Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина - Хакасия"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Знакомство детей с художниками Хакасии, их творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_moya_malaya_rodina_-_hakasiya.docx | 182.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
«Моя малая Родина – Хакасия!»
(Старшая группа)
Образовательная область «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Музыка», Коммуникация, «Художественное творчество», Социализация
Цель: Продолжать знакомить детей с художниками Хакассии, с их творчеством.
Задачи:
- Формировать эстетическую восприимчивость, умение видеть и ценить природу Родной Хакасии, желание оберегать и сохранять её неповторимую красоту.
- Учить видеть отличительные художественные особенности художников-пейзажистов Хакасии.
- Развивать интерес к произведениям искусства.
- Развивать художественные способности детей, умение переносить опыт, полученный на предшествующих занятиях, в освоении новой технологии (т.е. в рисование на камнях).
- Учить добиваться желаемого результата и получать от своей деятельности удовольствие.
- Учить использовать выразительные средства для воплощения художественного замысла, экспериментировать с цветом, добиваясь выразительной передачи образов.
- Воспитывать чувства патриотизма к своей малой Родине детей, показывая красоту пейзажного искусства художников Хакассии.
Материалы для занятия:
- Мультимедийные презентация: природа Хакасии, работы художников-пейзажистов Хакасии;
- Фото природы Хакассии;
- Портреты художников Серебрякова Г.А., Калинина.А.Ф., их работы;
- Д\и «Составь пейзаж»;
- Камни, краски, гуашь, акварель, кисти.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрированного альбома «Художники Хакасии», заучивание стихов о Родном крае, Хакасии.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Посмотрите сколько у нас сегодня гостей на занятии. Давайте пожелаем всем «Доброго утра».
1. Доброе утро! Разводят руки в стороны
Улыбнись скорее! и слегка кланяются друг другу.
И сегодня весь день «Пружинка».
Будет веселее. Поднимают ручки вверх.
Воспитатель обращает внимание детей на диск, держащий в руках.
- Ребята, сегодня нам подарили диск, а что на нём я не знаю. Хотите узнать? Тогда садитесь поудобнее – будем смотреть. (Дети усаживаются полукругом вокруг экрана мультимедиа).
2. Сообщение темы и цели занятия.
Начинается просмотр мультимедиа. Тема – природа Хакассии.
Во время просмотра воспитатель ведёт беседу.
- Ребята, вам не показалось, что это природа нашего края?
- А можно назвать то, что мы с вами увидели нашей Родиной? Почему? (ответы детей)
- Правильно! Родина – это Республика, где ты родился, это природа, которая нас окружает, это дом, где ты живешь, родные люди. Каждый человек гордится своей Родиной, как матерью, которая растит нас и заботится всю жизнь, оберегая от всего плохого. Поэтому необходимо лучше знать свой край, чтобы не только любоваться его красотой, но и охранять его природу для своих потомков.
- Ребята, а вы знаете, где родились?
- Давайте поговорим о вашей родине, о природе, о людях, живущих рядом с вами.
3. Основная часть. Воспитатель продолжает беседу.
- Как называется наша Республика?
- Если вы смотрели внимательно, то вам не составит труда ответить на вопрос, чем богата наша Республика. (Реками, озерами, горными хребтами, лесами, полями, животным миром и т.д.)
Становитесь все в кружок
Поиграем мы чуток
Мячик по рукам бежит
Свой ответ вам дать велит
Ты скорее мяч лови -
богатства края назови?
- А подумайте, можно сказать, что наша природа особенная? (да) Давайте восхвалим богатство нашего края, чтобы оно оставалось всегда таким, каким мы его хотим видеть.
Д/И с мячом «Мяч лови, всё что слышишь - восхвали»
- Наши горы, какие? – Ответы детей – высокие, скалистые, большие и т.д.
- Наши реки, озера – прозрачные, глубокие, буйные, широкие, необъятные.
- Леса – хвойные, густые, непроходимые, зелёные.
- Степи – широкие, просторные.
- Курганы – могучие, загадочные.
- Звери – дикие, пушные, парнокопытные.
- Люди – молодые, добрые, весёлые, задорные, трудолюбивые и т.д.
Воспитатель:
- Наша земля богата не только природой, но и людьми, которые живут на ней. Они прославляют свой край своим творчеством.
Воспитатель обращает внимание детей на экран мультимедиа.
- Посмотрите, здесь один из хакасских поэтов оставил «писаницу» на камне. Кто сможет её расшифровать?
Д/и «Расшифруй стихотворение»
Дети расшифровывают стихотворение, выученное ранее:
Если ты приедешь в наши дали,
Ты степей увидишь океан,
Берегами океана встали
Цепи Алатау и Саян.
