Концепция экспериментальной работы МКДОУ Новогромово
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

«Разработка и апробация региональной модели научно-методического, организационно-педагогического сопровождения муниципальных систем профессионального самоопределения детей и молодежи».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_dou.docx83.16 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция

экспериментальной работы

ОО МКОУ СОШ с.Новогромово и МКДОУ д/с с.Новогромово

по теме

«Разработка и апробация региональной модели научно-методического, организационно-педагогического сопровождения муниципальных систем профессионального самоопределения детей и молодежи».

Концепция экспериментальной работы образовательной организации Муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Новогромово по теме «Разработка и апробация региональной модели научно-методического, организационно-педагогического сопровождения муниципальных систем профессионального самоопределения детей и молодежи» представляет систему организации работы по профессиональному самоопределению детей и молодежи Новогромовского сельского поселения, которая  предполагает  и развитие потенциала всех элементов образовательной среды в контексте современных ценностей и целей образования.

Главная идея концепции состоит:

- в определении  теоретико-концептуальных основ профессионального самоопределения детей и  молодежи на разных возрастных этапах;

- в изучении  организационных, научно-методических, педагогических условий сельской местности с учетом социокультурной ситуации и профессионально- производственных условий в поселении.

Концепция разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней:

Федеральный уровень:

- Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке  населения в  Российской Федерации (утверждено Постановлением Минтруда РФ от 27 сентября  1996 года №1);

- Положение   об экспериментальной площадке Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об    образовании  в Российской Федерации";

-Федеральная  целевая программа развития образования на 2011-2015гг.;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,

Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации  N 1155 от 17 октября 2013 г.;

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования,  утвержденный  приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации  № 373от  06 октября 2009 г.

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования,  утвержденный  приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации  № 1897 от  17 декабря 2010 г.

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)  общего  образования,  утвержденный  приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации  № 413 от  17 мая 2012 г.

Региональный уровень:

-  Распоряжение Министерства образования Иркутской области № 374 -МР «О присвоении статуса региональной инновационной площадки» от 18.04.2014г.

- Постановление  Правительства Иркутской области от 20.06.2012г. № 353-пп;

 - Стратегия социально-экономического развития Иркутской  области до 2020 года.

Уровень образовательной организации:

- УСТАВ муниципального казенного  дошкольного образовательного учреждения детский сад с.Новогромово , утвержденного Приказом № 268  от 03.07.12 г.;

- Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Новогромово, утвержденного Приказом отдела образования Черемховского районного муниципального образования №75 от  05.06.2012г.;

- Программа развития муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад  с.Новогромово;

  - Программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Новогромово;

-  Приказом №31 от 01.09.2014 г. «О создании и деятельности творческой группы  по внедрению инновационного проекта региональной инновационной площадки».

Данная концепция определяет организацию работы по профессиональному самоопределению в рамках непрерывного образования детей и молодежи, соответствующую:  

- приоритетным направлениям развития системы  образования РФ;

- приоритетным направлениям социально-экономического развития Иркутской области;

- приоритетным направлениям социально-экономического развития Черемховского района.

Направление

Соответствие приоритетным направлениям развития системы  

образования РФ

Соответствие приоритетным направлениям социально-экономического развития Иркутской области

Соответствие приоритетным направлениям социально-экономического развития Черемховского района

Реализация мероприятий профориентационной работы с целью привлечения выпускников

общеобразовательных организаций для обучения  в профессиональных образовательных организациях, профессиональной образовательной организации высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Черемховского района

Обеспечение доступности    качественного     образования, соответствующего требованиям 

инновационного 

социально      ориентированного развития РФ

Проведение комплекса мероприятий по повышению количества выпускников общеобразовательных организаций, продолживших обучение по получению профессии

Осуществление комплекса мероприятий, направленных на снижение оттока выпускников общеобразовательных организаций из Черемховского района для дальнейшего обучения. Трудоустройство выпускников.

Реализация мероприятий организационно-педагогического сопровождения профессионального

самоопределения детей и молодежи

- Переход на ФГОС ДО, ФГОС СПО, ФГОС НОО.

 Приведение     содержания     и     структуры профессионального образования в соответствие  с потребностями рынка труда;                                -Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг

- Создание механизмов комплексной оценки академических достижений обучающегося, его компетенций и способностей.

Подготовка квалифицированных кадров для работы в сельской местности на территории Иркутской области

Закрепление молодых специалистов в Черемховском районе.

Расширение сетевого взаимодействия, социального партнерства

Расширение сотрудничества с работодателями

Осуществление мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах.

Сотрудничество с работодателями.

Закрепление молодых специалистов – выпускников школы в ООО  «Громовское»

Концепция  экспериментальной работы образовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Новогромово включает следующие разделы:

Раздел 1. Понятие «Профессионально самоопределение». Этапы профессионального самоопределения.

Раздел 2. Изучение  философских и психологических теорий профессионального самоопределения.            

Раздел 3. Нормативно-правовое обеспечение  по организации работы по профессиональному  самоопределению в образовательных организациях.

