Ада - иелерге сумелер!
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Куулар Арина Делеговна

Очень полезные Советы для родителям !

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Ада-иелерге сумелер!

3-4 харлыг ургларнын озулдезинге онзагай чулдер.

               Баштайгы чылдарга бодаарга ,3-4 харлыг уругнун мага-бодунун озулдези оожумнаар.Уругнун дензизингечылдаортумаа –биле2кг немежир, дурт сынынга 7-8 см чедир озер. Бо уезиндеуругларнынбот-башкарныры улам сайзыраар, шимчээшкиннери кандай эвес апаар. Уруглар3-4 харлыында долгандыр бугу чуулдерни сонуургаар,улуг улус,эштери-биле чугаалажыксаар. Олар чуну корген, билгенин, сооонуургаанын, домактын бодун хевирин ажыглап тургаш, чугаалаар.Уругнун  чугаазы сайзыраан тудум-на, долгандыр     турар чуулдерни болгаш болуушкунарны сонуургап,сайгарып, билип ооренир. Чуулдерни  бот-ботарынга домейлеп,оларнын аразында харылзаазын эскерип эгелээр. Чижелээрге «куску уе.Бурулернин ону саргарып,оьт-сиген кадып каар» деп тайылбырлаан болза, уруглар бойдусту,  сонуургап, эскерип эгелээр. Таныыр чуулдеринин он-чузунун,дурзу-херирин, улуг-бичезинэскерип, оларны чугаазынга ажыглап эгелей бээр. Нарын эвес домактын утказын билип, бодуун даалганы кууседир.Ойнаар-кысты   менээ бер, «Мээн  авам, ачам, угбам,дунмам».Оларулугулустунчугаазын катаптап, кыска домактарны болгаш бичи хемчээлдиг шулуктерни чугаалаптар апаар. Бо б угу уругнун сос курлавырынын ковудээринге улуг идиг болур.

  Эртемденнернин хайгааралындан алырга, 2 харлыг уругнун сос курлавыры 300 хире,а 3-4 харлыг уругнун1000 чедир ковудээр. 3-4 харлыг уруглардомактын  граматиктиг   тургузунга  частырыгларны  кылып тургаш, шын чугаалап    ооренир Уруглар кады ойнаан эштеринин чугаазын дыннап, оларнын чугаазында частырыгларны база эскериптер апаар. Чижээ: -Доос-кара кор даан, доос-кара эвес –дир, кымыскаяк –дыр. Автобус келди, автобус эвес газель-дир. Бажынывыста деп состу, «бажыывыста» биле деп состу «иле» ….

Уругларга чаа состерни адап ооредип тургаш, 2-3 слогтуг состернишын адапоорэдир.Сос курлавыры ковудээн тудум ,уннерни шын адап ооредиринге идиг болур. 3-4 харлыг уруглар уннерни колдуундашын адаар апаар. Ынчангаш уруглар-биле чассыг чугаа кылбас. Оларнын чугаазы тода болур ужурлуг. Ынчалза –даа  чамдык уругларнын чугаазы орай унер болгаш ,олар уннерни тодаэвес адаар. Чугаа чайзырадырынга болгаш сос курлавырын байыдарынга дараазында оюннар дыка дузалаар Чижээ: «Даалганы куусет»,Чараш хапчыгаш», «Кымга чуу херегил», «Кым хойну адаарыл», «Арыгже селгустээшкин» «Ойнаар-кыска белекчигеш». Оюннун дузазы –биле уругларнын сос курлавыры ковудээр болгаш кол черни коргузуг материалы ээлеп турар. Чижээ дириг амытаннырны таныштыргаш, чуруктун дузазы биле харылзаалыг чугааны тургузуп болур. Бо инек. Инектин  бичи оглу бызаа.Олар  азырал амытаннар.Олар оьт-сиген чиир,суг  ижер. Бо эртен соок болду,дээр бургег бе? Азы аяс бе?

