материал для НОД по ознакомлению старших дошкольников с семьей и ее традициями
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

занятия для детей старшего дошкольного возраста в игровой форме для знакомства детей с семьей , ее членами, традициями , праздниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

 НОД для старшей группы ДОУ

«Моя родословная»

Цель: : Формировать представления о семье и  родственных отношениях.

Задачи:  Закреплять представления о родственных связях;

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи;

Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие;

Развивать интерес к происхождению своей фамилии, традиций и обычаев семьи;

Учить составлять небольшой рассказ на тему «Моя семья»;

Продолжить формирование речевых навыков и умений.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи; развивать чувство гордости за свою семью.Познакомить детей с родословным древом, сформировать понятие «предки», вывести правила дружной семьи.

Оборудование: семейные фотографии, родословное дерево составленное родителями на каждого ребенка, панно- дерево с голыми ветками, цветные листики к нему.

Ход:      Ребята, я хочу поиграть с вами в одну игру, которая называется «Если я…»

Если я тебе мама, то ты мне……?

Если я тебе дедушка, то ты мне….?

Если я тебе тетя, то ты мне…..?

Если я тебе дочка, то ты мне….?

Если я тебе сестра, то ты мне…?

Если я тебе дядя, то ты мне….?

Если я тебе племянница, то ты мне…?

Если я тебе внучка, то ты мне…..?

Если я тебе крестная, то ты мне….?

 Молодцы, вы отлично справились с моим заданием. Теперь немного отдохните и послушайе стихотворение.

                                               Кто кому кто? Я. Аким

— Бабушка, бабушка, я чья дочка?

— Ты Федина дочь, моего сыночка.

— Мой папа большой, а совсем не сыночек!

— Сыночек. Брат четырёх моих дочек,

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

— Да разве у дочки мы были? У тёти!

— Тётю твою я в люльке качала...

— Бабушка, стой, объясни сначала,

Кто мне Наташа и два её братца?

— Ладно, попробуем разобраться:

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох и была шустра!

А ты им доводишься... Хитрое дело...

— Бабушка, что-то у нас пригорело!

— Тьфу ты, пока я соображала,

Всё молоко из кастрюли сбежало!

                                                                                                                                     

От кого вы появились? (от папы и мамы). Назовите, пожалуйста, мне имена своих родителей.

Но у каждого из вас есть еще и родственники дальние и близкие.                                             -Каких вы знаете близких родственников? (брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка)          -А кто назовет дальних родственников? (прабабушка, прадедушка, прапрабабушка, прапрадедушка)  

                                  Дидактическая игра "Кто кому кто?"                                                                                     Раздать детям по одной фотографии, изображающей одного из членов семьи (тетя, дядя, дедушка, бабушка). Каждый ребенок должен составить предложение, например: "Это моя тетя Аня. Она мамина сестра....)                                                                                                                            

Воспитатель:ребята, представьте, что ваша семья  это дерево и каждый член семьи - листочек. В старину его называли родословным древом (показать детям картину родословного древа). . Все мы с вами ветви и листья огромного переплетенного человеческого дерева. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.                                                                                                 Работа по схеме «Родословное древо» (У каждого ребенка свое родословное древо, составленное родителями).

В мире все на все похоже:

Змея – на ремешок из кожи,

Кот – на пижаму,

Ты – на меня,

А я на маму.  

Рассматривание семейных фотографий:    

Педагог с детьми рассматривает семейные фотографии одного ребенка.

-Дети, посмотрите на фотографию.Кого вы видите? (это Олина мама)

-А это кто? (это Олин папа)

-А это кто? (это Оля)

-Посмотрите внимательно на фотографии. На кого похожа Оля?

Обратить внимание, на кого из родителей и чем больше похожа Оля. Например: "У Оли глаза такие, как у мамы. А цвет волос, как у папы."

После этого рассмотреть с детьми фотографии других членов семьи (бабушки, дедушки, братьев или сестер).Объяснить родственные отношения членов семьи. Например: "Тетя-это мамина сестра", "Бабушка-это папина или мамина мама". Когда  фотографии будут рассмотрены, дети хором повторяют новое понятие : "Генеалогическое древо".

