Изучение родного края
статья по теме
Мастер-класс "Формы и методы работы с детьми по изучению родного края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_publikatsii_v_sbornike_pedagogicheskaya_kopilka_2014.docx | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР- КЛАСС «ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО КРАЯ»
Титова О. В.
МКДОУ «Мещовский детский сад»
Цель: передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок.
Задачи: 1. Обобщить знания педагогов о этапах, формах и методах работы с
детьми.
2.Совершенствовать знания педагогов в использовании игровых
методов и приёмов при работе по данной теме.
3.Обогатить педагогический инструментарий воспитателей играми по
ознакомлению дошкольников с родным городом.
Этапы мастер-класса:
- Подготовительный этап:
- подготовка теоретического материала;
- подготовка открытого просмотра.
2.Основной этап:
- теоретическая часть
- презентация педагогического опыта воспитателя, демонстрирующего свой опыт работы
- открытый просмотр непосредственной образовательной деятельности
- Заключительный этап:
- анализ открытого просмотра
- имитационная игра с участниками мастер-класса
- выводы
Основной этап:
- Теоретическая часть:
Старший воспитатель:
- «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
Константин Паустовский
-Уважаемые коллеги! Сегодня мы проведём мастер-класс на тему: «Формы и методы работы с детьми по краеведению»
Цель нашего мастер-класса передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок воспитателя нашего детского сада (ФИО).
Задачи: обобщить ваши знания о этапах, формах и методах работы с детьми; совершенствовать знания педагогов в использовании игровых методов и приёмов при работе по данной теме; обогатить педагогический инструментарий воспитателей играми по ознакомлению дошкольников с родным городом.
-Хочу ещё раз напомнить, что главной целью дошкольного краеведения является воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. Именно для достижения этой цели и осуществляется вся наша с вами деятельность по краеведению.
-Давайте вместе вспомним, какие методы и формы организации работы с детьми мы используем в своей работе?
(специально организованные занятия; чтение художественной литературы, в том числе использование загадок, поговорок; экскурсии и целевые прогулки; решение проблемных ситуаций; тематические беседы; беседы; рассказ воспитателя, рассказ воспитателя из личного опыта, рассказы детей; рассматривание картин и иллюстраций; экспериментирование; использование символов, работа на листе бумаги (в тетрадях); наблюдения; опытная деятельность; организация игровой деятельности: дидактические и сюжетно-ролевые игры, настольные игры, тематические досуги и развлечения; проектная деятельность; просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач; оформление и использование книжек-самоделок, совместные действия и т.д.)
- Сегодня мы с вами поговорим о методах познавательного развития детей, которые условно делятся на четыре группы:
- Методы, повышающие познавательное развитие (анализ, сравнение, повторение, метод моделирования вопросов )
- Методы, повышающие эмоциональную активность (элементы новизны, создание игровой ситуации, сюрпризный момент, юмор, шутка, возможность увидеть перспективу)
- Методы коррекции и уточнения представлений детей (повторение, упражнение, наблюдение, экспериментирование, опыты, ситуация выбора, воображаемая ситуация)
- Методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности.
2. Презентация педагогического опыта воспитателя, демонстрирующего свой опыт работы (показ небольшой презентации о работе воспитателя (ФИО) с обоснованием основных идей эффективной педагогической технологии, с описанием достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпает свои разработки)
3. Открытый просмотр непосредственной образовательной деятельности.
«Город любимый, город родной»
Цели: Продолжить формировать понятие «Родина» закрепить знание о родном городе, о людях его прославивших; учить узнавать знакомые места на фотографиях. Прививать любовь к малой Родине, развивать связанную речь, логическое мышление.
Обогащение словаря: Символика (герб, флаг, г.Мещовска)
Предварительная работа: Экскурсии по городу, чтение стихов о родном городе, рассматривание фотографий, буклетов.
Материалы: Фотографии современного города; герб, флаг г. Мещовска. Фото старого города.
Ход занятия:
Под музыку «Край родной навек любимый дети входят в зал (Садятся)
«То березка, то рябина
Куст ракиты над рекой
Край родной навек любимый.
Где найдешь еще такой?»
Воспитатель: О чем поется в этой песне?
Дети: О родном крае, Родине.
Воспитатель: А что мы называем Родиной?
Дети: Место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья.
