«Сохраним редкие растения Самарской области» Конспект занятия по экологическому воспитанию
методическая разработка (старшая группа) на тему

Халювчик Татьяна Витальевна

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему

«Сохраним редкие растения Самарской области»

                          Цель: Формирование экологической культуры в процессе изучения редких растений, становление осознанно-правильного отношения к природе.

Задачи:

  1. Изучение материала о методах сохранения редких растений.
  2. Создание коллекции редких и исчезающих растений Самарской области.
  3. Воспитание экологического мировоззрения: вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе.
  4. Учить детей радоваться общению с природой, понимать ценность каждого растения.
  5. Формировать основы совместного сотрудничества детей и взрослых.
  6. Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику. Способствовать развитию образной речи.

Ожидаемый результат

В результате занятия ожидается объединение детей и взрослых вокруг одной идеи – как защитить редкие виды растений родного края.

Актуальность

Цветущие растения – украшение нашей Земли. Но, к сожалению, именно эти растения любят рвать и собирать в букеты. В итоге вблизи населенных пунктов их становиться все меньше, а многие растения становятся попросту редкими или исчезающими.

Поэтому мы решили внести посильный вклад в сохранение биологического разнообразия природы нашего края.

 

Краткая аннотация

Данное занятие посвящено проблеме сохранения редких растений в условиях города. Рассматриваются вопросы возможности бережного отношения к флоре нашего края. Происходит знакомство со многими редкими растениями, рассматриваются понятия: Красная книга, редкие виды.

 

Гипотеза

Если заинтересовать детей и взрослых проблемой исчезновения растений, возможно дети и взрослые начнут ценить красоту наших лесов и лугов.

 

Предмет исследования:

Редкие растения нашего края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranim_redkie_rasteniya_sam_obl_halyuvchik_t.v.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему

«Сохраним редкие растения Самарской области»

                            Подготовила и провела воспитатель:  Халювчик Т.В.

Цель: Формирование экологической культуры в процессе изучения редких растений, становление осознанно-правильного отношения к природе.

Задачи:

  1. Изучение материала о методах сохранения редких растений.
  2. Создание коллекции редких и исчезающих растений Самарской области.
  3. Воспитание экологического мировоззрения: вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе.
  4. Учить детей радоваться общению с природой, понимать ценность каждого растения.
  5. Формировать основы совместного сотрудничества детей и взрослых.
  6. Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику. Способствовать развитию образной речи.

Ожидаемый результат

В результате занятия ожидается объединение детей и взрослых вокруг одной идеи – как защитить редкие виды растений родного края.

Актуальность

Цветущие растения – украшение нашей Земли. Но, к сожалению, именно эти растения любят рвать и собирать в букеты. В итоге вблизи населенных пунктов их становиться все меньше, а многие растения становятся попросту редкими или исчезающими.

Поэтому мы решили внести посильный вклад в сохранение биологического разнообразия природы нашего края.

Краткая аннотация

Данное занятие посвящено проблеме сохранения редких растений в условиях города. Рассматриваются вопросы возможности бережного отношения к флоре нашего края. Происходит знакомство со многими редкими растениями, рассматриваются понятия: Красная книга, редкие виды.

Гипотеза

Если заинтересовать детей и взрослых проблемой исчезновения растений, возможно дети и взрослые начнут ценить красоту наших лесов и лугов.

Предмет исследования:

Редкие растения нашего края.

Презентация

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим  о редких, исчезающих растениях  нашей Самарской области.

«На Земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето…»

Е. Карасев

Редким становятся растения из-за мощного разнообразного воздействия человека на окружающую природу. Эти воздействия проявляются в следующих формах:

  1. Полное уничтожение естественной растительности на определенной территории:  расширение площади земель под пашней, жилыми, промышленными, транспортными  и другими сооружениями.
  2. Замена естественного растительного покрова культурными растениями – садами, полями, огородами, парками, лесонасаждениями
  3. Уничтожение отдельных видов растений из-за их полезных качеств – заготовка  лекарственных и дикорастущих пищевых растений, сбор букетов и выкопка декоративных растения и т.п.
  4. Изменение местоположения естественного растительного покрова под влиянием хозяйственно деятельности человека.