А сейчас семейное дерево вырастет прямо у нас в группе. Вставайте со своих мест.

Физкультурная пауза

Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (поднимают плечи)

Раз, два, три, четыре, пять (прыгают на месте)

Вас могу пересчитать; (считают пальчиком)

Папа, мама, брат, сестра.

Бабушка и дедушка, (показывают ладошкой)

Кошка Мурка, два котенка (наклоняются в право, влево)

Мой сверчок, щегол и я (повороты в право, влево)

Вот и вся моя семья. (Хлопают)

Воспитатель:в каждой семье есть свои традиции, каждый человек выполняет свое дело. Семья — это своеобразный механизм. Если что-то в нем не исправно, то останавливает вся работа.

Подвижная игра «Поезд». 

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, делать все вместе, сообща.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу – чу – чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

Воспитатель: размялись ребята? Пора и отдохнуть. Занимайте свои места за столом.

-А у вас в семье есть свои традиции? (ответы детей)

-Ребята, что надо делать, чтобы ваша семья жила дружно и весело? (ответы детей).

-Да, семья будет счастлива, если все будут помогать друг другу.

А как вы думаете, есть ли правила счастливой жизни? (ответы детей)

Проводится игра «Дерево счастливой жизни» (каждый ребенок получает цветок и крепит его на засохшее дерево, произнося слова: «Семья будет счастлива, если…»).

Правила счастливой жизни, придуманные детьми:

«Семья будет счастлива, если всегда слушаются дети»;

«Семья будет счастлива, если никто не ругается»;

«Семья будет счастлива, если дети никогда не плачут»;

«Семья будет счастлива, если никто с мамой не ссорится»;

«Семья будет счастлива, если мама и папа любят друг друга»;

«Семья будет счастлива, если дети никогда не обижают родителей»;

«Семья будет счастлива, если в семье всегда будет спокойно»;

«Семья будет счастлива, если все родители любят своих детей»;

«Семья будет счастлива, если в семье любят бабушку и дедушку».

        



Предварительный просмотр:

Семейный праздник

(занятие для детей старшей группы)

Цель: формировать культуру проведения семейных праздников.

Задачи: закрепить у детей понятие «семья», знания полных имен членов семьи, выявить знание детьми собственной даты рождения и даты рождения членов своей семьи; обогащать и активизировать словарь по теме; продолжать учить детей составлять предложения с существительными в дательном падеже; составлять рассказ по сюжетной картинке; развивать слуховое внимание; воспитывать любовь к членам своей семьи;

Оборудование: картинки с изображением подарков маме и папе (мужские часы, набор инструментов, цветы, коробка конфет и т.д.), сюжетная картинка "День рождения бабушки", мячик небольшого размера.

Ход:

Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, а вы знаете, что мы в детском саду словно одна семья. Здесь вас любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют , проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Но у каждого из вас есть своя семья.

  1. Что такое семья и как она образовывается? (Ответы детей)
  2. А как иногда взрослые называют своих близких?(семейство, домашние, родные).

Семья – это  дом.  Семья – это  мир,  где  царят  любовь,  преданность,  дружба. Семья – это  самое  дорогое,  что  есть    у  каждого  человека. Семья - это когда живут вместе папа, мама, дети . Семья – самое дорогое, что есть у человека.

Воспитатель: Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна СЕМЬЯ!

Днем работает она, вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя... (мама)

Кто же трудную работу может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

Угостит всегда вареньем, стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка, Кто? — Родная... (бабушка)

Молодцы, ребята, загадки вы отгадали легко, но у мея есть задание посложнее. Я предлагаю назвать вам имена и отчества своих родителей.

Воспитатель,передавая мячик ребенку называет имена своих родителей. Например: "Мою маму зовут Елена Николаевна. Моего папу зовут Василий Петрович". Ребята получая мяч делают тоже самое.