Раздел 1.

Понятие «Профессионально самоопределение».

Этапы профессионального  самоопределения.

Профессиональное самоопределение — это процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей.

Профессиональное самоопределение  является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии.

До 90-х гг. в отечественной педагогической теории профессиональное самоопределение  рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации.

Современное понимание «профессиональное самоопределение» охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения.с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека и др.

 В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда.

Согласно современным педагогическим исследованиям в процессе профессионального самоопределения можно выделить шесть этапов:

1. Фантазийный  этап (соответствует  дошкольному  возрасту). Результаты эмпирических

    исследований разных авторов показывают, что первичная актуализация  профессионального

    выбора нередко происходит в возрасте до7 лет. В дошкольном возрасте выбираются главным    

    образом профессии, либо чем-то поразившие воображение ребенка, побудившие желание

    следовать определенному образцу, либо требующие специфических склонностей, способностей,

которые также выявляются еще в детстве (спортсмен, музыкант, ветеринар, учитель).

2. Этап предварительного выбора профессии (7-10 лет). На этом этапе идет интенсивное развитие

    внутреннего мира ребенка, он часто представляет себя в роли представителя той или иной

    профессии. Еще до того, как перед индивидом встанет вопрос о выборе  профессии, он

    оказывается уже в определенной мере ориентированным в том, как оценить то или иное занятие,

    тот или иной профессиональный путь.

3. Этап  пробного  выбора  профессии(11-14 лет). Интерес к определенной профессии на этапе

    пробного выбора бывает часто связан с интересом к определенному учебному предмету или

    подкрепляться занятиями в секциях, клубах, избирательным чтением книг. Если на предыдущих

этапах профессия просто «нравится» ребенку, то на данном этапе школьники уже различают

    привлекающие их стороны профессии.

4. Этап  реального  выбора  профессии(15-17  лет).  На  этом  этапе  части школьников в девятом, а

    части- в одиннадцатом классе приходится осуществлять свой профессиональный выбор,

    даже если они к этому не готовы.

5. Этап профессионального обучения играет большую роль в формировании профессионального

    самоопределения, так как именно на этом этапе молодежь получает специальные знания,

    вырабатываются умения и навыки по избранной  специальности,   что  способствует  

    формированию  профессионального самосознания личности. В процессе формирования

    профессионального самоопределения в рамках профессионального образования можно

    выделить два подэтапа: введение в специальность, становление интереса к будущей

    профессиональной деятельности, приобщение к студенческой жизни; специализация, первое

    реальное знакомство с профессией в ходе прохождения производственной практики,  

    приобретение профессиональных  знаний,  умений  и  навыков.  Этап профессионального

    обучения нередко не завершает процесса профессионального  самоопределения.  В  настоящее  

    время,  в  условиях  научно-технического прогресса постоянно появляются новые  профессии,

    изменяется содержание труда, в связи с этим к человеку, получившему ту  или иную профессию,

    предъявляется требование профессиональной мобильности, способности быстро обновлять или

    даже менять свою профессию. Следовательно, для ряда выпускников профессиональных учебных

    заведений процесс профессионального самоопределения продолжается и при поступлении на

    работу.

6. Этап профессионализации. В период адаптации молодого специалиста на рабочем месте, даже

    если профессиональное самоопределение его в целом сформировано, могут возникать проблемы

    различной остроты, обусловленные несоответствием отдельных характеристик личности и

    выполняемой  работы.  В  противоречия  могут  вступать  профессионально-должностные  

    ожидания  молодого  специалиста  и  характер,  содержание труда; уровень его работоспособности

    и напряженность труда и т. п. Эти обстоятельства могут вызвать у молодого специалиста чувство

    неудовлетворенности, что, впрочем, легко преодолевается с помощью мероприятий по социально-

    профессиональной адаптации молодых специалистов. Несколько иная ситуация может возникнуть

    на данном этапе у молодых специалистов, профессиональное самоопределение которых не

    сформировано на  этапе  профессионального  обучения. Неудовлетворенность  работой, трудности  

    в  профессиональной,  социально-психологической,  психофизиологической адаптации могут с

    большой вероятностью привести к профессиональной дезидентификации. Процесс

    профессионального  самоопределения в данном случае не завершается, а приобретает циклический

    характер, вновь возникает ситуация реального выбора профессии.

Организация  работы по профессиональному самоопределению детей и молодежи в условиях сельской местности на разных возрастных этапах в условиях непрерывности образования должна быть направлена на реализацию определенных задач в соответствии со ступенью образования:

Ступень образования

Задачи

Средства

Дошкольное образование

Формирование первичного  представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности.

- Игровая деятельность (сюжетно-

   ролевые игры).

- Педагогическое просвещение

   родителей о целях, задачах, формах

   и методах поддержки

   профессионального  

   самоопределения.

Начальное общее образование

  1. кл.)

- Выработка ценностно-мотивационных

   основ саморазвития и самоопределения.