           Уруунар азы оглунар   салган айтырыынга долузу-биле харыылап хой чугаалажып турунар. Чамдык уругларнын тыва дылынын кырынга безин чугаазы сайзырангай эвес бооп турар. Чугаа-биле кижинин угаан медерели харылзаалыг болур. Ынчангаш чугаазы сайзырангай уругларнын чуве шингээдип алыры дурген болур. Уруг 3-4харлыг турда-ла оон угаан-медерел  талазы –биле сайзыралын чоргуспас болза дараазында школага бергедээшкиннер тургустунуп кээп болур. Амыдыралдан эскерип коорге, солгу уеде уруглар болгаш ада-иелер хой телевизор коруп турары озуп олурар уругнун чугаа сайзыралынга шаптыктыг болуп турар. Кежээки хостуг уелеринерде (хой телевизор коруп олурбайн)уруунар азы оглунар-биле номнардан номчуп, корген чуулдерин сайгарып  турар болза уруггларнын  чугаазы сайзырангай болур.Азы ог-булуге даалганы куусет деп оюнну ойнаарга дыка ажыктыг, дузалыг.Чижээ: Уруг ойнаан соонда. Ойгаарагын аайла дээр бис.Манаа уруг –биле ойнай аарак даалганы уругга бээр.Ойаар-кыстын хевин кедир,ойнаар-кыстын номнарын шкафка аппарып суп каг,Бомбукту арыг кылдыр чуур.  Азы адыгны орунга удудуп каг уруум деп даалганы бээр.Берген даалгазын шын кууседирин чедип алыр. Уругларыныр- биле чугаалажып тургаш четче болгаш долу чугааны  чедип алыр.Амгы уеде кижизидилге ажылында эртем шинчилел ажылдары хойу-биле ажыглаттынып турар болу берген. Анаа чугле дылы сайзырангай уруглар бедик деннелдерни ээлеп турар.Ынчангаш уругнун чажындан чугаазын сайзырадыры кижизидилге ажылынын эн-не чугула айтырыы деп ада-иени кыйгырдым.Кижи болуру чажындан, аьт болуру кулундан.

Арина Делеговна Куулар

Ак-Довурак хоорайнын

«Сказка» уруглар садынын

кизидикчи башкызы



Предварительный просмотр:

Тема : Дикие животные в лесу.

Познавательные задачи:

-вызывать интерес к окружающему миру;

- Формировать реалистические представления о природе нашей республики;

- расширять знания детей о повадках диких животных ,об особенностях их внешнего вида;

- продолжать научить детей составлять маленькие рассказы по опорным схемам

- учить сравнивать

Развивающие:

- развивать связную речь

-развивать мелкую моторику руки и двигательную активность.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к природе.

Воспитывать бережное отношение к животным ( ко всему живому)

Материалы к занятию: картинки диких животных: Медведя, зайца, лисы, ежа, волка,:

Интерактивная доска.

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов Соколова-Митикова о лесных зверях.
  2. Тувинские народные сказки: «Голодный волк и коленок»
  3. Отгадывание загадки.
  4. Игра

Сегодня мы с вами отправляемся путешествие , куда мы с вами отправляемся , подскажет картина.

-В лес

Да, мы с вами отправимся в лес .

Как вы думаете ,Какой лес в лесу? (осенний, зимний)

Дети, вы любите отгадать загадки?

Длинные уши, короткий хвост, по полянке прыг да скок (заяц)

В дупле живет, да орешки грызет.

В лесу живет, любит мед.

Он всю зиму спит берлоге.( медведь)

Сердитый нетодрога живет в  глуши лесной

Иголок  очень много, а нитки ни одной,

- кто зимой голодный, бродит, злой голодный.

Какие эти животные?

Как их можно назвать одним словом.(Дикие)

Почему эти животные называются дикие?

Показ картины на слайде. Волки живут стаями, жертву подкарауливают, сначала нападает один, а потом другие волки. Волк- хищник. Он кусается , у него сильные ноги, поэтому он быстро бегает.

Что умеет делать волк?

Прыгать, охотиться, подкарауливать, кусаться и драться. Какой волк? Хищный, дикий, серый, зубастый, страшный. Как можно ласково назвать волка? Волчишко, волчок-серый бочок.

А лиса. Лиса – хищница. Она любит охотиться за зайцами, мышами. Лиса кусается, ловко убегает от врагов, что ее не найдешь.

Что умеет делать лиса? Бегать, кусаться, воровать.

Какая лиса? Сообразительная, ловкая, плутоватая, вороватая, рыжая.

Давайте назавем ее ласково . Лисонька, лисичка-сестричка.

