РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» «ЧИПАЙНЕ»
рабочая программа на тему
Данная программа предназначена для детей 6–7 лет и направлена на пробуждение у ребенка интереса и стремления к общению на эрзянском языке. Реализация данной программы способствует готовности ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному, появлению у него первичной адаптации к поликультурной ситуации в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shablon_rabochey_programmy_dop.obr_.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом Заведующая МДОУ
совете № 1 от «31» августа2016г. «Детский сад №79»
_________Л.Н. Цыплова.
Приказ № от 31.08.2016
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №79 комбинированного вида»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
«ЧИПАЙНЕ»
(обучение мордовскому - эрзя языку)
для детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет)
(2 года обучения)
Руководитель:
воспитатель первой квалификационной категории
Павлова Т.А.
Саранск 2016-2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Учебно-тематический план | 11 |
4. | Содержание изучаемого курса | 11 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 17 |
6. | Список литературы | 18 |
7 | Приложения | 21 |
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа социально - коммуникативного развития «Чипайне» (обучение мордовскому – эрзя языку) |
Руководитель программы | Павлова Татьяна Андреевна, воспитатель I кв. категории |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад №79» |
Адрес организации исполнителя | Г. Саранск, ул. Пушкина, д.6 |
Цель программы | Формирование любви к родному краю, воспитание культуры общения на эрзянском языке; |
Направленность программы | Социально-коммуникативное развитие |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | Модифицированная программа Дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы, осуществляет администрация образовательного учреждения; Практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | Расширить кругозор детей и уважительное отношение к историям и традициям своего края; Добиваться употребления в речи детей отдельных слов и выражений на эрзянском языке, понимать речь на эрзянском языке, правильно выполнять задания; Формировать у ребенка начало национального самосознания, уважительного и доброго отношения к людям других национальностей через интеграцию всех видов деятельности |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
Направленность дополнительной образовательной программы «Чипайне» – социально-коммуникативная. Данная программа предназначена для детей 6–7 лет и направлена на пробуждение у ребенка интереса и стремления к общению на эрзянском языке. Реализация данной программы способствует готовности ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному, появлению у него первичной адаптации к поликультурной ситуации в современном мире.
2. Новизна программы.
Изучив теоретический и методический материал по обучению детей мордовскому языку в детском саду, был сделан вывод о необходимости обучения детей эрзянскому языку.
В настоящее время большое внимание уделяется регионализации образования, в том числе и в Республике Мордовия, что способствует формированию любви к родному краю, уважение к народу, населяющие Республику, воспитанию культуры общения на мордовском языке.
Новизна программы состоит в создании системы работы по обучению детей эрзянскому языку и пробуждении у ребенка стремления, интереса к общению на эрзянском языке.
3. Актуальность программы.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» обоснована возможность учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании образования на всех уровнях, начиная с дошкольного образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования при характеристике части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, отмечено, что данная часть может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Значение языка в жизни современного общества чрезвычайно велико. В настоящее время обучение мордовскому языку детей дошкольного возраста стало предметом заинтересованного разговора педагогов, психологов, родителей. Актуальность данной программы в том, что у родителей возросла потребность в изучении мордовских (эрзя, мокша) языков.
Практика показывает, что общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя), а также представители других национальностей.
Поликультурное сознание закладывается у ребенка с самых ранних лет. Конечный успех поликультурного воспитания зависят от того, насколько достаточно занимались им в детском саду, школе.
В дошкольном возрасте важно приобщение к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинает развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, играх, впечатлениях, получаемых ребенком от природы родного края.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в различных речевых ситуациях. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению эрзянского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения эрзянскому языку в начальной школе.
4. Отличительные особенности программы.
Программа «Обучение детей старшего дошкольного возраста эрзянскому языку» разработана с учетом программы и методической рекомендации «Обучение дошкольников мордовским (мокша, эрзя) языкам в дошкольных образовательных учреждениях РМ (автор А.И. Исайкина).
5. Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение мордовскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать мордовскую речь на слух, и участвовать в несложной беседе.
Педагогическая значимость освоения мордовского языка дошкольниками обусловлена и тем, что овладение речью, в том числе мордовской, теснейшим образом связано с интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием личности.
Данный возраст рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения языками. Психологи отмечают прочность запоминания языкового материала в этом возрасте, высокую степень развития фонематического слуха. Даже при наличии перерыва в обучении языку изучение его в детстве нельзя считать пустой тратой времени. Имеются данные, что речь, усвоенная в этом возрасте, восстанавливается с исключительной быстротой.
6. Цель программы.