- Формирование позитивного отношения к

   профессионально-трудовой деятельности,

   устойчивого интереса к миру труда и

  профессий, элементарных представлений о

многообразии профессий и о роли

  современного производства в жизни

  человека и общества.

- Постепенная выработка

   первоначальных трудовых навыков.

- Общее знакомство с миром

   профессионального труда, включая

   экскурсии на предприятия.

- Практико-ориентированные проекты,

   реализуемые во внеклассной

   деятельности.

Основное общее образование

(5-7 кл.)

- Формирование готовности к саморазвитию

  и самоопределению.

- Формирование успешного опыта создания

   полезных продуктов в результате

   практической деятельности и на этой

   основе мотива стремления к успеху в

   деятельности.

- Использование

профориентационного потенциала

   различных учебных предметов.

- Система практико-ориентированных

   учебных и социальных проектов,

   реализуемых во внеклассной

   деятельности.

- Экскурсии на предприятия

Основное общее образование

(8-9 кл.)

- Определение образовательных и

   профессиональных интересов и мотивов.

- Формирование учащимися собственной

   жизненной позиции на этапе первичного

   профессионального выбора и

   проектирования успешной карьеры.

- Формирование умения соотносить

   собственные притязания и склонности с

   общественными интересами.

- Построение обучающимися личной

  профессиональной перспективы.

- Подготовка к обучению по

   индивидуальным учебным планам в

   общеобразовательной организации

- Знакомство с перечнями рабочих

   профессий, специальностей

    профессионального образования

- Обсуждение потребительских

  профилей интересующих профессий.

- Предпрофильные элективные курсы

  профессиональной направленности и

  профессиональные пробы.

- Информационная работа с семьями,

   включая составление

  образовательной карты района.

- Специально организованная

   ориентационная работа с

   обучающимися и их родителями

(диагностика, профессиональное и

   образовательное консультирование).

- Знакомство с опытом успешных

   профессионалов в различных

областях.

Среднее (полное) общее образование

(10-11 кл.)

- Уточнение профильного выбора в

условиях вариативного обучения;

   проектирование послешкольного

   образовательно-профессионального

   маршрута; знакомство со

   специфическими особенностями

   конкретных выбираемых специальностей

   и направлений подготовки.

- Формирование ценности самообразования

   и саморазвития.

- Использование

профориентационного потенциала

   профильных учебных предметов.

- Система профильных элективных

   курсов.

- Специально организованная

   ориентационная работа с

   обучающимися

и их родителями (диагностика,

   образовательное консультирование).

- Внеклассная проектно-

   исследовательская деятельность

обучающихся (включая

   исследование мира

   профессиональной деятельности).

Среднее профессиональное образование

- Уточнение личностного смысла

   выбранной специальности или рабочей

   профессии.

- Обеспечение перехода из социальной роли

   и личностной позиции «обучающегося»

  (потребителя, иждивенца) в позицию

   «работника», формирование

   профессионально-трудовой

   самостоятельности.

- Формирование ценности

   профессионального самообразования и

   саморазвития.

- Насыщение образовательного

   процесса (образовательной среды)

   профессиональным контекстом.

- Система индивидуальных и

   групповых консультаций.

- Знакомство с опытом успешных

   профессионалов в сфере,

соответствующей профилю

   получаемого образования.

- Знакомство с корпоративной

   культурой предприятий-партнеров,

   введение ее элементов в

   образовательную среду.

- Обеспечение возможностей для

   оплачиваемой профессиональной

   деятельности в процессе обучения.

Высшее образование

- Сопровождение локальных выборов в

процессе обучения (специализации, тем

   курсовых и выпускных

   квалификационных  работ, места

   прохождения практики и т.п.); выбора

   места будущей работы по специальности.

- Содействие формированию

  индивидуального стиля деятельности.

- Формирование готовности к

   профессиональной самореализации

- Курс «Введение в специальность» (на

первом году обучения).

- Система индивидуальных и

  групповых консультаций.

- Знакомство с опытом успешных

   профессионалов в сфере,

соответствующей профилю

   получаемого образования.

Дополнительное профессиональное образование

- Выявление индивидуальных

   профессиональных затруднений и

  определение стратегии работы с ними.

- Определение мотивации к продолжению

   трудовой деятельности по своей

   специальности (профессии) или к

   освоению новых специальностей

   (профессий).

- Содействие развитию индивидуального

   стиля деятельности.

- Диагностическая работа.

- Система индивидуальных и

   групповых консультаций.

- Знакомство с опытом успешных

   профессионалов в сфере,

соответствующей профилю

   получаемого образования.

Раздел 2.

Изучение философских и психологических теорий

профессионального самоопределения

        Теоретической основой реализации программы экспериментальной работы являются теории:

-  развития личности (Л.С. Выготский, А.В. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, А.В. Петровский);

- возрастных особенностей формирования профессионального самоопределения (Л.И. Божович,  А.Я.

