Проект "Трудиться, жить,держаться вместе учила всех казачья песня"
проект (подготовительная группа) на тему
Степные просторы, высокие горы,
Два ласковых моря – всё это – Кубань!
Родная станица, открытые лица,
Густая пшеница – всё это – Кубань!
Народ православный, а путь его славный.
Здесь мыслят о главном и любят Кубань.
А песня, что плачет, а дух наш казачий,
Как много ты значишь для всех нас, Кубань! /В. Нестеренко/.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
«Музыка».
Музыкальный руководитель: Таможникова С.Е.
Для детей подготовительной к школе группы.
Актуальность:
Психологической разработкой и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, станице.
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества. В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания.
Практический опыт собственной педагогической деятельности показывает, что далеко не во всех семьях знают и почитают культурное наследие наших предков: обычаи и традиции кубанских казаков, казачий фольклор, старинные казачьи игры, которые отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой. Общаясь с детьми в процессе музыкальной деятельности, я обратили внимание на то, что многие будущие выпускники не различают русскую народную и казачью музыку, не чувствуют особенность казачьего фольклора, особенно, если сталкиваются с инструментальной музыкой.
Приобщение дошкольников и членов их семей к ценностям народной кубанской культуры, к тому, что создали наши предки - это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей. Народное творчество, народные традиции – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя кубанский народ - в танце, песне, в искусных поделках мастеров, ясно одно - это идет от души. А душа у него добрая и красивая!
Разрабатывая этот проект, я учитывала, что необходимо разностороннее использование возможностей учебно-воспитательного процесса для реализации поставленных задач - различные формы и виды музыкальной деятельности /открытый просмотр НОД «Музыка»- «День открытых дверей», семейный праздник нравственно - патриотического содержания, памятки, использование музыки соответствующей тематики не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни детей в детском саду и в семье/, привлечение родителей, членов семьи.
Цель:
- Создание организационно-педагогических условий для формирования у детей и родителей к осознанному пониманию базовых национальных ценностей, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие не только малой Родины, но и всей России в целом.
- Обеспечить открытость образовательного пространства и установление партнерских отношений родителей и педагогов при реализации проекта.
Задачи:
Для детей:
- Приобщать детей к прошлому и настоящему родной культуры; быту и традициям кубанских казаков.
- Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к тому месту, где он родился и живет.
- Дать представление о выразительных средствах, передающих настроение в музыке, искусстве фотографии, художественном слове; учить детей движениями передавать характер этнической музыки.
- Способствовать интеллектуальному развитию, обогащению речи; знакомить с кубанским диалектом; знакомить детей с современными творческими коллективами, способствующих возрождению и развитию богатого культурного наследия наших предков - музыкой и песнями Кубанского Казачьего хора, ансамблем казачьей песни «Криница».
Для родителей:
- Привлечь внимание родителей к проблеме формирования у детей осознанного отношения к пониманию базовых национальных ценностей своей страны.
- Создать условия для участия родителей воспитанников в образовательной деятельности:
- Разработать такую форму образовательной деятельности, которая позволит родителям познакомиться с современными формами организации педагогического процесса и стать его полноценными участниками;
- Разработать вспомогательный методический материал для качественного и эффективного взаимодействия педагога и родителей;
- Использовать современные информационно-коммуникационные технологии.
- Повысить интерес родителей к активному взаимодействию с детьми в детском саду и дома, используя различные формы и виды музыкальной деятельности:
- Пригласить на открытое интегрированное занятие «Где песня поется, там легче живется»;
- Привлечь к активному участию в подготовке и проведении семейного праздника в форме познавательно-развлекательной викторины «Край хлебов и песен, край наш Краснодарский!»;
- Обращать внимание родителей на консультации в информационных уголках: «Сохраним традиции наших предков», «Семейный быт казаков», «Обряды и праздники на Кубани», «Труд и песня на Кубани», «Кубанский игровой фольклор для детей и родителей».
- Подготовить музыкальный материал для создания домашней фонотеки казачьей музыки;
- Разработать памятки с методическими рекомендациями по музыкальному воспитанию детей по теме проекта: «Как слушать музыку дома с ребенком»; «Значение кубанского фольклора для детей».
- Дать родителям возможность ощутить ценность эмоционального, духовного и познавательного общения ребенка с близким взрослым, сопричастности к историческому прошлому своего народа.
Для педагогов:
1.Разработать содержание, методы, приемы, формы организации музыкальной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы.
- Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых для реализации проекта.
- Организовать участие родителей и детей в следующих мероприятиях:
- «День открытых дверей»;
- «Семейный праздник».
- Обеспечить реализацию проекта через образовательные области «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
- Способствовать в процессе разработки и реализации проекта установлению партнерских взаимоотношений педагогов ДОУ, родителей.
Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, педагоги групп.
Срок реализации: 01.09.2014 – 22.05.2015
Предполагаемый результат:
Для детей:
- Сформируется желание любить и уважать малую Родину;
- Сформируется познавательный интерес к дальнейшему изучению культуры своих предков;
- Сформируется собственный «багаж» любимой казачьей музыки; казачьих игр; умение использовать полученные знания в самостоятельной музыкальной деятельности;
- Обогатиться словарный запас;
- Сформируются представления о народно-прикладном искусстве Кубани и промысловой деятельности своего края;
- Сформируются высокие нравственные личностные качества: отзывчивость, справедливость, смелость, отвага, доброта.