Целью программы является формирование любви к родному краю, воспитание культуры общения на эрзянском языке.
7. Задачи программы.
1. Образовательные (обучающие):
Пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;
Научить дошкольников воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух, говорить в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой.
2. Развивающие:
Расширять знания детей при ознакомлении с национальной культурой и традициями мордовского народа;
Добиваться правильного произношения всех слов, распознавать правила произношения во всех текстах;
Активизировать грамматические навыки в играх и игровых ситуациях;
3. Воспитательные:
Воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре, в духе взаимопонимания и миролюбия.
8. Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 6 до 7 лет.
9. Сроки реализации.
Срок реализации – 1 год.
10. Формы и режим занятий.
Формы занятий: по количеству детей - фронтальные, индивидуальные;
По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – занятия, викторины, экскурсии; по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, комбинированные (интегрированные) формы занятий.
Образовательная деятельность по дополнительной образовательной программе «Чипайне» состоит из организационной, теоретической и практической частей. Организационная часть обеспечивает наличие необходимого материала для обучения детей языку (дидактические игры, сюжетные и предметные картинки, предметы быта и старины). Теоретическая часть несет в себе необходимую информацию о теме и предмете знания в доступной для дошкольников форме.
Режим занятий: образовательная деятельность кружка «Чипайне» проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 30 минут.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Расширить кругозор детей и уважительное отношение к истории и традициям своего народа;
Добиваться употребления в речи детей отдельных слов и выражений на эрзянском языке, понимать речь на эрзянском языке, правильно выполнять задания;
Формировать у ребенка начало национального самосознания, уважительного и доброго отношения к людям других национальностей через интеграцию всех видов деятельности.
12. Форма подведения итогов.
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, викторины, выставки, конкурсы, праздники и развлечения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
всего | теория | практика | ||||
кол-во занятий | мин. | |||||
1 | Диагностика | 1 | 30 | 10 | 20 | |
2 | В детском саду | 1 | 30 | 10 | 20 | |
3 | Наша группа | 1 | 30 | 10 | 20 | |
4 | Игрушки | 1 | 30 | 15 | 15 | |
5 | Части тела | 1 | 30 | 10 | 20 | |
6 | Личная гигиена | 1 | 30 | 20 | 10 | |
7 | Звери и птицы | 1 | 30 | 20 | 10 | |
8 | Овощи и фрукты | 1 | 30 | 10 | 20 | |
9 | Сервировка стола | 1 | 30 | 15 | 15 | |
10 | Счет 1-10 | 1 | 30 | 20 | 10 | |
11 | Город | 2 | 60 | 30 | 30 | |
12 | Транспорт | 1 | 30 | 15 | 15 | |
13 | Дни недели | 2 | 60 | 30 | 30 | |
14 | Времена года | 2 | 60 | 20 | 40 | |
15 | В лесу | 2 | 60 | 20 | 40 | |
16 | На речке | 2 | 60 | 30 | 30 | |
17 | Профессии | 2 | 60 | 20 | 40 | |
18 | Одежда | 2 | 60 | 30 | 30 | |
19 | Диагностика | 1 | 30 | 15 | 15 | |
20 | Школа | 2 | 60 | 30 | 30 | |
21 | Итоговое занятие | 1 | 30 | 10 | 20 | |
22 | Повторение пройденного | 3 | 90 | 45 | 45 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: связей по разделам:
1. «Познавательное развитие». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений,
2. «Физическое развитие». Использование на занятиях подвижных игр, динамических пауз.
3. «Художественно-эстетическое развитие». Музыкальная деятельность. Слушание и исполнение музыкальных произведений на эрзянском языке, разучивание песен, исполнение ритмических движений. Выполнение работ по мотивам мордовского декоративно-прикладного творчества.
