Конспект образовательной деятельности для подготовительной группы "Богатство Крайнего севера (нефть, газ,торф)"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития ценностного отношения к малой и большой Родине. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней выступают компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников, основ гражданственности. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края.
Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к поселку, где он родился, чувство восхищения родным городом, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.
Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ЁЛОЧКА»
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОМУ
РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по познавательному развитию
для подготовительной группы
«Богатство крайнего севера (нефть, газ, торф)»
Составила: Редькина Л.М.
г. Пыть-Ях
2016г.
Тема: «Богатство крайнего севера (нефть, газ, торф) »
Цель: Продолжать знакомить с богатством родного края.
Задачи: Расширять знания детей о природе. Дать понятие «полезные ископаемые», «торф», «месторождение». Расширять кругозор и словарный запас детей. Учить работать в коллективе и во время опытов соблюдать правила безопасности. Научить детей размышлять, анализировать, находить причинно-следственные связи. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой, желание беречь природу. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам округа и страны и чувство гордости и любви к родной земле.
Способы организации детей: групповой, сидя полукругом на стульчиках, практическая работа – стоя вокруг стола.
Предварительная работа: беседа о труде нефтяника, что такое нефть, рассматривание иллюстраций, как добывают нефть. Отгадывание загадок. Чтение книги “В некотором царстве, нефтяном государстве” – Т.Цаценко.
Методические приемы: ритуал приветствия, создание проблемной ситуации, ритуал прощания. Словесный метод: художественное слово, беседа – диалог, загадка, игра: «Найди предметы, которые можно сделать из нефти», Игра «Хорошо – плохо». Наглядный метод: рассматривание иллюстраций и демонстрация слайдов, рассматривание предметных картинок. Практический метод: проведение опытов.
Материал и оборудование: Демонстрационный: интерактивная доска, мультимедийная презентация « Богатство нашего края», иллюстрации с изображением добычи нефти и газа , 2 большие колбы с водой и нефтью, флаконы: с лимоном, с одеколоном, с нерафинированным растительным маслом, с нефтью, образец торфа. Раздаточный: по 2 ёмкости с водой и нефтью, салфетки, пипетки, перья, предметы к игре «Найди предметы, которые можно сделать из нефти».
Словарная работа: месторождение, полезные ископаемые, удобрение, торф, экологическая катастрофа.
Ход НОД
1. Психологический настрой( 1 мин).
Ритуал приветствия.
«Мы веселые ребята!
Мы ребята - дошколята!
Скоро в школу мы пойдем,
Будем знать мы обо всем!»
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения.
2. Вводно - организационный этап( 4 мин).
– Садитесь поудобнее, расправьте плечики. Я вам загадаю загадку, сможете ли вы ее отгадать.Воспитатель читает: “Прекрасная Югория – твоя она не спорю я”
Это что за чудный край?
Поскорее отгадай…
Ну, конечно же, Югра!
Начинать рассказ пора!
Здесь тайгоюлес зовется,
И представьте даже солнцу
Иногда в глуши таежной
Своим светом невозможно
Мрак рассеять вековой.
Не ступала здесь порой
Ни одна душа живая,
И никто не знал, ребята,
Как земля эта богата,
Что в огромной глубине,
Нефть, как девица во сне,
Заколдованном,лежала,
Тишина там охраняла
Вековой ее покой
Летом, осенью, зимой…
– Ну что, узнали, о каком чудесном крае я вам прочла? (Это наш Север, Ханты-Мансийский округ, про наш край)
3. Актуализация на деятельность(1 мин).
– Молодцы!- А почему же нефть так ценна? И зачем же непременно ее надо добывать? Хотите об этом узнать?
4. Восприятие и усвоение новых знаний (10 мин)
- Послушайте, зачем нужна нефть. Нефть всему голова – по земле идет молва.
Нефть дает тепло и свет –
Ей замены просто нет.
Делают из нефти много:
И асфальтные дороги,
И костюмы, и рубашки,
Удивительные чашки!
Вспомните как тепловоз
Вас когда-то к морю вез…
В его топках нефть горела,
А без нефти что за дело?
И не даром в нашем крае,
Всяк нефтяник это знает,
С нетерпением ее ждут
Черным золотом зовут.
- А вот и мой вопрос. Что делают из нефти?( Асфальтные дороги, бензин, масла, спирт, керосин).
- С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, трактора, самолеты и корабли – нефть приносит огромную пользу человеку.
- Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют – месторождением. Одни сокровища лежат на поверхности Земли, другие скрыты на глубине нескольких километров. Такие сокровища называют «Полезные ископаемые».
Воспитатель предлагает рассмотреть слайды или открытки с изображением нефтяных объектов.
- Вот люди идут через тайгу и болота, ищут, где же нефть спряталась.
- А это буровая вышка, видите какая высокая. С помощью этих насосов-качалок поднимают нефть на поверхность земли и направляют по трубам на заводы.
