Статья "Ознакомление старших дошкольников с культурными традициями и обычаями семейских Забайкалья"
статья (подготовительная группа)
Культурная историческая среда окружает человека с детства. В ней он приобретает нравственную силу, учится достоинству и благородству, приобщается к истории своего народа, семьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ознакомление старших дошкольников с культурными традициями и обычаями
семейских Забайкалья
Культурная историческая среда окружает человека с детства. В ней он приобретает нравственную силу, учится достоинству и благородству, приобщается к истории своего народа, семьи. Она становится неотъемлемой частью его жизни, необходимым условием возникновения чувства духовной "оседлости", привязанности к родным местам, живительной основой любви к Отечеству. "Если человек равнодушен к истории своей страны, истории своей семьи, не дорожит семейными реликвиями, не гордится своим домом, не знает истории своего народа, не интересуется историей улицы, то вряд ли в нем сильны патриотические чувства" ( Иконникова, 1987,37).
В настоящее время не утратило своей актуальности приобщение подрастающего поколения к традициям и обычаям разных народов, в том числе и семейских Забайкалья. Ведь именно в дошкольном детстве закладываются нравственные качества личности ребенка.
В процессе воспитания обеспечивается преемственность поколений, которая является условием непрерывного развития. Преемственность может проявляться в личном плане, в плане семейных и общественных традиций, которые способствуют сохранению устойчивого образца поведения, схожести образа мышления и определенных присущих черт характера.
Само понятие «традиции», употребляемое в контексте с «обычаями», «обрядностью», «ритуалом», включает в себя всё духовное наследие передающееся из поколения в поколение.
Анализ особенностей содержания народных традиций позволяет выделить такие характеристики:
1) высокая результативность, гуманистическая и демократическая направленность;
2) осуществление всех задач воспитания, формирования личности как целостного процесса;
3) отражение основных компонентов педагогической культуры: уважительное и почтительное отношение к старшим, гостеприимство, скромность, честность, милосердие, миролюбие, трудолюбие, любовь к детям, матери, родной земле;
4) знание многовековой практики о том, что наиболее интенсивно растет ребенок до 5 - 7 лет, происходит социализация личности в общем;
5) использования народного фольклора, в особенности сказок, пословиц и поговорок в нравственном воспитании;
6) коллективный характер воспитания, участие всех членов семьи - детей, родителей, бабушек, дедушек, родственников, способствующих объединению в воспитании и преемственности поколений;
7) приоритет понятия воспитание над обучением, так как процесс обучения, освоения определённого объёма знаний, умений и навыков считается задачей воспитательно-образовательной работы.
В практике детских дошкольных учреждений ознакомление детей с культурными традициями и обычаями семейских Забайкалья осуществляется через организацию:
- предпраздничных посиделок семейских;
- праздников;
- посещение краеведческих музеев;
- мини-музеев: «Семейская горница», «Костюм семейских»;
- познавательных бесед о семейских Забайкалья;
-творческой продуктивной деятельность детей;
- встреч с семейскими.
Предпраздничные посиделки семейских
Основная цель – это подготовка к празднику.
Задачи проведения посиделок:
-познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников;
-формирование навыков общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками;
-развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности;
-создание эмоционального комфорта.
Перед началом посиделок взрослый (педагог, бабушка – хозяйка горницы) вместе с детьми и другими присутствующими определяют, для чего они собрались.
На посиделках не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; оформляют интерьер русской горницы предметами старины; изготавливают открытки- приглашения, подарки- сюрпризы близким ( родным, друзьям).
Дети знакомятся с деталями костюма семейских, наряжаются в него, входят в определенную роль. Внимание дошкольников педагоги акцентируют на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения. Со старшими дошкольниками классифицируют его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомят с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др.
Дети получают представление о деревянном доме с резными наличниками в домах семейских и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.
В ожидании праздника педагоги организуют несколько посиделок, при этом каждый раз меняется их содержание. Например, на одних мастерят предметы для оформления праздника и знакомятся с новой хороводной песней; на других – делают подарки для родных, друзей и играют в народные игры; на третьих – бабушка знакомит с национальными блюдами, правилами гостеприимства русского народа и народа другой национальности. Все посиделки заканчиваются народными играми, хороводами ( « Кончил дело – гуляй смело»). Посиделки состоят из трех частей.
В первой – познавательный рассказ бабушки, беседа с детьми; во второй – практическая деятельность детей и взрослых; в третьей – творческие игровые, музыкально – литературные занятия.
Посиделки интересны общением, индивидуальным и коллективным творчеством. Каждый ребенок, исходя из собственного интереса, выбирает себе занятие. При этом дети или объединяются в подгруппы и выполняют какую-то общую работу. Или занимаются индивидуально.
Посиделки отличаются тем, что в гости к детям приходит игровой персонаж – бабушка, дедушка, добрый молодец, девица - красавица. Она (он) ведет живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки (« Посидим рядком, да покалякаем ладком» и др.). Рассказ сопровождается творческим трудом, песней, игрой. Старшие передают свои знания малышам – в этом заложен важный принцип народной педагогики. Педагоги детского сада устанавливают контакты с народными мастерами и приглашают их на посиделки и праздники.
На посиделки дети, как и бабушка - хозяюшка, приходят в семейских народных костюмах. Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие.
На посиделках дети знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.
Народные праздники семейских
Проведение народных традиционных праздников «Колядки», «Крещение», «Пасха», является средством выражения национального характера, яркой формой отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. В детском саду также проводятся праздники в соответствии с временем года: осенью - «Ярмарка», зимой - «Рождество», «Святки», «Крещение»; весной - «Масленица», «Пасха», летом – «Троица».