Рассказ педагога и беседа с детьми:

-Сегодня утром я встретила свою соседку - девочку Лену. Она шла в детский сад. Лена рассказала мне, что вчера у ее мамы был день рождения. К ним домой приходили гости. Все дарили маме подарки, говорили добрые слова. Ленина мама была красивая, нарядная, счастливая.                                                 Дети,  вчера в семье Лены был семейный праздник. Семейными праздниками называют самые важные дни в каждой семье, например, день рождения, дата свадьбы родителей, юбилей. Юбилеем называют круглую дату рождения, например 25 лет, 50 лет.                                                                                                     -  Назовите семейные праздники своей семьи.                                                                          -А кто из вас помнит дату своего рождения?                                                              -Кто сможет назвать дату рождения мамы и папы (брата или сестры)?                                                                                                                           -Как вы отмечаете семейные праздники?

                                 Семья – это праздник, семейные даты,

                                 Подарки, покупки, приятные траты.

                                 Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

                                 Мечты о хорошем, волнение и трепет.

На праздник есть такая добрая традиция дарить подарки.

Дидактическая игра "Кому что подарим?"

Раздать каждому ребенку картинку с изображением подарка маме или папе. На наборное полотно поместить две картинки с изображением папы и мамы. Каждый ребенок рассматривает свою картинку, помещает ее на наборное полотно около мамы или папы и составляет предложение, например: "Часы я подарю папе", "Конфеты я подарю маме". Можно добавить к подарку добрые пожелания, слова.

Составление рассказа по сюжетной картинке

Предложить детям рассмотреть сюжетную картинку "День рождения бабушки".                                                                                                      Побеседовать по содержанию картинки, ответив на вопросы:                                      -Какой семейный праздник изображен на картинке?                                                     -Кого сегодня поздравляют?                                                                                             -Кто пришел на праздник?                                                                                                -Что подарили гости?                                                                                                          -Какое настроение у бабушки и у гостей?

После беседы ребята пытаются самостоятельно составить рассказ по картине "Семейный праздник".

Итог: прочитать детям стихотворение О.Зыковой "Дорогие гости"

Бабуля ждет гостей,                                                                                       Волнуется слегка:                                                                                                                     Я вижу: у нее                                                                                                        Чуть-чуть дрожит рука.                                                                                                        И вот звенит звонок,                                                                                                     Бегу я открывать.                                                                                                        И кто же к ней пришел?-                                                                                                Отец ее и мать!                                                                                                Прадедушка пришел                                                                                                       С прабабушкой моей,                                                                                                   Ведь у ребенка их сегодня юбилей!                                                                             Родителей своих бабуля так ждала!                                                                                Лишь дорогих гостей                                                                                                                На праздник позвала!                                                                                                             Еще сейчас прийдут                                                                                                        Родители мои.                                                                                                             Отметим юбилей                                                                                                                В кругу своей семьи!

В вечернее время выучить имена и отчества своих родителей с теми детьми, кто не смог назвать их на занятии. Дома выучить даты рождения близких родственников.



Предварительный просмотр:

Семейный праздник

(занятие для детей старшей группы)

Цель: формировать культуру проведения семейных праздников.

Задачи: закрепить у детей понятие «семья», знания полных имен членов семьи. обогащать и активизировать словарь по теме; продолжать учить детей составлять предложения с существительными в дательном падеже; составлять рассказ по сюжетной картинке; развивать слуховое внимание; воспитывать любовь к членам своей семьи.

Оборудование: картинки с изображением подарков маме и папе (мужские часы, набор инструментов, цветы, коробка конфет и т.д.), сюжетная картинка "День рождения бабушки", мячик небольшого размера.

Ход:

Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, а вы знаете, что мы в детском саду словно одна семья. Здесь вас любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют , проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Но у каждого из вас есть своя семья. Семья - это когда живут вместе папа, мама и дети. А назовите мне, пожалуйста, имена и отчества своих родителей.

Воспитатель,передавая мячик ребенку называет имена своих родителей. Например: "Мою маму зовут Елена Николаевна. Моего папу зовут Василий Петрович". Ребята получая мяч делают тоже самое.