- Предлагаю вам поиграть в игру «Найди предметы, которые можно сделать из нефти». (игрушки, резиновых сапоги, калоши, шины, мел, и др. - необходимо найти и назвать предметы, сделанные из нефти ).
- Ребята, послушайте загадку: На кухне у мамы помощник отличный
Он синим цветом расцветает от спички (Газ).
- Это природный газ. Очень легкое вещество и очень хорошее топливо. Бесцветный, легкий, без запаха. Чтобы добыть газ, также бурят скважины и по специальным трубам газ идет в разные регионы нашей страны. Его используют в быту, в промышленности.
- Ребята, я для вас приготовила еще одну загадку необычную. Посмотрите, что у меня в ведерке. Что это может быть?
- Это, ребята, торф. Отличное удобрение для комнатных растений. Если его положить в горшок и полить, то цветы будут зелеными и красивыми. Удобрение – это витамины для растений. Его можно найти только на болоте. В нашем краю очень много болот, а значит, наш край богат торфом. Торф-хорошее топливо, его применяют при лечении многих болезней. Он имеет черный или темно-коричневый цвет.
5. Динамическая пауза (1 мин).
Мы качалки, мы насосы - дети приседают,
Нефть качаем, мы качаем - руки вытянуть вперед, согнуть в локтях
И по трубам, и по трубам - руки прямые в стороны,
На заводы отправляем - плавные движения руками.
6. Продуктивная деятельность (10 мин).
- Ребята, а какая нефть? (Черная, вязкая, пахнет плохо)
- Давайте проверим, действительно ли это так?
- Сейчас мы с вами познакомимся с нефтью поближе. Пройдём в нашу лабораторию рассмотрим нефть и проведём с ней некоторые опыты. В лаборатории нужно выполнять 4 правила. Давайте вспомним их: Внимательно слушать старшего лаборанта; точно выполнять указания; аккуратно работать с оборудованием; в конце опытов делать выводы.
Опыт 1. Определи по запаху.
- Дети, у меня есть 4 флакона с разными веществами. Помогите мне найти флакон с нефтью по запаху. (Дети по запаху определяют нефть)
- Да, действительно нефть пахнет неприятно. Правильно определили.
- Проведём второй опыт.
Опыт 2. Растворимость нефти и воды.
- Наберите в пипетку нефть и капните её в тарелочку с водой.
- Что вы видите? (Нефть плавает по поверхности; капельки не расходятся.)
- Значит, нефть не растворяется в воде.
- Ребята, а как вы думаете, добывать нефть это хорошо или плохо?
Игра «Хорошо – плохо».
Из нефти делают бензин.
С её помощью мы получаем свет и тепло.
Из нефти делают асфальт.
Из нефти делают игрушки, сапоги и т.д.
Если нефть попадёт в озеро или реку погибнет рыба.
Нефть плохо пахнет.
На месте, где разлита нефть – растения не растут.
Птицы погибнут, если на перья попадёт нефть.
- Проверим наше предположение, точно ли птицы не смогут жить, если на перо попадёт нефть. Проведём опыт.
Опыт 3. Птицы и нефть.
- Возьмите перо. Подбросьте его, какое оно?
- Пёрышко белое, пушистое, легкое, воздушное, невесомое.
- Наберите в пипетку нефть и капните на перо несколько капель. Что вы видите? (Пушинки слиплись)
- Будет оно также легко падать и почему? (Перо стало тяжёлым, оно не полетит)
- Сможет птица летать с такими перьями? ( Птица с такими перьями летать, не сможет.Может погибнуть)
- Да, перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь, и просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.
- Вот, поэтому нефтяники придобычи нефти, соблюдают осторожность, берегут природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни, не будет растительности (травы, цветов, деревьев), животных. Эта земля долгое время будет мертвой. Это – экологическая катастрофа.
7. Заключительный этап (2 мин).
- С какими полезными ископаемыми вы познакомились на занятии?
- Какие свойства имеет нефть?
- Что можно сделать из нефти?
- Какие свойства имеет природный газ?
- Что такое торф?
8. Рефлексия( 1 мин).
Все мы дружные ребята,
Мы ребята - дошколята!
Никого не обижаем.
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»
Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...
Конспект образовательной деятельности "Знакомство с жизнью народов Севера"
Данный конспект может использоваться воспитателями старших групп....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Приятный сюрприз» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Данный конспект с презентацией демонстрирует широкий спектр возможностей использование ИКТ в качестве заданий и в качестве проверки выполнения заданий. Соответствует ФГОС....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Тема: «Кукольники – мультипликаторы»
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группеОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»Тема: «Кукольники – мультипликаторы»Це...
Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»
Конспект подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"
Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе " Животные Севера" (познание)
Конспект образовательной деятельности....
- Мне нравится (1)