Для родителей.
- Повысится активность участия в образовательном пространстве ДОУ.
- Повысится уровень компетентности, взаимопонимания при взаимодействии с педагогами для решения общих воспитательных задач.
Содержание проекта:
Этапы проекта | Мероприятия | Деятельность детей | Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя | Деятельность родителей |
Подготовительный этап |
(сентябрь).
(сентябрь). | 1. Провести с детьми предварительные беседы о разнообразии музыкальных стилей и жанров; об особенностях, «изюминках» кубанского фольклора; о том, что разнообразные коллективы воспевают Кубань в своем творчестве. | 1.Определение целей и задач. 2. Поиск и изучение материалов музыкально-художественного направления по теме проекта, изучение методической литературы. 3. Поиск материалов для разработки презентаций «Казаки», «Казачки». 4. Провести беседы о том, что музыка бывает разной: современной, классической, русской народной и казачьей. О том, что казачий фольклор очень отличается от других направлений и сейчас эта музыка не забыта, ее исполняют различные творческие коллективы Кубани. 5. Подбор музыкального материала казачьего фольклора для прослушивания дома. 6. Подбор музыкального материала для использования его как фоновой музыки при организации совместной деятельности с детьми, самостоятельной музыкальной деятельности детей –«концертов», «оркестров». | 1. Предложить родителям создать дома музыкальный уголок, фонотеку казачей музыки; побуждать к совместному обсуждению прослушанной музыки. |
Основной этап |
(октябрь)
(октябрь).
(ноябрь).
(ноябрь).
черевички, глечик, горница, чувал, дивчина, хлопец. (по мере знакомства с кубанским фольклором - разбор слов, часто встречающихся в разговоре старшего поколения). | 1.Слушание музыки: «Казачий край» А. Заволокиной, «Ой, да, Краснодарский край» В. Захарченко, «Как за Доном»; «Як бы я мала крылья орлины»; «Выйды, Грицу»; «Варенычки». 2. Пение: «Мы с тобою казаки» В. Захарченко; «Моя Кубань». 3.Просмотр видеоматериала «Ковал кузнец казачью шашку». 4.Побуждение детей к активному обсуждению прослушанных произведений, их содержания, средств музыкальной выразительности. 5.Систематическое, последовательное ознакомление детей с музыкальным материалом по теме предстоящих мероприятий по всем видам музыкальной деятельности. 6.Знакомить с казачьими играми «Перетяжки», «Ручейки-озера», «Напои коня», «Передай подкову». 7.Музыкально-ритмические движения под казачью музыку «Молодычка», «Чорноморец». 8.Разучивание стихотворений для предстоящих мероприятий. |
(сентябрь). 2.Консультация для воспитателей «Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя при организации образовательной деятельности». (сентябрь). 3.Разработка презентаций в формате слайд-шоу «Казаки», «Казачки». (октябрь). | 1.Прослушивание в домашних условиях казачьей музыки в исполнении различных Кубанских творческих коллективов. 2. Консультации в информационные уголки для родителей:
(ноябрь).
|
Заключительный этап | 1.Интегрированное занятие «Где песня поется, там легче живется» /с использованием ИКТ/. (ноябрь). 2.Семейный праздник в форме познавательно-развлекательной викторины «Край хлебов и песен, край наш Краснодарский!» (март). 3. Концерт ко Дню 70- летия Победы /на основе изученного музыкального материала по теме проекта/ (май). |
| 1.Проведение запланированных мероприятий. 2.Освещение мероприятий на личном мини-сайте на nsportal.ru›tamoznikova-svetlana-evgenyevna- размещение практического материала. 3. Создание на сайте фотоальбома «Мы – потомки казаков». |
|
Источники и используемая литература.
- С.И.Мерзлякова «Комплексные и интегрированные занятия». «Музыкальный руководитель» 3/2008. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
- М.Ю. Картушина «Интегрированные занятия для детей 5-7 лет».
Москва ООО Издательство «Скрипторий» 2009.
- Е.Н.Еременко «Кубановедение» 1 – 4 классы. ОИПЦ «Перспективы образования». 2007,2008гг.
- И.П. Лотышев «Путешествия по родному краю». «Перспективы образования».
2006 г.
- Стихи кубанских поэтов. Периодические издания.
- Интернет – ресурсы: казачьи форумы, фотографии казаков и казачьего быта и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!
Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....
Презентация по книге "Учить всех, учить каждого" В.Ф.Шаталова
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15607204","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"114","width":"166"}}]]...
консультация "Приобщение дошкольников к истокам культуры донского края через народные казачьи песни, игры, пляски, забавы"
для воспитателей...
Познавательно-игровой проект "Учимся вместе, учимся играя"
Познавательно-игровой проект "Учимся вместе, учимся играя"...
Казачьи песни слушать, что мёд ложкой кушать!
Казачьи песни слушать, что мёд ложкой кушать!...
Проектная работа "Учимся на казачьих сказках"
Изучение региональных особенностей Донского края на основе проектной деятельности через сказки Донского края...
Проект логопедической группы «Учимся на казачьих сказках»
Приоритетная образовательная область: художественноэстетическое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Классификаци...