Журкина, И.В. Дубровина, В.Ф. Сафин,);

- формирования ценностных ориентации (Е.П. Белозерцев, В.Д. Ермоленко, Г.Е. Залеская,

  А.Г.  Здравомыслов, В.А. Ядов);мотивов (Л.В. Благонадежина, И.В. Матюхина, И.Г. Морозова,  

Е.М. Павлютенков, Л.С. Славина, Г.И. Щукина);

-  самопознания (В.А. Алексеев, Н.И. Гуткина, И.С. Кон);

- самооценки (Л.В. Бороздина, В.Н. Павленко);

- педагогической теории целостного подхода к формированию личности (В.С. Ильин, А.В.

Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин);

- индивидуализации и дифференциации обучения (А.А. Вербицкий, А.А. Кирсанов, Х.И. Лийметс,

Н.Э.Унт, М.А. Холодная);

- политехнизма, преемственности трудовой и профессиональной подготовки молодежи

(П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, В.А. Поляков, В.Д. Путилин, Н.Н.

Чистяков).

- методологические подходы к профессиональной ориентации (В.И. Журавлев, М.А. Савина, А.Д.

Сазонов, В.Ф. Сахаров, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистякова);

- психологии профессионального самоопределения (С.С. Гриншпун, Л.А. Иовайша, Б.А. Климов,

   С.П. Крягжде, Т.В. Кудрявцев, В.А. Федоришин, П.А. Шавир, В.Д. Шегурова, В.В. Ярошенко, К.Е.

Ящицин);

- экономических и социальных проблем профессионального самоопределения (В.В. Водзинская, А.Г.

Здравомыслов, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, М.Н. Руткевич, М.А. Савина, И.А. Сасова, А.Л.

Свеницкий, Х.М. Титма, В.Н. Шубкин);

- опыт отечественной и зарубежной школы по непрерывному образованию и формированию

профессионального самоопределения (Герр Е., Гисберс Н., Заззо Р., Киннер Р., Крумбольц Дж.,

Маслоу А., Моэер У., Мур И., Роу Э., Сев Л., Сьпер Д., Тидеман Д., Уотте., Франкл В., Фром Э.,

Фукуяма С., Холланд И. и др.)

-  материалы исследований, проведенных отечественными психологами изучение зависимости

    развития индивидуальных особенностей (способностей, склонностей, интересов) от включённости

учащихся в соответствующую деятельность (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.С.

Лейтес, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов).

Раздел 4.

Нормативно-правовое обеспечение  по организации работы по профессиональному  самоопределению в образовательных учреждениях

Необходимость организации работы по профессиональному самоопределению детей и молодежи  обусловлена нормативно-правовыми документами Федерального уровня, регламентирующими деятельность образовательных организаций разных типов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в

 Российской Федерации":

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся,

испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии

    и социальной адаптации.

   п. 2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной

адаптации)

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

   п.2.Основное общее образование направлено на становление и формирование личности

обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и

         здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения,

        овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками

        умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к

социальному самоопределению).

   п.3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование

         личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей

обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе

         индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего

образования, подготовкуобучающегося к жизни в обществе, самостоятельному

жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной

 деятельности.

   п.4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам

         начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть

основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и

         интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных

         предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы

(профильное обучение).

Статья  75. Дополнительное образование детей и взрослых.

    п.1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и

         развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их

         индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом

совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,

         укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное

образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,

профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших

         выдающиеся  способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей

         должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

   п.2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на

         общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные

         общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.

Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической

культуры и спорта реализуются для детей.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования,

утвержденныйприказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  

от 17 октября 2013 г. № 1155:

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных

видах деятельности;

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках

образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных

образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные

       возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

       Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

       Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

      -  ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,

        другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно

        взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен

        договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться

         успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается

        разрешать конфликты.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования,

утвержденныйприказом Министерства образования  и науки Российской Федерации

от  06 октября 2009 г. № 373:

п.  6.  Стандарт направлен на обеспечение:

          равных возможностей получения качественного начального общего образования;

          духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего

          образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского

          общества;

преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего,

основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего

профессионального и высшего  профессионального образования

п. 10.Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего

          образования должны отражать:

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся иразвивающемся

мире;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличиемотивации к

 творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и

 духовным ценностям

п. 12.6. Технология:

  1. получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении
  2. труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии

п. 13. При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального

          общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания

          отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-

          практических и учебно-познавательных задач на основе системы знаний и представлений о природе,обществе, человеке, технологии.

п. 22. В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего

образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса

должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: эффективного использования

времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы,

формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их

родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения, и с учетом

особенностей субъекта Российской Федерации.

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования,  утвержденный  приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации  № 1897 от  17 декабря 2010 г.

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)  общего  образования,  утвержденный  приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации  № 413 от  17 мая 2012 г.

Раздел 2.