Белочка всю осень, запасает себе пищу, грибы, ягоды, орехи

Заяц что умеет делать бегать прыгать , грызть,прятаться.

Зайцы питаются травянистыми растениями, а зимой едят побеги и кору лиственных деревьев. У зайцев длинные ноги, поэтому эти животные делают большие прыжки, быстро бегают.Заяц трусливый, ловкий. Шустрый, быстрый, летом серый. А зимой – белый, косой, пушистый, длинноухий. Назовите ее ласково. Зайчишка, зайчик- побегайчик.

А теперь будем играть игру «Назови детеныша»

У медведя маленький медвежонок.

У ежа ежонок

У волка- волчонок.

У лисы-лисенок

У белки- белчонок.

У зайца маленький зайчонок.

А вот еще игра. Она называется. Расскажи по картине.

Речевой образец. Это медведь. У него маленький медвежонок. Он любит кушать ягоды. Живет в лесу. Подобные картинки выдаются детям о каждом диком животном.

-молодцы !

Физминутка: «Кого чем угостим?»

Лисичке сестричке –мясо

Волчишке-косточку

Белочке рыженькой-орешки

Зайке-побегайке морковку

Хоть медведь и ежик спят, но мы их тоже угостим.

Меду, полную колоду, кому отнесешь?

Медведюшке-батюшке.

Грибы, яблоки?

Ежу колючему.

-А теперь я всех приглашаю на стол. Я загадаю вам загадку об одном из них, если вы правильно отгадаете ее, то тут же появиться.

Быстрей. Маленький зверек,

По лесочку прыг да скок(зайчик)кто это?(выслушать ответы детей)

- правильно! Этот зайчик. Вот он! Показ образца бумажного зайчика, выполненного методом «оригами». Посмотрите на него. Из чего он сделан? (из бумаги) Что есть у зайчика? (у зайчика есть ушки, глаза, усики, нос) Зайчику нашему скучно одному, потому. Что у него нет друзей. Хотите ,чтобы у нашего зайчика было много друзей? (Да!) Сейчас я вам покажу, как сделать такого же зайчика.

Показ и объяснение приемов выполнения игрушки.

Воспитатель: Для того чтобы сделать игрушку нам понадобятся треугольный белый лист.

1.Отпустите угол к вершинам двух углов.

2. Отогните угол так, чтобы он немного выходил за верхнюю сторону, образуя неглубокую складку-молнию.

3.Переверните.

4. Поднимите нижний угол до уголка-хвостика.

5.Согните одну половинку от себя . Поверните работу.

6. Придерживая одной рукой фигурку, пальцами другой руки защипните уголки-уши и потяните немного кверху, прогладьте новый сгиб.

7. Сделайте надрез по сгибу.

8. отогните одно или два уха.

9. Проверьте результат. Вот у нас получились . Осталось нарисовать нос, усики, глазки нашему зайцу с двух сторон. (Показ способов рисования).

Прежде чем вы приступите к работе, я напомню вам правила безопасности при работе с ножницами. Ножницы держим за кольца большим указательным и средними пальцами, лезвием от себя.

После окончания работы не забывать закрывать лезвия ножницы.

Передавать ножницы другому  кольцом вперед.

Самостоятельная работа детей.

В ходе выполнения работы воспитатель следить за правильностью и последовательностью игрушки.  Индивидуальный подход : постоянно следит за осанкой детей, подбадривает  детей пословицами.

Шевер кижи мактадыр, чевен кижи бактадыр.

Эки кылган ажыл ,элеп читпес алдар.

Дурген багай ,оожум быжыг.

Сеткилге ак херек, ажылга шынар херек.

Пальчиковая гимнастика:

Бирээ,ийи,уш,дорт,беш.

Шупту аннар агаарлап унупкен.

Бир дугаарында дилги

Ийи дугаарында – адыг.

Уш дугаарында- диин.

Беш дугаарында- койгун.

Аннарны мээ коргузунер. Коданнарны стол кырынче делге салыылынар уруглар.

Эр хейлер уруглар . Богунгу  кичээливисте дыка- ла эки ажалдадынар.

- Соннурганчыг болду бе? Чуну кылдывыс? Чуу силерге солун болду?

Ынчангаштын моон –биле кичээливисти  тондурээлинер.