Как же мы можем сохранить эти растения?

Дети: Не рвать цветы в лесу, на луга, собирая букеты, не выкапывать растения, чтобы их посадить для украшения своего дома. Если мы приходим в лес, после отдыха убирать за собой мусор, без надобности не разжигать костры, не вытаптывать траву, не ломать кустарники, ветки деревьев, не обижать лесных насекомых, не портить несъедобные грибы.

Дети демонстрируют карточки «Правила друзей природы».

Воспитатель:  Да, ребята, вы назвали много способов сохранения редких и исчезающих  растений. Редкие и исчезающие растения следует сохранять в первую очередь в тех местах,  где они растут в диком виде, в свойственной или природной обстановке.

Послушайте стихотворение в исполнении Жени К.

Женя: Цветок на лугу я сорвал на бегу.

                Сорвал. А зачем? Объяснить не могу.

                В стакане он день простоял и завял.

                А сколько бы он на лугу простоял.

Воспитатель:  Давайте помнить о том, как мы можем сохранить окружающую нас природу.

Выходите, ребята, давайте покажем как мы бережем цветы.

Психогимнастика «На лугу».

Воспитатель:  Охрана растительного мира – дело чрезвычайно важное. Опасность полного уничтожения нависла сейчас не только над некоторыми видами растений, но и над целыми растительными сообществами.

Если какой-либо вид исчез с лица Земли, восстановить его уже невозможно, это – невозвратимая потеря. Между тем, такой вид мог бы представить ценность для человека – как лекарственной растение, как источник каких-то других полезных веществ, как материал, служащий для выведения новых сортов культурных растений, и т.д.

Нам еще неизвестны все полезные свойства каждого из существующих в природе видов растений. То, что не находит применения сейчас, может оказаться исключительно ценным впоследствии.

Уже по одной этой причине нельзя допускать, чтобы из общего фонда флоры был потерян хотя бы  один вид.

Сегодня я хочу рассказать вам, какие усилия прилагают экологи, различные общественные организации для сохранения окружающей среды.

Прежде всего, хочу вам рассказать, что такое «Красная Книга». Может быть, вы уже знаете о ней.

Ответы детей.

Воспитатель:  Да, ребята, эта книга, в которую включены виды животных и растений, грибов, даже лишайников и водорослей., которым грозит реальное исчезновение с лица Земли.

Первая Красная Книга  – Международная – появилась в 1966 году. (Демонстрация фотографии).

Ученые всего мира впервые решили подсчитать тот ущерб, который нанесли люди природе Земли. Результат – ошеломил всех: опасность грозила многим вида растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Красный переплет этой Книги – не случаен, он как бы предупреждает о возможной беде.

Красные Книги существуют в каждой отдельной стране, в каждом регионе.

Первый том Красной Книги Самарской области «Растения» вышел в 2007 году. В эту книгу включены растения, произрастающие на территории нашей области, нуждающиеся в нашей защите.

Дети выходят с карточками в руках с изображениями этих  растений.

Это Алтей лекарственный, адонис весенний (горицвет), бессмертник песчаный, валериана лекарственная, душица  обыкновенная, зверобой продырявленный, сушеница топяная, тимьян ползучий (чабрец), толокнянка обыкновенная, ирис безлистный (касатик безлистный), ирис карликовый, белокрыльник болотный, медуница неясная, рябчик русский, венерин башмачок настоящий, прострел раскрытый (сон-трава), первоцвет лекарственный, ветреница лютичная, ветреница дубравная, ветреница лесная, пион тонколистный, любка душистая, лилия кудреватая (саранка).

Всего в Красную Книгу Самарской области включен 281 вид растений.

Возможен также и другой путь сохранения исчезающих  растений –  специальное выращивание их в искусственной обстановке. Например, в ботанических садах.