4. «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора загадок, потешек, закличек, примет, пословиц, заучивание стихотворений, чтение рассказов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Чипайне»
Тема | Модуль | Содержание | Методы и приемы обучения | Материалы и оборудование | Литература |
Октябрь | Диагностика | ||||
«В детском саду» | Повторить слова, изученные в средней и старшей группе. Разучить с детьми новые слова. Продолжить учить обозначать словом невидимые предметы. | Рассказ – беседа, дидактические упражнения, игровые упражнения | Кукла в национальном костюме игрушки | А.И. Исайкина «Обучение детей мордовским языкам в ДО РМ» | |
«Наша группа» | Закрепить ранее изученные слова. Воспитывать у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке в игре и игровых ситуациях. | Рассказ, беседа, дидактические упражнения, игровые упражнения, загадки, практическая деятельность | Игрушки, мяч, фланелеграф, коробка с сюрпризом. | ||
«Игрушки» | Способствовать усвоению новых слов. Воспитывать любовь к эрзянскому языку. | Рассказ, беседа, дидактические упражнения, игровые упражнения, загадки | Игрушки: кукла, заяц, волк, ежик. медвежонок | ||
Ноябрь | «Части тела» | Закрепить знакомые слова. Воспитывать осознанное, бережное отношение к своему организму. | Рассказ-беседа. наблюдения, дидактические упражнения, подвижные игры, загадки | Мячи разного цвета, кукла в национальном костюме | |
«Личная гигиена» | Закрепить с детьми новые слова и речевые образцы на тему «Личная гигиена». Учить детей правильно ухаживать за своим телом. Развивать сенсорные способности. | Рассказ-беседа. наблюдения, дидактические упражнения, подвижные игры, загадки | Кукла, мыло, зубная щетка, полотенце | ||
«Звери и птицы» | Повторить с детьми слова изученные ранее. Побудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке. | Рассказ-беседа. наблюдения, дидактические упражнения, подвижные игры, загадки | Игрушки: волк, белка, заяц, медвежонок. Флажки, мячи, кукла | ||
«Овощи и фрукты» | Повторить названия овощей и фруктов. Учить детей вести диалог на эрзянском языке, закрепить слова к теме «Цвета» | Наблюдение, рисование, рассматривание иллюстраций | Муляжи фруктов и овощей | ||
Декабрь | «Сервировка стола» | Закрепить ранее изученные слова на тему «Пища и посуда», «Столовая». Учить детей вести диалог | Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки. | Игрушечная чайная и столовая посуда, куклы | |
«Счет 1-10» | Повторить счет 1-5, изученный в средней и старшей группах. Обратить внимание на произношение окончаний. | Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки. | Флажки, мячи, кукла | ||
«Город» | Познакомить детей с новыми словами. Воспитывать любовь к родному городу. | Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки. | Иллюстрации с изображением города, кукла в национальном костюме | ||
Январь | «Город» | Закрепить ранее изученные слова. Учить названия улиц родного города. | Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки. | Иллюстрации с изображением города, книга «Мой Саранск» | |
«Дни недели» | Познакомить детей с новыми словами. Учить понимать содержание вопроса и отвечать на него. Прививать интерес к изучению языка. | Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки. | Игрушки: кукла, машина, медвежонок, лиса, кубики разного цвета | ||
«Дни недели» | Закрепить с детьми названия дней недели на эрзянском языке. Формировать у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова | Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки. | Календарь, кубики семи цветов | ||
Февраль | «Времена года» | Повторить с детьми ранее изученные слова на темы: «Зима», «Весна», «Осень». Активизировать грамматические навыки в игровых ситуациях. | Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки, игровые упражнения, художественное слово | Картинки с изображением времен года, мячи, мольберт | |
«Времена года» | Познакомить детей с новыми словами по данной теме. Закрепить знания признаков времен года. Воспитывать любовь к природе родного края. | Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки, игровые упражнения, художественное слово | Картинки с изображением времен года, кукла в национальном костюме | ||
«В лесу» | Закрепить с детьми изученные в средней и старшей группах слова на тему «Деревья». Воспитывать осознанное, бережное отношение к природе родного края | Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки, игровые упражнения, художественное слово, обсуждение ситуаций | Картинки с изображением деревьев, зверей, птиц | ||
«В лесу» | Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке. Обогащать словарь. Повторить ранее изученные слова на тему «Дикие животные» | Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки, игровые упражнения, художественное слово, обсуждение ситуаций, продуктивная деятельность | Магнитная доска, картинки с изображением солнца, дождя, травы, птиц, цветов | ||
Март | «На речке» | Развивать разговорную речь детей на эрзянском языке. Формировать у детей правильное произношение. Активизировать грамматические навыки в игровых ситуациях. | Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки, игровые упражнения, художественное слово, обсуждение ситуаций, продуктивная деятельность | Картина с изображением реки, аквариум с рыбками | |
