Ознакомление с окружающим. Изучение родного края
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Ознакомление с окружающим.
Изучение родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_rodnogo_kraya.docx | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление с окружающим.
Изучение родного края
подготовительная группа
Образовательные задачи:
Учить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия. Закреплять умение детей коллективно возводить постройки нужные для игры. Развивать коммуникативные навыки и уверенность. Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
Закрепить знания детей о Казани – столице Татарстана, ее исторических памятниках и достопримечательностях (Казанский Кремль – Спасская башня, башня Сююмбике);
Расширять знание детей о Елабуге, об известных людей, о достопримечательности Елабуги, Набережных Челнов.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать любовь к родному краю .Воспитывать интерес к историческому прошлому столицы и гордость за свой народ. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа:
Рассматривание карты России, республики Татарстан; знакомство с татарскими национальными костюмами ; беседы по истории родного края; рассматривание наборов открыток, иллюстраций, книг с изображением видов Кремля, просмотр слайдов о Казани; прослушивание избранных музыкальных произведений Р. Яхина, Н. Жиганова и С. Сайдашева; разучивание стихотворений о Казани; занятия по ознакомлению детей с историческими памятниками и достопримечательностями города, экскурсия к Казанскому Кремлю; рисование по теме “Древняя Казань. Рассматривание картин о Елабуге, прослушивание гимна Елабуги, рассматривание книги Иван Шишкин. «Растительный и животный мир нашего города» - рассматривание фотографий. Чтение Ушинского «Как рубашка в поле выросла»..Читали литературу о происхождении ткани, о работе модельера, знакомились с профессией модель.
Методические приемы: вопросы, беседа, художественное слово, объяснение, поощрение, помощь воспитателя, подвижная игра,
Индивидуальная работа: упражнять детей (подгруппу) в ответах полными предложениями, с отдельными детьми закрепить новые слова, дополнительно объяснить значение слов, образных выражений.
Материал к занятию:
Иллюстрации городов Елабуга, Набержные Челны, Казань ,татарские национальные костюмы, флаг республики, скульптура М.Джалиля ,
с/р игра «Больница» (халат, фонендоскоп градусник, шпатель, шприц ,вата, драже «Ревит») ;
с/р игра «Парикмахерская»(расчески, машинка для стрижки волос, лак для ногтей, одеколон, станок бритвенный ,ножницы, плойка, машинки «Камаз, кубики, детские книги и журналы.
Словарная работа: якорь, капитан, корабль, штурвал, экскурсия, экскурсовод, путешествие, трап, достопримечательность, модельер, модель.
Предшествующая работа: Чтение художественной литературы о кораблях, моряках.
Оборудование: атрибуты для игры: морской воротник, фуражка капитана, медицинский халат, наушники, спасательный круг, якорь, руль, бинокли, медицинский набор.
Ход занятия:
Дети, вы любите путешествовать?
А на чем можно путешествовать?(на велосипеде ,машине, самолете, теплоходе, ракете, корабле, пешком и т.д.)
Давайте и мы поедем в путешествие ,только на корабле. Но сначала что нужно сделать?
( построить корабль)
Из чего мы будем стоить корабль? (из кубиков, стульев)
Какие атрибуты нужны для корабля? (штурвал, бинокль, рупор, телефон, стулья, книги, детская посуда, игры «Парикмахерская», «Больница»)
Давайте дружно построим большой красивый корабль.
Как мы его назовем? (Тукай, Джалиль, Аврора, Гагарин, Булгары)
Давайте назовем его в честь Мусы Джалиля – нашего соотечественника, татарского поэта.
А без кого наш корабль не может отправиться в путешествие?(капитана, пассажиров)
Кого выберем капитаном? Почему Антона? (добросовестный ,умный, ответственный)
Чтобы пассажиры могли попасть на корабль, что нужно купить? ( билет)
Значит надо выбрать кассира. Кто хочет быть кассиром?
Кто ещё работает на корабле?(буфетчица, доктор, парикмахер, библиотекарь)
Кто хочет быть буфетчицей? Барменом? Доктором? Парикмахером?
Всех мы выбрали, теперь нужно построить наш корабль.(постройка корабля из крупного строительного материала)
Наш корабль имени Мусы Джалиля готов к отплытию . Давайте мы с вами совершим путешествие по нашей реке Каме, по городам Татарстана.
Давайте встанем в очередь и приобретем билеты, а кто уже приобрел билеты, занимает места согласно номерам на них.(кондуктор проверяет билеты и говорит капитану, что пассажиры готовы к путешествию)
Капитан: (по рупору объявляет)
Наш корабль имени Мусы Джалиля отплывает из г. Нижнекамска в г. Набережные Челны.
