Мини-музей "Наша Родина - Россия"
занимательные факты (средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернявская Наталия Николаевна

Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Создание в группе мини-музея «Наша Родина — Россия» способствует знакомству дошкольников с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитанию патриотизма, знакомству с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитию речи, познавательного интереса; формированию представлений об историческом времени, связи со своими предками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини-музей «Наша Родина – Россия!»

Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах»

Чернявской Наталии Николаевны

«Музейная педагогика» сегодня - это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Под мини-музеем «Наша родина – Россия» понимается не просто организация экспозиций или выставок в нашей группе, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, участие во встречах с интересными людьми, в досугах и праздниках, в исследовательской и проектной деятельности.

Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Они становятся близкими и понятными каждому ребенку. Такая форма работы позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, малую Родину, страну в целом. 

Одна  из  задач  дошкольного  образования - это воспитание этических основ формирования личности (мировоззрения,  направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств, привычек). Формирование личности немыслимо без осмысления культурно-исторического развития общества, взаимодействия и взаимопроникновения различных культур, наций, конфессий и социальных групп, ядром, которого является этнотолерантность. Важно  сформировать  у  дошкольников  умение  строить  взаимоотношения  в  процессе  взаимодействия  с  окружающим  на  основе  взаимопонимания,  готовности  принять  других  людей, их взгляды,  обычаи  и  привычки  такими,  какие  они  есть.  

Культура  личности  раскрывается  в  динамическом  процессе  знакомства  с  окружающим,  его  переработки  и  создания  собственных  ценностей.  Поэтому  взрослые  несут  особую  ответственность  за  организацию  культурной  среды,  а  также  материальную  и  духовную  поддержку  ребенка.

Музеи  —  неотъемлемая  часть  культурного  наследия.  Они  охватывают  практически  все  сферы  жизни  человечества:  искусство,  науку  в  целом,  историю,  географию  и  т.  п.  В  современном  обществе  музеи  продолжают  свою  культурную  и  просветительскую  деятельность.  В  мире  насчитывается  не  один  десяток  тысяч  музеев,  больших  и  маленьких,  всемирно  известных  и  имеющих  ограниченный  круг  посетителей.  Свой  музей  существует  почти  в  каждом  городе  планеты.  Музеи  стали  очень  разными  и  необычными.

Особенностью  музея  в  дошкольном  учреждении  является  то,  что  к  основным  экспонатам  добавляются  предметы,  сделанные  руками  детей и их родителей, воспитателей.

Музей  дает  возможность  детям  не  только  рассмотреть  предметы  со  всех  сторон,  но  и  практически  освоить  их.  Формы  работы  в  музее  этнической  культуры  отличаются  многообразием.  К  ним  относятся:  мини-беседы  с  детьми;  экскурсии  для  детей  и  родителей;  самостоятельное  рассматривание  экспонатов;  мастер-класс  по  изготовлению  экспонатов;  работа  творческой  группы  по  пополнению  музея  экспонатами;  творческие  игры,  образовательные  путешествия;  чтение  художественной  литературы;  исследовательская  деятельность,  экспериментирование;  музицирование,  прослушивание  аудио-материалов,  просмотр  мини-презентаций. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.

Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:

  • помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
  • способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
  • позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. 

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. Интерес к народным традициям может отражаться и в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности.

Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Для достижения данной цели решаются следующие задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини-музея, а именно:

  • воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, малой Родине, стране;
  • формирование бережного отношения к природе родного края (флора и фауна)  и всему живому;
  • воспитание уважения к труду взрослых;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам, к культуре и обычаям коренных народов Севера – ханты и манси;
  • усвоение элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России, её богатствах;
  • знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Такая работа строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов: 

  • "позитивный центризм" (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
  • непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка. 

В настоящее время является актуальным региональный подход в воспитании и обучении детей. Это обусловливается социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики.  Образование сегодня ориентировано на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей, что предполагает целесообразное ознакомление подрастающего поколения с историей,  искусством, традициями народов,   населяющих нашу Югру. В связи с этим одной из задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду. В  процессе воспитания стараюсь  включать в среду ребенка максимальное количество этноспецифических предметов, игровых средств, имеющих разное назначение. В мини-музее создан уголок «Моя Югра»,  где мы расширяем представления  об истории Югорской земли и коренных народов Севера, которые издавна проживают на этой территории.

Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. 

Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Развитие связной речи на материале лексической темы " Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва"

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...

Праздник. Фестиваль патриотической песни, стихов о Родине «Россия – родина моя»

Воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине; приобщение обучающихся к песням, поэзии, наполненными идеями гражданственности, чувством любви к Отечеству, родному краю....

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"

Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...