стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;
- привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
- обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении;
- знает природоохранные объекты в крае;
- знаком с основными календарными народными и православными праздниками, относящиеся к труду и быту земледельцев: «Яблочный Спас», «Масленица», «Вербное Воскресенье», «Пасха», «Троица», «День Земли», «День птиц», «День посадки деревьев», «Всемирный день охраны окружающей среды».
Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами:
наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок,
КВН, викторины и т.д. Сформирован комплект диагностических таблиц по каждому
блоку программы и обобщающие диагностические карты.
Оценка знаний об окружающем мире.
Полнота знаний - соотношение объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала.
Осознанность- степень осмысленности знаний и их применения в ситуации общения ребёнка с окружающим миром.
Доказательность- умение аргументировать свои суждения, используя имеющиеся знания и опыт.
Глубина- умение устанавливать связи и зависимости.
5
Оценка отношения к окружающему миру.
Осознанность, проявляющаяся в оценке объяснении своих и чужих поступков с позиции имеющихся экологических представлений.
Действительность, проявляющаяся в умении видеть состояние растения, животных, стремлении оказать необходимую помощь.
Направленность, проявляющаяся в познавательном интересе к получению информации, в стремлении воспринимать красоту окружающего мира, в стремлении следовать экологически обоснованным нормам и правилам.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
В ходе реализации программы «Берёзка» используются следующие формы подведения итогов:
- Экологические акции: ««Мои добрые дела для твоей пользы, Земля» «Птичья столовая», «Первоцвет» и др.
- Экологические спектакли в постановке театра «Не рвите цветы», «Репка», «Путешествие в зимний лес», «Как зима с весной поспорили», «Путешествие в осенний лес», «Наши зеленные друзья».
- Выпуск экологической газеты ДОУ «Берёзовые вести».
Рисование на экологическую тематику.
- Досуги, экологические, народные праздники и т.п.
- Совместные занятия с детьми и родителями, походы, экскурсии
Содержание программы.
Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение и обобщение материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно -образовательных задач.
1.Блок «Моя Родина – Веселоярск»
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с природными особенностями родного села , обобщение и систематизацию знаний детей о заповедных природных уголках Рубцовсого района (Склюихинский заказник).
6
Предусмотрено ознакомление с основными традициями земледельцев, связанными с празднованием Покрова. В этом блоке проходит первое занятие по теме здоровье сбережения: «Школа гномика Здоровячка». В дальнейшем занятия этого цикла присутствуют в каждом блоке. Их наполняемость зависит от сезона и конкретных воспитательных задач, выдвигаемых педагогом на том или ином этапе работы по программе. Кроме того, в этом блоке рекомендовано проведение таких мероприятий, как:
- Диагностика знаний детей о родном селе.
- Консультирование родителей о экологическом воспитании в семье
- Экскурсия в парк.
- Кукольный спектакль-сказка «Кто как к зиме готовится» ( в постановке взрослых)
- Выставка детских рисунков «Я люблю свое село!»
Тематическое интегрированное занятие «Батюшка Покров, не будь суров»
- Организация семейного «капустника»
- Оформление папки-передвижки «Осенние праздники. Отмечаем всей семьей»
2.Блок Знай, люби и сохраняй».
Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей об особенностях животного мира села и Рубцовского района. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса.
Рекомендованы также такие виды работы, как:
- Экологическая акция «Рождественская елочка», «Кормушка»
- Развлечение совместно с родителями «Как на масляной неделе»
- Конкурс экологических рисунков-плакатов «Береги природу родного края!»
3.Блок «Я-исследователь».
Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность.
7
Этот блок можно назвать «блоком проектов», так как именно эта форма организации работы с дошкольниками позволит привлечь к участию в исследовательской деятельности и родителей воспитанников. Темы проектов, как и вопросы, подлежащие исследованию, воспитатель подбирает индивидуально, с учетом подготовленности ребенка, его личностных качество, интересов, а так же пожеланий родителей.
4.Блок «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Здесь раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать не только представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. В ходе занятий происходит ознакомление с традициями празднования «Троицы», «Яблочного Спаса» -значимых не только православных, но и земледельческих праздников. Это позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды работы, как:
-Экологическая акция «Наша клумба».
-Развлечениесовместно с родителями «Берёзкины именины».
- Выпуск информационного буклета « Советы здоровья».
-Конкурс экологических рисунков-плакатов «Наш дом-планета -Земля!».
- Экскурсия в храм для освящения яблок.