Воспитатель: Правильно! Место, где мы родились и есть Родина. Мы любим наш дом, нам хорошо среди друзей. Недаром в народе говорится:
«Везде хорошо, а дома лучше», «Своя земля и в горе мила»
Ребята, а вы знаете, в каком городе мы живем?
Дети: В Мещовске
Воспитатель: А вы любите путешествовать? На каком виде транспорта можно отправиться в путь?
Дети: Пешком, на машине, самолете, паровозе.
Воспитатель: Да, путешествовать можно по – разному. А я вас приглашаю в необычное путешествие во времени, по нашему городу.
Ребята, а на чем можно путешествовать во времени?
Дети: Машина времени.
Воспитатель: Давайте с вами пофантазируем и попробуем построить машину времени из строительного материала /выслушать предложения детей и из кубиков построить машину времени/
Ну конечно как у каждой машины и у нашей должен быть пуль управления и экран. Я предлагаю, использовать компьютер. Монитор-экран, клавиатура пульт управления. /Дети рассаживаются вокруг компьютера/
Воспитатель: Дети, нам пора в путь, закройте глаза и представьте, что мы летим во времени. /Звучит музыка полета/
Ребята, посмотрите на экран, мы с вами оказались в старинном г.Мещовске. Ребята , представьте себе какую музыку можно было услышать в старом Мещовске в воскресный день? /Звон колоколов/
В воскресный день, утром, по всему Мещовску звонили колокола, т.к. воскресенье считалось праздничным днем, и многие жители города шли в церковь. Не будем и мы отходить от этой традиции. Давайте послушаем «Колокольный звон» и пофантазируем. /Слушаем звон/.
Воспитатель: Дети, какое впечатление произвела эта музыка? /величие, пробуждение, торжественность, впечатление праздника/
- Что вы себе представляли, слушая звон колоколов? / колокола, колокольню, русский пейзаж/.
Воспитатель: В Мещовске колокольный звон можно было услышать с колокольной церкви Благовещения
/Рассматривание фото/
- На одной из этих фотографий изображен памятник архитектуры – собор Благовещения. Покажите его.
Воспитатель: Что вы знаете о соборе?
Что можете рассказать?
Дети: Собор Благовещения – памятник архитектуры. Собор расположен в центре города. Особое внимание привлекает колокольня, на которой находятся часы ( или как еще люди их называют «Мещовские куранты»
Снизу часы кажутся маленькими, но на самом деле они очень большие. Стрелки часов более метров (фото), циферблат диаметром 2 м. 20 см.
Воспитатель: В верхней части часов есть бронзовая пластина с надписью:
«Башенные часы на колокольне Мещовского Благовещенского собора в ходу с 26 сентября 1907 г. Устроены по завещанию на средства купца В.А.Чубыкина»
Очень жаль, что в настоящее время мы не слышим бой часов над Мещовском.
- Ребята какая есть главная площадь в г.Мещовске?
Площадь имени Ленина /2-3 фото/
Воспитатель: Покажите на фото площадь им.Ленина, что вы о ней знаете?
Дети - Главная площадь им.Ленина находится в центре города где проводятся городские праздники. На ней находятся здания, кинотеатр «Мир», гостиница, здание педагогического колледжа, памятники Ленина и Эскадрилья «Мещовский колхозник» / фото площади/
Воспитатель: Раньше площадь использовалась как базарная, на ней были торговые ряды, лавки, огромные возовые весы. Тут же находилась деревянная вышка пожарного общества. Там где сейчас находится гостиница была кирпичная конюшня с каретным сараем. В центре площади был фонтан, теперь на его месте построен памятник Ленина. Такой была площадь города раньше.
Мы продолжаем наше путешествие и оказываемся в городском парке /фото парка/.
Давайте мы с вами выйдем из машины времени и представим, что мы гуляем по аллеям парка. Вы с родителями здесь наверняка были и катались на каруселях.
Игра.
«Ели-ели, ели-ели
Завертелись карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише не спешите
Карусель остановите
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра»
Воспитатель: Что вызнаете о городском парке г. Мещовска?
Дети: Он находится на окраине города, на берегу реки Туреи. В парке растут разнообразные деревья, есть детская площадка, лавочки для отдыха.
Воспитатель: /фото/ Городской парк был заложен Н.А. Добромысловым и посажен фруктовый сад, построен летний театр, фонтан. В 30-х годах сад вымерз, летний театр сгорел во время войны. Парк был и остается любимым местом отдыха горожан.