Программа

 реализации социального проекта

«Профессиональное самоопределение

детей и молодежи Новогромовского сельского поселения»

Пояснительная записка

Программа  экспериментальной работы  ОО МКОУ СОШ с.Новогромово  по теме «Разработка и апробация мероприятий  научно-методического, организационно-педагогического сопровождения муниципальных систем профессионального самоопределения детей и молодежи» будет осуществляться через реализацию программы социального проекта «Профессиональное самоопределение детей и молодежи Новогромовского сельского поселения»

Цель проекта: создание комплекса необходимых научно-методических, организационно- педагогических,  нормативно-правовых, информационных и других  условий для обеспечения качественного функционирования  системы профессионального самоопределения детей и молодежи Новогромовского сельского поселения,  адресное  непрерывное сопровождение профессионального развития сельской молодежи от детского сада до   рабочего места с учетом социокультурной ситуации  и профессионально - производственных условий в поселении.

Основные задачи реализации программы проекта:

1. Определение теоретико-концептуальных основ профессионального самоопределения  детей и

    молодежи на разных возрастных этапах.

2. Разработка модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения  

    профессионального самоопределения детей и молодежи Новогромовского сельского поселения  с учетом  социокультурной ситуации  и профессионально - производственных условий в поселении.

3.Реализация мероприятий по изучению затруднений педагогических работников в

    организации сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи.

4. Разработка и апробация программ курсов по профессиональной ориентации учащихся 1-11 класов

4. Мониторинг нововведений и оценка их эффективности.

Участниками реализациипроекта являются:

1. ОО МКОУ СОШ с.Новогромово

2.МКДОУ д/с с.Новогромово

3.ГБПОУ «Черемховский педагогический колледж»

5.Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения Черемховского района

6.Отдел по молодежной политике Администрации муниципального образования «Черемховский район».

7.Автошкола «Семерочка»

8.ООО «Громовское»

Модель реализации социального проекта «Профессиональное самоопределение детей и молодежи Новогромовского сельского поселения»  включает следующие направления:

1.  Изучение проблемы профессионального самоопределения детей и молодежи

2.  Исследование рынка труда  в сельской местности

3.  Реализация программ социального проекта:

     - Программа сопровождения   профессионального самоопределения в МК ДОУ д/cс.Новогромово «Мир профессий»;

    - Программа «Профессиональное самоопределение учащихся ОО МКОУ СОШ с.Новогромово»

4.Мониторинг реализации социального проекта

Этапы реализации программы проекта:

Реализация программы проекта  рассчитана на три года ( 2014- 2017 гг.).

Первый этап (подготовительный).

Исследование состояния проблемы научно-методического,  организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи  в теории и практике образования.

 Сроки реализации данного этапа: февраль - июнь 2013-2014 учебного года.

Участники данного этапа эксперимента: ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», Управление образования Администрации МО «Черемховский район», ОО МКОУ СОШ с.Новогромово, МКДОУ д/с с.Новогромово.

Второй этап (экспериментальный).

 Разработка и апробация региональной модели научно-методического, организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи.

Сроки реализации данного этапа: 2014 -2016 гг.

Участники данного этапа эксперимента: ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», Управление образования  и Отдел по молодежной политике Администрации МО «Черемховский  район», ОО МКОУ СОШ с.Новогромово, МК ДОУ д/с с.Новогромово, ГБПОУ «Черемховский педагогический колледж», ООО «Громовское».

Третий этап (аналитический) – анализ результатов апробации модели научно-методического, организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежиНовогромовского сельского поселения.

Сроки реализации данного этапа: 2017г.

Участники данного этапа эксперимента: ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», ОО МКОУ СОШ с.Новогромово, МКДОУ д/с с.Новогромово, ГБПОУ «Черемховский педагогический колледж».( ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Возможные  негативные  последствия реализации программы проекта:

  • кризис  компетентности  педагогов;
  • повышение  уровня  эмоционального напряжения  участников  эксперимента, связанного  с  адаптацией  к  новым  условиям, кризисом  компетентности.

Предполагаемые  компенсации  негативных  последствий:

  • повышение  квалификации, профессиональной  культуры участников эксперимента;
  • научно-методическая  поддержка  участников эксперимента;
  • психологическое  сопровождение  эксперимента.

Список используемой литературы:

1. Кондратюк О.Б. Социальные критерии эффективности образования, автореф. дис. канд.

социол. наук/ О.Б. Кондратюк. Пермь, 2002

2. Мутырова, А.С. Преемственность в формировании профессиональной направленности

    студентов / А.С. Мутырова // Вестник Адыгейского государственного университета. –

    Адыгея. - 2008

3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.;Воронеж, 1996

4. Пряжников,  Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального

    самоопределения:  Екатеринбург, 1995

5. Трудовое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации для

    работы с детьми 2–7 лет / Т. С.Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. — М.:

    Мозаика-Синтез, 2005

6. Чистякова, С.Н. Педагогические условия формирования профессионального

    самоопределения школьников в современном мире труда // Выпускник, рынок,

     профессиональная карьера: Материалы обл. науч.-практ. конф.- Кемерово, 1994

Приложение 1

Этапы  реализации социального проекта

 «Профессиональное самоопределение детей и молодежи  Новогромовского сельского поселения»

Направление

Мероприятие

Сроки

Ответственный

за проведение

Результат

Подготовительный (аналитико-проектировочный) этап  (февраль – август 2013-2014 учебного года)

Задачи:- Анализ  затруднений, выявление противоречий, проблемы исследования.