Рассказ педагога и беседа с детьми:

-Сегодня утром я встретила свою соседку - девочку Лену. Она шла в детский сад. Лена рассказала мне, что вчера у ее мамы был день рождения. К ним домой приходили гости. Все дарили маме подарки, говорили добрые слова. Ленина мама была красивая, нарядная, счастливая.                                                 Дети,  вчера в семье Лены был семейный праздник. Семейными праздниками называют самые важные дни в каждой семье, например, день рождения, дата свадьбы родителей, юбилей. Юбилеем называют круглую дату рождения, например 25 лет, 50 лет.                                                                                                     -  Назовите семейные праздники своей семьи.                                                                 -  Как вы отмечаете семейные праздники?

Дидактическая игра "Кому что подарим?"

Раздать каждому ребенку картинку с изображением подарка маме или папе. На наборное полотно поместить две картинки с изображением папы и мамы. Каждый ребенок рассматривает свою картинку, помещает ее на наборное полотно около мамы или папы и составляет предложение, например: "Часы я подарю папе", "Конфеты я подарю маме". Можно добавить к подарку добрые пожелания, слова.

Составление рассказа по сюжетной картинке

Предложить детям рассмотреть сюжетную картинку "День рождения бабушки".                                                                                                      Побеседовать по содержанию картинки, ответив на вопросы:                                      -Какой семейный праздник изображен на картинке?                                                     -Кого сегодня поздравляют?                                                                                             -Кто пришел на праздник?                                                                                                -Что подарили гости?                                                                                                          -Какое настроение у бабушки и у гостей?

После беседы ребята пытаются самостоятельно составить рассказ по картине "Семейный праздник".

Итог: прочитать детям стихотворение О.Зыковой "Дорогие гости"

Бабуля ждет гостей,                                                                                       Волнуется слегка:                                                                                                                     Я вижу: у нее                                                                                                        Чуть-чуть дрожит рука.                                                                                                        И вот звенит звонок,                                                                                                     Бегу я открывать.                                                                                                        И кто же к ней пришел?-                                                                                                Отец ее и мать!                                                                                                Прадедушка пришел                                                                                                       С прабабушкой моей,                                                                                                   Ведь у ребенка их сегодня юбилей!                                                                             Родителей своих бабуля так ждала!                                                                                Лишь дорогих гостей                                                                                                                На праздник позвала!                                                                                                             Еще сейчас прийдут                                                                                                        Родители мои.                                                                                                             Отметим юбилей                                                                                                                В кругу своей семьи!

В вечернее время выучить имена и отчества своих родителей с теми детьми, кто не смог назвать их на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с культурным наследием, бытом и традициями народов населяющих Россию

Ознакомление старших дошкольников с культурным наследием, бытом и традициями народов населяющих Россию...

Психолого-педагогические особенности приобщения старших дошкольников к социокультурным нормам и традициям семьи

Статья о приобщении дошкольников к социокультурным нормам и сесмейным традициям...

Ознакомление старших дошкольников с семейными традициями

Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям....

Характеристика методов ознакомления старших дошкольников с социальным миром на примере представлений о семье и актуальность их комплексного использования в старшем дошкольном возрасте

Характеристика методов ознакомления старших дошкольников с социальным миром на примере представлений о семье и актуальность их комплексного использования в старшем дошкольном возрасте Концепция м...

Использование дидактических игр для ознакомления старших дошкольников с традициями русского народа

Воспитание на народных традициях способствует развитию веротерпимости, межнациональной толерантности и активному общению. Рассказать детям об этих традициях можно через дидактические игры, которые с...

Дидактический комплект «Православные праздники детям» для ознакомления старших дошкольников с историей и традицией православных праздников»

Дидактический комплект «Православные праздники детям»для ознакомления старших дошкольников  с историей и традициейправославных праздников»Возраст детей: 5-7 лет...

Статья "Ознакомление старших дошкольников с культурными традициями и обычаями семейских Забайкалья"

Культурная историческая среда окружает человека с детства. В ней он приобретает нравственную силу, учится достоинству и благородству, приобщается к истории своего народа, семьи....