Уважаемые пассажиры на нашем корабле для вас работает «Больница», «Библиотека», «Парикмахерская», «Буфет».
Поднять якорь! Поднять якорь! Полный вперёд!
(Буфетчица разносит лимонад, затем собирает стаканы. Доктор ставит градусник, слушает больного, дает витамины, парикмахер делает прическу , а библиотекарь разносит книги и журналы)
Капитан: «Наш корабль подходит к г. Набережные Челны! Вы можете посетить музеи, прогуляться по достопримечательностям этого города.
Спустить якорь! Спустить трап!
Уважаемые пассажиры, я буду вашим экскурсоводом и покажу вам наш город – Набережные Челны.
Набережные Челны расположен на берегу реки Кама . В Набережных Челнах есть картинная галерея, музей истории боевой славы автомобильных войск, музей истории города, памятник Владимиру Высоцкому,24 этажная гостиница.
Давайте мы с вами посетим эти места.
1.Картинная галерея в Набережных Челнах создана в 1980 году как филиал Государственного музея изобразительных искусств РТ. Со времени своего открытия в ее залах побывало более миллиона посетителей, которые с восхищением созерцали творения великих мастеров из Эрмитажа и Третьяковки, Русского и Пушкинского музеев. Оставили свой след в истории выставки М. Врубеля, Б. Урманче , Н .К. Рериха. Но главными героями вернисажей являются художники Набережных Челнов и гости и художники из других городов Татарстана.
2. Музей истории и боевой славы автомобильных войск был создан в Набержных Челнах и открылся 26 июля 1986 года. Стенды рассказывают о истории отечественного автомобилестроения, о подвигах военных водителей на фронтах Гражданской и Великой отечественной войн.
3. Музей истории города Набережные Челны рассказывает об истории города с момента его возникновения. Экспозиция музея содержит 30000 экспонатов. В разделе этнографии представлены макеты "Кузнечное дело", "Купеческая лавка конца ХIХ века", "Крестьянский двор", "Женщина с ребенком в интерьере татарской избы". В экспозиции использованы как подлинные музейные предметы, так и муляжи. Интересна экспозиция, касающаяся строительства КАМАЗА, строительных бригад, выпуска первого автомобиля КАМАЗ, выдающихся личностей, строительства города и его современного состояния. Самыми интересным в этом зале является настоящая кабина автомобиля "КАМАЗ"
4. Памятник Владимиру Высоцкому в Набережных Челнах самый большой в России. В высоту он достигает 9 метров. Памятник открыт к тридцатилетию посещения города Владимиром Высоцким в составе группы артистов Театра на Таганке. Высоцкий был в Набережных Челнах все один раз, на двухнедельных гастролях в 1974 году. Выбор места для памятника не случаен, так как именно здесь, на улице Гидростроителей, раньше располагалась гостиница "Кама", в которой жил Владимир Высоцкий.
Здание главной гостиницы: 24-этажная цилиндрическая башня в центре Нового Города, которую видно почти из любой точки города, и которую местные жители прозвали «тюбетейка» за окрашенный в цвета флага Татарстана цилиндрический выступ на крыше похожий на тюбетейку.
Понравилось вам в нашем городе? Дети г. Набережные Челны приготовили вам подарок и дарит вам игру: «Тимербай»
Татарская народная игра «Тимербай».
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно.
А сейчас я провожу вас на ваш корабль. До свиданье!
Капитан: Наш корабль отправляется в город Елабуга. Поднять трап! Поднять якорь! На борту нашего корабля работает парикмахерская ,библиотека, буфет, больница.(Буфетчица раздает лимонад, парикмахер и доктор приступают к своей работе)
У нас на боту находиться известные модельеры Алина Гарифуллина и Лилиана Шадрина попросим их показать свои коллекции .(показ моды ,фотограф делает снимки)
Модель 1:(Алина Гарифулина)
Я представляю нарядное платье синего цвета, выполненного из шелка и органзы. Платье с заниженной талией, с четырехслойным воланом, нижняя часть волана представляет сетчатую ткань, которая держит объемную форму платья. Впереди платье украшено тремя маленькими и одной большой розочками. Розочки выполнены из этой же ткани и украшены камнями. Рукав выполнен в форме фонарика. Платье предназначено для праздников.
Модель2:
Я представляю сарафан из микровильвета розового цвета, изготовленный из хлопковой ткани. Сарафан с удлиненной талией, с двухъярусным воланом по низу. Модель оформлена вшитым поясом и молнией сзади. Сарафан украшен бантом и ярко розовой бейкой. Сарафан предназначен для повседневной носки. Одевается вместе с футболкой, водолазкой.
