Изучение родного края. Город Новосибирск.
рабочая программа на тему

Хромченко Вера Владимировна

В данной работе раскрываются цели и задачи изучения родного края.

Она включает в себя перспективное планирование по формированию представлений о родном городе,

планируемые результаты, формы работы с детьми по изучению регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение родного края. Города Новосибирска (региональный компонент). Краеведение.

Учитывая цели современного образования: приобщение детей к социо - культурным нормам, традициям семьи, общества и государства в нашем образовательном учреждении ведётся работа  по формированию у детей дошкольного возраста первичных  представлений о родном городе, крае.  Духовно-нравственное воспитание дошкольников  является одной из главных задач современного воспитания и обучения. Прививая детям любовь к родному дому, городу, природе, тем самым мы, формируем   определённые черты характера, которые помогут им стать патриотами  и гражданами  своей Родины. Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.  Заложенный  с ранних лет  интерес к истории родного  города,  чувство уважения к нему, гордость за героические поступки старшего поколения, а так же за настоящее и будущее нового поколения, позволяет воспитывать у дошкольников любовь  к Родине.            

Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об истории возникновения города Новосибирска,  его достопримечательностях проходит в непосредственно-образовательной деятельности,  в совместной деятельности взрослого и детей. В своей работе педагоги  используют разнообразные методы и формы организации детской деятельности.

Основной целью своей работы педагоги считают: формирование  целостных представлений о родном городе, крае  и развитие  духовно-нравственной культуры дошкольников.

Задачи:

  1. Приобщение к истории возникновения родного города, знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Новосибирский край.
  2. Формирование первичных  представлений о достопримечательностях родного города, его государственных символах.
  3. Воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
  4. Развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремёсел в родном городе.
  5. Формирование представлений о животном и растительном мире родного края, о Красной книге Новосибирской области.

2.4.1. Перспективное планирование   по формированию представлений о родном городе Новосибирске, Новосибирской области.

Сроки

Тема

Цели

Форма проведения

Сентябрь

История возникновения города Новосибирска,                      п. Пашино. Особенности родного края.

Познакомить детей с историей возникновения родного города, п. Пашино, его строительством. Воспитывать интерес к истории города и народному творчеству родного края.

Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ИКТ.

Октябрь

Улицы родного города,       п. Пашино.

Познакомить дошкольников с происхождением    главной  улицы  родного города, п. Пашино.Учить передавать красоту родного города, поселка.

Изобразительная деятельность.

Ноябрь

Достопримечательности города Новосибирска,   п. Пашино.

Уточнить представления детей о родном крае. Познакомить  детей с достопримечательностями города Новосибирска,                  п. Пашино. Продолжать формировать чувство любви к своему городу, поселку.

Беседа, рассматривание иллюстраций.

Декабрь

Предприятия города Новосибирска,                             п. Пашино.

Познакомить дошкольников с самыми крупными предприятиями родного города. Закрепить представления о профессиях людей, работающих на предприятиях. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Игра-путешествие.

с использованием  интерактивных технологий.

Январь

Птицы родного края .

Расширить  представления дошкольников о птицах, познакомить с названием птиц новосибирского края. Воспитание бережного отношения к природе родного края.

Дидактическая игра

Февраль

Гвардейская Глуховская орденов Ленина, Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова, Б.Хмельницкого               ракетная дивизия

Обобщить и систематизировать знания  дошкольников о родах войск. Дать представления о Гвардейской Глуховской ракетной дивизии. Воспитывать уважение к людям, защищающим Родину.

Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ИКТ.

Март

Реки Сибири

Расширить представления детей о природе города Новосибирска. Познакомить с названием рек. Воспитывать бережное отношение к природе.

Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ИКТ.

Апрель

Спортивная жизнь Новосибирска,                              п. Пашино.

Закрепить знания о спортивных комплексах и различных видах спорта на территории города Новосибирска,                                п. Пашино. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного города, воспитывать  желание заниматься спортом.

Видео-экскурсия на спортивные комплексы.

Спортивный

Праздник.

Май

Ветераны города Новосибирска, п. Пашино.

Пополнить знания детей о  празднике День Победы,  о героизме и подвиги советских воинов. Обратить внимание на то, как люди чтут память о людях, защищавших Родину. Воспитывать чувство уважения и благодарности  к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.