              - Обоснование актуальности проблемы исследования.

              - Определение  и  выбор методологии экспериментальной работы.

              - Анализ  научной, научно- методической литературы, инновационного педагогического  опыта.

              - Разработка  программы  социального проекта «Профессиональное самоопределение детей и молодежи Новогромовского сельского         поселения»

Изучение теоретико-концептуальных основ профессионального самоопределения детей  и  молодежи на разных возрастных этапах

Исследование  проблемы профессионального самоопределения детей и молодежи в научно-методической литературе, интернет ресурсах.  

Февраль - март 2014г.

Зам.директора по УВР

Старший воспитатель МК ДОУ д/с.Новогромово

Материалы по исследованию профессионального самоопределения детей и молодежи в научно-методической литературе, интернет ресурсах.  

Разработка терминологического словаря по теме исследования

Февраль - март 2014г.

Зам.директора по УВР

Старший воспитатель МК ДОУ д/с.Новогромово

Терминологический словарь

Составление аннотированного каталогасперечнем  информационных ресурсов, содержащего краткую аннотацию содержания

Февраль - март 2014г.

Зам.директора по УВР

Старший воспитатель МК ДОУ д/с.Новогромово

Аннотированный каталог

Изучение  инновационного педагогического опыта по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи на разных возрастных этапах

Февраль- август  2014г.

Зам.директора по УВР

Старший воспитатель МК ДОУ д/с.Новогромово

Аналитическая справка по итогам проведения исследования

Исследование рынка  труда сельской местности

Исследование рынка труда  в сельской местности  на примере Новогромовского сельского поселения

Март-апрель 2014 г.

Зам.директора МКОУ СОШ с.Новогромово по УВР

Аналитическая справка по итогам проведения исследования

Исследование по изучению опыта организации работы по профессиональному самоопределению детей и молодежи

Изучение опыта работы  учреждений профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность  по профессиональному самоопределению студентов

(ГБПОУ «Черемховский педагогический колледж»)

 Июнь 2014 г.

Заместитель директора по ВР

Анализ  опыта работы по профессиональному самоопределению студентов

Исследование  по изучению затруднений педагогических работников  при организации работы по профессиональному самоопределению.

Изучение затруднений  педагогов ОО МКОУ СОШ с.Новогромово  и МК ДОУ д/cс.Новогромовов организации работы по профессиональному самоопределению школьников и  детей дошкольного возраста

Май - июнь 2014 г.

Творческая группа педагогов

Анализ затруднений  педагогов в организации работы по профессиональному самоопределению  школьников и  детей дошкольного возраста

Исследование  по изучению затруднений родителей воспитанников  детского сада  и учащихся  приорганизации работы по профессиональному самоопределению

Изучение затруднений  родителей воспитанников МК ДОУ д/cс.Новогромово в организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста

Июнь- август 2014 г.

Творческая группа

Анализ затруднений  родителей воспитанников детского сада  в организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста

Изучение затруднений  родителей обучающихся 1-8 классов  в профессиональном самоопределении детей

Март- апрель 2014 г.

Зам.директора по УВР

Анализ затруднений  родителей обучающихся 1-8 классов в профессиональном самоопределении детей

Изучение затруднений  родителей обучающихся 9-11 классов в профессиональном самоопределении детей

Март- апрель 2014 г.

Зам. директора по УВР

Анализ затруднений  родителей обучающихся 9-11 классов  в профессиональном самоопределении детей

Исследование  по изучению затруднений детей и молодежи образовательных организаций района в  профессиональном самоопределении

Изучение затруднений в профессиональном самоопределении воспитанников детского сада через проведение интервьюирования

Апрель 2014 г

Методист

Аналитическая справка по итогам проведения исследования

Изучение затруднений в профессиональном самоопределении обучающихся 4, 9-11 классов  ОО МКОУ СОШ с.Новогромово через проведение анкетирования

Апрель 2014 г

Зам.директора по УВР

Аналитическая справка по итогам проведения исследования

Разработка нормативно-правового обеспечения реализации социального проекта

Разработка Концепции сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи  Новогромовского поселения

Июнь 2014г

Администрация

Концепция сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Новогромовского поселения

Создание экспериментальных групп по разработке и реализации социального проекта

август

2014 г

Администрация

Приказ

Разработка проекта программы социального проекта  «Профессиональное самоопределение детей и молодежи  Новогромовского сельского поселения»

Апрель- июнь  2014 г

Зам.директора по УВР

Проект программы

Утверждение социального проекта  «Профессиональное самоопределение детей и молодежи  Новогромовского сельского поселения»

Сентябрь

 2014 г

Администрация

Протокол методсовета

Протокол педсовета

Приказ об утверждении

Рецензия на программу

Разработка критериев мониторинга реализации программы социального проекта  «Профессиональное самоопределение детей и молодежи  Новогромовского сельского поселения»

    Сентябрь

        2014 г.