«На речке» | Продолжать знакомить детей с новыми словами на эрзянском языке. Прививать интерес к изучению языка | Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки, игровые упражнения, художественное слово, обсуждение ситуаций, продуктивная деятельность | Цветик-семицветик, картины с изображением времен года | ||
«Профессии» | Повторить детей с детьми слова, относящиеся к темам «Пища и посуда», «Одежда и обувь», «Город», «Транспорт», «В столовой». Развивать умение употреблять эти слова в своей речи. | Сюрпризный момент, загадки, игровые упражнения, художественное слово, обсуждение ситуаций, продуктивная деятельность | Групповые уголки: «Парикмахерская», «Больница», «Почта» | ||
«Профессии» | Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке. Обобщить и систематизировать знания детей о профессиях. Развивать память, мышление, внимание. | Беседа, загадки, игровые упражнения, художественное слово, дидактические игры | Картинки с изображением профессий | ||
Апрель | «Одежда» | Закрепить ранее изученные слова; создать эмоциональный настрой у детей в изучении эрзянского языка. Способствовать повышению речевой активности детей. | Экскурсия, беседа, загадки, игровые упражнения, художественное слово | Игрушки: кукла, телефон, кукольная одежда, картинки из серии «Одежда», «Обувь» | |
«Одежда» | Повторить слова, изученные в средней группе на тему «Части тела». Познакомить с новыми речевыми образцами, ввести их в разговорную речь детей | Дискуссия, ситуация, игры, художественное слово | Кукла в мордовском наряде, деревянные ложки | ||
«Школа» | Закрепить ранее изученные слова на тему : «Детский сад», «Моя семья», «Мой день», Формировать навыки общения с учетом программ. Воспитывать уважение к мордовскому народу | Беседа, загадки, игровые упражнения, художественное слово, дидактические игры | Картинки с изображением класса, уголок «Школа» | ||
Май | Диагностика | ||||
«Школа» | Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке на данную тему. Развивать связную речь. Умение говорить правильно, логическое мышление | Беседа, загадки, игровые упражнения, художественное слово, дидактические игры | Куклы в школьной одежде, магнитная доска, картинки с изображением школьных принадлежностей |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
Брыжинский, В.С. Мордовские народные игры/В.С. Брыжинский.-Саранск: мордов.кн.изд-во,2009.-272с.
Бурляева, О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края/О.В.Бурляева//Детский сад:теория и практика.-2011.-№9.-С.82-89.
Голенков, Н.Б. Уроки мокшанского,эрзянского:учеб.пособие/Н.Б. Голенков.-Саранск: Изд.дом» Писатель»,2006.-80с.
Голенков, Н.Б. Учимся думать и говорить по- мокшански, по- эрзянски: учеб.пособие/Н.Б.Голенков.-Саранск:Изд.дом «Книга», 2007.-80с.
Детям о Мордовии: методическое пособие для педагогов ДОУ/О.В. Бурляева, Е.Н.Киркина;мордов.гос.пед.ин-т.-Саранск, 2013.-148с.
Исайкина, А.И. Обучение мордовским(мокшанскому,эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия: программа и методические рекомендации/А.И. Исайкина; Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; М-во Республики Мордовия, МРИО.-Саранск,2007.-64с.
Щемерова Н.Н. Мониторинг речевого развития дошкольников: учебно-методическое пособие для дисциплин «Технология развития речи двуязычных дошкольников», «Диагностика речевого развития дошкольников»/ Н.Н. Щемерова; Мордов.гос. пед. инт-т.-Саранск,2014.-131с.
Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем». Авт.-сост. Е.Н. Киркина.-Саранск: Мордов. КН.изд-во,2013.
Список литературы для детей
День обычный на дворе: Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки/ сост.:М.М.Мудрова, И.П. Пачколина, Н.М.Мирская.-Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1990.-288.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ННОД: "Как вести себя в театре, кино, школе, детском саду". Направление: социально-коммуникативное развитие
Тема. Как вести себя в театре, кино, школе, детском саду.Цель. Продолжить формировать у детей мотивационную сферу правильного социального поведения в общественных местах.Задачи. 1. Обобщить и за...
Перспективное планирование во 2 младшей группе по направлению Социально-коммуникативное развитие.
Перспективное планирование во 2 младшей группе по направлению Социально-коммуникативное развитие....
Характеристика направлений «социально – коммуникативного развития»
Презентация Характеристика направлений "социально-коммуникативного развития": "социализация, развитие общения, нравственное воспитание"....
КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие
Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Основные направления социально - коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста.
Работа с воспитателями....
Конспект совместной образовательной деятельности по направлениям «Социально – коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие на остров Доброты» Средняя групп
Цель: Воспитание у детей положительных качеств характера, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел. Задачи:Образовательные:Уточнять и расширять представления детей о доброте ...
Открытое образовательное мероприятие на основе ФГОС ДО в разновозрастной группе комбинированной направленности по направлению Социально – коммуникативное развитие Тема: «Путешествие по волшебным полянкам»
Направлено на умение работать в коллективе, парами, индивидуально, выполнять задания опираясь на знания о диких животных. Умение задавать вопросы; обращаться за помощью, составлять описательные расска...