Беседа.

Экскурсия в Музей Боевой славы РВСН МО РФ.         Мемориал «Защитникам Отечества»,  Аллея Славы сквер «Пашинский».

Планируемые итоговые результаты по освоению части программы, направленной на формирование представлений у дошкольников  о родном  городе  Новосибирске, Новосибирской области:

  • дети имеют первичные представления о своей семье, родном крае, природе Новосибирской области;
  • проявляют заботу о своей семье;
  • знают рода войск, имеют представления о Гвардейской Глуховской орденов Ленина, Краснознаменной орденов Суворова, Кутузова, Б.Хмельницкого ракетной дивизии, ветеранах ВОВ;
  • имеют первичные представления об истории родного города, знают и называют некоторые улицы города Новосибирска, свой домашний адрес;
  • могут рассказать о родном городе, назвать его, назвать достопримечательности и крупные предприятия родного города, спортивные комплексы;
  • знают государственную символику родного города;
  • знают представителей растительного и животного мира Новосибирской области;
  • проявляют интерес к народному творчеству, узнают и называют изделия народного промысла Новосибирской области;
  • имеют представления о карте родного края.    

Региональный компонент рассматривается нами как деятельность по организации образовательного пространства ДОУ, основанного на познании ближайшего окружения и воспитании любви к нему, что неизбежно ведет к развитию интереса к культурно-историческому пространству всей страны. Познание ближайшей исторической среды, как части Отечества, позволит на конкретных примерах раскрыть значение истории края в развитии России. Обеспечить содержательное богатство и разнообразие помогает наше социальное окружение. Традиционно в ходе знакомства детей с микрорайоном, городом, краем, людьми, проживающими рядом, большое значение придается проведению тематических встреч, целевых прогулок и экскурсий. Процесс познания малой  Родины реализуется в предметно-наглядной активной форме, когда ребенок непосредственно вступает в контакт с окружающим миром: организация выставки, картины, фотографии, празднование знаменательных дат.

  Содержание регионального компонента «Моя малая Родина – п. Пашино».

Реализация регионального компонента осуществляется в тесной взаимосвязи с учреждениями п. Пашино,  в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными особенностями через адекватные формы работы. Предпочтение отдается культурно-досуговой и творческой проектной деятельности через интеграцию всех основных направлений развития ребенка.                Региональный компонент предусматривает: содержание данного раздела программы ДОУ на местном материале о п. Пашино Калининского района г. Новосибирска с целью познания ближайшего окружения в широком смысле этого слова, развития интереса и воспитанию любви к культурно-историческому пространству нашей страны. Познание ближайшей исторической среды, как части Отечества, позволит на конкретных примерах раскрыть значение истории края в развитии России. Компоненты нравственно-патриотического воспитания детей на примере истории п. Гвардейский, службы воинов-ракетчиков, культуры малой Родины активно включаются во все виды деятельности с дошкольниками и взрослыми:          

- в непрерывную непосредственно-образовательную деятельность;                          

- в совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития ребенка;                                                                                                            

- в самостоятельную деятельность дошкольников;                                                  

- в совместную, партнерскую деятельность с родителями воспитанников;                                                                                                                      - в работу с социумом.  

Формы работы с детьми по изучению регионального компонента

Образовательная область

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Формы работы

- Экскурсии:

 пешие и автобусные экскурсии по городу Новосибирску, п.Пашино, Калининскому району, в парк, сквер, детский городок, кино, театр, библиотеку им. М. Горького, Центральную районную библиотеку им. Д.С. Лихачева.

-Беседы:

- Дом, в котором мы живем.

 2. Родина малая и Родина большая.

3. Я живу в п.Пашино.

4. Моя родная улица.

5. Мой город – Новосибирск

- экскурсии: парк, лес, луг, сад, беседы, мультимедийные фильмы о природе, выставки Краеведческого музея по ознакомлению с животным и растительным миром НСО, Большая палеонтологическая выставка;                                                                                                                                    -сбор гербария, коллекций;

- опытническая и экспериментальная работа;

- проектная деятельность, акции, дни открытых  дверей.