Дети вместе со взрослыми участвуют в проведении праздников.
При проведении праздников педагоги используют народные игры, танцы, хороводы, пословицы, поговорки, загадки которые пришли из старины.
Посещение музея
Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально- чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.
Дети знакомятся с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков. Восприятие музейных экспонатов способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.
Перед посещением музея воспитатель предварительно определяет объекты для посещения, формы изучения музейных экспонатов. Намечают основные задачи, думают над тем, как лучше подготовить ребят к посещению музея, дать представление о том, для чего нужны музеи, зачем нужно хранить предметы, как следует относиться ко всему, что хранится в музеях.
Взрослые помогают увидеть в произведениях народно - прикладного искусства, промысловой деятельности красоту и высокое мастерство их создателей, рассмотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда.
Мини – музеи
В детском саду взрослые вместе с детьми оформляют мини - музей «Семейская горница», «Костюм семейских».
Оборудование для музея – это начало большой поисковой деятельности детей и взрослых, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями, познавательные рассказы взрослых, творчество самих ребят.
В каждый предпраздничный период музеи пополняются новыми экспонатами, которые дети и родители приносят из дома или изготавливают сами по старинным образцам. Появлению предмета в горнице предшествуют познавательный рассказ, целевые наблюдения.
Содержанием музея могут быть произведения народно-прикладного творчества местных умельцев, творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду и др.
Познавательные беседы
По окончании праздничного периода педагоги с детьми старшего дошкольного возраста организуют итоговые беседы.
Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. Педагоги подводят детей к логическому рассуждению, почему этот праздник (Масленица, Пасха и др. ) отмечают в данное время года, устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда.
Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.
Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем – бережное отношение к тому, что их окружает.
Творческая деятельность детей
Создавая собственные маленькие творческие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.
Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, получают удовольствие от проделанной работы, созданного рисунка или поделки, осознают значимость получаемого продукта. Так как творческие работы используются для выставок, оформления к праздникам. Творческие работы могут быть коллективными, индивидуальными и изготовленными совместно с родителями.
Встречи с семейскими
В детском саду организуют встречи с фольклорными коллективами, со староверами, хранителями семейских традиций, что оказывают наиболее сильное впечатление на детей. Через такие встречи наиболее остро ощущается чувство сопричастности к народной культуре и быту семейских.
Дети знакомятся с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями семейских. Приобщаются к песенному творчеству семейских.
Работа в данном направлении проходит в тесном сотрудничестве с родителями. Они помогают собрать предметы быта, утварь, домотканые половики, костюмы семейских для мини - музеев, музыкальные инструменты (трещотки, деревянные ложки). Был изготовлен макет русской печки. Это помогает на последующих занятиях детям не только увидеть на слайдах предметы старины глубокой но и потрогать, увидеть воочию из чего они сделаны. Попробовать пользоваться этими предметами. У детей это вызывает положительные эмоции.
Наступивший двадцать первый век стремительным напором пытается перемешать, привести к одному общему знаменателю культуры разных народов и этнических общностей, порой сводя на нет их уникальную этническую специфику и самобытность. Поэтому, основные принципы ФГОС дошкольного образования приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей в приобщении детей к культурным традициям и обычаям семейских Забайкалья является действительно актуальным.
Библиографический список:
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: 1985. 238 с.
2. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция. //Сов. этнография. 1981 - № 2. -182 с.
3. Выготский JI.C. Вопроси детской, возрастной психологии // Собр. соч.: В 6 т.-М., 1984,-т.4.
4. Гребенников И.В. О воспитательном потенциале семьи. //Сов. педагогика. -1981. №1. - с. 36-42.
5. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. 2006. – № 1. – С. 17-20.
6. Леонов А. М. Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских) Забайкалья. / Москва: Педагогика, 2001. – Ч. 2
7. Калашникова Н.М. Народный костюм. / Москва: «Сварог и К».2002-374с.
8. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. Москва: «Дрофа», 2003-256 с.
9. Котова И. Н. Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Санкт-Петербург: «Паритет», 2003 - 236с.
10. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – 2-е изд., переработанное и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 1998. – 300 с.
11. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 15-17.
12. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. Москва: «Элизе трейдинг»,2004-128с.
13. Михайленко, А. Введение дошкольника в мировую культуру: парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 14-18.
14. Парамонова, Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 1. – С. 33-34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА – СИНТЕЗ «НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК» Ознакомление дошкольников с культурными общечеловеческими ценностями, обычаями, обрядовыми праздниками народов России и Европы в условиях детского сада. Ч.3
Русские с интересом осваивают европейскую и мировую культуру, но и богатейшая российская культура, одна из наиболее своеобразных и богатых культур Евразии, не должна оставаться тайной за семью п...
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА.
Духовно - нравственное воспитание...
Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа
Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русской культуре, к традициям, обычаям....
Ознакомление старших дошкольников с культурным наследием, бытом и традициями народов населяющих Россию
Ознакомление старших дошкольников с культурным наследием, бытом и традициями народов населяющих Россию...
Формирование готовности педагогов к организации литературных вечеров как эффективной формы приобщения старших дошкольников к культурным традициям России
Оказание методической помощи педагогам в организации литературных вечеров как наиболее эффективной формы работы в приобщении старших дошкольников к культурным традициям России...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа
Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась выс...
Проект "Воспитание нравственных качеств у дошкольников на основе традиций и обычаев калмыцкого народа "
Проект "Воспитание нравственных качеств у дошкольников на основе традиций и обычаев калмыцкого народа "...