Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина - Хакасия"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Карчигашева Светлана Сергеевна

Знакомство детей с художниками Хакасии, их творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moya_malaya_rodina_-_hakasiya.docx182.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
«Моя малая Родина – Хакасия!»

(Старшая группа)

Образовательная область «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Музыка», Коммуникация, «Художественное творчество», Социализация

Цель: Продолжать знакомить детей с художниками Хакассии, с их творчеством.

Задачи:

  • Формировать эстетическую восприимчивость, умение видеть и ценить природу Родной Хакасии, желание оберегать и сохранять её неповторимую красоту.
  • Учить видеть отличительные художественные особенности художников-пейзажистов Хакасии.
  • Развивать интерес к произведениям искусства.
  • Развивать художественные способности детей, умение переносить опыт, полученный на предшествующих занятиях, в освоении новой технологии (т.е. в рисование на камнях).
  • Учить добиваться желаемого результата и получать от своей деятельности удовольствие.
  • Учить использовать выразительные средства для воплощения художественного замысла, экспериментировать с цветом, добиваясь выразительной передачи образов.
  • Воспитывать чувства патриотизма к своей малой Родине детей, показывая красоту пейзажного искусства художников Хакассии.

Материалы для занятия:

  • Мультимедийные презентация: природа Хакасии, работы художников-пейзажистов Хакасии;
  • Фото природы Хакассии;
  • Портреты художников Серебрякова Г.А., Калинина.А.Ф., их работы;
  • Д\и «Составь пейзаж»;
  • Камни, краски, гуашь, акварель, кисти.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрированного альбома «Художники Хакасии», заучивание стихов о Родном крае, Хакасии.

 

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Посмотрите сколько у нас сегодня гостей на занятии. Давайте пожелаем всем «Доброго утра».

1. Доброе утро!                   Разводят руки в стороны

Улыбнись скорее!               и слегка кланяются друг другу.

И сегодня весь день          «Пружинка».

Будет веселее.                  Поднимают ручки вверх.

Воспитатель обращает внимание детей на диск, держащий в руках.

- Ребята, сегодня нам подарили диск, а что на нём я не знаю. Хотите узнать? Тогда садитесь поудобнее – будем смотреть. (Дети усаживаются полукругом вокруг экрана мультимедиа).

 

2. Сообщение темы и цели занятия.

Начинается просмотр мультимедиа. Тема – природа Хакассии.

Во время просмотра воспитатель ведёт беседу.

- Ребята, вам не показалось, что это природа нашего края?

- А можно назвать то, что мы с вами увидели нашей Родиной? Почему? (ответы детей)

- Правильно! Родина – это Республика, где ты родился, это природа, которая нас окружает, это дом, где ты живешь, родные люди. Каждый человек гордится своей Родиной, как матерью, которая растит нас и заботится всю жизнь, оберегая от всего плохого. Поэтому необходимо лучше знать свой край, чтобы не только любоваться его красотой, но и охранять его природу для своих потомков.

- Ребята, а вы знаете, где родились?

- Давайте поговорим о вашей родине, о природе, о людях, живущих рядом с вами.

 

3. Основная часть. Воспитатель продолжает беседу.

- Как называется наша Республика?

- Если вы смотрели внимательно, то вам не составит труда ответить на вопрос, чем богата наша Республика. (Реками, озерами, горными хребтами, лесами, полями, животным миром и т.д.)

Становитесь все в кружок
Поиграем мы чуток

Мячик по рукам бежит

Свой ответ вам дать велит

Ты скорее мяч лови -

богатства края назови?

- А подумайте, можно сказать, что наша природа особенная? (да) Давайте восхвалим богатство нашего края, чтобы оно оставалось всегда таким, каким мы его хотим видеть.

Д/И с мячом «Мяч лови, всё что слышишь - восхвали»

- Наши горы, какие? – Ответы детей – высокие, скалистые, большие и т.д.

- Наши реки, озера – прозрачные, глубокие, буйные, широкие, необъятные.

- Леса – хвойные, густые, непроходимые, зелёные.

- Степи – широкие, просторные.

- Курганы – могучие, загадочные.

- Звери – дикие, пушные, парнокопытные.

- Люди – молодые, добрые, весёлые, задорные, трудолюбивые и т.д.

Воспитатель:

- Наша земля богата не только природой, но и людьми, которые живут на ней. Они прославляют свой край своим творчеством.

Воспитатель обращает внимание детей на экран мультимедиа.

- Посмотрите, здесь один из хакасских поэтов оставил «писаницу» на камне. Кто сможет её расшифровать?

Д/и «Расшифруй стихотворение»

игра

Дети расшифровывают стихотворение, выученное ранее:

Если ты приедешь в наши дали,

Ты степей увидишь океан,

Берегами океана встали

Цепи Алатау и Саян.

