Концепция и программа экспериментальной работы «Технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках введения ФГОС»
методическая разработка на тему
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в воспитании подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать ее интересы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_ploshchadka.docx | 43.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Лямбирский детский сад №2 «Родничок»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
________________________________________________
Утверждаю
___________ И.В.Борисова
заведующая МБДОУ «Лямбирский»
детский сад №2 «Родничок
Концепция и программа экспериментальной работы
«Технологии нравственно-патриотического воспитания
дошкольников в рамках введения ФГОС»
Лямбирь 2015
Информационная карта
экспериментальной площадки
№ | Параметры информации | Содержание информации | ||
| ||||
1.1 | Полное наименование образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Лямбирский детский сад №2 «Родничок» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия | ||
1.2 | Адрес образовательного учреждения | 431510, Республика Мордовия, с.Лямбирь, ул.Гражданская, д.2 | ||
1.3 | Вид образовательного учреждения | детский сад | ||
1.4 | Количество воспитанников | 108 | ||
1.5 | Телефон/факс | (8-83441) 2-16-57 | ||
1.6 | dou-rodnichok@yandex.ru | |||
| ||||
2.1 | ФИО | Борисова Ирина Викторовна | ||
2.2 | должность | Заведующая МБДОУ | ||
| ||||
3.1 | Масштаб эксперимента | Опытно-экспериментальная деятельность | ||
3.2 | Уровень эксперимента | Уровень ДОУ | ||
3.3 | Кем присвоен статус | Педагогический совет ДОУ | ||
3.4 | Приказ о присвоении статуса экспериментальной площадки | |||
3.5 | Участники эксперимента | 88 - воспитанники ДОУ от 3 до 7 лет 8 - педагоги | ||
| ||||
4.1 | Тема эксперимента | «Технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках введения ФГОС» | ||
4.2 | Сроки эксперимента | 2 года (с 2015-2016уч.г. по 2016-2017уч.г) | ||
4.3 | Цель эксперимента | создание условий для получения качественного образования и реализации принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса, повышение активности педагогов к поиску и разработке инновационных технологий, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности. | ||
4.4 | Руководитель эксперимента | Борисова Ирина Викторовна | ||
| ||||
5.1 | Партнерство в рамках данного эксперимента | •Отдел образования администрации Лямбирского муниципального района РМ •МОУ «Лямбирская СОШ №1» •МБУК «Лямбирская центральная детская библиотека» •МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» •МКУ ДО «Лямбирский районный Дом детского творчества» | ||
| ||||
6.1 | Характеристика ожидаемых результатов | -создание модель образовательного учреждения, направленного на развитие нравственно-патриотического потенциала дошкольника; -создание условий и методологической базы для развития ребенка – гражданина; -развитие у детей стремления сделать свой вклад в развитие окружающего мира; заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине; -приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям | ||
6.2 | Распространение опыта работы | Создание методической копилки по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках введения ФГОС дошкольного образования; распространение данного опыта на сайте ДОУ и персональных сайтах педагогов в сети Интернет. |
Пояснительная записка
Актуальность. За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в воспитании подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать ее интересы. В связи с развитием демократических отношений происходит переоценка ценностей. Разрушение ценностных ориентиров не сопровождается появлением каких-либо новых и равноценных, что порождает многие социальные проблемы, кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, политическую дезориентацию и деморализацию населения, падения ценностей человеческой жизни и многое другое. Такое положение сокращает воспитательные возможности семьи, приводит к снижению интеллектуального потенциала молодого поколения современного общества.
Поэтому сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач нравственного воспитания. Это государственный заказ, отраженный в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ», ориентированный на патриотическое воспитание всего населения, который предполагает формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Многие ученые связывают возрождение патриотизма первым шагом к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной системы, составляет духовно нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.
Проблема восстановления ценностей традиционной культуры, познание проблем истории России и родного края, актуальна и трудна, но эффективность её решения возможна только при совместном подходе всех структур социума.
Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости». Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин.
Вот поэтому развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом в воспитании подрастающего поколения и развития в нем чувства гражданственности, когда происходит приобщение ребенкак общечеловеческим ценностям.Патриотическое воспитание предполагает укоренение в сознании детей общечеловеческих ценностей, определяющих духовную жизнь нации: семья, родной язык, родина, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это — фундамент становления личности. Чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека.
Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания детей выдвигает на первый план задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства семьи, ДОУ и социума. Поэтому основными задачами современной образовательной практики является воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, готового служить Родине.
Основной целью экспериментальной площадки является создание условий для получения качественного образования и реализации принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса, повышение активности педагогов к поиску и разработке инновационных технологий, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности.