Модель 1:(Лилиана Шадрина)
Я представляю спортивный костюм темно-синего цвета из искусственной ткани- плащевка. Костюм имеет подклад, спереди застегивается на молнию, воротник стойка. По низу рукава и по низу куртки имеется стягивающая резинка. Брюки и куртка украшены лампасами голубого цвета. Плащевая ткань защищает от ветра и дождя. Костюм предназначен для занятий спортом.
Модель2:
Я представляю вам сарафан белого цвета из льняной ткани . Ткань украшена вышивкой и палетками. Модель с удлиненной талией и широким воланом по низу сарафана. Бретельки сарафана и жабо украшены пуговицами. Сарафан предназначен для повседневной носки.
-Большое спасибо нашим модельерам. Очень красивую коллекцию они показали. Когда вы вырастете, может быть ,кто-нибудь из вас будет модельером.
Капитан: Наш корабль подходит к г . Елабуга. Здесь вы можете посмотреть достопримечательности города. Спустить трап! Спустить якорь!
Я буду вашим экскурсоводом и покажу вам наш город.
1 Главная площадь Елабуги - площадь Памяти с мемориалом в честь погибших в Великой Отечественной войне. К площади прилегает набережная. Набережная тянется вдоль высокого берега реки Тоймы и является главным "фасадом" города. Здесь любят прогуливаться по вечерам местные жители и гости города. С набережной виден расположенный неподалеку у обрыва собор Спаса Нерукотворного Образа.
2 С Елабугой связаны последние дни жизни известной русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. Во время Великой Отечественной войны Цветаева вместе с сыном была эвакуирована в Елабугу. Сегодня в городе работает культурный центр Марины Цветаевой. Он размещается в доме, где жила поэтесса. Экспозиции центра рассказывают о жизни и творчестве Цветаевой, особенно о последних днях ее жизни. Центр располагает богатой библиотекой, в которой собраны произведения Марины Цветаевой. Ежегодно 31 августа в городе устраивается День Памяти. В Елабуге находится и могила Марины Цветаевой. Она была похоронена на Петропавловском кладбище.
3 Также Елабуга известна как родина всемирно известного художника Ивана Шишкина. В память об этом на городской набережной был открыт дом-музей Шишкина. Это единственный в стране музей, посвященный знаменитому пейзажисту. В доме, где размещается экспозиция музея, Шишкин провел детские и юношеские годы. Экспозиция дома-музея состоит из двух отделов - мемориального и картинной галереи. Картинная галерея располагается на первом этаже. Здесь выставлены подлинные графические и живописные произведения художника. На втором этаже находится мемориальный отдел музея, куда входит комната Шишкина и его мастерская.
4 В Елабуге родилась первая женщина-офицер, герой Отечественной войны 1812 года Надежда Дурова. В ее честь в городе открыт музей-усадьба Дуровой. Здесь можно увидеть образцы оружия, военную форму всех полков, где служила героиня. Особый интерес вызывает переписка Надежды Дуровой с Александр Пушкиным. Здесь Надежда Дурова провела последние годы своей жизни. Могила Надежды Дуровой находится на Троицком кладбище.
5 Главной туристической достопримечательностью Елабуги является Чертово городище . Здесь в период с 10 по 16 века располагалось укрепленное поселение булгар, от которого до наших дней сохранились остатки нескольких построек. Здесь расположились следы трех линий укреплений (валы и рвы), остатки крепости, Соборной мечети, аналог которой можно найти лишь в Тунисе, и единственная сохранившаяся в России булгарская каменная постройка домонгольских времен - башня, в строительстве которой принимали участие арабские мастера.
Вам г.Елабуга дарит игру «Юрта»
В игре участвуют 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. в центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра(крыши),получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
А сейчас я провожу вас на ваш корабль. До свиданье!
Капитан: Поднять трап! Поднять якорь! Наш корабль отправляется в г. Казань. Приятного вам отдыха на борту нашего корабля! ! На борту нашего корабля работает парикмахерская библиотека, буфет, больница.(Буфетчица раздает лимонад, парикмахер и доктор приступают к своей работе
Наш корабль подходит к г. Казань! Здесь вы можете посетить достопримечательности города. Спустить трап! Спустить якорь!
Уважаемые гости я буду вашим экскурсоводом. А сейчас попрошу прошу спуститься по трапу и пройти со мной.
Как называется столица нашей республики? Как называется наша республика?