Список использованной литературы:

1. Соколова С В «Оригами для старших дошкольников» Санкт-Петербург-2005г

2. «Тувинские народные сказки», Кызыл, 1964г

3. « Пальчиковые игры», Кызыл -2006г.

4.   Ушакова О С, «Развитие речи и творчества дошкольников» Москва -2003г

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Сказка»                                                                                  

                                                                                                                                           Утверждаю зам ВМР

                                                                                                                                            МАДОУ д/с «Сказка»

                                                                                                                                             ______/Чадамба А Д/

  Организованной – образовательной деятельность «Коммуникация» «Художественное творчество» на тему: «Дикие животные в лесу» детей в подготовительной группе.

                                                                                                                                          Провела: Куулар А Д

                                                                                                                                         

                                                Ак-Довурак 2013г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование этнокультурных традиций в формировании количественных представлений детей дошкольного возраста.

Слайд 2

Современная модель развития математических способностей строится на индивидуально-личностной ориентации педагога во взаимодействии с дошкольником. «Математические характеристики» являются частью окружающего мира и обогащают детство новыми красками. Разработка технологии заданного в стандарте национально-регионального содержания должна осуществляться во взаимосвязи и в контексте других содержательных видов деятельности как природоведческая, изобразительная, практическая и.т.п. с использованием предметов быта тувинцев (развитие способностей путем комбинирования цвета и формы, классификация предметов, развитие творческого воображения, счета, количества)

Слайд 3

Цель включения этнокультурных традиций в количественном представлении в программу обучения – воспитывать у детей любовь и уважение к культуре и быту своего народа, развивать речь, творческую самостоятельность, любознательность

Слайд 4

Актуальность темы: Предопределена Государственным стандартом образования, одним из компонентов которого является национально-региональный, предполагающий включение в процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Элементов национальной культуры тувинского народа.

Слайд 5

Проблема математического образования детей дошкольного возраста остается достаточно острой сегодня. Причин тому несколько. Во- первых, сказывается отсутствие практического опыта по использованию этнокультурных традиций в воспитании и образовании подрастающего поколения в повседневной жизни.

Слайд 6

Прежде чем работать по этой проблеме, я поставила перед собой следующие задачи: а) Освоение детьми дошкольного возраста национальной культурой в ее диалектическом единстве с общемировой культурой; б) Связь математики с запросами окружающей практической жизни детей; В) Связь математики с культурными традициями, техническим и духовным творчеством коренного народа на данной территории. Г)включения в математический материал эпитетов: цветовых, определяющих размеры; качества предметов фольклора; изучения числа, счета, цифр, геометрических форм и фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ада - иелерге сумелер!

Материал может - быть полезен для воспитателей которые работают в младших группах в тувинских детсих садах...

Ада-иелерге сумелер

Ада-иелерге  сумелерУругну эки кижи кылдыр кижизидеринин элээн каш аргалары        Уругларны кижизидеринге хамаарыштыр амгы уеде  орус  база тыва дылд...

Ада иелерге сумелер "Чаш кижи - биле дорт чугалажыыры"

Ада иелерге сумелер "Чаш кижи - биле дорт чугалажыыры"Бистин тыва улус шаандан тура ындыг-ла болгай. Чаа торуттунген бичии кижини мырынай чуве билбес деп бодаар бис. Эртемде херек кырында ча...

Ада-иелерге сумелер Уругну эки кижи кылдыр кижизидеринин элээн каш аргалары

Ада-иелерге  сумелерУругну эки кижи кылдыр кижизидеринин элээн каш аргалары...

Ада-иелерге сумелер Уругну эки кижи кылдыр кижизидеринин элээн каш аргалары

Ада-иелерге  сумелерУругну эки кижи кылдыр кижизидеринин элээн каш аргалары...

Ада-иелерге сумелер!

Бистин уругларывыс келир уенин хамаатылары, ынчангаш уругларны эки аажы-чанга кижизидеринин дугайында айтырыг, бистин чуртувустун келир уезинин дугайында айтырыг болур. Уругларны кижизидери – ул...

Ада-иелерге сумелер: "Л деп унну шын адаары"

Л деп унну шын адап ооредири1.Дылдын бажы устук диштерге дээп турар болгаш унну адаарга дыл шимчевес болур.Дылдын кыдыглары-биле даг диштер аразынга агаар унер бичии хос чер бар боор.2.Эриннер аразы б...