Поземле цветущей только ступишь,

Здесь оставишь сердце навсегда,

Енисей серебряный полюбишь

И Тасхылы синие ото льда.

Поэт Н.Доможаков

Далее, воспитатель, обращает внимание детей на портрет художника, Серебрякова Григория Андреевича, изображенного на экране.

Серебряков

- Ребята, давайте вспомним, чей это портрет? Вы его узнали? Что художник изображал? В чём секрет этого художника? (ответы детей).

Воспитатель обобщает ответы детей.

Серебряков. Г.А. – художник Хакассии. Секрет этого художника, говорят зрители выставок, в том, что у него «певучая» кисть. Его произведения – пейзажи, натюрморты, «как песня», волнуют нас, не оставляя равнодушными.

- Вы сможете найти его картины среди других работ? (Воспитатель показывает иллюстрации картин разных художников, среди которых есть работы данного художника.)

 Долина предковПрошлое веков

    Долина предков                 Прошлое веков

- А это чей портрет, хотите узнать?

Калинин

– Это портрет художника Хакассии, Калинина Александра Федоровича.

Все его картины тоже выполнены с любовью к родному краю. Он с удовольствием рисует пейзажи, где прошло детство и юность художника. Давайте рассмотрим его работы («Тропы скотоводов», «В степях Хакассии», «Ласточки», «Хакассия», «Моя земля», «Река Абакан».)

Воспитатель даёт краткую сопроводительную информацию по содержанию картин. Понравились?

картиныи т.д.

- А хотите и вы побыть художниками-пейзажистами? Для этого необходимо твёрдо знать, что такое пейзаж. Надеюсь, вы не забыли песню Гладкова «Если видишь на картине…» и расскажете своим танцем, что это такое.

Динамическая пауза. (Дети исполняют ритмические движения на слова песниГладкова «Если видишь на картине…», выученные ранее)

- А теперь вы без труда сможете составить пейзаж на листе бумаге? (да)

Д/и «Составь пейзаж»

Д\и «Составь пейзаж»

Воспитатель предлагает детям тоже проявить свои художественные способности, но не на бумаге, а на камнях.

Практическая часть.

Воспитатель предлагает всем взять правильно кисточки и нарисовать в воздухе воображаемый пейзаж

Пальчиковая гимнастика

Вверх-вниз
Вправо-влево

И кругом, и кругом

Рука, чтоб двигалась бегом

Нарисуем горы, солнце

Реку, ели и поля, а теперь рисуем смело,

Что запомнила рука…

Предварительно воспитатель, напоминает, что рисунки на камнях имеют свою особенность – на них необходимо сделать фоновую грунтовку белой краской, для более яркой насыщенности цветовой гаммы рисунка. Предлагает вспомнить детям всё, что они видели и передать свои впечатления в пейзаже.

Выполнение работ происходит под музыку природы.

занятия

 

4. Итог занятия.

По окончании практической деятельности, воспитатель предлагает полюбоваться своими изделиями, спрашивает, что дети изобразили, получилось ли их задумка, были ли сложности в работе. Какое эмоциональное состояние у них осталось после занятия, просит показать и встать под «облаками-эмоций».

итог

Воспитатель предлагает детям:

- В истории каждого народа есть традиция гостеприимства и традиция приношения даров гостям. Вместе с даром мы передаём часть нашего тепла, устанавливаем связь с другим человеком, другим народом.

Я предлагаю не отходить от традиции нашего народа и подарить на память наши работы, выполненные на камнях, а мы с вами ещё нарисуем.

 

Источники:

1. Союз художников Хакасии: Альбом-каталог. /Администрация города Абакана, Министерство культуры Республики Хакасия, Союз художников Республики Хакасия ВТОО «Союз художников России», сост. Каталога и автор вступ. ст. Т.М. Высоцкая. - Красноярск, 2009. - 142с.

2. Живопись Хакасии: Альбом-каталог. /автор статей М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения, фотосъемка А.Г. Кобыльцов, М.Ф. Тутарков. - СПб.: Прогресс, 2008. - 240с.

3. Давыденко И.М. Художники Красноярска. /И.М. Давыденко. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. - 182с. - с.80-82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с малой родиной - родным городом

Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убран...

НОД для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина - поселок Газырь"

Данная тема направлена на развитие чувства патриотизма у детей, сначала за свой поселок, а потом и за Родину....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста " Моя малая родина".

Ознакомительное занятие по достопримечательностям города Северска....

Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Моя малая родина»

Цель.Воспитать  гражданина  России,  патриота  своей  малой  родины,  знающего,  любящего  свой  родной  край,  деревню; воспитать гражданин...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Наша малая Родина»

Целью разработки и реализации данного занятия в работе с детьми было закрепление знаний у детей о родном городе - малой Родине, ее истории, исторически значимых людях, традициях. для достижения данной...