Поземле цветущей только ступишь,
Здесь оставишь сердце навсегда,
Енисей серебряный полюбишь
И Тасхылы синие ото льда.
Поэт Н.Доможаков
Далее, воспитатель, обращает внимание детей на портрет художника, Серебрякова Григория Андреевича, изображенного на экране.
- Ребята, давайте вспомним, чей это портрет? Вы его узнали? Что художник изображал? В чём секрет этого художника? (ответы детей).
Воспитатель обобщает ответы детей.
Серебряков. Г.А. – художник Хакассии. Секрет этого художника, говорят зрители выставок, в том, что у него «певучая» кисть. Его произведения – пейзажи, натюрморты, «как песня», волнуют нас, не оставляя равнодушными.
- Вы сможете найти его картины среди других работ? (Воспитатель показывает иллюстрации картин разных художников, среди которых есть работы данного художника.)
Долина предков Прошлое веков
- А это чей портрет, хотите узнать?
– Это портрет художника Хакассии, Калинина Александра Федоровича.
Все его картины тоже выполнены с любовью к родному краю. Он с удовольствием рисует пейзажи, где прошло детство и юность художника. Давайте рассмотрим его работы («Тропы скотоводов», «В степях Хакассии», «Ласточки», «Хакассия», «Моя земля», «Река Абакан».)
Воспитатель даёт краткую сопроводительную информацию по содержанию картин. Понравились?
и т.д.
- А хотите и вы побыть художниками-пейзажистами? Для этого необходимо твёрдо знать, что такое пейзаж. Надеюсь, вы не забыли песню Гладкова «Если видишь на картине…» и расскажете своим танцем, что это такое.
Динамическая пауза. (Дети исполняют ритмические движения на слова песниГладкова «Если видишь на картине…», выученные ранее)
- А теперь вы без труда сможете составить пейзаж на листе бумаге? (да)
Д/и «Составь пейзаж»
Воспитатель предлагает детям тоже проявить свои художественные способности, но не на бумаге, а на камнях.
Практическая часть.
Воспитатель предлагает всем взять правильно кисточки и нарисовать в воздухе воображаемый пейзаж
Пальчиковая гимнастика
Вверх-вниз
Вправо-влево
И кругом, и кругом
Рука, чтоб двигалась бегом
Нарисуем горы, солнце
Реку, ели и поля, а теперь рисуем смело,
Что запомнила рука…
Предварительно воспитатель, напоминает, что рисунки на камнях имеют свою особенность – на них необходимо сделать фоновую грунтовку белой краской, для более яркой насыщенности цветовой гаммы рисунка. Предлагает вспомнить детям всё, что они видели и передать свои впечатления в пейзаже.
Выполнение работ происходит под музыку природы.
4. Итог занятия.
По окончании практической деятельности, воспитатель предлагает полюбоваться своими изделиями, спрашивает, что дети изобразили, получилось ли их задумка, были ли сложности в работе. Какое эмоциональное состояние у них осталось после занятия, просит показать и встать под «облаками-эмоций».
Воспитатель предлагает детям:
- В истории каждого народа есть традиция гостеприимства и традиция приношения даров гостям. Вместе с даром мы передаём часть нашего тепла, устанавливаем связь с другим человеком, другим народом.
Я предлагаю не отходить от традиции нашего народа и подарить на память наши работы, выполненные на камнях, а мы с вами ещё нарисуем.
Источники:
1. Союз художников Хакасии: Альбом-каталог. /Администрация города Абакана, Министерство культуры Республики Хакасия, Союз художников Республики Хакасия ВТОО «Союз художников России», сост. Каталога и автор вступ. ст. Т.М. Высоцкая. - Красноярск, 2009. - 142с.
2. Живопись Хакасии: Альбом-каталог. /автор статей М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения, фотосъемка А.Г. Кобыльцов, М.Ф. Тутарков. - СПб.: Прогресс, 2008. - 240с.
3. Давыденко И.М. Художники Красноярска. /И.М. Давыденко. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. - 182с. - с.80-82.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с малой родиной - родным городом
Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убран...
НОД для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина - поселок Газырь"
Данная тема направлена на развитие чувства патриотизма у детей, сначала за свой поселок, а потом и за Родину....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста " Моя малая родина".
Ознакомительное занятие по достопримечательностям города Северска....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми среднего дошкольного возраста «Моя малая Родина»
знакомить детей с понятием малая Родина...
Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Моя малая родина»
Цель.Воспитать гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, деревню; воспитать гражданин...
Конспект по ознакомление с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Моя малая Родина»
Познакомить детей флагом и гербом Югры....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Наша малая Родина»
Целью разработки и реализации данного занятия в работе с детьми было закрепление знаний у детей о родном городе - малой Родине, ее истории, исторически значимых людях, традициях. для достижения данной...