Специально культивировать  редкие растения  в искусственной обстановке целесообразно для того, чтобы сохранить их как вид.

Рассмотрим поподробнее, какой урон наносит  массовый сбор цветов для букетов. Эта форма воздействия человека на природу особенно проявляется в густонаселенной         местности, вблизи больших городов. Массовый сбор цветов для букетов приводи к тому, что численность красиво цветущих растений резко сокращается, и они могу совершенно исчезнуть, если своевременно не принять строгие меры. Даже самый аккуратный сбор цветов имеет пагубные последствия. Причина этого – очень проста: срывая цветки, мы не даем созреть семенам и лишаем растение возможности размножаться. Старые экземпляры рано или поздно отомрут, они не вечны. Но смены им не будет. Новые растения появиться из семян не смогут, так как плодам не дали созреть. Именно в этом кроется опасность массового сбора цветов. Особенно велика она для тех растений, которые размножаются только семенами. (Например, для  многих орхидных).

Также нередко,  срывая цветок нечаянно, а то и намеренно, выдергивают все растение с корнем и напрасно губят его.

Важно иметь в виду, что собирая букет, мы топчем много растений, обламывая при этом стебли, раздавливая почки, находящиеся на поверхности почвы и нанося другие повреждения, которые могут привести к их гибели.

Если удастся создать живую коллекцию редких растений, хотя бы и не полную, это будет важным делом. Значение такой коллекции трудно переоценить. Ее можно показать всем желающим.  Познакомить с ней местной население. Живые, да еще цветущие растения – это много лучше, чем любые рисунки или фотографии. Имея живую коллекцию на территории детского сада, удобно проводить экскурсии и беседы об охране растительного мира. Посетители при этом смогу увидеть те растения, которые следует беречь, не рвать.

Если какие-либо из редких растений красиво цветут – и вместе с тем, легко размножаются семенами, (например, некоторые колокольчики), неплохо создать из них целую клумбу, а собирая семена редких видов, можно поделиться ими с ребятами других детских садов, школ.  Все это полезно, так как способствует распространению среди местного населения знаний о редких растениях и сохранению самих растений.

А в заключение нашего занятии давайте все вместе споем песню «Не рвите цветы, не рвите».

Воспитатель поет куплет, а дети – припев.

Рефлексия:

Что вы узнали нового на занятии?

Что вам понравилось на занятии?

Чем занимались на занятии?

Анкета для родителей

  1. Почему численность видов  растений сокращается?
  2. Какие растения люди собирают в букеты?
  3. Как  сохранить исчезающие виды растений?
  4. Какие растения, произрастающие в нашей местности занесены в Красную Книгу?
  5. Что может сделать каждый человек для того, чтобы помочь спасти растения, находящиеся под угрозой вымирания?
  6. Что ты сам сделал или планируешь сделать для сохранения редких растений?
  7. Где встречаются редкие виды и что нужно делать (и чего нельзя делать) в случае такой находки?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию по теме: «Что нужно растению для жизни?», для детей старшей группы

Конспект занятия по экологическому воспитанию по теме: «Что нужно растению для жизни?», для детей старшей группы...

конспект занятия по экологическому воспитанию "Лекарственные растения. травы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Лекарственные растения. Травы»Программные задачи:Развивать    познавательную    активность    детей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему "Уход за комнатными растениями, их первая подкормка".

Программное содержание:  Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности. Закрепить недостаточно освоенный детьми прием рыхления. Познакомить ребят с новым видом ухода...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «СОХРАНИМ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ»

НОД имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие детей», ...

конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Сохраним мир вокруг себя"

Формирование чувства сопереживания, воспитание бережного отношения к окружающему миру, стремления сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и ...

конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Сохраним мир вокруг себя"

Формирование чувства сопереживания, воспитание бережного отношения к окружающему миру, стремления сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему "Сохраним растения родного края"

Цветущие растения – украшение нашей Земли. Но, к сожалению, именно эти растения любят рвать и собирать в букеты. В итоге вблизи населенных пунктов их становиться все меньше, а многие растения ст...