Зам.директора по УВР

Руководители творческих групп

Критерии проведения мониторинга

Проведение семинаров, совещаний, конференций, конкурсов, олимпиад

Семинар - совещание ОО МКОУ СОШ с.Новогромово, МКДОУ д/cс.Новогромово , ГБПОУ «Черемховский педагогический колледж»

«Научно-методическое,  организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежиНовогромовского сельского поселения » (обсуждение модели и презентация программы)

Октябрь 2014г

Администрация

Презентация программы

Модель реализации программы

Экспериментальный этап (2014  - 2016гг.)

Задачи: -  Обеспечение  условий  для реализации   программы социального проекта  «Профессиональное самоопределение детей и молодежи  

Новогромовского сельского поселения».

                - Разработка диагностических, дидактических, методических материалов по реализации  программы социального проекта  

                - Реализация  основной  содержательной  части  программы социального проекта  «Профессиональное самоопределение детей и молодежи  

Новогромовского сельского поселения»

Реализация программы сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста

«Мир профессий»

Проведение занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Мир профессий» на базе МК ДОУ д/с с.Новогромово

Сентябрь- май 2014-2016

Творческая группа

Методические разработки занятий

Разработка материалов по организации просветительской работы с родителями по проблеме профессионального самоопределения детей дошкольного возраста

Март-апрель 2014-2015 г.

Творческая группа

Методист

Методическое пособие по

организации просветительской работы с родителями по проблеме профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.

Рецензия на методическое пособие.

Научно-практический семинар для воспитателей дошкольных образовательных организаций  «Организация  деятельности дошкольных образовательных организаций  по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста в условиях сельской местности »

Апрель 2015 г.

Творческая группа

Заведующий МР

Методист

Сборник по итогам проведения семинара

Конкурс  творческих работ детей дошкольного возраста «Все профессии важны…»

январь

2015 г.

Творческая  группа

Методист

Альбом  по итогам проведения конкурса

Конкурс методических разработок  среди воспитателей дошкольного образовательного учреждения с.Новогромово  по сопровождению профессионального самоопределения детей дошкольного возраста

Ноябрь 2015 г.

Заведующий МР

Руководитель творческой  группы

Сборник  методических материалов по итогам проведения конкурса

Реализация программ

сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 1-8 классов общеобразовательных организаций

«Профессиональное самоопределение  учащихся 1-8 классов» и

«Организация профориентационной работы в 9-11 классах»

Изучение затруднений в профессиональном самоопределении детей через проведение анкетирования и интервьюирования обучающихся 1-11 классов ОО МКОУ СОШ с.Новогромово

Апрель

2015г

Творческая группа

Анализ затруднений в профессиональном самоопределении детей

Реализация  программ профессионального самоопределения и профориентационной работы:

1-2 классы «Азбука профессий»

3 класс «Мир моих интересов»

4 класс «Мир открытых возможностей»

5 класс «Дорога в страну профессий»

6 класс «Мой выбор»

 7 класс «Азбука права»

8 класс «Твой выбор»

9 класс «Я в мире профессий»

 10-11 классы «Твоя профессиональная карьера»

В течение всего периода

Зам. директора по УВР

 Творческая группа

Сборник  методических материалов, отчет о реализации программ

Обучение учащихся 9-11 классов по специальности «Тракторист», «Водитель погрузчика», «Водитель категории «В».

2015-2016 гг.

Администрация

Конкурс среди обучающихся 3-5 классов МКОУ СОШ с. Новогромово

«Мир профессий наших мам»

Март

2015 г.

Творческая  группа

Сборник материалов по итогам проведения конкурса

Экскурсии «Кто работает в школе?»

для воспитанников детского сада,

«Кто работает в детском саду?»- для   учащихся 1-5 классов.

«Мир профессий сельского хозяйства» - для воспитанников детского сада и учащихся школы.

Март - май

2015- 2016 гг.

Творческая группа

Конкурс методических разработок  среди педагогов по сопровождению профессионального самоопределения учащихся и воспитанников детского сада

Февраль 2015г.

Февраль 2016 г.

Зам.директора по УВР

Руководители творческих групп

Сборник  методических материалов по итогам проведения конкурса

Реализация программы

мониторинга экспериментальной работы

«Мониторинг нововведений и оценка их эффективности»

Мониторинг реализации программы сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста «Мир профессий»

Апрель- май 2016г

Заведующий МР

Руководитель

творческой  группы

Анализ реализации программы

Мониторинг реализации программы «Профессиональное самоопределение  учащихся 1-8 классов»

Апрель- май       2016г.

Зам.директрова по УВР

Руководитель

творческой  группы

Анализ реализации программы

Мониторинг реализации программы «Организация профориентационной работы  в 9-11 классах»

Апрель - май 2016 г.