В нашем городе жили знаменитые и известные люди. Кого из них вы знаете?
Город Мещовск Родина первой русской царицы Евдокии Стрешневой.
Какие стихи В.Берестова вы знаете?
/чтение стихотворения, «Городские часы»/
Сегодня мы с вами путешествовали по старому и современному городу Мещовску. А сейчас вас ждет сюрприз, если вы правильно ответите на вопросы викторины.
- Что изображено на гербе г.Мещовска. Найдите его среди других гербов.
- Мещовцы чтят и помнят тех кто отдал жизнь за Родину. Назовите Мещовцев, героев Советского Союза.
- Как называется наша область?
- На какой улице находится наш детский сад?
- Как называется река, на берегу которой находится город Мещовск?
Вы справились с заданием, много знаете о своем городе и поэтому получаете приз.
Мы путешествовали с вами и в прошлом и в настоящем, а теперь давайте пофантазируем. Каким вы хотели бы видеть наш город в будущем. /дети рисуют город будущего/
Подведение итогов. Беседа по рисункам детей.
Заключительный этап:
1.Анализ открытого просмотра:
- Определение основных методов и форм работы, которые демонстрировались:
- методы, повышающие познавательное развитие – рассматривание и сравнение старого и нового города, повторение знаний детей о городе, обращение к опыту детей;
- методы коррекции и уточнения представлений детей – ситуация выбора при работе с фотографиями площадей, воображаемая ситуация: попали в далёкое прошлое; экспериментирование: конструирование машины времени,
- методы, повышающие эмоциональную активность – элемент новизны: монитор компьютера - экран машины, вместо музыки - колокольный звон, сюрпризный момент, игровая ситуация.
- Методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности.
- Определение основных форм работы:
- Беседа;
- Заочная экскурсия;
- Путешествие в прошлое;
- Рассматривание картин и фотографий;
- Рассказ воспитателя
- Практическая деятельность
- Коллективная деятельность
- Игровая деятельность
- Краткая характеристика обученности воспитанников: реальные учебные и воспитательные возможности детей, обоснование результатов диагностики, прогноз развития воспитанников.
- Интеграция образовательных областей, прослеживающаяся в ходе демонстрации открытого занятия:
«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в вопросах представлений о родном крае, городе, развитие познавательно-исследовательской деятельности, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения).
«Социально-коммуникативное развитие» (формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в обществе, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о роли труда в обществе).
«Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе совместной деятельности и получения знаний о родном крае, городе, использование художественных произведений местных поэтов).
«Художественно-эстетическое развитие» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления полученных знаний, воздействие на эмоциональную сферу детей через музыкально-художественную деятельность, приобщение к музыкальным традициям родного края).
«Физическое развитие» (накопление и обогащение двигательного опыта детей через развлечения на основе народных игр)
- Вопросы педагогу по изложенному материалу.
2. Имитационная игра с участниками мастер-класса.
3. Выводы: проведённый мастер-класс помог нам проследить интеграцию образовательных областей, методы и формы, используемые в работе с детьми по изучению родного края. Данное методическое мероприятие способствовало формированию ваших организационных умений. Ваш педагогический инструментарий обогатился играми, способствующими ознакомлению наших дошкольников с родным краем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с окружающим. Изучение родного края
Ознакомление с окружающим.Изучение родного края ...
Изучение родного края с помощью многофункционального развивающего макета «В гостях у бабушки»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"10344182","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"850","style":"height: 300px; width: 400px;","width":"1280"}}]]Процесс познания на...
Изучение родного края. Город Новосибирск.
В данной работе раскрываются цели и задачи изучения родного края.Она включает в себя перспективное планирование по формированию представлений о родном городе,планируемые результаты, формы работы с дет...
Дополнительная развивающая программа по изучению родного края
Дополнительная развивающая программа по изучению родного края...
Презентация "Совместная деятельность родителей и детей по изучению родного края"
Презентация к проекту "Край, в котором мы живём"...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края средствами музейной педагогики
Музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного наследия своего народа, овладение богатством русского языка, ритмичностью и музыкальностью речи, благодаря созданию особой среды,...
Совместная работа с родителями по приобщению детей к изучению родного края
Семинар - практикум....