- «Семейный поход».
Учебно - тематический план.
Учебно-тематический план по программе «Берёзка»
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Количество занятий |
1. | I блок. «Моя Родина – Веселоярск » Темы: «Приметы осени. Наш парк» «Батюшка Покров, не будь суров» «Знакомые незнакомцы» «Школа гномика Здоровячка» | 10 3 1 4 2 |
2. | II блок. «Знай, люби и сохраняй». Темы: «Животный мир нашего города» «Рождественская елочка» «Птичья столовая» «Что такое заказник?» «Как на масляной неделе» «Школа гномика Здоровячка» | 12 4 1 1 4 1 1 |
3. | III блок. «Я-исследователь». Темы: «Живое-неживое» «Верба-вербочка» « Наши друзья-растения» «Путешествие по эко-тропе» «Это интересно знать» «Школа гномика Здоровячка» | 12 3 1 2 1 4 1 |
4. | IV блок. «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!» Темы: «Березкины именины(Троица)» «Волшебница-вода» «Солнечный секрет» «Ветер, ветер, ты могуч!» «Путешествие по эко-тропинке» «Школа гномика Здоровячка» «Яблочный Спас-яблочки припас» | 12 1 2 2 2 3 1 1 1 |
5. | Итоговые занятия | 2 |
ИТОГО: | 48ч |
9
Итоговые занятия.
- (январь) Зимний экологический праздник .
- (август) Экологический КВН «Юные защитники природы»;
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению рекомендован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка;
- Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку;
- предложенные материалы используется с учетом конкретных условий организации работы, индивидуальных особенностей воспитанников. Допускается избирательное использование материала, замена тех или иных видов работы на равнозначные по содержанию.
Методическое обеспечение.
Учебные и методические пособия по программе
(см. список литературы).
Материалы из опыта работы:
физкультминутки, загадки;
конспекты занятий;
экологические викторины;
экологические досуги, праздники;
дидактические игры;
диагностические карты, анкеты;
компьютерные презентации на темы: «Мое село», «Вода», «Воздух», «Песок», «Глина», «Советы здоровья» и др.
10
Литература.
1. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» Санкт-Петербург «Детство-пресс»
2010 г. под редакцией В.И. Логиновой, ТИ. Бабаевой, Н.А. Ноткиной.
2 .Программа «Наш дом – природа» Блок занятий «Я и природа» ООО «Карапуз-дидактика» Москва 2005
3. Программа «Наш дом – природа» Блок занятий
«Волшебница вода» М., Линка-Пресс, 1997.
4. Блок занятий «Воздух – невидимка» М., Линка-Пресс, 1997.
5. Программа «Наш дом – природа», «Что у нас под ногами» Блок занятий «Песок. Глина. Камни ООО «Карапуз-дидактика» Москва 2005
6. Программа «Наш дом – природа», «Почва – живая земля»
Блок занятий «Почва» ООО «Карапуз-дидактика» Москва 2005
7. Праздник волшебной воды. Дошкольное воспитание, №8, 1994.
8. В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
9. Наш дом – природа. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
10. В гости к деревьям. Дошкольное воспитание, №8, 1995.
11. Экологический проект «Дерево». Обруч, №2, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание дошкольников на основе народных традиций. Интегративная совместная деятельность "В светлой горнице моей"
План - конспект физкультурно - музыкального досуга для детей среднего дошкольного возраста. Досуг включает в себя хороводы, забавы, эстафеты и народные игры...
Тема: Полоролевое воcпитание дошкольников на основе народных традиций, половиц, поговорок.
Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем отношение, во внешнем облике и поведении. Материал. Картинки с изображением предмето...
«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе народных традиций»
ТЕМА: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основенародных традиций» «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»К. Д. Ушинский.В настояще...
Рабочая программа "Экологическое воспитание дошкольников 2-3 лет"
Рабочая программа по теме "Экологическое воспитание дошкольников 2-3 лет"...
Рабочая программа по воспитанию и образованию дошкольников -5-6 лет
Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, п...
Рабочая программа по воспитанию и образованию дошкольников 4-5 лет
Рабочая Программа ориентирована на активное освоение детьми от 4-х до 5-ти лет разнообразных умений (игровых, коммуникативных, художественно-изобразительных и трудовых) и соответствует принципу развив...
Статья: «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?»
Неиссякаемым источником идей, необходимых для решения задачи полоролевого воспитания дошкольников, является веками накопленная педагогическая мудрость народа, заложенная в произведениях устного народн...