Конспект НОД "Матрешка"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
На тему: «Русская матрёшка»
(средняя группа)
Подготовила и провела
Соболева И.С.
Москва, 2013 год
Образовательные задачи:
Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Учить детей рисовать матрёшки красками (роспись узора на фартуке матрёшки).
Развивающие задачи:
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства, развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую активность.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать интерес к труду русских мастеров.
Методы:
Игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы:
Рассматривание матрёшки, алгоритм с этапами изготовления матрёшки, беседа, художественное слово, физические минутки, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа:
Семеновская матрёшка, расписная, символ, сувенирная, чернобровая, сувенир, расписывать, цепочка бутонов.
Индивидуальная работа:
Помощь детям, затрудняющимся при росписи матрёшки.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, посещение детьми мини-музея «Русская изба» в детском саду, чтение стихотворений о матрёшке и народных промыслах России.
Материалы и оборудование:
Русский народный костюм, наборы матрёшек (семеновской, полхов-майданской и загорской росписи), расписная шкатулка.
Демонстрационный: игрушка матрёшка, фильм про изготовление матрёшки, мольберт.
Раздаточный: бумажные трафареты матрёшек, краска гуашь красного, синего, зелёного цветов, кисти разного размера.
Музыкальное сопровождение: аудиозаписи русской народной музыки.
Ход НОД:
Проводится в мини музее «Русская изба».
Под русскую народную музыку, к детям входит воспитатель в русском народном костюме. В руках у него шкатулка.
- Здравствуйте ребята, скорее занимайте свои места и обратите внимание на мой красивый наряд. Кто мне ответит как он называется ? (Ответы детей).
- Верно, ребята, это русский народный сарафан. А в руках у меня чудесная расписная шкатулка. Но что же в ней? А для того чтобы это узнать, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Загадка про матрёшку:
В гости к нам пришла игрушка
Не лошадка, не петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
(Матрёшка)
- Да, правильно, это Матрёшка! Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память. Кукла матрёшка появилась в России не так давно. Один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его – а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …
Эта забавная вещица так понравилась народным русским умельцам - Василию Петровичу Звёздочкину и Сергею Васильевичу Малютину — что они придумали куклу и расписали ее на новый лад. Вот так и появилась наша любимая игрушка. Именовали ее просто - Матрёшка. Это старинное русское женское имя. Матрёна - знатная женщина. А теперь матрёшка является символом России.
(Рассматриваем с детьми несколько матрёшек. любуемся их нарядами, восхищаемся их красотой).
- Ребята, а как вы думаете, из какого материала делают русскую матрёшку?
(Ответы детей).
- Правильно. Из дерева. Работа с матрёшкой сложна. Я вам предлагаю посмотреть фильм об изготовлении матрёшки.
(Просмотр фильма, комментарий воспитателя за кадром).
- Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху и березу. Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательно сушат и полируют. После этого подготавливают краски для работы. Готовят краски, которые нужны для росписи матрёшки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Мастера используют зеленый, красный, синий, желтый, черный. В росписи художники используют яркие, сочные цвета разного цвета. Затем расписывает матрёшку. Вот и готова наша веселая Матрёшка.
- А теперь я предлагаю вам превратиться в веселых матрёшек и немного поплясать.
Физминутка «Нарядные Матрёшки»
Хлопают в ладошки
Дружные матрёшки.
(Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки.
(Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрёшки.
(Топают ногами)
Влево, вправо наклонись,
(Наклоны телом влево-вправо)
Всем знакомым поклонись.
(Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрёшки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
(Руки к плечам, повороты туловища направо-налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрёшки.
(Хлопают в ладоши)
- Хочу обратить ваше внимание на то, что у каждой матрёшки свой неповторимый узор на фартуке или на косынке. По этому узору можно определить из какого уголка России та или иная матрёшка. Эта матрёшка из города Семенова, значит, зовут ее... Семеновская.
- Ребята, давайте рассмотрим, как раскрашен её фартук. (Он красивый, но его закрывает большой букет цветов).
- А чем раскрашена у неё косынка? (Края косынки украшены цепочкой из бутонов и листьев).
- Как вы думаете, какой может быть Матрёшка? (Доброй, веселой и красивой, праздничной, ласковой, нарядной, сувенирной).
- А вы бы хотели стать художниками по росписи матрёшек? Тогда я приглашаю вас в мастерскую по росписи семеновских матрёшек. Чем можно расписать Матрёшку? (Ответы детей). Можно расписать карандашами, красками, ватными палочками и даже можно пальчиком. Можно расписать с помощью перышка, печатки.
Звучит русская народная мелодия. Дети самостоятельно расписывают матрёшек. (Воспитатель читает детям стихи про матрёшек).
Мастера, скорей за дело
Украшай матрёшек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем -
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие весёлые
Эти матрёшки.
После завершения росписи воспитатель проводит итог занятия.
Итог занятия:
- Какая красота! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники. Давайте мы с вами устроим выставку матрёшек. А теперь ответьте мне на вопросы.
- Как появилась в России матрёшка?
- Из какого материала она изготавливается?
- Что означает русская матрёшка для иностранцев?
Звучит русская народная мелодия «Белая ромашка», на фоне музыки воспитатель подводит итоги занятия.
- Матрёшка является русской народной игрушкой и олицетворяет собой весь русский народ с его широкой душой. Яркими красками, большими дружными семьями. Уже много лет дети любят играть ею. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружбу и украшает наши квартиры. Их дарят гостям других наций. Вот и вы, ребята, подумайте, кому бы вы хотели подарить свою матрёшку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....