Формирование нравственного поведения у дошкольников
статья на тему
Республика Татарстан – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.
В дошкольной образовательной организации обеспечивается формирование у детей патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного города с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_g.r.r._nravst_vosp.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Галиева Роза Равхатовна,
старший воспитатель,
I квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №395» Московского района г.Казани
Формирование нравственного поведения у дошкольников
Республика Татарстан – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.
В дошкольной образовательной организации обеспечивается формирование у детей патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного города с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
Взаимодействие с семьей играет важную роль при формировании в детях общего представления о культурном богатстве своего народа, являющегося частью мировой культуры, воспитание личности хорошо знающего свой родной язык, усвоившего национальные нравственно-этические нормы, с чувством гордости за свою нацию.
В создании эффективных условий для формирования нравственного поведения воспитанников особое значение приобретают вопросы воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду и т.д.
В дошкольном возрасте начинают закладываться нравственные чувства, имеющие большое значение для развития детских взаимоотношений. У детей средней группы формируются чувства коллективизма и солидарности, сочувствия и злобы, чувство стыда, вины и т.д. У ребенка старшего дошкольного возраста закладываются уже начала сложных чувств, например, справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложное чувство патриотизма, гражданственности, интернационализма.
В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения.
В работе по воспитанию у детей дошкольного возраста любви и уважения к национальным традициям татарского народа я использую фольклор и детскую литературу. Дошкольники младшего и среднего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, народные игры с речетативом. В этих группах не ставлю целью запоминание национальной принадлежности фольклорного материала.
В своей работе с детьми, учитывая их возрастные особенности и руководствуясь Госстандартом по образованию и воспитанию, знакомлю детей с историей родного края. В старших группах подвожу детей к пониманию того, что наша страна многонациональная и каждый народ имеет свой фольклор. В сценариях детских праздников «Мой любимый город», («Минем яраткан шәһәрем»), «Сөмбелә», «Нардуган», «День родного языка», «Проводы зимы», «Нәүрүз», «Сабантуй» часто использую татарские и русские пословицы и поговорки о труде, дружбе, доброте. Например, «Дружба и братство – дороже богатства», «Дружба в делах помощница» и т.д. Умело подобранные и примененные в соответствующей обстановке, ситуации пословицы и поговорки, загадки воспитывают в детях любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней. Обрядовые развлечения «Широкая масленица», «Каз өмәсе», «Капка төбендә», вечер с участием бабушек «Әбекәй-алтыным – минем иң якыным!», презентации «Татарский национальный костюм» и «Народные орнаменты», разучивание с детьми игр народов Поволжья, разучивание татарских песен и танцев оказывают влияние на воспитание у детей любви и уважения к национальным традициям татарского и русского народов, уважение к старшему поколению, формирует у них чувство товарищества, доброту и трудолюбие, а образность и яркость народных языков способствуют развитию речи детей.
Досуг «Колесо истории» вызывает у детей интерес, гордость и уважение к историческому прошлому и настоящему родного края. В процессе подготовки к мероприятию дети знакомятся с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками разных народов.
Дети любят сказки. Народные сказки раскрывают традиции народа, его устои: глубокую почтительность и отзывчивость, сострадание к ближнему. Мораль этих народных произведений – торжество находчивости, смелости, отваги – доступна пониманию детей. Художественная литература дает богатый материал для нравственного воспитания, заставляет ярче и глубже переживать нравственные поступки, чувства героев. Интеллектуальные игры КВН на темы «Муса Джалиль – поэт-герой», «Абдулла Алиш для детей» и «Что? Где? Когда?» по произведениям Габдуллы Тукая обобщают и закрепляют знания о жизни и творчестве татарских поэтов и писателей, воспитывают в дошкольниках патриотические чувства. В кружковой работе знакомлю с творчеством Бари Рахмата, Заки Нури, Ш.Галиева, Д.Таржеманова, М.Файзуллиной, Г.Зайнашевой, Х.Халикова, Р.Минзуллина, Васимы Хайруллиной, Н.Мадиярова, Вия Казыйханова, З.Минхажевой, З.Гомяровой. При ознакомлении ребят с татарской детской поэзией, в доступной форме рассказываю им биографии поэтов. Дети разучивают стихи к праздникам, выступают на тематических вечерах. В своей работе использую татарскую детскую поэзию. Пользуюсь учебно-методическим комплектом по обучению детей родному, татарскому и русскому языкам и сборниками «Гөлбакча», «Нәниләргә бүләк», «Бал бабай», «Сөмбеләне кем белә», «Балалар бакчасы», «Күңел ачыйк бергәләп».
Тематические беседы с использованием презентаций «Архитектурные памятники Москвы», «Города Татарстана», «Казань древняя и молодая», «Культурное наследие Татарстана» знакомят детей с историческими памятниками и достопримечательностями этих городов.
История республики, её государственные символы очень интересны детям. Они узнают о Государственном Флаге, Государственном Гербе и Государственном гимне. Ознакомление с государственными символами родной республики – это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. На этих занятиях у дошкольника формируются понятия – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – пробуждается чувство патриотизма. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своей Родины, к его государственной символике. Во всех её элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы. В образовательной деятельности при обучении татарскому языку дошкольники получают не только новые знания о родной земле, о национальностях, проживающих на территории республики, а тем самым создаются условия для формирования нравственных чувств.
Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе воспитателей и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Очень важна организация содержательной жизни дошкольников дома и в детском саду, наполненная разнообразной деятельностью. Эффективность нравственного воспитания повышается, когда родители внимательно прислушиваются к советам воспитателей, действуют сообща. В процессе нравственного развития нормы постепенно превращаются из внешних требований во внутренние мотивы поведения. Когда ребенок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые обычно применяют взрослые по отношению к нему, появляется нравственная мотивация поведения.
Таким образом, мы видим, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия, направленные на развитие нравственных норм у детей. Заложенные в детстве эти нормы сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения у дошкольников» (из опыта).
Дошкольный возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются нравственные чув...
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
laquo;Духовность» - рассматривается как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями;как способ со...
Особенности формирования нравственного поведения у дошкольников
Будущее нашего Отечества зависит от духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, его способности к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине. В настоящее время Росс...
Художественная литература как средство формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста
В статье раскрывается вопрос формирования нравственного поведения детей средствами художественной литературы...
Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у дошкольников.
Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.В наше в...
Выступление на тему: "Формы взаимодействия с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей" на семинаре "Формирование нравственно-патриотического потенциала дошкольников через краеведение"
Роль родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей при взаимодействии с дошкольным учереждением...