Задачи:
1. Обеспечить проектирование модели социального партнерства, реализующей идеи социально-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения;
2. Обеспечить полноценное физическое, психическое и социальное здоровье ребенка, состояние его психологического комфорта и эмоционального равновесия в условиях инновационной деятельности ДОУ.
3. Содействовать духовно- нравственному развитию личности через разнообразные виды деятельности, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка.
4.Разработать концепцию и программу патриотического воспитания дошкольников в условиях введения ФГОС.
5. Выявить эффективные пути и средства патриотического воспитания в условиях ДОУ.
6. Создать внешние и внутренние условия для реализации системы нравственно-патриотического воспитания в семье, школе и общественных организациях.
Объект исследования – содержание работы, направленной на развитие патриотических чувств дошкольников.
Предмет исследования - инновационные технологии, средства, методы и приемы формирования у детей патриотического сознания.
Гипотеза
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Прежде всего, нравственно-патриотическое воспитание должно строиться на непосредственном опыте детей, их знаниях и умениях. Это предполагает укоренение в сознании детей общечеловеческих ценностей, определяющих духовную жизнь нации: семья, родной язык, родина, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это — фундамент становления личности. Чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека.
Ожидаемый результат:
- создание модель образовательного учреждения, направленного на развитие нравственно-патриотического потенциала дошкольника;
- создание условий и методологической базы для развития ребенка – гражданина;
- развитие у детей стремления сделать свой вклад в развитие окружающего мира; заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
- приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Практическая значимость состоит в теоретической и практической проверке системы становления и воспитания эстетических, нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка; подготовка практических рекомендаций для их использования в работе педагогов ДОУ.
По окончании экспериментальной деятельности возможно распространение результатов работы: Создание методической копилки по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках введения ФГОС дошкольного образования; распространение данного опыта на сайте ДОУ и персональных сайтах педагогов в сети Интернет.
Сроки проведения эксперимента: 2015-2017гг.
Этапы экспериментальной деятельности:
I. Подготовительно-информационный (сентябрь 2015г.), в течение которого изучается передовой педагогический опыт по тематике проекта; разрабатывается контрольно-диагностическая работа; осуществляется планирование экспериментальной деятельности; создаются творческие группы для проведения и корректировки эксперимента; совершенствуется предметно-развивающая среда и работа с педагогическими кадрами.
II. Подготовительно-документальный (октябрь 2015г.) на данном этапе ведется работа по разработке и корректировке локальных актов по управлению экспериментом (Положение о совете эксперимента, Положение о научно-методическом совете, Положение о временном творческом коллективе и т.п.);
разрабатывается проект эксперимента и утверждается на заседании высшего коллегиального органа ДОУ (Педагогический совет, Общее собрание, Экспертная группа); организуется работа по созданию методического комплекса эксперимента (перспективные планы, авторские программы и методики, методические рекомендации, дидактические пособия и т.п.).
III. Функционирование экспериментальной площадки (ноябрь 2015 – февраль 2017г.) В течение данного этапа экспериментальной работы в соответствии с планом отслеживается ход работы, вносятся необходимые корректировки, организуется взаимодействие с другими образовательными учреждениями. Осуществляется разработка методических рекомендаций, пособий и средств по профилю работы ДОУ, критериев эффективности опытно-экспериментальной деятельности для проведения мониторинга. Проводятся систематические обследования участников с целью выявления динамики изменения значений основных показателей образовательной деятельности, а также социальных последствий эксперимента.
IV. Обобщающий (март – май 2017г.) Проводится обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами. Составляется письменный отчет для органов различных уровней контроля экспериментальной работы, проводятся открытые мероприятия и семинары по профилю для педагогов и руководителей дошкольных учреждений района. Готовятся к изданию методические пособия по теме эксперимента, апробированные интегрированные и авторские программы, перспективные планы и т.п.