- ознакомление с символикой: флаг, герб, гимн России, г.Новосибирска, портреты руководителей;

Ознакомление с историей п. Пашино;                                                                                                     - организация уголка родного края в группе;

-  просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий;

- празднование всех государственных и региональных праздников: День города, День п. Пашино, День Калининского района,                                                                                                                                                                                                                     - встречи с родителями: посиделки, развлечения, спортивные праздники, утренники.

- игры-инсценировки;

- драматизация;

- показ всех видов театров;

- просмотр детских спектаклей разных новосибирских театров;

Восприятие художественной литературы и фольклора:                                                                                                                             - русский народный фольклор;

- мифы, легенды, русские народные сказки,  «Новосибирские сказки»

В. Шамова 2003г;

- тематические выставки новосибирских писателей и поэтов.

Изобразительная деятельность:                                                                                                                          - беседы об изобразительном искусстве России, сибирского края;                                                                                                                       - беседы о творчестве новосибирских художников, скульпторов;

- рассматривание репродукций картин, открыток, буклетов;                                                              - оформление художественной галереи творчества художников и скульпторов г. Новосибирска;

- художественно-продуктивная деятельность из разных материалов.

Музыкальная деятельность:                                                                                                               -  музыкальный фольклор: детский, бытовой, военный, строевой, плясовой, хороводный, исторический;

- музыкальная культура: слушание музыкальных произведений новосибирских композиторов на дисках;

- проведение развлечений, праздников, музыкально-литературных викторин, народных праздников;

- ознакомление с народными музыкальными инструментами;                                                                                                                                                     - оформление музыкального группового уголка.

Физическая культура:

- беседы об Олимпиаде, ознакомление с символикой, просмотр фильмов о спорте, спортсменах;

- беседы о видах спорта, о спортсменах, чемпионах нашего города и п. Пашино;                                                                                                                                                          - просмотр  мультфильмов спортивной тематики;

- русские народные  игры;

- проведение  малых  олимпиад, спортивных праздников, эстафет, досугов, соревнований.

Здоровье:

- беседы о здоровье, уроки Айболита, этикета, Мойдодыра;

-  экскурсии в аптеку, поликлинику;

- опыты, экспериментирование;

- творческая проектная деятельность;

- оформление в группе Уголка здоровья, здорового питания.

- народные подвижные, спортивные игры;

- физкультурные досуги, развлечения;

-спортивные  праздники.

Учебно-методическая литература

. Подвигу сибиряков посвящается. Л.Усольцева, Новосибирск, Новосибирское книжное издательство 1977г.                                                              

2. История Новосибирской области. Н.А.Миненко, Новосибирское  книжное издательство 1983г.                                                                                            

3. Наш край в древности и средневековье. Т.Н.Троицкая, В.И.Соболев, Новосибирское книжное издательство 1996г.                                                              

 4. Улицы расскажут вам… З.Березко, В.Быков, Новосибирское книжное издательство 1973г.                                                                                                                                    5. Земля Новосибирская. Н.Мейсак, Москва , изд. «Советская Россия» 1983г.                                                                                                                                        6. География Новосибирской области. Н.И. Петрова, Новосибирск, Западно-сибирское книжное издательство 1981г.                                                      

7. Дом Ленина. Сквер Героев революции. Л.С.Усольцева, Новосибирское книжное издательство 1990г.                                                            

 8. Семья Шамшиных. В.Т.Гузеева, Новосибирск, Политииздат 1983г.                          

9. Большой театр Сибири. В.Ромм, Новосибирское книжное издательство 1990г.                                                                                                                  10. Памятники Новосибирска. В.Н.Коренчук, Л.М.Ромашова, Новосибирск, Западно-сибирское книжное издательство 1982г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с окружающим. Изучение родного края

Ознакомление с окружающим.Изучение родного края ...

Изучение родного края

Мастер-класс "Формы и методы работы с детьми по изучению родного края"...

Изучение родного края с помощью многофункционального развивающего макета «В гостях у бабушки»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"10344182","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"850","style":"height: 300px; width: 400px;","width":"1280"}}]]Процесс познания на...

Дополнительная развивающая программа по изучению родного края

Дополнительная развивающая программа по изучению родного края...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края средствами музейной педагогики

Музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного наследия своего народа, овладение богатством русского языка, ритмичностью и музыкальностью речи, благодаря созданию особой среды,...