Зам.директора по УВР

Руководитель

творческой  группы

Анализ реализации программы

Отчет о выполнении технического задания научно-методической работы

Март 2015- 2016 гг.

Зам.директора по УВР

Руководители творческих групп

Отчет о выполнении технического задания научно-методической работы за год.

Обобщение инновационного педагогического опыта по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи

Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях, конкурсах, олимпиадах разного уровня и публикации (по приглашению) с обобщением инновационного педагогического опыта по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи

В течение всего периода

Администрация

Руководители  творческих групп

Публикации, статьи, методические разработки, презентации

Аналитический этап (2017 год)

Задачи: - Мониторинг  и оценка эффективности реализации программы социального проекта  «Профессиональное самоопределение детей и

      молодежи Новогромовского сельского поселения».

             -  Обобщение и распространение инновационного  педагогического опыта по сопровождению профессионального самоопределения детей и

                 молодежи на разных возрастных этапах.

Реализация программы сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста

«Мир профессий»

Проведение занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Мир профессий» на базе МК ДОУ д/с с.Новогромово

2015-2017 гг.

Творческая группа

Расписание занятий

Методические разработки занятий

Апробация  программы «Мир профессий»

2015-2017 гг.

Творческая группа

Анализ апробации программы  «Мир профессий»

Мониторинг  и оценка

  эффективности реализации

 программы «Мир профессий»

Апрель 2017г

Заведующий МР д/c

Анализ реализации программы «Мир профессий»

Разработка методических рекомендаций для педагогов по сопровождению профессионального самоопределения детей дошкольного возраста

Ноябр- декабрь

2017г

Творческая  группа

Заведующий МР

Методические рекомендации  для педагогов по сопровождению профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.

Реализация программ

сопровождения профессионального самоопределения

«Профессиональное самоопределение учащихся

1-8 классов» и «Организация профориентационной работы в 9-11 классах»

Мониторинг  и оценка

  эффективности реализации

 программ «Профессиональное самоопределение  учащихся 1-8 классов» и «Организация профориентационной работы в 9-11 классах»

Ноябр- декабрь

2017г

Творческая группа

Зам. директора по УВР

Анализ реализации  программ «Профессиональное самоопределение  учащихся 1-8 классов» и «Организация профориентационной работы в 9-11 классах»

Разработка методических рекомендаций для педагогов по сопровождению профессионального самоопределения  учащихся  1-11 классов

Май - июнь

2017г

Творческая группа

Зам.директора по УВР

Методические рекомендации  для педагогов для педагогов по сопровождению профессионального самоопределения учащихся.

Тиражирование:

- Методических рекомендаций для педагогов по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся 1-11 классов общеобразовательных организаций

В течение всего периода

Творческая группа

Зам. директора по УВР

Сборники  с методическими материалами

Реализация программы

мониторинга экспериментальной работы

«Мониторинг нововведений и оценка их эффективности»

Мониторинг реализации программы сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста «Мир профессий»

Ноябрь- декабрь

 2017г

Зам.директора по УВР

Руководитель

творческой группы

Анализ реализации программы

Мониторинг реализации программы «Профессиональное самоопределение обучающихся 1-8 классов» и «Организация профориентационной работы в 9-11 классах»

Октябрь - декабрь

2017 г.

Зам.директора по УВР

Руководитель

творческой группы

Анализ реализации программы

Отчет о выполнении технического задания научно-методической работы за 2017год

Декабрь 2017 г.

Зам.директора по УВР

Руководитель

творческой группы

Отчет о выполнении технического задания научно-методической работы за 2017 год

Мониторинг  и оценка

  эффективности реализации

 программы социального проекта  «Профессиональное самоопределение детей и молодежи Новогромовского сельского поселения».

Декабрь 2017 г.

Зам.директора по УВР

Анализ реализации программы социального проекта  «Профессиональное самоопределение детей и

молодежи Новогромовского сельского поселения»

Отчет о реализации программы экспериментальной работы

Декабрь 2017 г.

Зам.директора по УВР

Отчет о реализации программы экспериментальной работы

Обобщение инновационного педагогического опыта по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи

Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях, конкурсах, олимпиадах разного уровня и публикации (по приглашению) с обобщением инновационного педагогического опыта по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи

2017 г.

Зам.директора по УВР

Руководители

творческихгрупп

Публикации, статьи, методические разработки, презентации

                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция и программа экспериментальной работы «Технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках введения ФГОС»

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в воспитании подрастающего...

Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста

Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста...

Отчет о работе МКДОУ Новогромово по патриотическому воспитанию детей

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста-из опыта работы...

Анализ работы МКДОУ д/сад с. Новогромово по эспериментальной площадке

Анализ работы детского сада как экспериментальной площадки по теме "Профессиональное самоопределение детей дошкольного возраста в условиях сельской местности"...

План работы творческой рабочей группы по реализации ранней профориентационной работы МКДОУ № 4 г. Аши на 2021-2022 учебный год

План работы творческой рабочей группыпо реализации ранней профориентационной работы МКДОУ № 4 г. Аши на 2021-2022 учебный год...