Вы приехали в столицу нашей республики –город Казань. Город большой и красивый расположен на берегу великой реки Волги.
1 Одной из самых главных достопримечательностей Казани является Кремль. Это даже не одно здание, а целый архитектурный ансамбль, в облике которого можно разглядеть культуру и Запада и Востока. Тут есть и православные и мусульманские сооружения, а также на территории Кремля находится резиденция президента Татарстана.
2 Башня Сююмбике – часть Кремля Казани. В 16 веке войска Ивана Грозного захватили Кремль и его стены были разрушены, но позже лучшие строители из Пскова были направлены сюда для отстройки зданий. Существует легенда о строительстве другой достопримечательности Казани — башни Сююмбике.
Ивану Грозному понравилась Казанская царица и он предложил ей выйти за него замуж. Она поставила ему условие, что согласится, если он за неделю построит башню выше всех, что есть в Казани. Она сделала это, чтобы спасти город от гнева Грозного в случае её отказа, но царь смог собрать зодчих и построить такую башню. После этого царица взобралась на неё и сбросилась вниз. Сегодня достопримечательность Казани — башню Сююмбике называют падающей, она отклонилась от своего первоначального положения на 2 метра.
3 Ещё одной достопримечательностью Казани можно считать мечеть Кул-Шариф. Она была построена в конце уже 20 века и названа в честь Кул- Шарифа, который был главой мусульман Казанского ханства. Воссоздание древнего культа сооружения стало целью строительства. Мечеть состоит из четырёх минаретов и ещё павильонов, которые также являются мавзолеями. Мечеть является частью архитектурного комплекса Кремля . Мечеть открыта для молебна по мусульманским праздникам Рамазан и Курбан-Байрам.
4 Ещё одной достопримечательностью Казани, которая входит в состав Кремля можно считать Благовещенский собор. В среднем Поволжье это самый древний православный храм. Легенда гласит, что его построили за один день ещё в 16 веке, а точнее в 1552 году. В 20 веке старинная роспись собора была отреставрирована, было установлено паровое отопление и появилось электрическое освещение.
5 Интересной достопримечательностью Казани также является Парк молодожёнов. Парк образовался ещё в СССР, здесь молодожёны сажали хвойные деревья и кустарники. Сегодня молодожёны возобновили такую традицию, после похода в ЗАГС пары приходят в парк, жениху вручают лопату, а невесте саженец и все гости могут стать свидетелями того, как зарождается «Парк молодожёнов» Уже около 40 пар приняли участие в этом мероприятии. Эту традицию можно считать символом зарождения новых отношений. Дерево растёт, значит в семье всё хорошо, появляются и растут дети. Каждая пара может заботиться о своём деревце, тем самым и поддерживая на энергетическом уровне крепость своих отношений. Дети и внуки могут также продолжать традицию родителей, ухаживая за деревом, которое стало символом их рождения и жизни. Это также неплохой способ озеленения города Казань, а парк остаётся его природной достопримечательностью.
На этом наша экскурсия закончена и наш город дарит вам в подарок
игру «Продаем горшки(Чулмак уены)»
Играющие разделяются на 2 группы. Дети – горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка ,руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
-Эй, дружок, продай горшок!
-Покупай.
-Сколько дать тебе рублей?
-Три отдай.
Водящий 3 раза(или столько ,за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более3х рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу(круг обегают 3 раза).Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
А сейчас я провожу вас на ваш корабль. До свиданье!
Капитан: Поднять трап! Поднять якорь! Наш корабль отправляется в г. Нижнекамск. Приятного вам отдыха на борту нашего корабля! ! На борту нашего корабля работает парикмахерская библиотека, буфет, больница.(Буфетчица раздает лимонад, парикмахер и доктор приступают к своей работе
Наш корабль подходит к г. Нижнекамск! Наше путешествие подошло к концу. До свиданье! Спустить якорь! Спустить трап!
- Понравилось вам наше путешествие?
- Что нового вы узнали?
- Что было интересным в игре ?
- Что хотелось бы вам рассказать родителям о нашем путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Родной край - озеро Городно"
Представлен конспект занятия по ознокамлению с окружающим миром. Занятие в рамках краеведения. Возраст детей - старшая группа...
Изучение родного края
Мастер-класс "Формы и методы работы с детьми по изучению родного края"...
Школа педагогического мастерства , изучение опыта работы «Ознакомление старших дошкольников с родным краем»
Опыт работы воспитателя по теме " Ознакомление старших дошкольников с родным краем"....
Ознакомление старших дошкольников с окружающим миром родного края
из опыта работы...
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....
Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»
В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...