План работы на 2015-2016 уч.год | |||
№ п/п | Содержание работы | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Анализ существующей практики передового опыта по теме эксперимента | сентябрь 2015 | ст.воспитатель |
2 | Создание творческой группы по сопровождению инновационного проекта | сентябрь 2015 | заведующая |
3 | Разработка концепции и программы инновационной деятельности | сентябрь 2015 | ст.воспитатель |
4 | Научно-методическое обеспечение | сентябрь-октябрь 2015 | заведующая ст.воспитатель |
5 | Разработка и определение диагностических методик оценки хода и результатов исследования. | на начальном и завершающем этапе работы | члены экспериментальной группы |
6 | Оформление информационных стендов для родителей по инновационной работе ДОУ | октябрь 2015 | ст.воспитатель воспитатели |
7 | Семинар-практикум «Современный детский сад – это творчески работающий педагог» | октябрь 2015 | члены экспериментальной группы |
8 | Консультация «Технология нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями» | ноябрь 2015 | Шаброва О.А. |
9 | Обогащение предметно-развивающей среды, организация Центров нравственно- патриотического воспитания | октябрь-декабрь 2015 | ст.воспитатель воспитатели |
10 | Конкурс «Самая читающая семья». Презентация совместного творчества детей и родителей «Книжка-малышка» | ноябрь 2015 | ст.воспитатель воспитатели |
11 | Составление перспективного планирования по ознакомлению дошкольников с музыкальными произведения композиторов родного края | в течение года | муз.руководитель Бучумова Э.Р. |
12 | Круглый стол «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством проектной деятельности» (из опыта работы) | декабрь 2015 | члены экспериментальной группы |
13 | Консультация «Формирование нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историей села» | январь 2016 | Трифонова Т.В. |
14 | Открытые просмотры НОД | февраль 2016 | ст.воспитатель воспитатели |
15 | Конкурс детского творчества - «Люблю тебя мой край Родной» | март 2016 | ст.воспитатель воспитатели |
16 | Родительское собрание на тему «Приобщение к истокам народной культуры через устное народное творчество». | март 2016 | заведующая ст.воспитатель воспитатели |
17 | Презентация методических разработок членов экспериментальной группы | апрель 2016 | заведующая ст.воспитатель воспитатели |
18 | Отчет по работе кружка «В гостях у сказки» | апрель 2016 | Митина И.Ю. |
19 | Заседание группы по итогам работы за год, обсуждение плана работы на 2016-2017 уч.год | май 2016 | члены экспериментальной группы |
План работы на 2016-2017 уч.год | |||
1 | Разработка плана мероприятий, совместных с МБУК «Лямбирская центральная детская библиотека», МКУ ДО «Лямбирский районный Дом детского творчества» | сентябрь 2016 | члены экспериментальной группы |
Круглый стол «Организация работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ» | октябрь 2016 | члены экспериментальной группы | |
Изготовление атрибутов, альбомов, дидактических игр по патриотическому воспитанию | в течение года | ст.воспитатель воспитатели | |
Разработка и утверждение авторских разработок по теме эксперимента | декабрь 2016 | члены экспериментальной группы | |
Проведение серии комплексных занятий, досугов и развлечений | октябрь-ноябрь 2016 | ст.воспитатель воспитатели муз.рук-ль | |
Консультации: «Знакомство детей с героическим прошлым Отечества» «Методы патриотического воспитания» «Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях» | ноябрь 2016 | Ишмуратова Г.Н. Кобзева Е.В. Кислинская В.А. | |
РМО на базе ДОУ по тематике экспериментальной работв | по плану | ст.воспитатель | |
Конкурс детских рисунков «Моя мама лучше всех!» | ноябрь 2016 | ст.воспитатель воспитатели | |
Общее родительское собрание «Основы трудовой деятельности – как средство нравственного воспитания» | январь 2017 | заведующая ст.воспитатель воспитатели | |
Семинар-практикум «Корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны» | февраль 2017 | члены экспериментальной группы | |
Анализ подведение итогов инновационной деятельности. Творческий отчет (презентация опыта) | апрель-май 2017 | члены экспериментальной группы |
Учебно-методическое обеспечение.
1. «Детство» примерная основная образовательная программа под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой.
2. Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», одобрена Министерством образования и науки РФ.
3. Программно-методическое пособие «Сердце на ладошке» Баранова А.А.
4. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Я - ты - мы». Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
5. Н.В. Виноградова, С.А Козлова. Учебное пособие. Наша Родина. Москва П.
6. О.А.Соломенникова. Программа дополнительного образования. Радость творчества. Издательство Мозаика- Синтез Москва 2008 г.
7. Мини-музей в детском саду Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Опыт работы...
консультация для педагогов "Музыкальное воспитание как одно из условий формирования творческой личности дошкольников в рамках введения ФГОС ДО"
Материал будет полезен всем педагогам по дополнительному образованию...
Выступление на республиканском семинаре на тему: "Музыкальное воспитание как одно из условий формирования творческой личности дошкольников в рамках введения ФГОС ДО"
Материал полезен музыкальным руководителям...
Воспитание грамотного читателя. Модернизация системы литературного воспитания дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства произв...
Презентация программы «Планета мальчиков и девочек» Программа гендерного воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Гендерное воспитан...
Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольника в рамках проектной деятельности"
Проблема патриотического воспитания имеет огромное значение в развитии личности ребенка. В современном мире особенно важно знать, уважать и любить достояние русского народа, сохранять и приумножать бо...
Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»
Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»...