Формирование основ патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Астапова Алёна Владимировна

         В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте. И именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота.

        Цель моей деятельности:

Формирование у детей младшего дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, селу, к природе, культуре. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

                 Поставленную цель реализую через решение задач:

 — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

        Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

          Реализация этих  задач позволит мне заложить основу патриотического воспитания  и приобщить детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине.

         Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Родины. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Младший дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой Родине.

СЛАЙД 1 Тема: « Формирование основ патриотического воспитания у детей

 младшего дошкольного возраста»

СЛАЙД 2 Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности:

 непосредственно образовательная деятельность : чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки).

 Образовательная деятельность: игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, рассматривание картинок.

Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Стараюсь каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Содержание моей работы по реализации поставленных задач строится по следующим этапам:

СЛАЙД 3. «Я и моя семья»

Образ «Я» начинает формироваться с раннего возраста в результате взаимодействия с близкими людьми. Общение со взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе.

Дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя».

Проводились беседы о занятиях близких людей, семейных историях, традициях через составление рассказов («Как мы проводили выходные», «Что мы делаем вместе», «Кто, что любит в нашей семье»). Через сюжетно-ролевые игры («Мой день рождения» «В гости к бабушке») закрепляли опыт поведения в семье. Дети рассматривали картины («Бабушкины помощники», «Мамин праздник», составляли рассказы, делились личным опытом) . Через дидактические игры («Что делает мама», «Кому это нужно?», «А что, у вас?») дети приобретали знания, выражали свои чувства к близким.

Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях

 «Детский сад»

Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».

через игры, экскурсии, прогулки, занятия учили ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережному отношению к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе.

СЛАЙД 4. «Родное село. Родная природа»

знакомила детей с природой участка детского сада, проводили целевые прогулки в разные времена года («Осень на участке детского сада», рассматривали деревья, закрепляли их название в игровой форме («Добеги до дерева, которое назову», «С какого дерева упал листик?», чтобы дети увидели красоту природы, читали отрывки из стихотворений И. А. Бунина, А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, Дети получали краеведческие сведения о природе родного края через рассматривание фотоальбомов, картинок животных наших лесов, проводились дидактические игры («Сложи картинку», «У кого какой домик», «Узнай животных»)

СЛАЙД 5. «Родная страна»

Углубляли знания о государственных символах: флага, гимна России.

Российской армии, воспитывали уважение к мужеству русских солдат («Будем в армии служить»). Формировали у детей образ героя, защитника своего государства, прививали любовь к Отечеству и родному краю. В группе создан патриотический уголок с символикой нашей страны, нашего края. В феврале была организована выставка военной игрушки. В работе выставки принимали участие дети и их родители.

СЛАЙД 6. «Культура страны»

НА данном этапе происходит ознакомление детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси.

  мини-музей «Русская изба» создан для развития у детей представления о русской культуре, их быта. С традициями и обычаями русского народа дети знакомятся, участвуя в народных праздниках «Осенины», «Масленица», «Колядки». Это способствует приобщению детей к фольклорному наследию России.

Посещаем мини-музей «боевой славы». Он создан для знакомства  детей с историей Великой Отечественной войны;

   В музее ребята не только рассматривают книги и репродукции, открытки и картины, знакомятся с материалами, подлинными предметами и вещами, фотографиями, но и многое могут потрогать своими руками, примерить на себя.   

СЛАЙД 7. знакомлю  детей со сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.

На все случаи жизни применяю потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок….» или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись… » или «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка … »

СЛАЙД 8 также в работе использую дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»;

Развивающие игры: «Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц»,  «Найди отличия».

Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шофёры», «Больница»,  «Аптека», «В кафе», «Строители».

 Народные игры: В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков их быте, труде, мировоззрении. В работе c детьми использую подвижные игры «Кот и мыши», «Заинька», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору» Хороводные –, «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Манечки и Ванечки», «Березка» 

          Родители-активные участники педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов, в украшении группы к праздникам "Новый год", "8-марта", участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, оказывают помощь в организации выставок , поделок, рисунков, и фотографий на тему "Моя семья", "Мой отдых на природе", "Наш праздник".

 Задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Решая воспитательные задачи, я стараюсь научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике – труду любви, умению трудиться душой. Глядя на них, я уверена, что мне это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.

Работу в данном направлении я продолжаю и надеюсь, что наши дети вырастут не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx_vosstanovlen.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формирование основ патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста» Младшая группа «Солнышко» Воспитатель Астапова Алена Владимировна МБОУ « В-Биджинская СОШ» СПДО детский сад «Родничок»

Слайд 2

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине». В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Рассматривание картин Игра «Шоферы» Игра -Знакомство Игра «Бабушкины помощники »

Слайд 4

Макет поселка Забота о птицах зимой Сбор картофеля на участке Д/и «У кого какой домик» Помогаем дворнику

Слайд 5

Уголок патриотического воспитания Совместные поделки родителей и детей к 23 февраля Экскурсия в библиотеку

Слайд 6

Мини-музей «Русская изба » Народный праздник « Масленица» Мини-музей «Боевой славы» Мини-музей «Хакасская юрта» «ЧЫЛ ПАЗЫ»

Слайд 7

Знакомство с русским народным творчеством

Слайд 8

Дидактические, развивающие и народные игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мозговой штурм "Необходимость формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста"

Данный мозговой штурм поможет старшему воспитателю в работе с педагогами по повышению профессиональной компетентности....

Мозговой штурм "Необходимость формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста"

Деловая игра с педагогами-дошкольниками. Возможность обсудить и предложить различные варианты и формы воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста....

Формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста

Необходимо формировать основы патриотического воспитания еще в дошкольном возрасте. От того каким будет видеть мир ребенок зависит от воспитателей и родителей. От того, какими глазами ребенок увидел п...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости, побудить детей проявлять естественный интер...